Введение
Продовольственное эмбарго, которое стало ответной мерой России на санкции западных стран, привело к необходимости к осуществлению политики агропродовольственного импортозамещения. В результате ее реализации в регионах страны выросло производство отечественной сельскохозяйственной продукции, сократились импортные поставки, повысилась продовольственная независимость страны. Вместе с тем, в российском агропромышленном комплексе накоплен ряд взаимосвязанных проблем, действие которых в комплексе не позволяет реализовать инновационный вариант его развития, являющемся безальтернативным в современных посткризисных условиях. Одно из наиболее перспективных направлений повышения эффективности импортозамещения в сфере АПК состоит в организации инновационных кластеров, как интегрированных структур пространственной экономики. Несмотря на актуальность данной проблематики, она еще недостаточно изучена в экономических исследованиях и требует своего совершенствования как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Цель исследования состоит в обосновании перспективных направлений совершенствования организации инновационных агропромышленных кластеров и обеспечения их устойчивого функционирования в современных экономических условиях, особенностью которых является высший уровень нестабильности внешней среды.
Материалы и методы исследования
Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по вопросам создания и функционирования интегрированных структур в сфере АПК, а также комплекс статистических данных и экспертные оценки. Были использованы следующие методы: анализа и синтеза, индукции, обобщений и аналогий.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблематика импортозамещения является довольно многообразной и включает в себя комплекс вопросов: понятие импортозамещения и его отраслевые аспекты; формы политики импортозамещения; барьеры, препятствующие ее реализации; стратегии и формы импортозамещения, оценка эффективности, а также другие компоненты, возникающие по мере развития рынка продовольствия.
В экономической литературе приводятся самые различные определения понятия импортозамещения, что свидетельствует о многогранности рассматриваемой категории. Анализ большинства из предлагаемых подходов показал, что импортозамещение необходимо рассматривать и как процесс и как экономическую категорию [2]. Как процесс, импортозамещение – это рост отечественного производства продукции, с целью поэтапного вытеснения зарубежных ее аналогов с национального рынка и соответствующее увеличение экспорта.
Как экономическая категория агропродовольственное импортозамещение представляет собой совокупность разнохарактерных производств, обеспечивающих внутренний спрос, цель которых состоит в достижении высококонкурентного получения сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки, преимущественно на основе инновационных решений с учетом их экономической эффективности и социальной значимости.
Современная оценка реализации политики импортозамещения является довольно противоречивой, начиная от полного ее провала на первых этапах до признания безоговорочного и полного успеха. Тем не менее, программа импортозамещения, которая обошлась бюджету в 2 миллиарда рублей принесла определенные позитивные результаты. Уже к 2017 году зарубежные закупки продовольствия, которые в 2014 году составили 43 миллиарда долларов, уменьшились до 25 миллиардов, а в 2020 году впервые экспорт сельскохозяйственного сырья и продуктов питания превысил импорт. Было выполнено задание по сокращению импорта мяса: по плану на 67,8%, фактически – на 65%. По овощам и плодово-ягодной продукции, а также по молоку и продуктам его переработки, запланированные правительством показатели оказались невыполненными [4]. Такую динамику в отношении молока и молочных продуктов, кроме сыров, можно подтвердить следующими данными (таблица).
Можно выделить несколько ключевых факторов, являющиеся барьерами развитию импортозамещения в АПК:
- слабая промышленная база переработки сельскохозяйственного сырья и высокий уровень износа ее оборудования, основная часть которого зарубежного производства;
- неразвитость инфраструктуры;
- отсутствие точных сведений о технологических и производственных возможностях российских поставщиков;
- недостаток финансирования основных бизнесс-процессов;
- дискриминация со стороны международных ритейлеров;
Динамика производства молока и молочных продуктов по Российской Федерации за 2017-2022 годы (тыс. тонн)
Виды молочных продуктов |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2021 г. к 2017 г., процент изменения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Молоко жидкое обработанное, включая молоко для детского питания |
5390 |
5457 |
5378 |
5628 |
5687 |
5,5 |
Сливки |
133 |
150 |
163 |
195 |
237 |
78,2 |
Творог |
486 |
501 |
468 |
487 |
497 |
2,3 |
Масло сливочное |
270 |
267 |
269 |
277 |
282 |
4,4 |
Сыры |
464 |
467 |
540 |
572 |
648 |
39,6 |
Продукты молочные сгущенные, млн.усл. банок |
837 |
806 |
717 |
717 |
671 |
-19,8 |
2896 |
2819 |
2792 |
2745 |
2739 |
-5,4 |
Источник: рассчитана автором по данным Федеральной службы государственной статистики.
- низкое качество подготовки бизнес-планов инициаторами импортозамещающих проектов;
- недостатки таможенного регулирования при импорте сырья и готовой продукции;
- дефицит подготовительных промышленных площадок, оснащенных необходимой инфраструктурой;
- отсутствие технико-технологических возможностей для производства сопутствующих товаров, выпуск которых приводит к снижению себестоимости импортозамещающей продукции.
В этой связи возникает острая необходимость повышения эффективности агропродовольственного импортозамещения, учитывая, что основные структурные составляющие АПК (сельское хозяйство, производственная и социальная инфраструктура, переработка сельхозпродукции) довольно существенно пострадали под влиянием пандемии COVID-19.
Одним из наиболее перспективных направлений в этом отношении, на наш взгляд, является создание инновационных агропромышленных кластеров, проблематика организации и функционирования которых в отечественной экономической науке и на практике изучена недостаточно, а имеющиеся публикации имеют фрагментарный характер.
Следует отметить, что в регионах страны уже созданы сельскохозяйственные кластеры, в основном, они имеют специализированной характер без выделения инновационной компоненты. Так, например, в Ростовской области создан территориальный кластер «Донские молочные продукты». В его состав вошли: ЗАО «Кировский консервный завод», «СПК-колхоз «50 лет Октября», ООО «Южное молоко», ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» и ОАО «Региональная корпорация развития».
Предпосылки создания инновационных агрокластеров имеются во всех регионах страны, но преимущественно, естественно, в тех, где сельское хозяйство является ведущей отраслью специализации (рисунок 1).
Создание инновационного агрокластера, на наш взгляд, следует начинать только в том случае, если будет учтено какие инновации могут быть в нем реализованы и какой источник финансирования является доступным для этих целей.
Что касается самого понятия кластера, то в экономической литературе приводятся самые разнообразные определения, включая его рассмотрение как среды, объекта, процесса и проекта и, в чем единодушны все авторы, феномена пространственной экономики. В классическом варианте под кластером понимается группа взаимосвязанных компаний, связанных территориальной общностью, осуществляющих свою деятельность в определенной сфере и дополняющих друг друга в рамках единой цепочки создания ценности.
Рис. 1. Предпосылки создания агропромышленного кластера в регионе
Рис. 2. Перспективные направления инновационного развития в АПК России
Учитывая специфику АПК и тот факт, что инновационная компонента является ведущей в рассматриваемом виде кластера, инновационный агропромышленный кластер можно определить как территориально-индустриальное объединение сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций, банковских структур, инфраструктурных организаций, инновационного блока учреждений, органов государственной власти, интеграция которых позволяет оптимально использовать различные виды ресурсов и усиливать конкурентоспособность региона. В состав инновационного блока могут быть включены все возможные генераторы инноваций: учебные заведения, научно-исследовательские институты, центры трансфера технологий, коворкинги, технопарки.
Формирование организационно-экономического механизма создания и функционирования инновационных агрохолдингов предполагает, прежде всего, классификацию инноваций в АПК. В имеющихся публикациях они приводятся, в большинстве случаев, по отношению к сельскому хозяйству с выделением групп инноваций по ряду критериев: по отраслям животноводства и растениеводства; по степени новизны; по периоду окупаемости от внедрения; по сферам деятельности (технические, технологические, организационные, экономические, общественные) и по полученному эффекту. В работах Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» выделены основные направления инновационного развития АПК, что важно с точки зрения их реализации в инновационных агрокластерах (рисунок 2) [1, 3].
Требует своей более глубокой проработки также вопрос финансирования внедрения инноваций в агрокластеры. Наряду с традиционными источниками финансирования: бюджеты всех уровней, кредиты банков, слабо еще используются венчурное финансирование, как вложение капитала в обмен на долю в компании, находящейся на стадии start-up, в расчете на рост капитализации профинансированности компании в будущем.
Несомненно, что процесс создания и дальнейшего функционирования инновационного агропромышленного кластера должен иметь надлежащее кадровое сопровождение. При этом основными компонентами модели функциональных компетенций менеджера инновационного агрокластера должны стать:
- системное мышление;
- владение ИТ-технологиями;
- владение ИТ-технологиями;
- знание нормативно-правовых документов в области кластерного развития;
- знания в области управления инвестиционно-инновационными проектами;
- владение технологиями продвижения инновационной продукции.
Заключение
Одним из основных направлений повышения эффективности агропродовольственного импортозамещения в настоящее время должно стать создание региональных инновационных агрокластеров, включающих в качестве структурных элементов сельскохозяйственные и перерабатывающие предприятия, банковские и инфраструктурные организации, органы государственной власти в проектах государственно-частного партнерства при ведущей роли инновационного блока в составе учебных заведений, научно-исследовательских институтов, центров трансфера технологий, коворкингов, технопарков при условии надлежащншл кадрового сопровождения.