Введение
Анализ совершенствования современного состояния предприятия можно назвать предкризисным. Поэтому нынешние непростые обстоятельства заставляют искать резервы повышения эффективности деятельности и доходов прежде всего в системе управления предприятием. Немало проблем связано, в частности, с нестабильностью цен поставщиков, снижением платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию, имеющимся резервом производительности предприятия, недозагрузкой оборудования, избытком персонала и др. Из-за появляющихся проблем в логистической цепочке, закупка – производство – распределение – сбыт, появились искусственно создаваемые «узкие места». Все это буквально съедает ту эффективность в управлении предприятием, которая закладывалась изначально.
Цель исследования – повышение качества деятельности предприятия, использование наиболее перспективных и эффективных методов организации деятельности на основе взаимовыгодного долгосрочного партнерства с клиентами, а также совершенствование «портфеля» продуктов и услуг.
Материал и методы исследования
Применение процессного подхода позволит исключить отдельные операции, которые не имеют отношения к созданию ценности для клиентов. Это позволит обеспечить ритмичность деятельности предприятия, устранит потери в сквозных процессах управления предприятием [2].
Очевидно, что существует несколько направлений развития системы управления предприятием ОАО «РЖД». В основу должны быть положены принципы унификации субсистем управления производством и согласованное их развитие в границах всего производства.
Управление производством в пределах одного подразделения, уже невозможно. Очевидно, что необходима интегрированная технология управления по всей логистической цепочке.
Следует отметить, что без введения современных информационных систем управления, переход к интегрированным технологиям управления в принципе невозможен. За основу работы должен быть взят метод имитационного моделирования и внедрения высокопроизводительных и программно-технологических комплексов. Разработка и внедрение интегрированных автоматизированных систем сможет обеспечить взаимодействие всех систем управления всех участников в едином информационном поле [3].
Эта информационная система управления, основанная на принципах процессной модели, позволит оценивать текущий момент как с позиций уже произошедших событий, так и будущих. Однако при этом необходимо учитывать принцип унификации всех подсистем управления. Только после этого всего их совокупность можно будет считать единой интеллектуальной системой управления предприятием ОАО «РЖД» [5].
Самый популярный этап управления в условиях кризиса – это снижение затрат, однако требует разумного подхода. Такой способ не должен негативно отражаться на качестве предоставляемых услуг или выпускаемого продукта.
Как правило снижение затрат проводится посредством:
− поиска более дешевого сырья и материалов, поиск местных поставщиков (для уменьшения транспортных расходов), внедрение ресурсосберегающих технологий, что в совокупности даёт снижение материальных расходов;
− снижение расходов на научно-технические и исследовательские разработки;
− сокращения расходов на оплату труда;
− корректировка ассортимента организации;
− уменьшение затрат на административные и хозяйственные нужды.
С помощью профессионального управленческого учета необходимо проанализировать постатейно все затраты. Обязательно выявятся позиции, которые можно сократить или оптимизировать.
Следующий популярный этап антикризисного управления заключается в оптимизации денежных потоков, с помощью следующих мероприятий:
− ежедневная сверка баланса и отслеживание наличных денежных средств;
− продажа нерентабельного оборудования и материалов;
− формирование реестра платежей;
− предоставление скидочных условий на покупку товара за наличный расчет;
− уменьшения сроков кредитов на товары, работы, услуги;
− увеличение продаж;
− консервация неиспользуемых основных средств, с целью снижения имущественного налога.
Результаты исследования и их обсуждение
Вследствие возрастающей сложности, комплексности и усиления взаимосвязей отдельных элементов, эффективность деятельности предприятия все в большей степени зависит от эффективности функционирования систем управления. Поскольку деятельность предприятия можно рассматривать на разных уровнях (клеточном, структурном, функциональном, процессном), то и система управления должна строиться на каждом уровне. Например, в табл. 1 приведены уровни модели системы управления железнодорожным транспортом. Повышение эффективности системы управления предприятием может быть достигнуто при проведении анализа всех сторон деятельности как управляемой, так и управляющей подсистемой, а также анализе сильных и слабых сторон предприятия, процессов производства, сбыта, финансового состояния, персонала, маркетинга.
Система управления – это подсистема, составными частями которой являются группы взаимодействующих людей, а функциями системы управления являются определенные проблемы (входы) и управленческие решения (выходы) [1].
Совершенствование деятельности предприятия необходимо начинать с совершенствования системы управления (табл. 2).
Таблица 1
Уровни модели системы управления железнодорожным транспортом
Уровень системы управления |
Вид (тип) ключевых показателей |
Ключевые показатели для железнодорожного транспорта |
«Клеточный» |
натуральные |
- численность подвижного состава - общая грузоподъёмность - общая мощность тяговых двигателей - протяженность железных дорог |
Структурный |
Натуральные |
- количество локомотивных депо - количество локомотивов в эксплуатации - работа локомотивов - тяговые плечи - пункты экипировки - механические стойла |
Функциональный (вид деятельности) |
Условно-натуральные |
- пассажирооборот - грузооборот - приведенный грузооборот - объём погрузочно-разгрузочных работ - фондовооруженность - эффективность - объём ремонта - производительность труда - результативность |
Целостный |
стоимостные |
- доходы - расходы - прибыль |
Таблица 2
Совершенствование системы управления предприятием ОАО «РЖД»
Элементы совершенствования |
Содержание элементов |
Состав системы управления предприятием |
функции управления, структура, персонал, технические средства, информация, методы, технология, финансы, управленческие решения |
Обязательные функции системы управления предприятием |
планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организация, производство, инновации, контроль, информация, регулирование, социальное развитие, мотивация, конкретные специфические |
Задачи анализа системы управления предприятием |
установление соответствия организационной структуры системы управления предприятием и условий среды функционирования |
Задачи синтеза системы управления предприятием |
определение числа и состава структурных единиц управления и определенных способов, связывающих их взаимодействие |
Персонал системы управления предприятием |
использование и управление рабочим временем с помощью планирования и для взаимодействия с другими элементами системы управления |
Технические средства системы управления предприятием |
связь, проведение совещаний, демонстрационная техники, средства оснащения рабочего места руководителя, средства контроля |
Технология системы управления предприятием |
информационные, вычислительные, организационные, логические операции |
Основные направления исследования системы управления предприятием |
организация, ресурсы, объект исследования, предмет исследования, эффективность исследования |
Основные этапы исследования системы управления предприятием |
1. выделение объекта 2. определение цели 3. выделение управляющих переменных 4. определение функций, подлежащих исследованию 5. определение критериев оценки результатов анализа 6. определение критериев оценки предполагаемых решений по совершенствованию систем управления |
Таблица 3
Соотношение составляющих системы управления предприятием ОАО «РЖД»
Результативность |
Эффективность |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Заключение
Однако система управления предприятием характеризуется двумя составляющими: результативностью и эффективностью. В табл. 3 представлено соотношение, возникающее между этими составляющими. Очевидно, что интегральная характеристика информационной системы управления предприятием должна быть как результативной, так и эффективной [4].