Введение
Развитие туристического сектора экономики является одним из приоритетов, поставленных руководством Краснодарского края и России. Однако экономическое развитие региона сопровождается усилением антропогенной нагрузки на территорию и вызывает экологические проблемы. Одной из таких проблем является вывоз и утилизация твердых бытовых отходов (ТБО).
Технологии, в настоящее время используемые для сбора, хранения и утилизации твердых отходов, являются устаревшими и неадекватными природно-климатическим условиям территории и рекреационным требованиям курорта Сочи. Отходы практически не используются в качестве вторичных материальных ресурсов, из-за чего ценные компоненты, пригодные для переработки после соответствующей настройки, необратимо теряются. Программа Zero Waste, принятая в рамках подготовки к Олимпийским играм, так и не была реализована.
Следует также отметить, что утилизация ТБО является социально значимым рынком, а отсутствие современных технологий, с одной стороны, и строгих санитарных норм, с другой, резко увеличивает стоимость услуг. Утилизация твердых отходов в Сочи является самой дорогой в регионе [1].
Цель исследования: в целях оптимизации системы управления утилизацией твердых бытовых отходов в настоящее время необходимо применять передовые методы и инструменты, основанные на достижениях российских и зарубежных ученых. Одним из таких методов является построение компьютерной имитационной модели и последующий сценарный анализ с целью выявления преимуществ и недостатков различных концепций развития изучаемой сферы [2].
Объектом исследования является система образования, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов в городе Сочи. Предметом исследования является взаимодействие населения города, организация вывоза мусора и туристических потоков. Целью работы является построение интегрированной компьютерной модели, с помощью которой будет возможно:
- изучить тенденции развития конкретного рынка;
- провести анализ сценариев и имитационное моделирование для определения возможных последствий управленческих решений.
Информационной базой исследования являются открытые статистические данные Федеральной службы государственной статистики, Администрации города Сочи и Министерства топливно-энергетического комплекса и ЖКХ Краснодарского края.
Материал и методы исследования
Обзор существующих моделей
Много публикаций были посвящены моделированию утилизации твердых отходов, но эти исследования в основном сосредоточены на одной стороне проблемы. В одной части работ рассматривается логистика вывоза мусора различными видами транспорта [3, 4], в другой – экологическая проблема накопления мусора [5, 6, 7, 8], в третьей – экономическая сторона процесса [9, 10, 11].
Авторы попытались разработать единую синтетическую модель, сочетающую социальные, экономические и экологические аспекты предмета исследования. Технологической основой работы является многоподходное моделирование, сочетающее системную динамику, дискретно-событийное и агентное моделирование [12].
Описание объекта исследования
В городе Сочи насчитывается более 300 лечебно-оздоровительных комплексов, гостиниц и туристических баз различного уровня комфортности общей вместимостью около 200 тыс. мест. Ведущую роль в отраслевой структуре региона занимают курортно-туристические комплексы, величина и доля которых в валовом региональном продукте со временем увеличиваются. Экономика региона ориентирована на туризм и его обслуживание. В сфере материального производства лидируют строительство, пищевая промышленность и сельское хозяйство. Туристические потоки в Сочи достигают 4500-4800 тысяч человек в год. Основная их часть приходится на период с апреля по октябрь, то есть максимальный наплыв туристов приходит летом.
Система очистки территории Сочи регулируется «территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми бытовыми отходами в Краснодарском крае» [13], в соответствии с которой планировалось строительство мусоросортировочного комплекса (МСК) мощностью 200 тыс. тонн в год с компостирующим заводом. Второй этап включал строительство завода по компостированию органических отходов и цеха по переработке пластмасс.
Из всех объектов на МСК в 2018 году была введена в эксплуатацию только станция по сортировке отходов, мощностью 200 тысяч тонн в год (500-600 тонн в день). Запуск второго этапа был отменен.
В настоящее время на территории города Сочи, от Красной Поляны до села Детляжка Лазаревского района, организована следующая система управления ТБО: сбор ТБО, его транспортировка на станцию сортировки, ручная сортировка, прессование и упаковка твердых отходов в брикеты, транспортировка упакованных брикетов и органических отходов автомобильным транспортом на полигон в Белореченске Краснодарского края. Расстояние от Сочи (Центральный район) до Белореченской свалки ТБО составляет 250 км (через Шаумянский перевал), или 325 км через Горячий Ключ, в обе стороны – 650 км.
Для Лазаревского района от Детляжки до Магри схема управления имеет вид: сбор твердых отходов, вывоз мусоровозами до Белореченского полигона ТБО [6, 14]. Логистическое плечо от Лазаревского до полигона в Белореченском районе через город Горячий Ключ составляет 500 км (в обе стороны). Такие большие расстояния для транспортировки ТБО до полигона требуют значительного количества мусоровозов, что увеличит нагрузку на дороги и загрязнение воздуха, а также выбросы вредных веществ из автотранспорта.
При такой схеме очистки ТБО в Сочи вся органическая часть ТБО поступает на свалку, что негативно влияет на состояние окружающей среды.
ТБО сортируются с низким процентом сбора переработанных материалов (7% фракций отходов), а вывоз практически всего объема сочинского мусора на свалку невыгоден. Таким образом, можно сделать вывод, что разработка и внедрение современной системы очистки городских ТБО крайне необходимы.
Текущая мощность МСК рассчитана на 200 тысяч тонн в год, а средний объем образования твердых отходов скоро достигнет 330-400 тысяч тонн в год [12]. Летом объем образования твердых отходов превышает средний уровень на 30%
Когнитивная модель
Представим когнитивную модель рынка вывоза и утилизации ТБО на высоком уровне абстракции. Основными факторами, влияющими на поступление твердых бытовых отходов, являются постоянное население и количество туристов. Увеличение количества отходов влияет на загрязнение окружающей среды, что в свою очередь снижает комфорт проживания на территории и увеличивает заболеваемость. Увеличение заболеваемости снижает среднюю продолжительность жизни и, следовательно, население. Снижение комфорта окружающей среды негативно сказывается на туристическом потоке и населении (усиливается эмиграция из города).
После формализации модель приобретает вид, показанный на рис. 1.
Описание показателей когнитивной модели представлено в таблице 1, а отношения – в таблице 2.
Рис. 1. Когнитивная модель общих отношений.
Таблица 1
Показатели когнитивной модели
Показатель |
Описание |
Единица измерения |
Population |
Население, количество людей, постоянно проживающих в городе |
чел. |
Tourists |
Туристы, среднемесячное количество туристов |
чел. |
Garbage |
Мусор, объем аккумулированных ТБО в городе |
тонн |
Pollution |
Загрязнение, уровень загрязнения окружающей среды |
усл.ед. |
Incidence |
Заболеваемость, среднемесячное количество заболевших людей |
чел./мес. |
Comfort environment |
Комфортность среды |
усл.ед. |
Таблица 2
Взаимосвязи когнитивной модели
Связь |
Описание |
Тип |
R1 |
Comfort environment – Tourists, Комфортность среды – Туристы |
Прямая |
R2 |
Population – Garbage, Население – Мусор |
Прямая |
R3 |
Tourists – Garbage, Туристы – Мусор |
Прямая |
R4 |
Garbage – Pollution, Мусор – Загрязнение |
Прямая |
R5 |
Pollution – Incidence, Загрязнение – Заболеваемость |
Прямая |
R6 |
Pollution – Comfort environment, Загрязнение – Комфортность среды |
Обратная |
R7 |
Incidence – Population, Заболеваемость – Население |
Обратная |
R8 |
Comfort environment – Population, Комфортность среды – Население |
Прямая |
Результаты исследования и их обсуждение
Построение имитационной модели
На основе когнитивной модели в среде моделирования Anylogic была построена потоковая диаграмма
Все переменные в потоковой диаграмме делятся на 3 типа:
- переменные уровня (или состояния), связанные потоками;
- переменные темпа, регулирующие изменение уровней;
- вспомогательные переменные.
Математический аппарат модели представляет собой систему дифференциальных уравнений.
На рис. 2 приведена потоковая диаграмма модели. Она содержит 3 уровня и 17 переменных. Ключевые факторы когнитивной модели выделены цветом. Блок-схема также содержит связь с агентной моделью через переменную AgentModelRemoval. Описание уровней и переменных представлено в таблице 3.
Агентская часть модели включает в себя 3 класса объектов:
- комплекс по сортировке отходов;
- мусоровоз, собирающий отходы с контейнерных площадок и вывозящий его на МСК;
- крупнотоннажный грузовик, перевозящий отсортированные и прессованные отходы на свалку в Белореченске.
Комплекс генерируется в единственном числе; диаграмма дискретных событий показана на рис. 3. Мусоровозы и транспортные средства создаются по мере необходимости, в зависимости от объема отходов, но не более максимального количества доступных специальных транспортных средств.
Рис. 2. Блок-схема модели
Таблица 3
Описание переменных потоковой диаграммы
Переменная |
Описание |
Обозначение |
Уравнение |
Population |
Население |
P |
P(t+dt)=P(t)+B(t)*dt-D(t)*dt+M(t)*dt |
Garbage |
Мусор |
G |
G(t+dt)=F(t)+GD(t)*dt-GR(t)*dt |
PollutionLevel |
Уровень загрязнения |
PL |
PL(t+dt)=PL(t)+Po(t)*dt-CU(t)*dt |
Births |
Рождаемость |
B |
P*F, (F – Коэффициент рождаемости – 0.0152) |
Deaths |
Смертность |
D |
D=P/AL |
Migration |
Миграция |
M |
M=P*MN*AC, (MN –Коэффициент миграции – 0.0231) |
GarbageDisposal |
Вывоз мусора |
GD |
GD=(P+TF*0.3101)*DN, (DN – Disposal Normal – 0.251) |
GarbageRemoval |
Удаление ТБО |
GR |
GR=AMR (связь с агентской моделью) |
Pollution |
Загрязнение окружающей среды |
Po |
Po=(G/243000)/(1-(G/234000)*2)0.5 |
CleanUp |
Очистка окружающей среды |
CU |
CU=PL/15 |
ComfortEnvironment |
Комфортность среды |
CE |
CE=1-PL |
Incidence |
Заболеваемость |
IN |
IN=PL |
AverageLifetime |
Средний срок жизни |
AL |
AL=69.5-In*1.5359 |
AttractionDueComfort |
Привлекательность курорта |
AC |
AC=0.414*CE+0.814 |
TouristsFlow |
Поток туристов |
TF |
TF=TFLT*CE, (TFLT – статистическая табличная функция) |
Рис. 3. Диаграмма состояния модели комплекса сортировки отходов.
Верификация модели
Для повышения уровня достоверности результатов моделирования были проведены формальные процедуры верификации модели.
Проверка (валидация) модели выполняется с целью улучшения модели и проверки ее достоверности, то есть насколько хорошо полученная модель описывает поведение моделируемой системы. При проверке модели структура и переменные (например, начальные условия и константы) могут быть уточнены, то есть модель откалибрована.
В ходе выполнения формальных процедур валидации были проверены логические взаимосвязи, чтобы подтвердить правильность структуры имитационной модели. Проверка была сделана с фактическими доступными статистическими данными.
Например, приведем соотношение ретроспективных фактических данных и результатов, полученных моделью, по 2 параметрам: население и вывоз мусора. Все исходные данные соответствуют развитию системы в период с 2012 по 2017 год. Шаг моделирования – 1 год; горизонт моделирования 2017. Результаты прогноза приведены на рис. 4, 5.
Как видно на представленных рисунках моделирование воспроизводит актуальную статистику. В первом эксперименте средняя ошибка отклонения составляет 2,45%, а во втором – 3,26%.
Выводы или заключение
На основании проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
1. Разработана многоподходная модель системы утилизации ТБО в Сочи, которая позволяет изучать тенденции развития рынка, а также анализ сценариев последствий различных управленческих решений.
2. Использование этого инструмента для среднесрочного и долгосрочного планирования предоставит лицу, принимающему решение, больше информации в условиях неопределенности, что позволит избежать многих ошибок в управлении.
Рис. 4. Результаты моделирования по показателю «Население»
Рис. 5. Результаты моделирования по показателю «Вывоз мусора»
3. Точность модели основана на общедоступных статистических данных. К сожалению, эти данные не являются полными и не включают в себя множество показателей, значения которых в модели были получены методом экспертных оценок.
В дальнейшем, предполагается уточнить и скорректировать модель с использованием более новых статистических данных; организовать вычислительные эксперименты, которые выявят экономические тенденции влияния сложных программ и сценариев на развитие рынка ТБО, как с точки зрения муниципалитета, так и частных компаний.