Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE TAX SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION

Bloshenko T.A. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
The article deals with the problems and prospects for improving the tax system, substantiates ways to solve them from the standpoint of a systematic approach. The sources of financial income are analyzed, the main directions of tax policy. Comprehensive study of the taxation system, analysis of new approaches in the Russian taxation system. The study is based on a dialectical approach. When conducting the study, a systematic, institutional approach was used. The lack of new methods and approaches in the taxation system, as well as tools, is the reason for the decrease in the level of innovative activity of economic entities. In this regard, the change in tax policy in terms of improving tax legislation, including in the field of sectoral taxation, in particular, the development of subsoil use is aimed at stimulating and developing types of economic activity, creating and using innovations. The article presents the characteristics of taxes for the medium term based on the restructuring of the economy: stimulating the development of resource-saving industries and digitalization of the economy.
fiscal policy
tax policy
the characterization of taxes for the medium-term

Введение

Целью развития направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики России является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета и подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Доходная часть бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подвержена наиболее масштабным и неожиданным изменениям, что связано с высокой ролью рентного налогообложения в структуре доходов федерального бюджета.

Политика государства направлена на рациональное использование природных ресурсов и комплексное использование всех полезных компонентов, находящихся в минеральном сырье. Отсутствие новых методов и подходов в системе налогообложения недропользования, а также инструментария является причиной снижения уровня инновационной активности экономических субъектов.

Цель исследования – изучение особенностей налогообложения организаций-недропользователей.

Материалы и методы исследования

В настоящей статье рассматриваются проблемы и перспективы совершенствования налоговой системы в сфере недропользования, обосновываются пути их решения с позиции системного подхода. Анализируются основные направления налоговой политики, комплексное исследование системы налогообложения, анализ новых подходов в системе налогообложения России. При проведении исследования были использованы системный и институциональный подход.

Результаты исследования и их обсуждение

В целях стимулирования организаций – недропользователей к добыче полезных ископаемые из собственных отвалов или отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, в случае если лицензией на пользование недрами предусмотрена добыча полезного ископаемого, в том числе использование отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ним перерабатывающих производств.

В настоящее время данный вопрос нашел свое отражение в Определении Конституционного суда РФ от 11 марта 2021 г. № 375-О для определения объекта обложения НДПИ правоприменительным органам требуется в каждом случае установить, является ли конкретная операция частью технологического цикла по добыче, т.е. извлечению полезного ископаемого из недр (или же по переработке его в качественно иную продукцию), а равно является ли содержащаяся в добытой породе продукция первой по своему качеству, соответствующей требованиям применимых стандартов (или же таковой является продукция, полученная путем ее дальнейшей переработки).

Предлагается закрепить на законодательном уровне льготный режим налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых, изложив пп. 5 п. 1 статьи 342 «Налоговые ставки» Налогового кодекса Российской Федерации, в следующей редакции:

5) полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

В связи с тем, что запасы минеральных ресурсов достаточно истощены, данный механизм позволит вовлекать в переработку отвалы или отходы (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, что направлено на рациональное использование минеральных ресурсов в Российской Федерации, развивать новые технологии извлечении (добычи) полезных ископаемых из накопленных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

В целях развития в России промышленных технологий извлечения полезных ископаемых из бедных руд и стимулирования деятельности организаций – недропользователей, направленной на добычу и комплексную переработку минерального сырья с низкими содержаниями полезного компонента, рассмотреть возможность льготной режима налогообложения по налогу на добычу полезных ископаемых.

Учитывая, что содержание полезного компонента в исходном минеральном сырье и величина его сквозного извлечения в готовый продукт являются условиями установления экономически обоснованного уровня изъятий налога на добычу полезных ископаемых на стадиях добычи видов полезных ископаемых и их комплексной переработки, соответственно, при условии содержания полезного компонента в исходном минеральном сырье в диапазоне от 0,2 – 0,6 граммов на тонну и сквозном извлечении полезного компонента из одной тонны бедной руды (ниже 70 процентов) вполне объективно налог на добычу полезных ископаемых принимать по ставке ноль процентов.

Данной подход направлен на совершенствование развития промышленных технологий в России, полное извлечение всех полезных компонентов, находящихся в исходном минеральном сырье, рациональное использование природных ресурсов, в том числе направлен на улучшение экологической составляющей в России.

В настоящее время, в связи со сложившейся макроэкономической ситуацией, организации-недропользователи, в силу объективных причин не могут разрабатывать истощенные месторождения твердых полезных ископаемых, что приводит к консервации месторождений в том числе, причиной консервации является отсутствие технологий извлечения полезных компонентов в руде с их низкими содержаниями полезного компонента на тонну добываемой бедной руды.

Кроме того, в силу роста процентных ставок и отсутствия кредитования в условиях неопределенности, организации-недропользователи также не могут разрабатывать и новые месторождения твердых полезных ископаемых, так как проводят работу по реализации импортозамещения в соответствии с поручениями Минпромторга России.

Таком образом, в целях непрерывности ведения бизнеса для организаций-недропользователей необходимо предусмотреть налоговый механизм предоставления льгот по налогу на добычу полезных ископаемых, позволяющий вести отработку истощенных месторождений твердых полезных ископаемых на стадиях жизненного цикла разработки месторождения, начиная с двадцатого года его эксплуатации и до завершения эксплуатации до рекультивации данного месторождения.

Для реализации данного механизма необходимо дополнить статью 342.3 «Порядок определения и применения коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого» Налогового кодекса Российской Федерации следующим содержанием:

«Для истощенных месторождений твердых полезных ископаемых вводится коэффициент Ктд, который принимается равным:

0,8 – с двадцатого года по двадцать первый год (в течение 24 налоговых периода) включительно, при жизненном цикле эксплуатации месторождения;

0,6 – с двадцать второго по двадцать третий год (в течение 24 налоговых периода) включительно, при жизненном цикле эксплуатации месторождения;

0,4 – с двадцать четвертого по двадцать пятый год (в течение 24 налоговых периода) включительно, при жизненном цикле эксплуатации месторождения;

0,2 – с двадцать четвертого по двадцать шестой год (в течение 24 налоговых периода) включительно, при жизненном цикле эксплуатации месторождения;

0 – с двадцать шестого года (в течение 24 налоговых периода) до окончания жизненного цикла эксплуатации месторождения ежегодно (в течение 24 налоговых периода) до начала рекультивации месторождения».

Считаем, что такой механизм налогового стимулирования будет достаточными для формирования режима, способствующего максимально полному и рациональному освоению месторождений твердых полезных ископаемых.

Целью развития направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики является определение условий, используемых при составлении проекта федерального бюджета и подходов к его формированию, основных характеристик и прогнозируемых параметров федерального бюджета и других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Основные риски в доходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Доходная часть бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подвержена наиболее масштабным и неожиданным изменениям, что связано с относительно высокой ролью рентного налогообложения нефтегазового сектора в структуре доходов федерального бюджета. В области доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ключевым источником бюджетных рисков служат колебания цены на нефть [6-8].

При количественной оценке рисков различают прямой и полный эффекты: прямой эффект характеризует непосредственное влияние мировых цен на углеводороды. Без учета косвенного воздействия на объем производства, обменный курс, инфляцию и т.д., в то время как полный эффект учитывает влияние на все бюджетные доходы по всем направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики. При подсчете прямого эффекта от изменения цен на нефть необходимо также учитывать нелинейность формулы расчета рентных налогов, связанную с повышенной степенью их прогрессивности в отношении уровня нефтяных цен [2-5].

Введенный режим налога на дополнительный доход при добыче углеводородного сырья предполагает снижение суммарной величины налогов, зависящих от показателей (налог на добычу полезных ископаемых и экспортная пошлина на нефть), и введение налогообложения дополнительного дохода от добычи нефти, величина которого определяется за весь срок инвестиционного проекта при разработке конкретного участка недр, а уровень налоговых изъятий зависит от величины расчетного денежного потока от деятельности по разработке участка недр с учетом фактических цен на нефть и затрат на ее добычу [9; 10].

Деятельность недропользователей связана с уплатой налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), руководствуясь нормами Налогового кодекса Российской Федерации, которыми регламентирован порядок расчета суммы НДПИ для различных видов полезных ископаемых.

Налоговым кодексом Российской Федерации определены виды полезных ископаемых, среди которых подпунктом 4 раздела 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации выделены товарные руды: 1) черных металлов (железо, марганец, хром); 2) цветных металлов (алюминий, медь, никель, кобальт, свинец, цинк, олово, вольфрам, молибден, сурьма, ртуть, магний, другие цветные металлы не предусмотренные в данных группировка); 3) редких металлов, образующих собственные месторождения (титан, цирконий, ниобий, редкие земли, стронций, литий, бериллий, ванадий, германий, цезий, скандий, селен, цирконий, тантал, висмут, рений, рубидий); 4) многокомпонентные комплексные руды.

В целях налогообложения НДПИ многокомпонентных комплексных руд, имеющих два и более основных и попутных цветных и редких металлов, целесообразно исключить определение «многокомпонентные комплексные руды» из 26 главы Налогового кодекса Российской Федерации, налогообложение видов полезных ископаемых осуществлять исходя из химически чистых металлов и их цен, сложившихся на рынках сбыта, и соответственно внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации [1].

Кроме перечисленных мер, целесообразно рассмотреть и другие меры в области налоговой политики, в частности: 1) изменение процедур администрирования налога на прибыль организаций, предусматривающее внедрение инструментов эффективного мониторинга трансфертного ценообразования, влияния производных финансовых инструментов на формирование налоговых обязательств налогоплательщиков, внедрение системы консолидированной налоговой отчетности, совершенствование амортизационной политики; 2) изменение условий налогообложения налогом на прибыль некоммерческого сектора экономики, включая возможность освобождения их прибыли от налогообложения при соблюдении ряда условий; 3) совершенствование налогообложения подакцизной продукции; 4) совершенствование системы налогообложения добычи нефти с целью стимулирования разработки новых месторождений; 5) совершенствование имущественных и социальных вычетов по налогу на доходы физических лиц, а также вычетов по затратам граждан на образование и здравоохранение; 6) совершенствование налогообложения вторичного минерального сырья – применение дифференцированного налогообложения и утилизации отходов, в том числе и снижение негативного воздействия на окружающую среду; 7) расширение и обоснование сферы применения ставка 0% при налогообложении полезных ископаемых при разработке некондиционных руд в Российской Федерации; 8) расширение методов администрирования налога на добычу полезных ископаемых, включая отдельные аспекты налогообложения всех видов потерь горного производства и переработки полезных ископаемых [1].

Совершенствование информационного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиком создаст условия для выполнения программы «Цифровая экономика». Ожидаемые результаты налогового мониторинга: 1) расширение перечня потенциальных участников налогового мониторинга; 2) увеличение количество участников налогового мониторинга, не ниже 20% в год; 3) повышение доли налогоплательщиков, предоставляющих доступ к системам, не ниже 20% в год; 4) снижение доли рисков при проведении налогового мониторинга, не ниже 5% в год; 5) повышение доли автоматизированных контрольных процедур, не ниже 20% в год; 6) снижение доли неопределенных налоговых позиций, не ниже 5% в год; 7) повышение доли мотивированных мнений по планируемым сделкам, направленных без продления срока, не ниже 5% в год; 8) повышение доли электронных документов, не ниже 10% в год.

Заключение

В среднесрочной перспективе для развития налоговой системы предполагается: 1) сохранить уровень налоговой нагрузки в среднесрочной перспективе при условии баланса бюджетной системы Российской Федерации; 2) повысить эффективность и нейтральность налоговой системы за счет внедрения методов администрирования, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений.