Введение
К числу важнейших современных задач по созданию благоприятных условий для труда и отдыха исследователи относят создание необходимых возможностей охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности [1]. Обозначенные нами сферы деятельности реализует значительное число субъектов, среди которых основная масса вопросов регулирования общественного порядка и обеспечения общественной безопасности возлагается на правоохранительные органы, в первую очередь на полицию, а именно на подразделение по охране правопорядка на улицах и иных общественных местах – патрульно-постовую службу (далее ППС).
Основное направление деятельности ППС направлено на обеспечение правопорядка и профилактики среди населения преступлений и правонарушений, при этом, сотрудникам приходится контактировать с разными категориями граждан. В процессе общения сотрудникам приходится воздействовать на психику и поведение людей, чтобы добиться прекращения противоправных действий, при этом они подвергаются обратному воздействию, в частности, провокации к неправомерному применению физической силы, шантаж, угрозы, обман, насмешки и т.д.
При выполнении служебных обязанностей они нередко действуют в ситуациях, связанных с реальными угрозами для жизни и здоровья. Обозначенные нами производные и факторы деятельности зачастую влекут стрессовые состояния, повышенную конфликтность, как итог – проблемы в семье, патологическая усталость, отсутствие заинтересованности, так как в основном деятельность сотрудников патрульно-постовой службы полиции характеризуется особым, ненормированным режимом работы.
При обращении за помощью к полицейскому, простой обыватель всегда надеется на то, что его защитят, помогут разобраться в возникших проблемах и нередко сталкиваются с равнодушием и отсутствием профессионализма, что приводит к разрушению авторитета как отдельно взятого сотрудника, так и полиции в целом. Сотрудникам патрульно-постовой службы приходится первым делом реагировать на обращения граждан, так как они ближе всего к населению, по результатам их деятельности и формируется представление о полиции в целом. Соответственно, чем качественнее и результативнее будет их работа, тем сильнее будет расти престиж службы, вследствие чего будет расти доверие людей. Такое положение выступает основным условием существования социального взаимодействия внутри общества [2].
Цель исследования – изучение современного состояния правового регулирования и правоприменительной деятельности. Для решения поставленных задач по обеспечению правопорядка необходимо поддержание обратной связи с населением и организация взаимодействия с общественными объединениями и организациями правоохранительной направленности.
Материалы и методы исследования
Настоящее исследование базируется на результатах, полученных авторами в ходе практической деятельности в территориальных подразделениях МВД России по Башкирии.
Результаты исследования и их обсуждение
Как положительный пример необходимо отметить организацию взаимодействия территориального подразделения МВД России в городе Уфа с органами местного самоуправления по обеспечению правопорядка на территории города. Так представительный орган республики выступил с инициативой и реализовал ее в декабре 2012 года создав «Центр общественной безопасности города Уфы». Муниципальное учреждение образовано для решения входящих в компетенцию местной власти вопросов обеспечения безопасности населения, профилактике правонарушений в жилом секторе. В рамках взаимодействия сотрудников центра на постоянной основе привлекают к обеспечению правопорядка, в том числе в период проведения рейдовых мероприятий, а также мероприятий с массовым пребыванием граждан, наиболее значимые – это Всемирная Фольклориада в 2021 году, куда за весь период привлекалось 146 сотрудников центра, финал национального чемпионата «WorldSkilsRussia», куда также привлекалось 264 сотрудника центра. Кроме того, на постоянной основе сотрудники центра привлекаются для обеспечения правопорядка в период проведения регулярных матчей чемпионатов РФЛ и КХЛ.
Организация подобного взаимодействия с органами местного самоуправления создает возможность минимизировать количество задействованных сотрудников правоохранительных органов и других сил в период проведения мероприятий с массовым пребыванием граждан, а также позволяет задействовать дополнительные силы и средства для охраны общественного порядка.
Важнейшим фактором взаимодействия полиции и гражданского общества является формирование его институтов как основных субъектов взаимодействия с полицией, особенно по вопросам противодействия коррупции, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, бытовой преступности, на почве пьянства, наркомании и других асоциальных явлений.
Наряды строевых формирований полиции реализуют колоссальный объем деятельности, соответственно, принимая на себя широкий круг обязанностей, важнейшим из которых, является профилактическая деятельность [3].
Для успешного решения задач необходимо знать, в каких условиях будут действовать патрульно-постовые наряды. В связи с чем, необходимо владеть объективной информацией о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории. На основе анализа и оценки этой информации осуществляется вся дальнейшая организаторская деятельность по их управлению [4]. Важным аспектом является оперативная реакция на сообщения о преступлениях с целью задержания преступников и раскрытия преступлений преимущественно в первые минуты после получения сообщения о происшествиях и преступлениях.
Проведенное нами исследование привело нас к мнению, что их деятельность в настоящее время, имеет существенные проблемы, которые влияют на качество несения службы сотрудников ППС.
Так, согласно данным проведенного исследования в подразделениях управления по работе с личным составом МВД по Республике в 2021 году, штатная численность личного состава ППС составляет около 2000 единиц. При этом некомплект на конец сентября 2021 года составляет около 12 % от общей численности. Количество некомплекта постоянно растёт, кроме того, командировки, отпуска и больничные, особенно в условиях довольно сложной эпидемиологической обстановки создают ощутимую нехватку личного состава.
В условиях дефицита наружных нарядов командирами строевых подразделений допускаются факты несоблюдения установленных норм выставления маршрутов патрулирования, в том числе в наиболее поражённых с криминальной точки зрения местах. В этой связи, возросло количество нареканий со стороны обычных граждан о несвоевременном реагировании нарядов полиции на их обращения.
Выводы
Дальнейшее сохранении данной тенденции, а именно уменьшение плотности выставляемых нарядов, потенциально может привести к ухудшению оперативной обстановки.
В данных условиях необходимо изменить подход к комплектованию кадров путем повышения престижа профессии патрульного-постового. Во-первых, главная проблема на сегодняшний день – это увеличение денежного довольствия, в сравнении с гражданскими организациями, где заработная плата в полтора, а то и в два – три раза больше ставит сотрудников перед выбором о смене профессии, особенно отработавших не более 3 лет. Кроме того, возможность решения жилищных проблем, а также качественное улучшение материально-технического обеспечения подразделений патрульно-постовой службы.
Однако можно привести и положительные моменты в организации деятельности сотрудников ППС, такие как издание нового нормативно-регулятивного документа МВД России, где предписано в обязательном порядке иметь при себе носимый видеорегистратор и мобильное устройство удалённого доступа к сервисам ИСОД МВД России [5]. В данном случае, видеорегистратор является абсолютно честным «свидетелем» при любых правонарушениях и позволяет провести анализ как действий сотрудника полиции, так и правонарушителя, кроме того вынуждает участников сторон, во избежание привлечения к ответственности, соблюдать нормы и правила поведения. Кроме того, определён исчерпывающий перечень задач и функций подразделений ППС. В соответствии с Наставлением запрещается возлагать на подразделения и сотрудников ППС задачи и функции, не связанные с исполнением обязанностей по обеспечению правопорядка, а также другие изменения и нововведения, которые должны помочь командирам строевых подразделений организовать служебную деятельность на новом более высоком уровне.