Введение
Социально-экономическое развитие России и регионов во многом зависит от малого и среднего предпринимательства (МСП). Малый бизнес обеспечивает население достаточным количеством рабочих мест, создает здоровую конкуренцию на рынке, предоставляет гражданам дополнительные или основные источники дохода.
Успешное развитие малого предпринимательства во многом зависит от государственной поддержки. Особенно важно, насколько формируемые и реализуемые государством направления поддержки соответствуют ожиданиям субъектов предпринимательства и современному состоянию развития данного сектора экономики. Рассматриваемая проблема является очень актуальной, так как именно эффективная реализация мер поддержки от государства является залогом процветания субъектов МСП.
Цель исследования – изучение направлений и форм поддержки малого предпринимательства, обоснование выбора мероприятий по повышению их эффективности.
Материалы и метод исследования
Объектом исследования является деятельность малых предприятий, предметом – меры государственной поддержки малого бизнеса.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные положения, методики фундаментальных и прикладных наук в области экономики, экономико-математического моделирования, менеджмента, статистики, системного подхода, экспертных оценок.
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня малый и средний бизнес наделён значительным вниманием для реализации целей развития экономики страны.
Малое предпринимательство имеет отличительную особенность – его функционирование не нуждается в больших финансовых и трудовых ресурсах, не требует значительных материальных вложений, оно доступно для занятости большого количества людей. Поэтому именно малый бизнес представляет собой обязательное условие формирования среднего класса –социального фундамента, который гарантирует фундаментальное развитие российского общества. По этой причине формирование действенной системы комплексной поддержки малого бизнеса должно стать одним из главных направлений государственной и правовой политики России.
Малый бизнес пользуется значительным спросом на рынке, так как именно через малые предприятия крупные фирмы могут получать необходимые ресурсы, а МСП, тем временем, имеют возможность оснащать рынок новыми товарами и услугами [2].
Малое предпринимательство является самой массовой деятельностью и с его помощью, в рамках государства, осуществляется: ослабление монополии крупных корпораций, оперативное наполнение рынка товарами и услугами, развитие здоровой конкуренции, создающей мотивацию внедрения передовых технологий и многие другие преимущества.
Малый бизнес органично включён в хозяйственную структуру, в конкурентную среду и в общественное разделение труда.
Учитывая количество экономически активного населения, занятого в этой сфере, малый бизнес – становой хребет, на котором базируется, в первую очередь, стабильность политической ситуации в стране. Это, по сути, и есть средний класс, без которого, как известно, невозможно обеспечить политическую и экономическую стабильность в обществе. B настоящее время развитие малого бизнеса в рыночной экономике способствует:
1. Созданию кадровых ресурсов.
2. Насыщению рынка новыми товарами и услугами.
3. Обеспечению деятельности крупных компаний.
4. Удовлетворению особых нужд клиентов.
Что касается первого пункта, то новые вакансии создаются за счет новых небольших фирм, а не за счет крупных устоявшихся компаний.
Внедрение новых товаров и услуг на рынок, ещё одна важнейшая сторона деятельности малого бизнеса. Плюсом здесь является насыщение местных рынков качественными услугами или создание уникальных товаров.
Ко всем преимуществам малого бизнеса, несомненно, нужно отнести и его важную роль в деятельности крупных корпораций. Малые предприятия берут на себя работу со сбытом их продукции, обслуживание и снабжение, создают благоприятные условия для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения субподрядных работ и всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна.
Малые предприятия не противостоят крупным и средним предприятиям, а тесно сотрудничают с ними, помогая ускорить инновационный процесс и реорганизовать экономику. Благодаря важной роли малого предприятия в работе крупного производства, они могут развиваться, в то время как малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Работая с минимальной прибылью на первом этапе в качестве результата деятельности МСП получают расширение ниши, которая в последствии может стать новым источником дохода.
Таким образом, малый бизнес даёт возможность не только людям организовать своё собственное дело, но и помогает государству в сокращении безработицы и социальной нестабильности общества. Малое предпринимательство позволяет создавать новые ценности и является мощным источником развития. Но пока этот вклад в оздоровление экономики России является небольшим, из-за неустойчивой структуры, зависимости от колебаний рынка и нужды в поддержке государства.
Во многих экономически развитых странах мира приветствуется поощрение малого бизнеса для выгоды государства [3].
В крупных прогрессивных странах мира, таких как Великобритания, Франция, США, Китай и др., было много социально-экономических изменений за последние десятилетия, и многие прогрессивные события в экономической жизни данных стран относятся к качественным и системным изменениям в деятельности МСП. Опыт развития и поддержки малого бизнеса, который есть в указанных странах, может быть использован и в РФ, потому что у России есть огромный потенциал в экономической сфере и развитии сектора малого бизнеса
В преобладающем количестве стран-членов ЕС малый бизнес – это преимущественное право федеральных властей. Все государства ЕС стараются поддерживать МСП финансово [4].
Глядя на ситуацию в экономически развитых странах, относящуюся к сфере малого бизнеса, можно отметить, что в России число малых предприятий значительно меньше. Поэтому следует подчеркнуть, что у России на данный момент возникают некоторые трудности в ведении малого и среднего предпринимательства.
Правительству действительно важно качественное функционирование и развитие малого предприятия, а не только поощрение МСП различными необходимыми ресурсами. Государство, в первую очередь, должно обеспечивать поддержку МСП, чтобы у большинства предприятий возникало как можно меньше возможных рисков [1].
Во многих регионах осуществляется государственная поддержка МСП по разным программам [5]. В данные программы вносят тот вид государственной поддержки, который планируется осуществиться (консультационная, материальная, правовая).
В регионах субъектам малого и среднего предпринимательства очень важно находиться в благоприятной деловой среде, что предполагает решение следующих задач:
1) субъектам МСП должны быть предоставлены доступные информационные, финансовые и кадровые ресурсы;
2) обеспечение эффективного развития инфраструктуры торговли, общественного питания и услуг.
Чтобы улучшить поддержку предпринимательства, крайне необходимо:
− выделить место кластерной политике;
− выделять помощь на федеральном и региональном уровнях;
− интересы МСП и государство должны совпадать;
сохранять связь между малым и крупным бизнесом.
Осуществляются программы на региональных уровнях по поддержки бизнеса, например, программа «Развитие предпринимательства и потребительского рынка». В реализации мероприятий данных программ есть сложности, но государство стремится повысить их эффективность.
Практика показывает, что крупные предприятия в большей мере могут содействовать развитию МСП за счёт своей квалифицированной поддержки, что очень важно на начальном этапе становления малого бизнеса, когда он только выходит на рынок. Так же, это будет полезно и крупным предприятиям в том числе, которые в дальнейшем, например, смогут решить вопрос обслуживания производства.
Прежде чем устанавливать контакты между органами государственной власти и субъектами МСП, необходимо наладить связь между субъектами малого предпринимательства и органами поддержки малого бизнеса не только на федеральном уровне, но и региональном.
Для развития МСП необходимо усовершенствовать процесс помощи на всех уровнях власти, ссылаясь на практику разных стран, чтобы вывести малое и среднее предпринимательство на высокий уровень. Это очень важный момент, чтобы усовершенствовать экономику России и дать населению всё необходимое для жизнедеятельности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что помощь государственных программ по совершенствованию малого бизнеса эффективна. Чтобы малый бизнес способствовал развитию экономики страны, необходимо:
1) уменьшить воздействие кризиса на деятельность МСП и представить данные мероприятия:
− мероприятия в сфере имущественной помощи;
− мероприятия по повышению материальной помощи;
2) рассмотреть мероприятия для совершенствования МСП в случае кризиса:
− предоставление государством нужной инфраструктуры малым предприятиям;
− организовать конструктивное сотрудничество между организациями, которые оказывают помощь малому предпринимательству
Консультационная поддержка малого и среднего предпринимательства очень важна для функционирования организации и, так же, включает в себя несколько стадий (задач):
1) Организовать информационные ресурсы, помогающие искать будущих и настоящих субъектов малого предпринимательства в целях сотрудничества с организацией.
2) Структура консультационной поддержки МСП предполагает присоединение субъектов предпринимательства. К каждому субъекту прикрепляется консультант, который в дальнейшем будет информировать и отвечать на все возникающие вопросы
3) Электронные ресурсы (сайт консультационной поддержки), через которые представители субъектов малого предпринимательства будут устанавливать связь с представителями государственного сектора, помогут оперативно найти решение возникшего вопроса. Так же очень важно и живое общение, при непосредственном обращении субъекта МСП в организацию по консультационной поддержке
4) Представитель субъекта МСП может предъявить недостаточное количество документов, в связи с чем исследование деятельности организации может показать недейственное использование ресурсов
5) Рассмотрение правовых документов, на основании которых ведёт свою деятельность организация
6) Предложения по повышению эффективности функционирования предприятия с помощью государственной поддержки МСП
7) Проведение семинаров и тренингов в разных сферах деятельности компании в целях улучшения эффективности функционирования предприятия
Существует еще несколько немаловажных этапов, которые относятся к консультационной поддержке МСП:
1) Возможность представителям субъектов малого бизнеса контактировать с представителями государственного сектора для получения нужных ресурсов от государства
2) Своевременное информирование по текущей ситуации экономики страны
3) В зависимости от рода деятельности организации и факторов, влияющих на неё, организация по консультационной поддержке МСП выявляет недостатки и предлагает пути решения проблем, возникших в начале пути развития организации
Органам консультационной поддержки МСП нужно еще на начальном этапе оценивать масштаб проблем и анализировать пути их решения. Недостаточно просто предоставить всем представителям субъектов предпринимательства базовые рекомендации, потому как в каждой организации всё индивидуально и от подобранных рекомендаций будет зависеть эффективность данной поддержки
Выводы
Результат от предложенных мероприятий приведёт к исполнению нескольких целей:
− увеличение доли субъектов малого предпринимательства, которые получат помощь от государства;
− понижение влияния административных барьеров на ведение предпринимательской деятельности;
− увеличение рабочих мест;
− повышение доступности финансовой поддержки;
− увеличение доли производственных, инновационных и обрабатывающих предприятий;
− повышение уровня информированности предпринимателей о политике и программах поддержки малого и среднего предпринимательства.
В заключении следует отметить, что малое и среднее предпринимательство решает множество социальных и экономических проблем. Создание организации по консультационной поддержке МСП, главной задачей которой выступает координация в системе поддержки и развития малого и среднего предпринимательства – механизм решения проблемы, предложенный в работе.