Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

SELF-EMPLOYMENT IN THE RUSSIAN ECONOMY AND THE KEMEROVO REGION-KUZBASS: TRENDS AND PROSPECTS

Sekletsova O.V. 1
1 Kemerovo State University
Since 2019 a special tax regime “tax on professional income” has been in effect in Russia. And if in the beginning the attitude to it was cautiously negative, recently there has been a rapid growth in the number of self-employed people. On the territory of Kemerovo region-Kuzbass this tax regime was introduced two years ago. During this time there has been an almost fivefold increase in the number of people who have registered this tax regime, and the growth rate is higher than the national average. Individuals show the greatest interest in it, while only five percent of entrepreneurs have taken advantage of this opportunity. This phenomenon certainly has a positive impact on the economy in the short term, but in the long term it can be associated with the risks of additional burden on the budget, in this connection it is necessary to pay attention not only to the involvement of the population in self-employment, but also to increasing its economic literacy and the formation of pension savings of the self-employed.
self-employment
professional income tax
region

Введение

Преобразование рынка труда и изменением форм занятости привело к увеличению индивидуальной занятости. В основе такой занятости рассматривается снижение зависимости работника от работодателя (неполный рабочий день, совмещение нескольких видов деятельности, работа в удаленном режиме, без необходимости трат на дорогу и экономия личного времени). Государству такую форму занятости сложно контролировать, так как тяжело перевести всю теневую экономику в официальные документы. Именно налог на профессиональный доход позволяет многих вывести из «тени» и позволит развиваться не только экономике Кемеровской области, но и Российской Федерации в целом. Экономисты признают, что во время кризисов люди, увольняемые с наемной работы, переходят на самозанятость. Литература по малому бизнесу предполагает, что собственники микропредприятий и самозанятые более гибкие, чем их крупные коллеги, с точки зрения адаптации к изменениям в экономической ситуации. По мнению некоторых экономистов, такая адаптивность делает микропредприятия и деятельность самозанятых относительно выгодными драйверами экономики, особенно в меняющихся макроэкономических ситуациях. Явление «самозанятости» имеет достаточно быстрые темпы роста и с каждым годом объединяет в себе всё больше видов деятельности и граждан, которые могут не только помочь государству, легализуя свой бизнес, но и развить свой талант.

Целью исследования является выявление тенденций и промежуточных итогов развития самозанятости в Кемеровской области-Кузбассе.

Материалы и методы исследования

Самозанятость представляет собой растущий сектор, приносящий множество преимуществ для работников. Статистика самозанятости показывает, что во всем мире люди начинают видеть выгоду не только от отсутствия начальства, но и от более эффективного управления своим временем.

Интерес к самозанятости со стороны населения обусловлен различными факторами, в том числе наличием безработицы, частичной занятости и относительно низким уровнем заработной платы в России. Данные явления заставляют граждан увеличивать свой уровень дохода с помощью того, что они умеют и знают.

Введение в 2018г. в РФ налога на профессиональный доход вызвало неоднозначное отношение. Исследование ФНС России показало, что из всех опрошенных 29% нейтрально отнеслись к закону о самозанятых, 30% – положительно, 28% – отрицательно, затруднились с ответом 14% опрошенных. Разграничение опрашиваемых на самозанятых и не самозанятых, показало, что обе группы одинаково нейтрально относятся к введению НПД – 26%. И очевидно, что среди зарегистрированных в качестве плательщиков НПД лиц, более половины положительно относятся к такому режиму налогообложения, в то время как среди не зарегистрированных самозанятыми всего 28% положительно оценили такой налоговый режим. Среди плюсов респондентами были выделены следующие характеристики налога: низкая ставка налога (43,8%) и наличие статуса занятости (34,5%), наличие статуса налогоплательщика (34,4%), упрощенная процедура отчетности (34,4%), упрощенная процедура регистрации (31,3%), возможность работать без кассового аппарата (25,0%). Однако пятая часть посчитали, что нет плюсов (21,9%), отказались от регистрации (12,5%), затруднились с ответом (12,5%) [6].

Среди минусов респондентами были отмечены: отсутствие социальных гарантий. Оплата данного налога не приносит пенсионные баллы, для того чтобы самозанятый мог получать страховую пенсию равную его стажу, плательщику необходимо подать заявление и отчислять взносы в ПФР. Также статус самозанятого не гарантирует оплату временной нетрудоспособности («больничных»); отсутствие перечня видов деятельности. К сожалению, в законе никак не регламентируется конкретный перечень профессий, которые могут зарегистрироваться как самозанятые [1].

Необходимо отметить, что на конец декабря 2019 года было зарегистрировано более 330 тысяч человек. Общий суммарный доход всех налогоплательщиков составил 40,4 млрд рублей, а общая сумма налоговых платежей 1,06 млрд рублей. Также, через приложение «Мой налог» были получены сведения о работах, выполненных на 37,5 млн рублей, средняя сумма чека составила 1078 рублей. К концу 2020 г. число зарегистрированных плательщиков НПД увеличилось в 4,5 раза и составило более полутора миллионов человек. За этот период самозанятые задекларировали доходы более чем на 220 млрд рублей и уплатили налоги почти на 4,5 млрд рублей. К концу 2021г. число зарегистрированных плательщиков НПД в России достигло 3862 тыс. человек. в 85 регионах. Всего с начала эксперимента самозанятые зарегистрировали 745 млрд рублей доходов. В бюджеты субъектов поступило 15 млрд рублей, в ФОМС – 8,7 млрд рублей. Больше всего предпринимателей, применяющих НПД, зарегистрировано в Москве – 866 тыс., а меньше всего в Чукотском автономном округе – 348 человек. К концу января 2022г. число самозанятых в РФ преодолело рубеж в 4 млн человек. В целом за время действия специального налогового режима их доходы превысили 882 млрд рублей. При этом самозанятые сформировали более 610 млн чеков (средний чек составляет 1 446 рублей) [4,6].

Такая динамика способствует повышению интереса регионов к налогу на профессиональный доход как способу легализации предпринимательской деятельности граждан и вовлечению их в формирование региональных бюджетов.

Наибольшей популярностью среди самозанятых пользуются такие виды деятельности как услуги такси, курьера, сдача квартир в аренду, маркетинговые услуги, услуги по ремонту. Данный вид деятельности стал набирать в марте 2020 года, так как из-за пандемии многим пришлось уходить с работы и искать другой вид заработка.

Согласно исследованию Федеральной налоговой службы, которое проводилось в сентябре 2021 г., средний возраст самозанятых составляет 30-40 лет. Более половины самозанятых в возрасте от двадцати до сорока лет, чуть более трети находятся в возрасте от сорока до шестидесяти лет, есть и совсем молодые предприниматели в возрасте моложе восемнадцати лет. Прослеживается корреляция между возрастными группами, видами деятельности и среднемесячным доходом. Более старшее поколение, регистрируясь в качестве плательщиков НПД, использует налоговый режим для получения пассивного дохода: одним из наиболее распространенных видов деятельности является сдача в аренду недвижимого имущества. Более молодые поколения самозанятых отдают предпочтение оказанию маркетинговых услуг, услуг в сфере красоты, услуг по доставке, перевозке пассажиров, выполнению строительных работ. При этом наибольшая зарплата наблюдается в IT-сфере, в сфере консультационных услуг. Самые молодые самозанятые, представители поколения Z, в основном занимаются доставкой товаров, а также работают в IT-сфере, получая средний доход около десяти тысяч рублей в месяц [6].

Около четверти самозанятых используют возможность работы в регионах не по месту жительства, средний возраст таких плательщиков НПД тридцать три года. Естественно, что молодое поколение более мобильно, им легче менять место жительства, они предпочитают виды деятельности, дающие возможность удаленной работы. Наиболее популярные у них регионы – Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Татарстан.

Стоит заметить, что среди всех зарегистрированных самозанятых преобладают мужчины, 41% женщин и 59% мужчин. Мужчины демонстрируют и более высокий средний доход, который почти на треть выше, чем у женщин. Прежде всего, это связано с тем, что более высокие заработки у самозанятых наблюдаются в тех отраслях, где традиционно мужчин больше. Наиболее высокооплачиваемыми являются профессии в IT-сфере, юриспруденции, консалтинговых услугах, психолог, переводчик. Среди субъектов с наибольшим доходом, приходящимся на одного самозанятого, наблюдается таже тенденция, что и в целом по заработной плате населения, наиболее высокие доходы складываются в Москве, Московской области, Чукотском автономном округе, Республике Татарстан, Санкт-Петербурге.

На 2020 г. в качестве самозанятых зарегистрировано более 131 тысячи человек на территории Москвы, не менее 67 тысяч на территории Московской области, свыше 60 тысяч зарегистрировано в Татарстане.

Самый популярный сектор у самозанятых – «мода и красота», в нем заняты 28,3% работающих на себя, говорится в исследовании НИУ ВШЭ, которое было опубликовано в феврале 2021 г., 18,5% самозанятых связаны с торговлей, 8,5% – со строительством и ремонтом, 4,3% – с уборкой и домашним хозяйством, 5,3% – с сектором развлечений.

Так же, согласно исследованию НИУ ВШЭ до начала пандемии средний доход самозанятого в месяц составлял 28,9 тыс. руб., во время пандемии – 18,3 тыс. руб. Средняя цена одной услуги сократилась в 1,016 раза [3].

Большинству опрошенных самозанятых (63%) не хватает разрешенных видов деятельности в рамках данной формы регистрации. 78% хотели бы заняться перепродажей товаров, 83% – производством и продажей товаров, подлежащих сертификации и маркировке. Половина опрошенных отмечают, что им не хватает сервисов, оказывающих различные бизнес-услуги: банковские, логистические, торговые. В частности, у самозанятых есть сложности с получением кредитов, лизингом, автоматизацией выставления счетов, приемом безналичной и бесконтактной оплаты, службами доставки. Далее, исследование показало, что большинство самозанятых хотели бы увеличить лимит по обороту, но мало кто приблизился к границе существующего. При этом самозанятые рассчитывают на успех в будущем и хотят, чтобы лимитов по обороту не было вовсе или чтобы они были выше, чем сейчас: 4,5 млн рублей, 3,5 млн рублей или 6 млн рублей [3].

Социологи РАНХиГС называли самозанятых в числе самых уязвимых работников во время пандемии COVID-19: у них нет оплачиваемых отпусков, больничных и других социальных гарантий [3]. Между тем именно пандемия стала одним из драйверов роста числа самозанятых. Пандемия стала хорошим толчком к ускорению цифровизации экономики и взаиморасчеты с гражданами, работающими на себя, стали прозрачнее. Но указанный недостаток самозанятости сохраняется и может отрицательно сказаться в перспективе.

Для развития бизнеса самозанятых и для быстрого поиска клиентов было создано много сайтов и улучшены уже известные сайты, многие платформы интегрируются с сервисами ФНС.

В октябре 2021 г. российские маркетплейсы «AliExpress Россия», Ozon и Wildberries совместно провели исследование, которое показало, что самозанятые могут сотрудничать с маркетплейсами по-разному. Наиболее очевидная форма взаимодействия – это продажа продукции самозанятых через маркетплейсы. В последнее время набирает обороты такая форма взаимодействия, когда самозанятые выступают менеджерами по ведению магазина на маркетплейсе. В таком случае самозанятый оказывает услуги другому продавцу по оформлению карточек товара, загрузке ассортимента на платформу и т. п. [3].

Наиболее популярным каналом для поиска клиентов самозанятыми являются социальные сети, более 80% самозанятых ориентируются именно на продвижение через соцсети. На втором месте находится одна из крупнейших российских площадок для размещения объявлений, а именно Авито.ру, ее используют немногим менее четверти самозанятых. Далее расположились: собственный сайт (12,60%), Яндекс.Услуги (12,30%), специализированные сайты (7,90%) и на последнем месте Профи.ру (5,05%). Стоит заметить, что многие из участников опроса выбирали сразу несколько площадок для поиска клиентов [3].

В результате, можно заметить, что современные интернет-порталы подстраиваются под новый вид деятельности населения. Цифровые площадки стараются продвигать официальную самозанятость, предлагая различные бонусы и скидки для вовлечения в данную деятельность. Площадки развиваются за счет рекламы самозанятых, которая позволяет им находить новых клиентов и развивать свой бизнес. Также, можно предположить, что с каждым годом количество подобных площадок будет увеличиваться, давая больше перспектив для развития.

Также можно сделать вывод, что целесообразно выделить отдельную категорию «самозанятые на интернет-платформах», так как они могут быть экономически заняты только на интернет-порталах.

Результаты исследования и их обсуждение

Изучение показателей труда и занятости в Кемеровской области свидетельствуют, выраженная сырьевая специализация региона накладывает отпечаток и на структуру занятости населения области. Почти треть населения заняты в традиционных отраслях промышленности, из всего занятого населения на крупных средних предприятиях работает почти 70%, около 10% работают на условиях неполной занятости. По итогам 2020г. уровень безработицы вырос до 3,5%, что вдвое превышает уровень предыдущего периода. Кемеровская область в мае 2020 года приняла Закон № 53-ОЗ «О введении в действие на территории Кемеровской области – Кузбасса специального налогового режима №налог на профессиональный доход». За полтора года Кемеровская область вошла в число 25 наиболее активных регионов из восьмидесяти пяти, применяющих НПД [6]. Немаловажным аспектом успеха является пристальное внимание Правительства Кузбасса к развитию малого и среднего предпринимательства в регионе, наличие региональный проект по созданию благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами. В Кузбассе также предусмотрены меры льготной финансовой господдержки, самозанятые могут получить микрозаймы по льготной ставке. Также самозанятые могут обратиться в центр «Мой бизнес. Кузбасс» для получения мер поддержки, которые раньше распространялись только на субъекты МСП. Такие как, консультационные услуги, льготные микрозаймы и аренда офиса или оборудования, содействие в доступе к закупкам в рамках 223-ФЗ и маркетинговое сопровождение, создание и продвижение бренда и помощь в сбыте продукции.

За 2021г. число самозанятых увеличилось в 3,7 раза и на 01.01.2022г. в качестве плательщиков НПД было зарегистрировано 38400 чел., что составляет 1,5% от численности населения области. В структуре самозанятых 95% – это физические лица, а 5% являются индивидуальными предпринимателями. По данным ведомства Минфина Кузбасса, на 10 января 2022 г. налог на профессиональный доход оформили 47862 жителя региона, а сумма налогов к уплате составила 144,7 миллиона рублей. Отмечается, что в течение года наиболее популярными видами деятельности оставались перевозка пассажиров и грузов, парикмахерские услуги, услуги репетитора, а также торговля товарами собственного производства [4,5].

Таким образом, самозанятость в Кемеровской области-Кузбассе демонстрирует аналогичные тенденции, что и по стране в целом: быстрый рост, предпочтения в отношении видов деятельности, совмещение с работой по найму.

Заключение

Резкий рост числа самозанятых обусловлен в том числе и тем, что часть плательщиков НПД совмещает работу по найму и работу на себя. Основываясь на том, что данный специальный налоговый режим имеет существенные плюсы можно сказать, что перспективе ожидается не только отток граждан из теневого сектора экономики, но и стабильные денежные поступления в бюджеты субъектов, в которых налог на профессиональный доход будет применяться.

Можно выделить следующие перспективы для предпринимателя, имеющего статус «самозанятый»: легализация бизнеса; уплата минимума налогов, отсутствие обязанности применять ККТ и предоставлять налоговую и бухгалтерскую отчетность; получение юридического статуса, позволяющего заключать договоры, давать рекламу.

Регионы, применяющие НПД также получают ряд преимуществ для развития малого предпринимательства. Помимо очевидных в краткосрочном периоде преимуществ в виде дополнительных налоговых поступлений, выхода «из тени» нелегально работающих граждан, можно выделить и плюсы на перспективу, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность, повышение социальной и гражданской ответственности, рост доходов населения в конечном итоге способствуют повышению рейтинга региона. Но для полноценной характеристики влияния самозанятости на экономику целесообразно предусмотреть статистическое наблюдение в разрезе данного явления.

Кроме того, развитие самозанятости не может быть эффективно без соответствующего роста экономической грамотности населения. Качественная информационная поддержка необходима не только в области актуальной информации в законодательстве в области самозанятости, но и в части получения навыков планирования и управления финансовыми ресурсами, денежными потоками, рисками в экономической и финансовой сфере, а также мягких навыков. Кроме того, необходимо формирование культуры пенсионных накоплений. Необходимы меры по стимулированию пенсионных накоплений самозанятых. НПД является простым и удобным инструментом для легализации небольшого бизнеса, предпринимательского старта. Но при этом у самозанятого нет социальных гарантий, не формируется трудовой стаж, не полагаются налоговые вычеты и здесь вновь возникает отсылки к потребности в навыках планирования. В данной ситуации решением может стать взаимодействия администраций регионов и вузов в части формирования программ дополнительного профессионального обучения, ориентированных именно на самозанятых.

Рост самозанятости является одним из трендов современной российской экономики, но несмотря на явные преимущества в краткосрочном периоде, важно обратить внимание на возможные негативные проявления в будущем, уделив внимание механизму пенсионного обеспечения самозанятых.