Введение
В настоящее время, несмотря на скорость развития науки и стремительные перемены в мире, спорт остается неотъемлемой частью жизни многих и многих людей. Он является обязательным предметом в учебных заведениях, дополнительным занятием в свободное время, а самое главное – важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения. Массовый спорт предоставляет возможность совершенствовать физические способности, активно отдыхать, а также продлевать долголетие. Спорт – это часть культуры общества, здесь раскрывается совокупность действий и достижений социума в плане использования современной спортивной науки, методов тренировок, спортивного оборудования и соответствующей инфраструктуры.
Массовый спорт – это та часть спорта, которая нацелена на физическое воспитание и развитие граждан, с помощью проведения самостоятельных занятий и участия в различных массовых спортивных мероприятиях. Основной его целью является повышение уровня физической подготовки и здоровья населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни занимался спортом. Так, можно выделить основные задачи массового спорта:
1. Повышение физических возможностей организма людей.
2. Развитие общей работоспособности населения.
3. Приобретение жизненно важных умений и навыков.
4. Совершенствование телосложения.
5. Возможность полезного проведения досуга обществом.
6. Профилактика различных заболеваний.
7. Способ объединения людей, поддержания сплоченности.
Наименее востребованными видами массового спорта в Российской Федерации по опросам ВЦИОМ являются:
• Плавание.
• Тяжелая атлетика.
• Лечебная физкультура.
• Катание на коньках и лыжах.
• Хоккей.
• Шахматы [1].
Спорт и физическая активность становятся все более значимой частью жизни людей, что, несомненно, оказывает влияние на экономическую сферу государства. Если более подробно рассмотреть значение массового спорта для экономики, можно выделить несколько направлений:
1. Массовый спорт и физическая активность в целом – это отличная альтернатива вредным привычкам, делающая физическое и душевное здоровье населения крепче, что благоприятно сказывается на здравоохранении, культуре, образовании и т.д. Нельзя не отметить и увеличение продолжительности жизни, обеспечиваемое занятиями спортом и двигательной деятельностью, что напрямую влияет на трудоспособность граждан.
2. Качественные трудовые ресурсы, обеспечивающие экономический рост. Производительность труда определенно зависит от качества рабочей силы. Сюда включаются физические и интеллектуальные способности населения. Спорт же помогает укрепить защитные силы организма, является одним из факторов, повышающих работоспособность, а также служит средством профилактики различных заболеваний, как было отмечено ранее.
3. Физическая культура и спорт – огромная сфера предпринимательской деятельности. Это обуславливает существование множества организаций, торгующих спортивными товарами или оказывающих спортивные услуги, а также обеспечивает занятость населения.
Не только в Российской Федерации, но и по всему миру с каждым годом создается все больше и больше спортивных организаций, осуществляющих свою деятельность на коммерческой основе, которым требуется соответствующая спортивная инфраструктура. Это могут быть физкультурные и оздоровительные клубы, ассоциации, различные секции, а также профессиональные клубы, лиги и федерации. Потребности людей преобразуются в спрос. Спрос в спортивной индустрии, как и во всех остальных, порождает ответную реакцию и удовлетворяется производителями.
Актуальность темы исследования обусловлена совокупностью возможных устойчивых экономических и социальных эффектов от развития объектов инфраструктуры массового спорта в регионах Российской Федерации, направленной, с одной стороны, на развитие инвестиционной среды, а с другой – на укрепление здоровья населения.
Цель исследования – проанализировать социальные предпосылки и процессы создания объектов инфраструктуры массового спорта в Российской Федерации и предложить направления совершенствования использования объектов инфраструктуры массового спорта.
Результаты исследования и их обсуждение
Прежде чем рассматривать понятие и классификацию объектов инфраструктуры массового спорта, обратимся к понятию объекты социальной инфраструктуры, поскольку в соответствии с п.1 ст.37 главы 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры [2]. Объекты социальной инфраструктуры — объекты, обеспечивающие потребности человека в получении, приобретении жизненно важных услуг, продуктов, товаров.
Объекты физической культуры и спорта являются одним из направлений социальной инфраструктуры. Теперь перейдем к определению «объекты спорта». «Объект спорта – объект недвижимого имущества или единый недвижимый комплекс, предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивное сооружение, являющееся объектом недвижимого имущества» [2]. Именно такое определение дает указанный выше Федеральный закон. Кроме того, важно подчеркнуть, что объекты спорта могут находиться в таких различных формах собственности, как федеральная, субъектов Российской Федерации, муниципальная, юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций, или физических лиц. «Потребности в обеспеченности территориальных зон объектами спорта определяются на основании правил землепользования и застройки. Размещение объектов спорта осуществляется в соответствии с документами территориального планирования и градостроительными регламентами. Проектирование и строительство объектов спорта осуществляются с соблюдением требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам спорта» [2].
Объекты спортивной инфраструктуры предназначены для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий. И если говорить об объектах инфраструктуры, предназначенных для массового спорта, то стоит отталкиваться непосредственно от понятия «массовый спорт».
Массовый спорт – часть спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и (или) самостоятельных занятий, а также участия в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.
Исходя из данного определения, можно сделать вывод, что объекты инфраструктуры массового спорта практически тождественны с объектами спорта. Но необходимо подчеркнуть такой важный аспект, обеспечивающий разницу между приведенными определениями, что объекты спорта могут использоваться как для массового, так и для профессионального или любительского спорта. А у объектов массового спорта основная направленность – это развитие спорта в, так называемых, массах, т.е. как правило, для большого количества людей одновременно. Также, можно отметить, что объекты массового спорта являются одним из элементов объектов спорта в целом, т.е. его подкатегорией. Существует несколько классификаций физкультурно-спортивных сооружений.
1. По структуре населенных мест: микрорайонные, районные, межрайонные, общегородские, региональные, федеральные.
2. По характеру использования: учебно-спортивные, демонстрационные, для активного отдыха, специальные.
3. По архитектурно-планировочным особенностям: крытые, открытые (плоскостные).
4. По количеству видов спорта: отдельные, комплексные.
Потребность в объектах инфраструктуры массового спорта в регионах определяется соотношением количества человек, занимающихся физической культурой и спортом, к общему количеству желающих, умноженных на коэффициент могущих себе это позволить.
Спортивные сооружения можно классифицировать по различным критериям [3]. Объекты массового спорта также могут рассматриваться по приведенным критериям. Кроме того, можно рассмотреть классификацию по такому определенному выше параметру, как форма собственности:
• «Федеральное сооружение;
• Сооружение субъектов Российской Федерации;
• Муниципальное сооружение;
• Сооружение юридических лиц, в том числе физкультурно-спортивных организаций;
• Сооружение физических лиц» [4].
Массовый спорт может быть различен и достаточно разнообразен [5]. Если рассматривать его структуру, то можно выделить одиннадцать элементов:
• Студенческий спорт;
• Корпоративный спорт;
• Детско-юношеский спорт;
• Семейный спорт;
• Любительский спорт;
• Дворовый спорт;
• Фитнес-индустрия;
• Индивидуальный спорт;
• Спорт в силовых структурах;
• Инвалидный спорт;
• Адаптивный спорт для людей старшего возраста.
Исходя из такого многообразия элементов массового спорта, можно сделать вывод о многообразии и объектов инфраструктуры массового спорта, ведь практически для каждого направления необходим свой объект или же один спортивный объект может выступать как многофункциональный и объединять несколько направлений массового спорта [6]. Необходимо подчеркнуть, что развитие массового спорта уже который год является одной из основных задач в рамках федеральных целевых программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Исинбаева Е. высказалась об этом в одном из интервью: «Поддержка массового спорта и создание спортивных объектов в субъектах Российской Федерации имеют приоритетное значение в воспитании подрастающего поколения». Еще одним доказательством заинтересованности государства в развитии массового спорта стало высказывание Валуева Н.: «В последние годы финансирование массовой физической культуры в Российской Федерации существенно возросло – увеличилось число физкультурно-оздоровительных объектов, спортивных комплексов, численность людей, занимающихся физической активностью». Из приведенных выше высказываний очевидно, что массовый спорт в России успешно развивается и одним из факторов, способствующих этому, является возрастающее количество объектов инфраструктуры массового спорта [7].
С каждым годом массовому спорту в России уделяется все больше внимания. Для развития данной сферы среди всех слоев населения необходимо обеспечить их функциональными объектами спортивной инфраструктуры. В рамках федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» введено в эксплуатацию 78 объектов массового спорта, это лишь некая часть от запланированного количества объектов [8]. Причиной тому могут быть различные трудности, сущность и содержание которых изложены ниже. Итак, основные проблемы, которые возникают при создании и эксплуатации объектов массовой спортивной инфраструктуры:
• материально-техническая база
Материально-техническая база спортивного сооружения включает в себя: «площадки и залы, специальное оборудование, инвентарь и другое спортивное имущество, находящееся в распоряжении хозяйственных, профсоюзных, физкультурных и других организаций или в собственности отдельных граждан» [9]. Все элементы системы должны соответствовать потребительским и функциональным характеристикам, санитарно-гигиеническим требованиям и действующим нормативам. Отсутствие достаточного уровня оснащенности материально-технической базой становится основной проблемой, мешающей своевременной реализации этапов строительства и сдаче объекта в срок. Необходимо внедрять инновационные технологии для оснащения объектов массового спорта, которые после проведения основных мероприятий долгое время остаются в качестве наследия и обеспечивают качественные условия для занятий спортом. Стоит отметить, что хорошей материально-технической базы на этапе открытия сооружения недостаточно, так как в спорте она обладает высокой степенью износа. Таким образом, нужно всегда поддерживать ее на достаточном уровне.
• финансирование
Согласно информации, содержащейся в отчете о реализации федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», «следующим после Федерального бюджета источником финансирования является Консолидированный бюджет субъектов Российской Федерации» [10]. Здесь можно проследить следующую закономерность: как правило, средства, полученные от этих двух источников, балансируют друг друга, то есть на тот проект, который получает меньше из Федерального бюджета, большую часть средств выделяют из Консолидированного бюджета и наоборот [10].
По результатам программы также наблюдается следующая тенденция – в регионах, на которые были выделены большие средства, процент прироста количества спортивных сооружений был минимальным. Эта тенденция указывает на то, что необходимо обратить внимание на целесообразное и эффективное использование инвестиционных средств в ряде субъектов. Как уже было сказано ранее, «еще одному источнику финансирования, а именно внебюджетным фондам, уделяется довольно много внимания. Однако все еще этот источник средств составляет меньшую часть в общей доле средств» [14]. Таким образом, довольно остро стоит проблема привлечения внебюджетных источников финансирования.
Каждый специалист обладает своим видением решения данных проблем. Так, Котлярова О.И. предлагает уделить внимание разработке специальной методики определения экономической эффективности объектов спортивной инфраструктуры. Трушина Е.А. считает, что приоритетными для государства должны быть следующие направления: создание благоприятных условий для децентрализации управления спортом; вовлечение бизнеса в спортивную индустрию [11].
• кадры
«Еще одна проблема, которая зачастую усложняет процесс создания и обслуживания объектов инфраструктуры массового спорта, – недостаток квалифицированных кадров. Она касается, специалистов различных уровней:
- В первую очередь, квалифицированных тренерских кадров, для работы с различными группами населения (дети и пенсионеры, инвалиды и лица с ограниченными возможностями);
- Медицинского персонала с опытом работы в спортивной сфере и знанием ее особенностей. В штате каждого объекта спортивной инфраструктуры должны находиться такие специалисты;
- Управленческих кадров (менеджеров) в сфере физической культуры и спорта, для правильного регулирования всех процессов, происходящих как внутри, так и вне объекта и обеспечения его успешного функционирования» [14]. На сегодняшний день лишь несколько ведущих высших учебных заведений страны обеспечивает подготовку специалистов по данному направлению;
- Профессионалов с юридическим образованием, для обеспечения соответствия законодательным нормам в области физической культуры и спорта.
В отличие от перечисленных ранее, данная проблема более характерна для поддержания функционирования готового спортивного объекта, чем для создания нового. Однако этот факт не делает ее менее важной. Для решения данной проблемы необходимо предпринять два важных шага.
Первый шаг: создание условий для получения образования в данной отрасли. Это может быть как увеличение количества бюджетных мест в вузах, где реализуются данные программы, так и создание новых направлений подготовки в других учебных заведениях;
Второй: увеличение заинтересованности молодых специалистов в работе в сфере физической культуры и спорта за счет повышения заработной платы, улучшения социально-бытовых условий, нормирования рабочего дня, организации командировок, тренингов и так далее.
• соответствие нормам
Объекты инфраструктуры массового спорта в равной мере должны соответствовать федеральным и региональным нормам или рекомендациям. Эти требования распространяются как на материально-техническое оснащение, так и на область кадрового обеспечения любого спортивного объекта [12, 13]. «Для некоторых проектов соблюдение всех норм на этапе создания и поддержание их в течение всего срока обслуживания становится настоящей проблемой» [14].
• посещаемость
«Для того чтобы объект массового спорта успешно функционировал, необходимо поддерживать его посещаемость. От степени посещаемости спортивного сооружения напрямую зависит его окупаемость, а значит и успешность проекта. Обеспечение полной заполняемости отдельно стоящего объекта массового спорта – еще одна довольно распространенная проблема. Того количества посетителей, которые сами приходят и регулярно занимаются спортом, смотрят матчи или принимают участие в соревнованиях, не хватает. Необходимо постоянно придумывать новые алгоритмы для увеличения заполняемости спортивного объекта» [14]. Разработка других механизмов привлечения посетителей – довольно перспективное направление деятельности.
Таким образом, существование перечисленных проблем в значительной степени тормозит появление новых объектов инфраструктуры массового спорта и успешное функционирование уже существующих. «Функциональный подход к решению данных проблем позволит повысить темпы строительства массовых спортивных объектов в стране, а также сделать спортивную сферу более привлекательной для инвесторов» [14].
Выводы
Учитывая, что на стадии строительства стадионов и иных учебно-тренировочных объектов сегодня на государственном уровне осуществляется контроль реализации строительства в установленные сроки, не восполненным остался сегмент подготовки кадров, которым предстоит осуществлять эксплуатацию этих объектов с точки зрения управления, как на этапе соревнований, так и во внесоревновательный период. И это касается не только объектов инфраструктуры, но и управленческого звена, работающего в спортивной индустрии, как на клубном уровне, в федерациях по различным видам спорта, так и в их региональных отделениях.
Как показывает практика и существующий мировой опыт, в настоящее время имеет место наличие дефицита квалифицированных специалистов, способных осуществлять управленческие функции со знанием спортивного сооружения не только как объекта инфраструктуры, но и как коммерчески привлекательного предприятия, которое необходимо будет эксплуатировать и после знаковых событий. Необходимо отметить, что специалисты, приходящие в спортивную индустрию из других сфер деятельности, зачастую проходят долгий период адаптации и внедрения своих навыков применительно к спорту, что на каком-то этапе может вызывать как внутрикорпоративное непонимание, так и наносить определенный вред отрасли.
Отсутствие специальных знаний в части регламентных норм проведения соревнований, спортивного права, особенностей финансово-хозяйственной политики, понимания трансфертной и агентской деятельности, правил переходов спортсменов, маркетинга и организации PR в целом уменьшает КПД управленческого звена, что соответственно отражается на спортивных командах и их достижениях.
Анализируя данную ситуацию, можно предложить различные варианты решения вопроса. Одним из них может быть проведение анализа деятельности спортивных организаций, на основании которого будет разработано и в дальнейшем реализовано создание системы и программы подготовки (переподготовки), повышения квалификации и аттестации кадров, которые уже задействованы или будут задействованы в сфере управления спортивными организациями.
В целях продвижения этой системы также будет необходимо разработать критерии оценки и допуска специалистов к деятельности в сфере спортивной индустрии по имеющимся уже аналогам допуска тренерских кадров в футболе при наличии лицензии, подтверждающей уровень квалификации. Как показала практика, наличие квалификационного уровня значительно повышает качество подготовки спортсменов и осуществляет естественный отсев кадров, не готовых к решению поставленных задач.
Одним из путей реализации данной системы может быть создание на базе ведущих финансово-экономических университетов страны совместно с Министерством спорта Российской Федерации и федерациями по видам спорта специализированных Центров подготовки и повышения квалификации специалистов спортивной индустрии.
В этой связи необходимо будет учесть следующий аспект – создание такого центра должно сопровождаться формированием нормативно-правовой базы, согласованной с федерациями по видам спорта и закрепленной в соответствующих регламентирующих документах. При этом программа обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации может реализовываться не только для организаций, осуществляющих спортивную деятельность и имеющих потребность в аттестованных специалистах.
По окончании программы обучения и итогам аттестационных экзаменов слушателям будет выдаваться аттестат (свидетельство о признании компетентности, признаваемое спортивными организациями). Обучение должно осуществляться на возмездной основе, как за счет командирующих организаций, так и за счет целевых поступлений от федераций или их партнеров в качестве пожертвований. Средства, поступающие за обучение, будут направляться на содержание центра, оплату преподавателей, выпуск методической литературы, проживание обучающихся, научно-методическую работу и т.д. Данная модель может служить аналогом уже существующих много лет систем негосударственного лицензирования и сертификации, осуществляемых Российским футбольным союзом.
Также необходимо учесть, что срок действия свидетельства должен быть ограничен сроком, например, не более 3-х лет, по окончании которого специалисты должны будут проходить курсы повышения квалификации и подтверждать соответствие выданному аттестату или свидетельству. Это связано с прогрессирующими изменениями, постоянно возникающими в спортивной отрасли, созданием новых технологий, коммуникаций, повышением требований к инфраструктуре, системам бухгалтерского учета, правилам регистрации спортсменов, лимитов и т.д.
Методика и программа обучения может быть разработана научными специалистами университетов совместно с Министерством спорта Российской Федерации и заинтересованными федерациями по видам спорта. В рамках обучения могут осуществляться как теоретические, так и практические занятия, включая посещение ведущих спортивных объектов, проведение мастер-классов с участием специалистов высокого уровня. Основное направление обучения будет сконцентрировано на получении знаний по различным аспектам управления:
- управление спортивными сооружениями;
- организация и проведение соревнований и различных мероприятий;
- коммерческое использование объектов инфраструктуры;
- знание нормативных актов в части вопросов безопасности, антитеррористической защищенности;
- знания в части подбора и работы с персоналом;
- базовые общестроительные и сантехнические нормы, правила техники и пожарной безопасности;
- управление спортивными организациями, клубами и командами;
- знание особенностей системы финансового Fair Play, правил трансфертной политики, порядка оформления переходов спортсменов;
- работа со СМИ, социальными сетями и т.д.
Реализацию вышеперечисленных требований будет необходимо закрепить в нормативных документах спортивных организаций как обязательную, и подтверждать документально при прохождении аккредитации в государственных органах. Например, получение аккредитации Министерства спорта Российской Федерации возможно только при наличии у федерации системы аттестации специалистов; получение сертификата стадиона, выдаваемого Российским футбольным союзом, возможно только при наличии соответствующего аттестата или свидетельства у руководящего звена спортивного сооружения. Уровень руководящего звена – это как минимум директор и один заместитель директора, либо в отсутствии заместителя сотрудник, который будет замещать директора спортивного сооружения в его отсутствие.
Реализация данной программы позволит значительно повысить уровень квалификации специалистов, работающих в спортивной индустрии; качество продуктов и услуг, создаваемых при проведении спортивных мероприятий и предоставляемых в спортивной индустрии в целом.