Под предпринимательством в Российской Федерации принято считать самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой страх и риск, направленную на постоянное получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицам, зарегистрированным в установленном законом порядке. Данное определение установлено в Гражданском Кодексе Российской Федерации.
Такие ученые как, Дуброва Т.А., Есенин М.А., Козырева П.М. отмечают, что для государства бизнес – это надежный партнёр, который создает для экономики: рабочие места, престиж и конкурентоспособность страны на международных рынках, доходную часть бюджета, научно-технический потенциал, экономический рост, выражающийся в доле ВВП и покупательную способность населения, новые виды продукции. За счет этого у государства появляется возможность решить многие социальные и экономические проблемы, которые особо сильно проявляются в периоды экономических кризисов.
Однако в структуре экономики Российской Федерации доля малого предпринимательства занимает лишь небольшую часть. На долю субъектов малого бизнеса приходится лишь около 20-21% официальной статистики ВВП страны, однако данные цифры в реальной картине куда меньше, по мнению ученных это 12-15% ВВП России. В развитых странах значение данного показателя 50-60% ВВП страны. Доля занятого населения страны в малом бизнесе в России составляет около 25%, в европейских странах данный показатель составляет около 50-80%. Данные показатели свидетельствуют о том, что уровень развития малого предпринимательства в России низкий.
Территориально малый бизнес в России развивается не равномерно. На долю 4 федеральных округов приходится около 76% субъектов малого предпринимательства всей России (рис. 1). В городе федерального значения Москве зарегистрировано количество субъектов малого бизнеса, превышающее данное значение в сравнении с любым другим федеральным округом.
Помимо территориальной неравномерности развития малого бизнеса, в Российской Федерации наблюдается и неравное отраслевое распределение (рис. 2).
Рис. 1. Количество субъектов малого предпринимательства в разрезе федеральных округов в период с 2014 по 2016 г. (%)
Рис. 2. Отраслевое распределение субъектов малого бизнеса в РФ в 2016 г.(%)
Больше всего субъектов малого предпринимательства приходится на отрасль торговли – 39,1%, это можно обосновать тем, что в данной отрасли легко открыть бизнес потому, что издержки на осуществление деятельности низкие (торговые площади можно брать в аренду, транспортные услуги осуществлять через посреднические сети, дорогостоящего оборудования не требуется и его можно брать в лизинг).
Еще одной наиболее популярной отраслью среди субъектов малого бизнеса, является отрасль, связанная с операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг – 20,3%. Связанно это с тем, что издержки по ведению бизнеса низкие и при этом не требуется специального дорогостоящего оборудования, а необходим лишь персонал, и в итоге за счет данного бизнеса можно легко получать высокий доход.
На долю субъектов малого бизнеса, занятых в производственных отраслях приходится куда меньше количество субъектов бизнеса, так на долю строительства приходится 11,7%, и чаще всего данный бизнес связан с предоставлением услуг по ремонту, что не требует больших затрат для ведения бизнеса. Но если же данный бизнес занят большим строительством, то требуются значительные вложения в покупку оборудования и поэтому данный бизнес не особо популярен среди предпринимателей. Также на такую стратегически важную отрасль как обрабатывающее производство, приходится лишь 9,5%, в данной отрасли очень сложно открыть бизнес из-за высоких цен на оборудование и сырьевые ресурсы видимо поэтому субъектов малого бизнеса приходится так мало. Однако именно эти отрасли важны для развития экономики.
На другие же отрасли приходится доля в размере менее 8%. Малая доля субъектов малого бизнеса просматривается и в добывающих отраслях. Связать это можно с большими издержками по добыче различного рода ресурсов и высокой конкуренции по сравнению с крупными предприятиями.
В результате можно подчеркнуть следующие особенности малого бизнеса в Российской Федерации – это неравномерное региональное развитие субъектов малого бизнеса и нерациональное отраслевое распределение в структуре экономики. В результате возникают следующие проблемы:
1. Наибольший процент субъектов малого бизнеса открывается там, где располагаются наиболее финансово обеспеченные регионы.
2. Субъекты малого бизнеса чаще всего занимаются деятельностью, в которой наиболее просто открыть и вести бизнес, где издержки для бизнес минимальны и высока окупаемость.
Получается, что в основном бизнес открывается и ведется в сфере услуг, хотя для экономики государства было бы, более эффективно, если бы большая доля субъектов малого бизнеса велась и открывалась в сфере производства, и тем самым было бы развитие промышленного потенциала страны и больше бы товаров можно было бы реализовать на внутренних рынках , а также через экспортные каналы на внешних рынках.
На развитие малого бизнеса в стране влияют определенные факторы. Основными факторами, на которые можно повлиять со стороны государства и которые влияют на развитие субъектов малого бизнеса в Российской Федерации являются:
1. Экономические факторы. В данной группе факторов можно выделить следующие факторы: уровень экономического развития региона, развитость сети инфраструктуры в регионе, наличие сырьевой базы, экономическая ситуация в стране, уровень развития технологий, действие на экономику другими государствами, развитость кредитно-финансовой системы, потребительский спрос, уровень поддержки оказываемой государством на субъекты малого бизнеса.
2. Правовые факторы. В данной группе факторов можно выделить следующие факторы: налоговая политика проводимая государством; ставки во внебюджетные фонды Российской Федерации (в 2013 году за счет влияния данного фактора, многие индивидуальные предприниматели не смогли продолжить свою деятельность); законодательные акты, направленные на защиту субъектов малого предпринимательства; внесение изменений в правовые акты, касающиеся субъектов малого бизнеса (например: размещение части Государственного заказа.)
Экономические факторы прямо влияют на финансовое состояние субъектов малого бизнеса, в условиях действия данных факторов субъектам бизнеса приходиться искать дополнительные финансовые источники финансирования для своего бизнеса. Правовые факторы в большей степени влияют на условия деятельности субъектов малого бизнеса и могут действовать, как негативно, так и позитивно.
Опросы предпринимателей в Российской Федерации показывают, что основными проблемами, которые сдерживают развитие их бизнеса являются проблемы, связанные с:
1. Высокая налоговая нагрузка;
2. Нехваткой финансовых ресурсов;
3. Сложности в получение заемного капитала;
4. Административные барьеры;
5. Недостаток информационного обеспечения.
Это свидетельствует о том, что субъекты малого бизнеса испытывают финансовые затруднения, и при этом не надеются на систему финансовой поддержки со стороны государства, которая может и должна помочь им в создании и развитии их бизнеса.
Субъекты малого бизнеса обладают важными свойствами для государства, среди которых можно выделить следующие:
• гибкость – в отличие от крупного и среднего бизнеса, малый бизнес обладает мобильностью и может в изменчивых условиях рынка переходить из одной отрасли в другую. Субъектам малого бизнеса могут более быстро адаптироваться под условия рынка.
• экономичность – крупный и средний бизнес включает в себя высокие финансовые затраты, в отличие от малого бизнеса, издержки у которого значительно ниже. Помещение, оборудование и транспорт для деятельности субъекты малого бизнеса могут арендовать при помощи лизинговых услуг.
За счет данных свойств при правильной мотивации бизнеса на создание своего дела в промышленных отраслях, для такого крупного государства, как Российская Федерация, состоящего из большого количества регионов, малый бизнес будет являться одним из путей равномерного развития региональных рынков и всей экономики за счет своей массовости и более простого способа открытия бизнеса, чем открытие крупных или средних предприятий.
Малое предпринимательство – это основа, на базе которой создается экономическая система любой страны. Именно в сфере малого предпринимательства зарождается рыночная экономическая система, основанная на конкуренции между крупным, средним и малым бизнесом.
В условиях экономических санкций и общего экономического спада внутри Российской экономики, именно субъекты малого бизнеса могут стать стимулом для преодоления сложной экономически ситуации, в которой крупный и средний бизнес испытывают также экономические затруднения. От степени развития малого предпринимательства в государстве зависит экономический потенциал страны, поскольку большинство крупных бизнес структур начинали свою деятельность, как субъекты малого предпринимательства и являлись локомотивами развития экономики государства. Именно за счет субъектов малого бизнеса можно развивать экономику России, и для того чтобы это делать необходимо оказывать государственную финансовую поддержку субъектам малого бизнеса на этапе их создания и расширить возможность получения заемных средств в процессе их деятельности.