Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPACT OF DIGITALIZATION ON THE MANAGEMENT ACCOUNTING OF THE ENTERPRISE

Sheshukova T.G. 1 Titensky A.R. 1
1 Perm State National University
The beginning of the ХXI century characterized by a new stage of economic relations – the intensive development of the digital economy, characterized by the massive use of computer technology. Also, the features of the external environment that affect the development of business in Russia are globalization, competition, high speed of change, the introduction of digital technologies and innovations, automation of business processes, the emergence of new risks, the need to ensure financial transparency. The article deals with the issues of digitalization of accounting processes at the enterprise, the practice of using management accounting software is studied. The study is based on an assessment of the theoretical and practical aspects of computer technology, a logical approach. It is concluded that automation, which is aimed at reducing costs and increasing the speed of data processing, is part of the digitalization process. It is noted that work with “information” in management accounting is changing taking into account the new features of the world economy and digitalization
enterprise
digitalization
information subsystem
management accounting
market

Введение

Цифровизация, являясь новым витком развития человеческого социума, проникла во многие аспекты жизни человека. Экономика, как один из столпов человеческих взаимоотношений, не осталась в стороне. Можно утверждать, что информатизация экономических процессов является неизбежным процессом. Массовая компьютеризация и распространенность вычислительных средств самого разного вида (начиная от мобильных устройств связи, заканчивая мощными серверными системами, ориентированными на значительную нагрузку для решения самых комплексных задач) не только достаточно сильно повлияло на социум и устройство общества, но и проникло во все сферы человеческой жизни.

Автоматизация процессов, ведение учета не на бумаге, а в базах 1С – все это следствия цифровизации. Именно поэтому термин «цифровизация экономики» прочно вошел в нашу жизнь. Использование ЭВМ для решения самых различных задач привело к тому, что теперь мы ведем бухгалтерский учет, совершаем анализ результатов, и в целом производим огромное число операций экономического характера посредством использования машин.

Вместе с этим, изменился подход к управленческому учету предприятия. Информация, ранее собиравшаяся по всем необходимым показателям, и подвергавшаяся в последствии ручной проверке и анализу, теперь поступает в управленческие структуры почти мгновенно. Это позволило добиться небывалой оперативности, и как следствие, более гибкому подходу к управлению организацией.

Надежность, скорость, информативность – явились прямым следствием цифровизации. Однако цифровизация пришла не одна. Она является прямым продуктом процесса глобализации. Фактически, именно глобализация обеспечивает тот уровень цифровизации, который есть на сегодняшний день. Ранее, данный процесс был невозможен ввиду того, что отдельные страны были «замкнуты» сами в себе, не было понятия глобальных экономических цепочек, и в целом человечество было более разрозненно.

Целью исследования выступает попытка проанализировать подход к сбору и использованию информации в системе управленческого учета в условиях цифровизации.

Материалы и методы исследования

Материалами для исследования явились статистические данные «Росстата», в частности, разделы по использованию различных информационных технологий («Информационные и коммуникационные технологии»), материалы статистических исследований некоммерческого партнерства разработчиков «Руссофт», а также научная литература по управленческому учету в контексте цифровизации.

Материалы были изучены, проанализированы и сопоставлены друг с другом с целью подтверждения или опровержения ранее выдвинутой гипотезы о том, что в условиях цифровизации происходит изменение к концепции сбора информации для целей управленческого учета.

Были использованы общенаучные методы познания: анализ и синтез, дедукция и индукция, историко-логический подход, а также законодательные и нормативные документы по вопросам регулирования бухгалтерского учета экономических субъектов.

Результаты исследования и их обсуждение

В современной учебной и научной литературе вопрос об определении информации для управленческого учета довольно однозначен и происходит напрямую из определения: это информация из различных внутренних источников, таких как бухгалтерский финансовый учет, несущая экономический характер. На основе данной информации система управленческого учета принимает решения по определению курса развития организации и его политику деятельности.

Использование экономической информации позволяет определить, насколько предприятие успешно, каково его текущее экономическое состояние и насколько оно эффективно с точки зрения основной задачи бизнеса – принесение прибыли.

Прогресс не стоит на месте, и информатизация, как продукт глобализации мировой экономики, вместе с появлением понятия глобальных производственных цепочек, уже меняют экономику. Под влиянием цифровизации в экономике появилось как множество перспектив и возможностей, так и новых вызовов.

Управленческий учет, как одна из основных систем, лежащих в основе управления предприятием, не остается в стороне. Цифровизация может значительно оптимизировать процессы управленческого учета, ускорить и улучшить их, вместе с тем и привнеся новые риски и возможные угрозы. Грамотное использование информационных технологий может оказать значительное влияние, позволяя добиваться оперативности и точности, ранее не достижимой.

Исследования в литературе, посвященные использованию цифровых технологий в управленческом учете, как правило обусловлены самим его определением как информационной подсистемы системы управления предприятием, с помощью которой реализуются базовые функции управления (учет, планирование, контроль, мотивация, организация, информационное обеспечение) в краткосрочном и долгосрочном периоде для достижения целей организации, использующая для этого методы, присущие различным наукам [1, с.42]. Масштаб информационного охвата системы управленческого учет зависит от размеров организации, особенностей производственных и бизнес-процессов, технологической специфики, количества хозяйственных и финансовых операций, их сложности, повторяемости, объема и многих других факторов. Опираясь на эти факторы, высокими темпами развивается автоматизация управленческого учета, которая представляет собой систему сбора, хранения, обработки и анализа учетной информации.

Проблеме автоматизации учетных процессов посвящены труды таких зарубежных ученых как Р. Бухт, Р. Хикс [3], Б. Кахин [4], М. Скилтон [5] и другие. В своих работах ученые рассматривают соотношение понятий автоматизации и цифровизации учета в целом. Однако стоит заметить, что большинство вопросов в сфере информатизации и использования информационных технологий, поднимаемых в исследованиях, относятся к возможностям применения этих технологий в различных процессах и сферах управленческого учета: автоматизация сбора информации, ускорение процессов анализа и сбора информации, совершенствование систем контроля. Несомненно, данное применение цифровых технологий обоснованно, так как это именно те функции, которые в первую очередь окажутся под влиянием новых технологий: компьютеры создавались именно с той целью, чтобы ускорить и облегчить интеллектуальный труд человека.

Но вместе с более привычными применениями цифровых технологий, стоит рассмотреть изменившийся подход к сбору информации в управленческом учете и тому, как определение информации подвергается изменениям.

В классическом подходе управленческого учета подход к информации весьма консервативен: это экономическая информация, получаемая из внутренних и внешних источников, несущая непосредственный экономический характер, как правило выраженный в денежном эквиваленте. Обычно это информация о доходах и расходах, инвестициях, производительности, соблюдении нормативов и иная информация, которую можно охарактеризовать как «экономическую». Управленческий учет также принимает во внимание и информацию из внешних источников о ситуации на рынках, отраслях и конкурентах.

Вместе с тем, в XXI веке, когда информация стала одним из наиценнейших ресурсов, а новые подходы к развитию управленческого учета становится на первый план, появилась необходимость в переосмыслении информации, которую использует система управленческого учета для своего функционирования и принятия решений. Речь, прежде всего, идет об «информации», при том не экономической, которая подразумевается определением, которое обычно дается управленческому учету, а новым, более широким в своем смысле понятиям. «Информация», с которой работает классический управленческий учет, зачастую однобока, так как вычленяет все то, что имеет экономический смысл, и таким образом, управленческий учет, как система наблюдения и контроля за предприятием и его деятельностью, сужает свой угол обзора на внутренних источниках, таких как бухгалтерский учет и внутренний финансовый анализ, с небольшой долей внешних источников информации по отрасли и рынку. В данную категорию обычно попадает информация о ситуации на локальных рынках, или же в отрасли в целом. Крайне редко в системе управленческого учета можно найти информацию, касающуюся глобальных рынков и взаимодействий с иностранными поставщиками и потребителями. Как правило, такая информация появляется у крупных транснациональных корпораций, которые ведут активную деятельность в том числе и за рубежом.

Но глобализация, вместе с глобальными производственными цепочками, принесла и такое понятие, как «взаимосвязь мировой экономики». Нельзя ограничиваться только информацией по отрасли, так как такая информация будет слаборелевантна для принятия решений, ведь даже если вы будете оценивать отрасль, пусть и в целом по стране, рано или поздно глобальные экономические, социальные или политические события смогут затронуть и не только отрасль в широком смысле, но и саму организацию.

Пробел в теории управленческого учета относительно изменившейся парадигмы информации об окружающем мире приводит к тому, что в современном мире классический подход к использованию информации более не позволяет вести деятельность по управлению предприятием достаточно эффективно. Прежде всего, информация, которая может повлиять на предприятие или организацию может нести зачастую не самый прямой экономический подтекст, иногда просто предвещая события. И эти события, опять же, могут не играть, на первый взгляд, значительной роли или экономического эффекта на деятельность организации. В конце 2019-го года, когда о пандемии коронавируса никто даже не задумывался, новости о новой болезни появились задолго до того, как поднялась тревога. Экономический эффект последствий пандемии при этом недооценивать очень сложно. Даже сегодня частичный карантин или локдаун одного небольшого региона мира, по-прежнему способен повлиять на мировую экономику, нарушив уже налаженные цепочки поставок.

Именно поэтому работа с «информацией» в управленческом учете, в силу новых особенностей мировой экономики и цифровизации, изменяется. Новости, которые не имеют первоначального экономического эффекта, теперь должны быть оценены не только на их «экономичность», но и по косвенным признакам должны быть определены к той или инфой категории информации, которые можно разделить на две части: «Не имеющие последствий», либо «Возможно несущие последствия». В основном, решением отнесения к категории будут являться эффекты, которые могут принести события в будущем, если эти события, по которым была получена информация, будут развиваться.

Оценка эффектов от события, или вернее, оценка эффектов от полученной «информации» – процесс сложный, трудозатратный, и в то же время крайне требовательный по времени. Иначе говоря, подобная оценка является процессом крайне трудоемким и с запредельными требованиями к оперативности. Даже в современной экономической системе, оценка рисков – весьма сложный процесс, а его развитие и совершенствование идет до сих пор. Вполне можно ожидать, что в будущем к оценкам рисков также примкнет и оценка информации, так как прежде всего на основе информации можно предполагать именно экономические риски, которые понесет предприятие в случае наступления тех или иных событий. Однако не стоит преуменьшать возможные выгоды от грамотной работы с информацией: оперативные данные, грамотно оцененные и исследованные, могут помочь предотвратить печальные последствия, а то и вовсе извлечь выгоду. Кроме снижения негативные последствий, могут открыться ранее неизвестные возможности и перспективы.

Особенно остро вопросы по оценке информации и ее анализу будут стоят в тех отраслях экономики, которые активно связаны с международными рынками и иностранными партнерами (инвесторами, поставщиками, потребителями). Любые политические потрясения, пусть и не имеющие прямого влияния на само предприятие или государство, в котором оно находится, могут значительно повлиять на деятельность таких организации. Остро в таком случае будет стоять вопрос взаимодействия с информацией, поскольку информация, которая лежит в основе управленческого учета, хоть и будет показывать определенные экономические показатели, однако большинство событий, природа которых лежит вне экономического поля будут скрыты от пользователя и системы управленческого учета.

В качестве примера подобной взаимосвязи экономики, политики и общества можно рассмотреть недавние события начала 2022-го года, когда в результате санкций множество поставщиков информационных технологий покинуло рынок Российской Федерации. При чем с их уходом пропали не только сами продукты, но и услуги по их адаптации и поддержке. Это стало серьезной проблемой, так как большая часть программного обеспечения не производится в РФ, но при этом пользуются повсеместно. Доля отечественных программных решений составляет порядка 30-35% (из интервью РБК с Ильей Мацух, главой Центра компетенций по импортозамещению в сфере ИКТ[6]), а ситуация с оборудованием и вовсе является очень острым вопросом, поскольку подавляющая часть электроники ввозится из вне. В условиях повсеместной цифровизации и постоянно растущего спроса как на цифровое оборудование, так и на услуги области информационных технологий, влияние внешнеполитических и социальных событий, пусть и не являющихся напрямую экономическими, может нанести порой фатальный урон бизнесу и отрасли. И описанные выше события стали внезапными для российского бизнеса по многим причинам, однако использование боле совершенной системы сборы и оценки информации управленческими структурами предприятий могло бы изменить сложившуюся ситуацию.

Таким образом, необходимость адаптации процессов управленческого учета становится важной задачей, поскольку вовремя замеченные перемены позволят заранее подготовить необходимые меры если не по ликвидации последствий, то хотя бы по смягчению удара. И работа с информацией в данном случае становиться первостепенной задачей, поскольку именно оперативность и грамотная оценка поступающей информации, как и отделение «зерен от плевел» позволит системе управления быть способной на эффективное управление.

Заключение

Основываясь на всем вышесказанном, можно утверждать о том, что современные подходы к информации в системе управленческого учета изменяются, поскольку более классический подход становится устаревшим, а информация, которую получают из финансовой и прочей отчетностей, более не отвечает требованиям по максимальной информативности. В современных реалиях, обладание информацией становится оружием, благодаря которому организации на рынке способны вести эффективную экономическую деятельность. Опыт многих компаний сферы IT показывает, что те, кто «держит нос по ветру» и внимательно следит за ситуацией не только на рынке, но и в политике и социуме, в конечном итоге становится успешным за счет следования трендам, при чем не только сугубо экономическим и отраслевым, но и социально-политическим. Можно даже утверждать, что экономика стала чаще обращаться к политологии и социологии, поскольку данные науки позволяют понимать своего потребителя, чего он хочет и какие цели преследует, чтобы своевременно скорректировать свой продукт и по итогу стать своеобразным первопроходцем. А первопроходцы, как известно, зачастую получают большую награду нежели те, кто идут следом. Принимая во внимание основную цель организаций на рынке, а именно получение прибыли, быть первым становится стратегией компании, поскольку именно данная стратегия приводит к достижению данной цели.