Введение
Краснодарский край традиционно является аграрным регионом России, обеспечивающим продовольственную безопасность страны [6], поскольку большая часть производимой на Кубани сельскохозяйственной продукции поставляется во многие города как на территории РФ, так и за ее пределами.
Объемы производства продукции растениеводства и животноводства на территории Краснодарского края ежегодно растут, о чем свидетельствуют данные Росстата. Так, за 2010-2020 гг. объемы производства продукции в отраслях сельского хозяйства края увеличились более чем в 2,3 раза в стоимостном выражении [4]. Более того, согласно данным Южного таможенного управления, доля экспорта продовольственных товаров в общей величине экспорта Краснодарского края за 2021 год составила 46,2 % [5].
Однако кризисные ситуации, возникающие в российской экономике, сдерживают процесс наращивания высоких темпов роста, в том числе в аграрном секторе. Например, во время пандемии резко упал уровень деловой активности сельскохозяйственных предприятий не только Краснодарского края, но и всей страны и мира. Проведение Правительством РФ военной операции на территории Украины грозит возникновением еще большего отрицательного эффекта, чем во время распространения коронавирусной инфекции, что обусловливает необходимость исследования перспективных направлений развития сельскохозяйственных предприятий (на уровне региона).
Цель исследования состоит в уточнении путей преодоления проблем, с которыми сталкиваются сельскохозяйственные предприятия Краснодарского края в процессе своего функционирования.
Материалы и методы исследования
Информационная составляющая исследования представлена аналитико-статистическими данными Росстата, Южного таможенного управления, системы ЕМИСС, а также научными публикациями в сфере изучения развития сельскохозяйственных предприятий.
Анализ функционирования и развития сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края проводился на основе применения следующих методов исследования: системного и сравнительного анализа, расчетно-конструктивный, монографический, абстрактно-логический.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование, проведенное в рамках изучения различных аспектов функционирования сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края, показало, что одной из основных причин их неразвитости остается нехватка финансовых ресурсов (рис. 1).
Степень автономии сельскохозяйственных предприятий региона в финансовом аспекте с 2013 года повысилась, однако она не удовлетворяет нормативу, равному 50 %. До 2017 года показатель автономии аграрных организаций Краснодарского края характеризовался положительной динамикой, однако в 2018-м началось постепенное снижение его значения, что также подкрепилось кризисной ситуацией в стране.
Рис. 1. Динамика финансовых индикаторов развития сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края [4]
Уровень обеспеченности сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края собственными оборотными средствами достиг необходимой отметки лишь в 2017 году, после чего вновь опустился ниже нуля. Полученные в 2013-2020 гг. отрицательные значения (за исключением 2017-го) указывают на главную проблему аграрных фирм – нехватку собственного оборотного капитала.
Уровень текущей ликвидности сельскохозяйственных предприятий на Кубани на протяжении 2013-2018 гг. характеризовался положительной линией тренда, однако в 2019-м он несколько упал, восстановив прежнюю тенденцию в следующем периоде. Изучая поэлементную структуру финансовых индикаторов деятельности аграрных предприятий Краснодарского края, необходимо уточнить, что они испытывают нехватку наиболее ликвидных активов, что обусловливает рост текущей задолженности. Так, согласно расчетам специалистов Росстата, только за последние три года (2018-2020 гг.) суммарный объем кредиторской задолженности исследуемых предприятий вырос на 23,3 %, или на 12,4 млрд руб. [4].
Недостаточный объем финансовых ресурсов у сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края порождает еще одну проблему – невозможность финансирования модернизационных процессов, позволяющих провести качественное обновление материально-технической базы, на основе которой происходит производство, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции и товаров. Нехватка финансовых ресурсов тормозит все процессы, поскольку многие сельскохозяйственные предприятия региона применяют устаревшую технику и крайне изношенное оборудование, что, в конечном счете, отражается на темпах роста экономики агропромышленного комплекса.
Основываясь на различных статистических данных, проведем оценку индикаторов состояния материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края (таблица).
Итак, на неудовлетворительное состояние материально-технической базы развития сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края указывает ежегодный рост числа сельскохозяйственной техники, направленной на ремонт и выбывшей на неопределенный срок из производственных и сбытовых процессов. Так, число тракторов, отправленных на ремонт в Краснодарском крае, увеличилось за 2018-2020 гг. на 10,9 %, зерноуборочных комбайнов – на 1,9 %. Отсюда следует, что техника, используемая в качестве базы для производства сельскохозяйственной продукции, изношена, причем в большей степени из-за того, что она устарела.
Проблема возрастной структуры сельскохозяйственной техники, которая характеризуется преобладанием устаревших объектов, наблюдается в России уже на протяжении многих, причем мероприятия, реализуемые государством, не обеспечивают ее преодоления.
Темпы прироста новой сельскохозяйственной техники в организациях, функционирующих в сельском хозяйстве региона, остаются невысокими, а временами наблюдается отрицательная динамика. Так, в 2019 г. по сравнению с 2018 г. прирост числа новой сельскохозяйственной техники составил 2,3 %, однако в 2020-м относительно 2019-го выявлено сокращение на 0,4 %, что вновь указывает на проблемные аспекты в системе господдержки развития отрасли.
Индикаторы состояния материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края [1]
Показатель |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2020 г. к 2018 г. |
|
± |
% |
||||
Число техники, поставленной на ремонт, ед. |
|||||
тракторов |
6704 |
7017 |
7438 |
734 |
110,9 |
зерноуборочных комбайнов |
3264 |
3337 |
3325 |
61 |
101,9 |
Прирост числа новой техники, ед. |
567 |
499 |
562 |
-5 |
99,1 |
Коэффициент обновления техники |
3,6 |
3,1 |
3,5 |
-0,1 |
- |
Нагрузка пашни на один трактор, га |
168 |
167 |
165 |
-3 |
98,2 |
Коэффициент обновления не меняется ввиду незначительного прироста числа новой сельскохозяйственной техники в Краснодарском крае.
Выявленные проблемы состояния материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края обусловливают низкую эффективность производства в отрасли. Например, нагрузка на один и тот же трактор остается неизменной, поскольку парк сельхозтехники в регионе не расширяется.
Вопрос улучшения состояния материально-технической базы также является особо значимым для отрасли животноводства, поскольку в последние годы в Краснодарском крае прослеживается некоторое замедление темпов производства животноводческой продукции. На рис. 2 представлена динамика числа сельскохозяйственной техники в отрасли животноводства Краснодарского края.
Согласно данным системы ЕМИСС, число доильных установок и агрегатов в Краснодарском крае за 2013-2020 гг. сократилось на 28,8 % (на 337 единиц), в том числе доильных установок и агрегатов с молокопроводом – на 30,3 %, или на 232 штуки.
Проблема обновления и модернизации материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края также связана с низкой финансовой поддержкой со стороны государства (рис. 3).
Рис. 2. Динамика числа сельскохозяйственной техники в отрасли животноводства Краснодарского края [1]
Рис. 3. Динамика финансовой поддержки развития сельского хозяйства Краснодарского края со стороны государства [1]
Рис. 4. Основные проблемы развития сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края (разработано авторами)
В соответствии со статистическими данными Министерства сельского хозяйства края, уровень финансовой поддержки сельхозпредприятий со стороны государства существенно снизился, что тормозит процессы совершенствования материально-технической базы отрасли: по сравнению с 2013 годом объемы государственного финансирования сельского хозяйства сократились на 21,9 %, абсолютное отклонение составило 1169 млн руб.
При этом потребность в финансовых ресурсах в крае только растет. По данным на сайте ЕМИСС определено, что для восстановления тракторов, которыми владеют сельскохозяйственные предприятия Краснодарского края, на начало 2022 года требуются денежные средства в размере 1385,6 млн руб., зерноуборочных комбайнов – 1325,5 млн руб. По отношению к началу 2017 г. потребность выросла на 25 % и на 57,6 %, соответственно [1]. Однако многие сельхозпредприятия края имеют крайне низкую платежеспособность, что обусловливает необходимость оказания помощи со стороны государства. Таким образом, проблема слабой господдержки не позволяет в полной мере реализовать производственный потенциал аграрных предприятий региона.
Системный анализ нормативно-правовых документов, которые регламентируют отношения между МСХ Краснодарского края и местными сельскохозяйственными производителями, также позволил выявить ряд пробелов. Наиболее общей проблемой, связанной с недофинансированием развития сельского хозяйства региона, является отсутствие структурированности в Государственной программе развития сельского хозяйства: она заключается в том, что возникают трудности при изучении структурных элементов его подпрограмм, названия которых при этом периодически меняются. Кроме того, по некоторым показателям не прописаны целевые значения: например, целевые значения по показателю энергообеспеченности сельскохозяйственных организаций не обозначаются с 2019 года [3]. Отсюда следует, что потенциальный получатель субсидий или компенсаций теряется в неорганизованной информации. Данная проблема находит свое отражение и в Госпрограмме на уровне государства, поэтому и имеет масштабный характер.
Одним из факторов, дестабилизирующих экономику сельхозорганизаций Краснодарского края, является зависимость от импорта семян из-за рубежа. Зависимое положение аграрных предприятий региона в части поставок семенного материала напрямую определяет уровень производства сельскохозяйственной продукции, поэтому данный фактор следует рассматривать в качестве одной из проблем, препятствующих успешному развитию сельскохозяйственных организаций.
В условиях введения жесточайших санкций, которые были направлены против России в ответ на осуществление военной операции на территории Украины, под удар ставятся партнерские отношения, которые сложились между сельхозпроизводителями Кубани и зарубежными предприятиями в части поставок семян различных культур. По этой причине проблема импортной зависимости стала еще более насущной.
Согласно различным оценкам экспертов, сельское хозяйство Краснодарского края и страны в целом является наиболее импортозависимой в части ввоза семян сахарной свеклы, картофеля, а также подсолнечника.
На рис. 4 обобщим наиболее значимые проблемы развития сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края, обозначенные в процессе исследования.
Совершенствование материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края возможно лишь при активизации государственной поддержки и стимулирования производства сельскохозяйственной техники внутри страны [2]. Предлагаются следующие направления:
− расширение участия государства в части приобретения сельскохозяйственной техники предприятиями региона;
− введение специальной пониженной ставки по кредитам для сельскохозяйственных предприятий;
− внедрение в вузовские программы обучения направления «Цифровая материально-техническая база сельского хозяйства» для подготовки высококвалифицированных кадров в данной области.
Выводы
Изучение нормативно-правового аспекта развития сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края позволило выявить проблему крайне сложной структуры Госпрограммы. Решением проблемы должна стать четкая организация содержания Государственной программы развития сельского хозяйства: определение целей и задач подпрограмм с обозначением мероприятий и плановых показателей от их реализации.
Для развития института селекции и семеноводства в России и в Краснодарском крае необходимо обеспечить приток специалистов в данной области из других стран с целью обучения работников селекционных центров на временной основе (ля последующего внедрения их опыта. В то же время необходимо увеличить число селекционных центров (в частности в Краснодарском крае), а также пересмотреть базу, применяемую при обучении будущих специалистов в вузах.
Таким образом, предложенные мероприятия обеспечат повышение эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий Краснодарского края.