Введение
Государственно-частное партнерство основывается на обязательных взаимовыгодных условиях. При этом выгода должна быть конкретной, понятной участникам соглашения и оценимой. Учитывая это, одно из главных мест занимает оценка эффективности проектов, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства. Выполнение намеченных целей проекта ГЧП во многом обуславливается от грамотно осуществленного анализа эффективности проекта. Учитывая необходимость обеспечения высокой эффективности взаимоотношений государственно-частного партнерства тема совершенствования методологических подходов к оценке эффективности подобных проектов становится еще более актуальной.
Целью исследования является совершенствование методики оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства.
Материалы и методы исследования
Проектом ГЧП называют проект, планируемый для реализации государством вместе с частным партнером на принципах ГЧП [7, с. 191].
Осуществление анализа эффективности проекта ГЧП требуется для проверки уровня его соответствия задачам и потребностям сторонам соглашения, оценки реальной потребности в инвестировании и наличия нужных для этого условий, определения обстоятельств, которые могут повлиять на конечные итоги инвестирования, и для принятия окончательного заключения о реализации проекта.
Анализ и расчет эффективности проекта также позволяет оценить уровень его привлекательности для потенциальных участников и привлечения внешних инвестиций.
На сегодняшний день рынок ГЧП-проектов ото дня в день приходит в себя после негативного воздействия covid-19, особенно устойчивое увеличение прослеживается в социальной и городской сферах. В основном это связано с созданием специализированных механизмов поддержки, которые предусмотрены государственными программами (в сфере образования и спорта, «дальневосточной концессии», «инфраструктурных кредитов» и др.), а также повышению значимости институтов развития в поддержке «городских» ГЧП-проектов.
Всего в 2021 г. в инфраструктуре было реализовано 3648 проектов государственно-частного партнерства, из них 74,3% в сфере коммунально-энергетической инфраструктуры, 16,41% в социальной сфере, 4,2 и 5% в транспортной и иных сферах соответственно. Схематично представим сведения о количестве реализованных проектов государственно-частного партнерства в 2021 г. (рис. 1).
Существующая методика анализа и оценки эффективности проекта ГЧП/МЧП и определения его сравнительного преимущества используется при разработке предложения о реализации проекта сторонами соглашения о ГЧП, и определяет требования и порядок расчета показателей, применяемых для оценки эффективности проекта и установления его сравнительного преимущества [1].
Рис. 1. Рынок частных инвестиций в инфраструктуру России по состоянию на 30 декабря 2021 г.
Сначала осуществляется анализ эффективности проекта, далее проводится установление его сравнительного преимущества согласно двум показателям:
– финансовая эффективность проекта;
– социально-экономический эффект от реализации проекта [1].
Согласно утвержденной методике, процесс анализа эффективности соглашения и установление его сравнительного преимущества состоит из 3 этапов:
1. Осуществление оценки экономического эффекта проекта. На данном этапе рассчитывается NVP для проекта, если его значение больше или равно 0, то производится переход на второй этап.
2. На втором этапе осуществляется оценка социально-экономического эффекта, при этом проверяется соответствие целям государственных программ.
3. При определении сравнительного преимущества проекта рассчитывается KVFM проекта. Если его значение больше или равно 0, то проект приобретает статус «возможного для реализации». Обобщенно логику оценки эффективности проекта ГЧП можно представить в виде схемы (рис. 2).
Рис. 2. Алгоритм проведения оценки эффективности проекта ГЧП/МЧП и определения его сравнительного преимущества
Расчет показателей, требующихся для оценки эффективности и установления сравнительного преимущества, производится в зависимости от финансовой модели проекта, которая соответствует требованиям, указанным во втором разделе методики, и документов, которые требуются для оценки обязательств, взятых государством при появлении рисков [1].
Здесь стоит отметить, что имеют место два основных подхода. Согласно первому подходу, анализ эффективности необходимо проводить, опираясь только на материальные показатели – те, что есть возможность рассчитать и представить в виде конкретных цифр (например, объем предоставленных услуг, выполненных работ или реализованной продукции). Следующий способ помимо количественных показателей эффекта рекомендует учитывать более субъективные, относящиеся к психологической оценке достигнутых показателей (например, оценка уровня удовлетворенности граждан в связи с реализацией проекта ГЧП) [4, с. 337].
Можно заметить, что второй подход является более разумным, поскольку дает возможность оценивать эффективность ГЧП не только с точки зрения его экономического эффекта, но и позиции его социальной и общественной ценности.
В России экономический эффект проекта ГЧП принято определять при помощи чистой приведенной стоимости проекта, при этом значение данного показателя должно быть больше или равно нулю [4, с. 336].
Также, социально-экономический эффект проекта ГЧП устанавливается, опираясь на следующие требования: цели и задачи проекта ГЧП должны соответствовать минимум одной цели или задаче, а его показатели – как минимум двум значениям актуальных государственных программ [4, с. 336].
Также, социально-экономическая значимость проекта ГЧП оценивается, опираясь на следующие факторы: цели и задачи проекта ГЧП должны соответствовать хотя бы одной цели или задаче действующих государственных программ, а рассчитанные значения проекта должны соответствовать как минимум двум показателям актуальных государственных программ [4, с. 336].
В контексте экономического уровня оценки эффективности ГЧП нужно принимать во внимание следующие факторы:
1. Ресурсная затратность проекта ГЧП. С позиции экономики эффективный проект должен обеспечивать получение максимального результата, но с минимальными затратами на ресурсы. Другими словами, если выдвинутый в рамках ГЧП проект требует высоких вложений, но при этом дает незначительный результат, то данный проект не может называться экономически успешным, и соответственно эффективным. При этом следует подчеркнуть, что рассматриваются не только материальные затраты, но и о временные и трудовые затраты, которые потребуются для воплощения в жизнь проекта [3, с. 337].
Одним из успешных методов проведения анализа ресурсной затратности проекта служит осуществление комплексной оценки поставленной цели ГЧП на предмет необходимых вложений как в рамках ГЧП, так и без использования подобных соглашений [6, с. 164].
2. Институциональная эффективность, к которой относится минимизация рисков, возникающих при реализации проекта ГЧП.
3. Целевая эффективность, к которой относятся количественные показатели [4, с. 338].
Результаты исследования и их обсуждение
Социальный эффект от реализации проектов ГЧП может быть в двух формах – в прямой и косвенной формах. Прямой эффект связан со строительством и дальнейшей эксплуатацией объекта, косвенный же проявляется в виде налоговых поступлений, дополнительных инвестиций и развития производства, отрасли, региона, которые связаны с реализацией проекта.
К предложениям по совершенствованию оценки социальной эффективности проектов ГЧП можно отнести:
1. Создание дополнительных рабочих мест.
2. Рост доходов населения и повышение покупательной способности.
3. Дополнительные налоговые поступления.
4. Улучшение здоровья и демографической ситуации в стране (в результате снижение количества преждевременной и предотвратимой смертности, роста уровня рождаемости, увеличения продолжительности жизни).
5. Повышение квалификации рабочей силы, в связи с внедрением прогрессивных технологий.
Для оценки различных видов проектов ГЧП не может использоваться единая методика оценки, поскольку в зависимости от сферы реализации проекта основные цели проекта отличаются. Так, например, в сфере инфраструктуры социальная эффективность имеет большее значение, чем экономическая.
Проекты ГЧП в социальной сфере могут не иметь такой же высокий уровень доходности, как, например, проекты в транспортной или коммунально-энергетической, что объясняется наличием экономически обоснованного тарифа и высокой собираемостью платежей, однако проекты ГЧП в социальной сфере имеют особую важность, что подтверждается национальными целями развития России до 2030 г.
Достижение поставленных целей при реализации проекта ГЧП во многом зависит от грамотно проведенной оценки эффективности проекта, в частности анализа эффективности самого партнерства, его ценности и целесообразности, выбора наилучшей формы его реализации.
Заключение
Таким образом, анализ социального эффективна ГЧП необходимо проводить с позиции влияния на общество, с вовлечением экспертных мнений, социологических исследований, сравнительного анализа со схожими проектами ГЧП, которые уже реализованы, приобретенным мировым и отечественным опытом. Следует учитывать, что достигнутый социальный эффект влечет за собой рост экономической эффективности проекта. В частности, повышение доходов граждан ведет к росту платежеспособного спроса, что стимулирует развитие производства, уменьшение бедности обеспечивает экономию на социальных трансфертах, улучшение здоровья населения граждан обеспечивает экономию на выплате пособий по временной нетрудоспособности, пенсионных выплат по инвалидности. Исходя из этого можно утверждать неразрывность социальной и экономической эффективностей как на микро-, так и на макроуровне.
Улучшение экономической составляющей реализации проекта невозможно без поднятия уровня социальной эффективности.