Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 1 1
1
-

Введение

Проблема регистрации и учета многолетних насаждений не только сохраняется в настоящее время, но и значительно актуализируется, учитывая тот факт, что на сегодняшний день многолетние насаждения не относятся к объектам недвижимого имущества и даже не существует четкого определения понятия «многолетние насаждения». Создается впечатление, что вопросы регистрации и учета многолетних насаждений становятся не актуальными для страны, то есть, фактически данная группа искусственно созданных биологических систем становится мало интересной для государства. Однако нужно иметь в виду, что такая постановка вопроса может повлечь за собой достаточно серьезные проблемы.

Цель статьи – проанализировать понятие «многолетние насаждения» как часть имущественного комплекса организации.

Материал и методы исследования

Анализ проводится на базе законодательства Российской Федерации, в т.ч. законодательные акты Министерства сельского хозяйства РФ, а также региональные на примере Краснодарского края.

Результаты исследования
и их обсуждение

Современное законодательство Российской Федерации имеет достаточно много разночтений, пробелов, неясностей. При этом зачастую законодатели в процессе законотворчества игнорируют достаточно важные для страны вопросы. Биологические ресурсы в настоящее время являются одним из наиболее важных ресурсов Земли, которые нуждаются в тщательной защите. Но при этом в современном законодательстве России все чаще заметно игнорирование вопросов охраны и восполнения биологических ресурсов.

Например, в ст. 5 Лесного кодекса РФ, которая озаглавлена: «понятие леса», понятие «лес» фактически отсутствует, а лишь говорится об «экологической системе» или о «природном ресурсе» [2].

Не менее сложно найти в современном законодательстве четкое определение понятия «многолетние насаждения».

Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, введенного в действие Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.2004 года, к группе «многолетние насаждения» относятся [5]:

- насаждения плодовых, ягодных культур, винограда, хмеля, эфиромасличных культур, лекарственных возделываемых культур;

- декоративно-озеленительные насаждения, лесозащитные и другие лесные полосы;

- насаждения ботанических садов и научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научно-исследовательских целей;

- прочие культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию, не включенные в другие группировки.

Из этого перечня биологических видов растений можно попытаться сформулировать определение «многолетних насаждений»: многолетние насаждения – это культивируемые ресурсы растительного происхождения, неоднократно дающие продукцию или рассчитанные на многолетнее произрастание.

Таким образом, многолетние насаждения – это деревья, кустарники, лианы, посаженные человеком для решения тех или иных задач: получения урожая фруктов и ягод, защиты территорий от воздействия вредных факторов среды, создания эстетического комфорта и т.д.

Переходим к вопросу отнесенности многолетних насаждений к классу движимого или недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно [1].

Согласно данному определению, многолетние насаждения логично отнести именно к объектам недвижимого имущества, так как они «прочно связаны с землей» и переместить их без «несоразмерного ущерба их назначению» фактически невозможно.

Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом, на которое в большинстве случаев не требуется регистрация в налоговом органе [1].

Таким образом, с позиции учета и регистрации прав многолетние насаждения удобнее отнести к объектам движимого имущества, но с позиции логики – к объектам недвижимости.

Тем не менее, государство в данном вопросе идет навстречу предприятиям, организациям и физическим лицам и фактически освобождает их от лишних забот по регистрации, учету и, соответственно, налогообложению многолетних насаждений.

Очевидно, что такой подход во многом вызван реформированием системы кадастрового учета, в результате которого и земельный фонд, и имущественные комплексы теперь регистрируются в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) [3]. Таким образом, подвергать регистрации и учету каждое дерево, произрастающее на земельном участке, учитывать сложно.

Следует понимать, что многолетние насаждения, как основные средства, в основном, мало актуальны для большинства предприятий и организаций несельскохозяйственного профиля. Исключением могут быть, например, организации, оказывающие различные рекреационные услуги, для которых «зеленая зона» является прямым источником дохода. Различные научно-исследовательские организации, учебные заведения также заинтересованы в организации ботанических садов, опытных станций и иных «природных уголков».

Для сельскохозяйственных предприятий многолетние насаждения выступают как прямым источником получения сельскохозяйственной продукции, так и средством обеспечения защиты земель от эрозии и засухи, снегозадержания, что напрямую влияет на урожайность сельскохозяйственных земель.

Согласно Приказу Минсельхоза РФ от 19.06.2002 № 559 «Об утверждении Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций», который не утратил актуальность до настоящего времени, многолетние насаждения рассматриваются как основные средства [9,12, 14].

Более того, пункт 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» указывает, что многолетние насаждения относятся к основным средствам, а также согласно п.13, капвложения в многолетние насаждения включаются в состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в отчетном году в эксплуатацию площадям, независимо от даты окончания всего комплекса работ.

Минфин России в письмах от 11.01.2017 № 03-05-05-01/314 и
№ 03-05-05-01/313 [6] разъясняет, что при решении вопроса о том, являются ли многолетние насаждения движимым или недвижимым имуществом следует руководствоваться следующим принципом: если перемещение многолетних насаждений не нанесет несоразмерный ущерб их назначению, то они признаются движимым имуществом. Соответственно, к многолетним насаждениям также применяется льгота по налогу на имущество, предусмотренная п. 25 ст. 381 НК РФ для движимого имущества.

Выращивание полезащитных лесных полос рассматривалось как одно из обязательных условий борьбы с эрозией почв равнинных территорий. Следует отметить тот факт, что полезащитные лесные полосы существенно улучшают климат на полях, окаймленных такими полосами, снижают глубину промерзания почв за счет более равномерного распределения снега по поверхности поля и увеличивают влажность почв и приземного слоя воздуха [7].

Также нельзя не учитывать положительного воздействия полезащитных лесных полос на экологическое состояние территорий, на обеспечение сохранности местной флоры и фауны, что особенно важно для южных регионов России, фактически лишенных лесной растительности.

В Советском Союзе было создано более 2,2 млн. га защитных лесонасаждений, в том числе полезащитных лесных полос свыше 1 млн. га, овражно-балочных лесонасаждений около 1/2 млн. га и насаждений на песках свыше 700 тыс. га [8,13].

В настоящее время полезащитные лесные полосы находятся в запустении, стремительно разрастаются, подвергаются вырубке, поджогам. Для собственников и арендаторов земель сельскохозяйственного назначения полезащитные полосы становятся лишними проблемами, поэтому говорить о сколь-нибудь эффективной работе по надлежащему уходу за существующими полосами и тем более, по созданию новых полезащитных полос, сегодня сложно.

Следует отметить тот факт, что, к примеру, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края не раз обращало внимание на проблему реконструкции и восстановления лесополос, на их роль в защите кубанских полей от воздушной эрозии. Так, в 2004 году был принят краевой закон № 1945 КЗ «О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае» с целью сохранения полезащитных лесонасаждений в регионе, учитывая их высокую значимость для южной, степной зоны. В 2010 году принимается закон № 1945 КЗ «О сохранении и защите лесонасаждений», который обязывает собственников и арендаторов земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены лесополосы, проводить уходные работы и санитарные вырубки. Одним из пунктов закона предусмотрено экономическое стимулирование сельскохозяйственных предприятий, проводящих соответствующие агромелиоративные действия для сохранения плодородия почвы [11]. Вопросы реконструкции защитных лесополос, принадлежащих краю, общее руководство всей системой лесополос вверены государственному бюджетному учреждению «Управление «Краснодарлес», подведомственному министерству природных ресурсов Краснодарского края.

Более того, анализ проведенный в Белгородской области показывает, что показатели площадей, занятых в под многолетние насаждения, находятся в корреляции от наличия и реализации нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере [10].

Выводы

Очевидно, что в условиях рыночных отношений владельцы сельхозпредприятий также заинтересованы в минимизации издержек, поэтому держать на балансе парк многолетних насаждений стало не выгодно. Государство уже не акцентирует внимание на данном вопросе, о чем свидетельствует даже отсутствие формулировки «многолетние насаждения» в современном законодательстве.

Однако, с другой стороны, не приведет ли данный шаг к новым проблемам, например, в части обеспечения сохранности земель сельскохозяйственного назначения? Известно, что огромная работа по созданию полезащитных лесных полос, которая велась на протяжении многих десятилетий в СССР, позволила сохранить плодородие почв во многих регионах нашей страны.

Таким образом, можно сделать вывод, что тема обеспечения наиболее эффективного подхода к классификации, соотнесенности, порядку регистрации, учета и налогообложения многолетних насаждений в Российской Федерации остается крайне актуальной. В данной статье коснулись только лишь вопросов обеспечения сохранности полезащитных лесных полос в сельскохозяйственном секторе России. Однако остается и целый ряд других проблем, например, таких как вопрос регистрации многолетних насаждений для целей их страхования, что актуально, например, для сельского хозяйства.