Введение
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности является частью системы государственного регулирования экономики страны и должно быть интегрировано в макроэкономическую политику государства. В самом общем виде понятие государственного регулирования внешнеэкономической деятельности можно определить, как систему законодательных, исполнительных и надзорных мер, направленных на совершенствование внешнеэкономической деятельности в интересах национальной экономики [9].
Национальный механизм контроля за внешней торговлей состоит из двух частей: институциональной и функциональной. Институциональная система, в свою очередь, представляет собой систему, в которой государственные институты наделены полномочиями принимать решения и формулировать меры по регулированию внешнеэкономической деятельности.
Цель исследования – изучение особенностей развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации с государствами-членами ЕАЭС.
Материалы и методы исследования
В статье были использованы труды российских учетных, различные материалы аналитических изданий. Применялись следующие методы научного исследования: изучение и анализ научной литературы, классификация, обобщение, сравнительный анализ.
Результаты исследования и их обсуждение
Законодательство в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности России имеет четкую структуру, характеризуется определенным динамизмом в зависимости от реалий настоящего времени и может быть условно разделено на следующие группы [1]:
- международные договоры и соглашения;
- международное законодательство в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС (Союз));
- национальное законодательство Российской Федерации:
1. Указы Президента Российской Федерации;
2. Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации;
3. Ведомственные нормативные правовые акты.
Пандемия оказала значительное экономическое влияние на мировую экономику. Введенные меры социального дистанцирования привели к сокращению занятости, снижению потребительского спроса из-за снижения реальных располагаемых доходов населения, нарушению глобальных цепочек поставок, нестабильности на финансовых рынках и негативно повлияли на ключевые секторы экономики (туризм, пассажирские перевозки, страхование и др.) [4].
Влияние пандемии на экономику государств-членов ЕАЭС зависит от продолжительности действия ограничительных мер и скорости восстановления мировой экономики. При этом страны испытают шок из-за снижения внешнего спроса (особенно на сырье).
Способы поддержки экономики государствами-членами также различаются: если у России и Казахстана есть возможности для фискального стимулирования прямого субсидирования секторов экономики, то Армения, Кыргызстан и частично Беларусь вынуждены искать внешние источники поддержки, обращаться к международным организациям, включая ЕФСР и ЕАБР [7].
Для поддержки рынка труда в период пандемии государства используют два канала: систему социального страхования на случай безработицы (через пособия по безработице, их размеры, условия, на которых они предоставляются), и прямую поддержку бизнеса для финансирования фонда оплаты труда. В России и Казахстане финансирование безработных и упрощение процедуры получения этого статуса привели к увеличению уровня официально регистрируемой безработицы (в среднем с 1% в России в 2017-2019 годах до 4,4% в июле 2020 года, с 1,4% % в Казахстане Стан до 2,2%).
При этом уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, увеличился в России с 4,6% в среднем в 2019 году до 6,3% в июле 2020 года, в Казахстане с 4,8% до 5%.
В Армении при сокращении количества официально зарегистрированных безработных в июле 2020 года спрос на спрос на рабочую силу упал почти вдвое по сравнению с июлем 2019 г.
В Беларуси уровень безработицы сократился с 4,4% во II квартале 2019 года до 4,2% во II квартале 2020 года. Количество зарегистрированных безработных на 1 августа 2020 года в Кыргызстане сократилось по сравнению с соответствующей датой предыдущего года на 4,5%.
Таким образом, рынок труда стран Союза адаптируется к новым условиям [10].
Инфляционные процессы в странах ЕАЭС на момент распространения пандемии COVID-19 не были синхронизированы, государства-члены имели разные валютные режимы. В сложившихся условиях реакция национальных (центральных) банков была разнонаправленной. Несмотря на глобальную тенденцию снижения процентных ставок процентные ставки были повышены в странах, где усиливалось инфляционное давление для поддержания ценовой стабильности (в Казахстане – 10 марта 2020 г. и в Кыргызстане – 24 февраля 2020 г.).
Основной задачей функционирования Союза является повышение благосостояния граждан государств-членов Евразийского экономического союза. С этой целью пять государств активно работают над формированием общего союзного рынка, призванного гарантировать «4 свободы»: свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы на территории Союза. Полноправными членами Союза являются пять государств: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия. Государствами-наблюдателями Евразийского экономического союза являются Молдова, Узбекистан и Куба.
11 декабря 2020 года главы государств и правительств Союза приняли Стратегические ориентиры развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Стратегия направлена на повышение самодостаточности Союза как субъекта мировой экономики и обеспечение экономического роста государств-членов.
Реализация этой стратегии позволит к 2025 году достичь следующих совокупных результатов:
1. Завершить формирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда;
2. Повышению эффективности регулирования общего рынка Евразийского экономического союза;
3. Улучшить качество таможенного контроля;
4. Обеспечить гарантию качества и безопасности товаров;
5. Формирование цифрового пространства Евразийского экономического союза;
6. Созданию механизмов целевого содействия экономическому развитию;
7. Выстраиванию системы управления совместными кооперационными проектами, развитию высокопроизводительных секторов;
8. Стимулированию НТП;
9. Повышению эффективности институтов Евразийского экономического союза;
10. Развертыванию механизмов сотрудничества в области образования, здравоохранения, туризма и спорта;
11. Становлению Евразийского экономического союза в качестве одного из наиболее значимых центров развития современного мира [8].
Таким образом, полная реализация стратегии предполагает установление новых форм совместной работы институтов Евразийского экономического союза, включая Комиссии, и национальных правительств государств-членов Евразийского экономического союза, развертывание систем стратегического планирования, развитие новых направлений интеграции, повышение эффективности технического и таможенного надзора и др.
Одним из основных показателей эффективности функционирования системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются результаты внешней торговли, которые относятся к
сфере особого интереса всех стран и косвенно характеризуют развитие со стороны страны.
В структуре внешней торговли России по группе стран Европейский Союз (далее ЕС) является крупнейшим экономическим партнером, на долю которого приходится 42 % от общего объема торговли, страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (далее АТЭС) – 32 %, государства-участники СНГ – 12%, в том числе страны Евразийского экономического союза – 9%.
Основу российского экспорта составляют топливно-энергетические продукты, доля которых в товарной структуре экспорта в 2019 г. составила 62% (в 2018 г. – 64%). По сравнению с 2018 годом стоимость топливно-энергетических товаров снизилась на 8,5%, а физический объем увеличился на 3%. В 2019 году экспорт без учета сырья без учета энергии увеличился на 0,3% в стоимостном выражении по сравнению с 2018 годом и составил 153,9 млрд долларов США, в физическом объеме – на 5%.
Доля экспорта несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта России в 2019 году составила по стоимости 36 % (в 2018 году – 34 %), по физическому объему – 24 % (в 2018 году – 25 %). Импорт России составил в 2019 году 244 млрд долларов США и увеличился по сравнению с 2018 годом на 6 млрд долларов США или на 2,2 %.
В товарной структуре импорта наибольшая доля приходится на машины и оборудование – 46% (в 2018 году – 47%). Стоимость импорта данной продукции по сравнению с 2018 годом уменьшилась на 0,2%, в том числе механического и электрического оборудования – на 1%. Физические объемы импорта грузовых автомобилей увеличились на 14%, легковых автомобилей – на 3%.
В товарной структуре импорта наибольшую долю составляли машины и оборудование – 48 % (в 2019 г. – 46 %), в том числе ввозимые из стран дальнего зарубежья – 51 % (в 2019 г. – 49 %), из стран СНГ – 21 % (на уровне 2019 г.). Стоимость импорта данной продукции снизилась на 2% по сравнению с 2019 годом, в том числе механического оборудования – на 0,4%.
При этом возросли объемы поставок инструментов и аппаратов оптических – на 11%.
Физические объемы импорта легковых автомобилей снизились на 20%, грузовых автомобилей – на 19%.
Доля продукции химической промышленности в товарной структуре импорта в 2020 году составила 18% (в 2019 году – 20%). В товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья доля этих товаров составила 19% (в 2019 году – 20%), из стран СНГ – 14% (15%).
Внешнеторговый оборот Российской Федерации в 2020 году составил 567,8 млрд долларов США и уменьшился на 15,1% по сравнению с 2019 годом, в том числе экспорт – 336,4 млрд долларов США (одно снижение на 20,7%), импорт – 231,4 млрд долларов США – (снижение на 5,3%).
Основными торговыми партнерами Российской Федерации в 2020 году были:
- Китай – 18,3% от общего объема товарооборота Российской Федерации (снижение по сравнению с 2019 годом на 6,7%);
- Германия – 7,4% (снижение на 21,1%);
- Нидерланды – 5,0% (снижение на 41,4%;
- Белоруссия – 5,0% (снижение на 15,7%);
- Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии– 4,7% (рост на 53,6%);
- США – 4,2% (снижение на 8,9%);
- Турция – 3,7% (снижение на 20,2%);
- Италия – 3,6% (снижение на 18,9%);
- Республика Корея – 3,5% (снижение на 9,5%);
- Казахстан – 3,4% (снижение на 4,9%).
Российская Федерация имеет самое большое население среди всех государств-членов ЕАЭС. По данным на 1 января 2022 года, в России проживает 145 478 097 человек, что составляет 80% всего населения ЕАЭС. Второй по численности населения страной ЕАЭС является Казахстан с населением 18 972 079 человек (10% населения ЕАЭС). В Беларуси (9 349 645 человек), Кыргызстане 6 523 584 человек) и в Армении проживает 2 962 155 человек (5% населения ЕАЭС).
Помимо взаимной торговли товарами, при анализе торгово-экономических отношений в ЕАЭС также важно учитывать состояние создания и функционирования общих рынков, предусмотренных Договором о ЕАЭС (рисунок). Таким образом, создание общего рынка лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с Договором о ЕАЭС планировалось осуществить еще в 2016 году, но и сегодня говорить о полноценном функционировании единого рынка невозможно.
Есть все основания полагать, что аналогичные проблемы могут возникнуть при создании общего рынка электроэнергии, общих финансовых рынков, общих рынков газа, нефти и нефтепродуктов, основы для которых уже закладываются. С учетом уже имеющегося опыта интеграции в рамках ЕАЭС создание к 2025 г. общих рынков в этих сферах без широкого перечня отдельных изъятий и переходных положений является слишком амбициозной задачей [3].
В 2020 году главной задачей Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления (далее – ЦЭКТУ) и его региональных подразделений являлось экспертное обеспечение таможенных органов при осуществлении таможенного контроля товаров, транспортных средств и других объектов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также в рамках производства по делам об административных правонарушениях и уголовным делам.
Взаимная торговля Российской Федерации с государствами – членами ЕАЭС в 2020 году
В 2020 году в интересах таможенных органов выполнено 30 143 экспертизы и исследования, в том числе:
- таможенных экспертиз – 16 160;
- экспертиз в рамках производства дел об АП – 10 477;
- экспертиз в рамках уголовных дел – 676;
- исследований – 2 830.
Для других органов государственной власти было проведено 520 экспертиз и исследований.
По результатам проведенных таможенных экспертиз факты нарушения права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании выявлены в 7 845 случаях (48,5% от общего количества таможенных экспертиз). Доначислено в федеральный бюджет свыше 4,2 млрд рублей, возбуждено 3 549 дел об АП и 931 уголовное дело [5].
Среднемесячная нагрузка на одного эксперта составила 6,9 экспертизы.
Для оценки сферы внешней торговли стран ЕАЭС были проанализированы показатели внешней и взаимной торговли и выявили их взаимосвязь. Таким образом, при анализе объемов взаимной торговли в ЕАЭС за последние годы в соответствии с рисунком следует констатировать, что их динамика неустойчива и колеблется в пределах от 42 до 62 млрд долларов США.
При условии направленности таможенных администраций различных уровней на осуществлении работы по унификации приоритетных направлений развития таможенного дела в ЕАЭС, концентрации структурных подразделений аппарата управления Союза на вопросах собственной юрисдикции, организации взаимного товарооборота и др., Союзу удастся решить имеющиеся проблемы и занять достойное место в мировом экономическом сообществ.
Договор о ЕАЭС предусматривает, что государства-члены самостоятельно разрабатывают, формируют и реализуют национальную промышленную политику. При этом в Договоре о ЕАЭС закреплено определение промышленной политики в рамках ЕАЭС как деятельности государств-членов по основным направлениям производственной кооперации, осуществляемой государствами-членами как самостоятельно, так и при консультативной поддержке и координация ЕЭК [6].
Таким образом, промышленная политика в рамках ЕАЭС ограничена сферами производственной кооперации и волеизъявления государств-членов, что не соответствует декларируемым стратегическим целям ЕАЭС.
Промышленная политика должна стать краеугольным камнем развития евразийской интеграции и обеспечить дополнительные преимущества для развития отечественной промышленности всех государств-членов ЕАЭС.
Заключение
Евразийский экономический союз – пока еще молодое объединение. В начале 2021 г. участники приняли четкий план развития на будущую пятилетку; в более долгосрочном периоде ориентирами служат идеи сопряжения ЕАЭС и китайской инициативы «Пояса и пути», а также строительство Большого евразийского партнерства. Однако геополитическая обстановка остается сложной, а в экономике вновь бушует глобальный кризис.
Среди проблем развития евразийского интеграционного таможенного партнерства, которые в настоящее время ЕАЭС пытается поступательно решать, можно назвать проблему совершенствования договорно-правовой базы в сфере таможенного регулирования, проблему таможенного администрирования, проблемы в сфере технического регулирования, проблема снятия барьеров, изъятий и ограничений, а также проблема обмена таможенной информацией с третьими странами и между самими странами-участницами, проблемы совершенствования развития таможенных информационных технологий.
Актуальной по сей день остается глобальная проблема распространения COVID-19, возникновение и увеличение масштабов которой влияет на структуру объемов взаимной и внешней торговли ЕАЭС, создает негативные тенденции ограничения экспорта товаров, свободного перемещения товаров внутри ЕАЭС затмевается нарушениями, это, в свою очередь, влияет на товарооборот, а значит, и на развитие торгово-таможенной политики государств-членов ЕАЭС [2].
ЕАЭС позволит развернуть много проектов и форматов сотрудничества между отдельными странами. Равноправие участников и общие интересы обеспечат им успех и конкурентные преимущества в отношении ЕС, иерархической и крайне неравноправной структуры. Существующие в мире противоречия между старыми и новыми центрами капитализма приведут новые центры и их проекты интеграции к историческому успеху, который изменит Евразию навсегда.