Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

RURAL TOURISM MANAGEMENT: SMALL REGIONAL FORMS, FEATURES, ABOUT THE PROFESSIONAL EDUCATION PROGRAM

Grishin E.V. 1 Tolmachev A.V. 1 Bobrysheva V.E. 1
1 Kuban State Agrarian University
The positive and negative impact of rural regional tourism on the external environment of territories, the division into internal (national), inbound (international) and external is considered. The definition of rural tourism is clarified, the list of positive consequences of the development of the segment is detailed, the socio-economic tasks of regional rural business are given. It is proposed to implement the program of Additional Professional Education (APE) “Management of Rural Tourism”, which is aimed at improving the efficiency of rural development. The professional standards of the program (“Marketer” and “Economist of the enterprise”), the competence of promoting rural tourism facilities are given. It is noted that the competencies of the program should be implemented using marketing tools, computational methods of managerial decision-making, comparative analysis of economic indicators of participants in tourism activities, information resources and computer technologies. The thematic detailing of the disciplines (modules) of the curriculum of the program is given, the uniqueness, features and advantages of the recommended program are shown.
rural tourism
territories
development
factors
farm production
educational program
competencies

Введение

Сельский туризм на рынке услуг нашей страны имеет сравнительно небольшую историю в сравнении с зарубежной практикой. Сегодня отечественный сельский туризм развивается довольно высокими темпами, вовлекая в этот бизнес все большую часть не только городского, но и сельского населения [6]. Однако, как и многие виды бизнеса, он несет в себе положительные и отрицательные воздействия и последствия. К негативным отнесем нелюбовь местных жителей к туристам, засорение сельской природы, образование свалок, новых дорог, почвенную эрозию, ущерб водоемам и другие пагубные воздействия на экологию. Поэтому следует принимать своевременные, упреждающие меры по минимизации таких негативных воздействий.

С другой стороны, сельский туризм оказывает значительное положительное влияние на социально-экономические факторы развития аграрной экономики, на повышение благосостояния сельского населения. К положительным сторонам относятся развитие местного малого производства, создание рабочих мест, новое производственное и жилищное строительство, повышение привлекательности инвестиций в недвижимость, повышение ее рыночной стоимости, инфраструктурное обустройство территорий, рост доходов, выход на новый уровень делового коммуникативного взаимодействия и другое. Поэтому, практика задействования, расширения новых туристических услуг в сельской местности несет большие выгоды [4, 5, 8].

Целями исследования были определены структурные уточнения и углубления методических положений, разработка рекомендаций по повышению эффективности регионального сельского туризма, роста малого хозяйствования и благосостояния сельских территорий.

Задачами стали уточнение научной дефиниции «сельский туризм», положений методологии регионального малого туризма, разработка рекомендаций повышения эффективности образовательной программы ДПО «Менеджмент сельского туризма».

Материалы и методы исследования

Сельский туризм, уникального Краснодарского края (КК), находится фактически в начальном состоянии своего развития (что дает дополнительные преимущества и высокий конечный результат роста). В этой сфере функционируют лишь десятки сельских гостевых домов при слабой программной теоретико-практической базе подготовки специалистов сельского туризма.

Как показывает зарубежная и отечественная практика сельский, фермерский туризм представлен в основном малыми формами хозяйствования. Сегодня он призван внести свой вклад в миссию обеспечения социально-экономического роста сельских поселений и их территорий, в функционирование нового типа предприятий, обеспечивающих повышение занятости местного населения, в создание хозяйств малого и среднего сельского бизнеса, снижение миграции молодого поколения. В сохранение территорий пограничных районов страны, национального культурного наследия, ремесел, традиционного уклада жителей сел, повышение плодородия земель.

Сельский, фермерский туризм можно квалифицировать по различным признакам, при этом обычно выделяется аграрный, экологический, туризм с целью охоты, рыбалки и др. Также его делят на внутренний (национальный) – в границах своей страны, въездной (международный туризм) – иностранцы могут приезжать на рыбалку, фотоохоту, охоту, для уточнения условий, чтобы планировать заняться фермерством в нашей стране и с другими целями. Внешний (международный аграрный туризм) предполагает выезд наших граждан за рубеж для отдыха, изучения передового зарубежного опыта ведения сельскохозяйственного производства и с другими целями [2, 9].

Рассмотрим основные аспекты определения, дефиниции «сельский туризм». Анализируя научную, периодическую литературу отметим, что под сельским туризмом с одной стороны понимается предоставление, организация и продажа определенного рода товара, а точнее услуг. С другой стороны, это целый комплекс видов активностей граждан всех слоев населения по реализации потребностей как организованного, так и неорганизованного, активного и неактивного отдыха на сельских территориях с возможным приобщением к природе, сельскохозяйственному производству, местным достопримечательностям, жизненным этнокультурным особенностям, ценностям и др.

Также сюда относится отпускная активность горожан, других путешественников с размещением в частных сельских гостиницах, гостевых домах, сельских семьях и другое. Организаторы туризма обеспечивают своих постояльцев проживанием, питанием, знакомством с местными возможностями отдыха, экскурсиями по достопримечательным местам. При этом отдыхающие могут удовлетворяться целым комплексом туристических услуг вдали от городской привычной им суеты: отдых с дегустацией продуктов, напитков, вина, экскурсионным обслуживанием, турпоходами. Возможностями непосредственного участия туристов в производственных технологических операциях как на бесплатной основе, так и с оплатой своего труда. Сюда же входят: организация и проведение спортивных мероприятий, рыбалка, ранний подъем, производственные работы, уход, дойка животных, уроки по способам сенокоса, активное участие в других операциях ручного и механизированного труда. Все что относится к проведению времени за границами привычной городской жизни на сельских территориях с малой плотностью населения [1, 7].

Большую актуальность сельский опыт приобретает для родителей, всесторонне воспитывающих своих детей. Взрослым и особенно детям полезны знания о сельском укладе, быте, обслуживании животных, выращивании и уборке клубники, фруктов, овощей и других продуктов.

Следует отметить отсутствие во многих региональных вузах комплексной системной подготовки кадров, наличия учебных планов дополнительного профессионального образования (ДПО) в сфере сельского туризма. Критерием эффективности сельского туризма следует считать его вклад в устойчивое экономическое, экологическое, социальное и культурное развитие населения территории. Для повышения уровня образованности участников туристической сферы регионального малого и среднего бизнеса наша кафедра готовит к реализации свою программу дополнительного профессионального образования.

В аннотации данной образовательной программы определены сельские туристические услуги. К реализации предлагается профстандарт: 08.035 «Маркетолог» с обобщенными трудовыми функциями (ОТФ) «Технология проведения маркетингового исследования с использованием инструментов комплекса маркетинга», в том числе с трудовыми функции (ТФ). Подготовку и проведение маркетинговых исследований рынка планируется осуществлять с использованием инструментов бенчмаркетинга. Будет использоваться и профстандарт 08.043 «Экономист предприятия» с ОТФ «Экономический анализ деятельности организации», в том числе с ТФ «Сбор, мониторинг и обработка данных для проведения расчетов экономических показателей организации», «Расчет и анализ экономических показателей результатов деятельности организации».

Формируемые и совершенствуемые компетенции включают в себя способности выпускников курса формировать базовые умения и знания по созданию и продвижению продуктов и услуг сельского туризма, с использованием инструментов маркетинга. Важным разделом является анализ экономических показателей туристической деятельности, с использованием технологии «Интернет вещей» (Internet of Things – IT) для решения практических проблем и узких мест сельского туризма.

Содержание программы (основные темы в разрезе дисциплин, модулей учебного плана программы) включает следующие разделы.

1. Основы сельского туризма. Раздел ставит целью сформировать научное систематизированное представление по пространственному размещению объектов туризма на сельских территориях. Предусматривается проведение анализа по природным, культурным, социально-экономическим, геополитическим факторам, чтобы иметь возможность организовывать эффективные сельские туры. Особое внимание следует уделить поиску резервов роста эффективности на основе сравнительного анализа отечественного туристического опыта и зарубежного сельского туризма. Методология построения курса поможет будущим менеджерам компетентно и эффективно развивать разные направления современной сельской туриндустрии.

2. Экскурсионная деятельность и организация досуга включает формирование современного представления о менеджменте экскурсий, практическую постановку экскурсионного бизнеса, подготовку и проведение турэкскурсий с рассмотрением подробного перечня требований, которые предъявляются к персоналу бизнеса. Здесь раскрываются, детализируются основные функции внутрифирменного менеджмента и видовая сущность разнообразия экскурсий. Показываются технологические приемы подготовки экскурсий по интересам, разрабатываются вариантные сценарии экскурсионных тематик.

3. Важной позицией является раздел изучения зарубежного опыта современной практики сельского туризма с формированием комплекса системного знания становления и современного развития сельского туризма особенно в странах Европы, ближнего и дальнего зарубежья: их опыт, практика, современное состояние и сравнительная конъюнктура сельского туризма у нас и за рубежом.

4. Нормативно-правовые основы работы в сельском туризме предполагают знания правовой культуры и высокой внутренней дисциплины будущих менеджеров туризма. В этом разделе предусмотрена учеба по освоению основных направлений правового регулирования общественных процессов, с соблюдением обязательных требований нормативных правовых документов к средствам размещения сельских туристов.

5. Основы финансово-экономической деятельности в сельском туризме предусматривают формирование необходимых знаний по управлению трудовыми, материальными, информационными и финансовыми потоками в современных рыночных условиях. Изучение закономерностей развития экономики, сельского туризма, позволяющих правильно ориентироваться при решении практических проблем отрасли. Умение ставить и решать задачи, связанные с туристической индустрией, с оценкой экономической целесообразности.

6. Маркетинг в сельском туризме охватывает формирование современного экономического мышления, представления о роли и особенностях маркетинга в сельском туризме. Формирование правильного использования маркетинговых инструментов в управлении факторами спроса и предложения в сфере бизнеса сельского туризма (для различных целевых аудиторий) с определением емкости рынка туруслуг.

Режим обучения предусматривает недельный объем 20 учебных часов. Продолжительность обучения 14 недель. К освоению данной программы привлекаются члены крестьянско-фермерских хозяйств (КФХ), сельскохозяйственных потребительских кооперативов, личных подсобных хозяйств (ЛПХ), муниципальные служащие, специалисты АПК, обучающиеся по СПО и ВО и другие заинтересованные лица.

Действующая лаборатория менеджмента и маркетинга кафедры управления и маркетинга, на базе которой организуется аудиторный учебный процесс программы, имеет две аудитории, оснащена двумя современными мультимедийными проекторами с функциями кинотеатров, регулируемыми подвесными экранами, компьютерами, двумя блоками видео кейсов по стратегическому менеджменту, стендами, демонстрирующими возможности обучения. Лаборатория вооружена и программными продуктами, кафедральной литературой, другим методическим обеспечением, предметными баннерами, географическими картами мира, страны, региона, камерами видео-наблюдения, шторами, стендом услуг лаборатории, наглядными пособиями и другими необходимыми атрибутами.

Дополнительно планируется приобрести: 1. Передвижную лабораторию оперативного мониторинга состояния качества пищевых продуктов, воды, воздуха, почвы, уровня радиации и других параметров туристической среды для информирования преимуществ потенциальных объектов туризма. 2. Оборудование для центра маркетинга услуг на базе нашей лаборатории.

Реализация программы полностью обеспечена кафедральными дипломированными педагогическими кадрами, имеющими высшее специальное образование «Туристическая и гостиничная деятельность».

Заключение

Современная актуализация социально-экономических задач по повышению потенциала развития сельского туризма диктует необходимость создания дополнительных рабочих мест, формирования и диверсификации источников дохода для замедления тренда снижения сельской миграции. Следует также повышать и отраслевые налоговые поступления – важного источника госбюджетной поддержки развития сельского туризма. Необходимо возрождать народные промыслы, традиции, поддерживать продвижение местных брендов посредством рекламы и активной информационной поддержки. Росту эффективности отрасли будет способствовать рекомендуемое нами курсовое специализированное обучение сельскому туризму.