Введение
В марте 2022 года российская экономика получила сильнейший удар от беспрецедентных санкционных мер и сворачивания многими иностранными компаниями деловых связей с Россией. Спад в экономике в связи с текущей ситуацией будет при любых сценариях более масштабным и продолжительным по сравнению с тем, который произошел в результате пандемии в 2020-2021 годах, при этом отказ ряда компаний от работы на российском рынке лишь усилит негативный эффект от прямых санкций. Текущий спад с высокой вероятностью носит трансформационный, структурный характер и будет большим по масштабу и продолжительности при любых сценариях дальнейшего развития событий [1].
Авторы ставят своей целью проанализировать фактические данные по состоянию рынка информационных технологий в России, уделяя особенное внимание кадровой составляющей. В итоге формулируются рекомендации по регулированию рынка IT, которые окажут положительное влияние на экономику страны в целом.
Материал и методы исследования
В статье приведены статистические данные, а также аналитические выкладки, содержащиеся в авторитетных газетах и журналах экономической тематики. Основными методами исследования являются анализ и прогнозирование.
Уход многих зарубежных компаний рушит налаженные логистические цепочки, связанные с ведением внешнеэкономической деятельности. Но, чем более сложна логистическая цепочка и чем больше в ней звеньев, тем выше вероятность проявления таких эффектов в одном звене или нескольких. Именно из-за этого негативный эффект от отказа работать на российском рынке может превысить силу воздействия прямых санкций.
В течении марта-апреля 2022 года стоимостные объемы импорта и объемы входящих рублевых платежей в отрасли-экспортеры заметно снизились. Опросы предприятий подтверждают нарастание негативных явлений в экономике.
По прогнозам аналитиков Центрального Банка Российской Федерации, структурная трансформация российской экономики в условиях продолжительного действия санкций первоначально будет сопровождаться технологическим регрессом в некоторых отраслях.
Условно трансформацию можно разделить на четыре основных этапа.
Первый этап: слом устоявшихся технологических, производственных и логистических цепочек, который требует поиска альтернативных зарубежных покупателей, поставщиков и новых транспортных маршрутов, а также подразумевает использование имеющихся запасов.
Второй этап: перестройка деятельности отдельных компаний и целых производственных цепочек в новых условиях функционирования, сопровождаемая высоким уровнем безработицы и низким спросом. Этот этап, как и общий спад в экономике, может закончиться уже к концу 2022 года.
Третий этап: индустриализация на основе развития имеющихся технологий, во многих случаях не самых передовых. На этом этапе будет происходить частичное импортозамещение технологий и производств, доступа к которым страна оказалась лишена. Объем производства, как и уровень занятости, увеличится, при этом трудоемкость возрастет, а экологичность производства может значительно снизиться.
Таким образом, техническая и экономическая эффективность созданной техники во многих областях экономики будет уступать нынешней. В частности, это затронет уровень цифровизации техники и бизнес-процессов, где отставание отечественных разработок является одним из наиболее выраженных.
Четвертый этап: завершение структурной перестройки, обеспечение баланса в процессах организации экономики, постепенный возврат к прежнему технологическому уровню и последующий выход России на уровень мировых лидеров [2].
Результаты исследования и их обсуждение
Изменение рынка труда в ИТ-отрасли.
В большей степени в результате санкций пострадают сектора, использующие новейшие технологии, одним из них является сфера IT. Дело в том, что производство IT-продукции, как правило, встроено в международные логистические цепочки и нуждается в уникальных компонентах, замены которым на внутреннем рынке нет.
IT – критическая для безопасности страны отрасль. От нее в современных условиях зависит все: от управления стратегическими объектами и производствами до доставки еды и похода на концерты, от космической индустрии до школьных уроков. По результатам исследования, проведенного в 2020 году Ассоциацией предприятий компьютерных и информационных технологий, численность IT- специалистов в РФ составила 1,8 млн человек, или 2,4% от экономически активного населения (для сравнения, в Финляндии эта доля составляет 7%) [3]. На сегодня, по словам директора Российской ассоциации электронных коммуникаций Сергея Плуготаренко, она уже достигла не менее 2,5 млн человек, и потребность в кадрах только возрастает. Дефицит высококвалифицированных сотрудников в 2021 году составлял 150 000 человек, а в 2024 году, если не предпринимать никаких усилий, даже без учета уехавших с конца февраля 2022 года это число может достигнуть 300 000 человек. Следует отметить, что отъезд ИТ-специалистов начался задолго до этого времени, а в феврале-марте 2022 года ситуация лишь обострилась. В результате этого многие т.н. «спящие» тренды активировались [4].
Обострения на геополитической арене и санкции начали влиять на экономику с 2014, если не с 2008 года. Первая волна этих изменений была относительно мягкой и привела к запуску программ импортозамещения и цифровизации, а также вызвала ускоренное развитие российских ИТ-гигантов. Положительное влияние на этот процесс оказали и меры, предпринимаемые государством. Так, Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 была утверждена «Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации», согласно которой одним из главных вызовов современности явилось «исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов». На основании данной стратегии и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 в части решения задачи по обеспечению подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики был разработан Федеральный проект «Кадры для цифровой экономики».
С другой стороны, резкий рост спроса на ИТ-кадры в России сделал рынок труда в этой сфере по-настоящему конкурентным. У квалифицированных и талантливых работников появилась реальная возможность выбирать, где строить свою карьеру – в России или на Западе, в результате кадровое обеспечение этого сегмента оказалось достаточно сбалансированным.
Март и апрель 2022 года основательно изменили структуру рынка труда ИТ-отрасли. За этот период из России уехали от 50 до 70 тысяч специалистов, чуть позже могут последовать их примеру еще от 70 до 100 тысяч человек. Причины различные: от боязни призыва в армию до прекращения работы иностранных компаний в России [5]. Однако, отток специалистов оказался ниже, чем прогнозировалось в начале марта, из-за оперативно принятых мер господдержки. Частично российский рынок труда в сфере ИТ обогатился квалифицированными кадрами в результате того, что целый ряд высокотехнологичных компаний остановил работу в Российской Федерации. Тем не менее, в мае процесс оттока специалистов продолжится, но при этом также обозначилась тенденция частичного возврата профессионалов этой области в Россию [6].
Остановимся на еще одной, негативной, тенденции рынка труда в ИТ-сфере, помимо миграционных процессов. Компетенции ИТ-специалистов зачастую привязаны к конкретному программному обеспечению и технологическим решениям, в том числе от софтверных компаний и вендоров, покинувших российский рынок [7]. В настоящее время сформировался запрос на замену зарубежных продуктов, однако массовый переход на альтернативные технологии отечественной разработки и разработки дружественных стран затруднен ввиду отсутствия нужных навыков работы с такими технологиями. Соответственно, становится актуальной проблема срочной переквалификации ИТ-специалистов на работу с новыми ПО и оборудованием [8].
В текущих условиях государство максимально оперативно приняло меры поддержки для работников сферы ИТ, чтобы сохранить ценные ресурсы и обеспечить постепенный переход на отечественные технологии и продукты. «Правительство намерено создавать такие условия, чтобы IT-специалисты могли наращивать свой бизнес, создавать рабочие места и занимать освобождающиеся ниши», – сказал вице-премьер России Дмитрий Чернышенко [9]. Помимо льготной ипотеки и отсрочки от службы в армии для таких специалистов, существует ряд программ переобучения ИТ-специалистов, которые дают возможность бесплатно учиться и получать наиболее востребованные навыки. В перечень мер, предпринимаемых государством для поддержки ИТ-компаний, входят налоговые льготы, запрет на выездные налоговые проверки до 2025 года, снижение тарифа на страховые взносы, обеспечение загрузки индустрии за счет госзаказа, льготные кредиты и гранты [10]. До 2025 года правительство освобождает предприятия от налога на прибыль, а затем устанавливает его в размере 3%; уровень тарифа страховых взносов снижен до 7,6% [11]. Такие же льготы должны в перспективе получить и компании, оказывающие услуги в сферах информационной безопасности, продажи и поддержки отечественного ПО и обучения на собственных платформах.
Основные задачи в области информационных технологий, которые предстоит решить в сжатые сроки, можно сформулировать следующим образом:
1. разработка и выпуск на своей производственной базе комплектующих (процессоры, серверы, модемы, маршрутизаторы, коммутаторы и т.п.);
2. обеспечение кибербезопасности;
3. разработка нового, отечественного, ПО;
4. обеспечение стабильной работы банков и других финансовых учреждений;
5. развитие отечественных социальных сетей.
Заключение
IT-отрасль ждет значительное увеличение числа рабочих мест, которые должны будут занять квалифицированные кадры, нуждающиеся в максимально комфортных условиях труда (высокой зарплате, курсах и тренингах для повышения профессионализма, гибком графике работы, возможности работать на «удалёнке», объемном соцпакете). Все предпринимаемые меры в результате должны создать условия для реализации глобальных трансформационных изменений в IT-сфере и сделать Россию высококонкурентной и при этом самодостаточной в этой важной стратегической области.