Введение
В условиях современной экономики актуальность приобретают вопросы, направленные на разработку концепции развития социально-экономической политики муниципальных образований. По данным Федеральной службы государственной статистики на 1 января 2021 года на территории Российской Федерации насчитывалось более 20 тысяч муниципальных образований, процесс функционирования и развития которых влияет на стабильность государства в целом. Отметим, что достижение национальных целей развития, которые связаны с социально-экономической политикой, невозможно без обеспечения эффективной деятельности муниципальных образований, достижение которой возможно только путем формирования современной системы управления. Вопросами муниципальной экономики активно занимаются ведущие ученые, изучая проблемы понятийной базы в части муниципального хозяйства в целом, законодательного регулирования системы муниципального управления, построения эффективных комплексных программ поддержки местного самоуправления. В ходе исследования были выявлены определенные разногласия, которые находят отражения в авторских научных работах, в части корректной формулировки ряда терминов, что по нашему мнению, также связано с недостаточным законодательным закреплением терминологической базы.
Социально-экономическая политика, реализуемая в рамках деятельности муниципальных образований, имеет свои особенности, которые связаны с необходимостью глубокого изучения приоритетов местного развития и специфических потребностей населения территорий. Так, исследование вопросов муниципальной экономики, считаем необходимым начать с детальной проработки понятийной базы терминов, которые отражают суть данной экономической категории.
Целевая установка статьи состоит в проведении терминологического анализа муниципальной экономики и смежных экономических категорий.
Материалы и методы исследования
По нашему мнению, развитие теоретических аспектов муниципальной экономики, которое необходимо начать с глубокой проработки вопросов понятийной базы данной экономической категории, является актуальным направлением научных исследований.
В качестве материалов исследования выступили научные труды ученых, в области муниципальной экономики начиная с 1910 года и по настоящее время, которые были отражены как в учебных изданиях, так и в периодической литературе. Проводилась выборка научных трудов, которые легли в основу построения существующей системы управления муниципальными образованиями.
При проведении исследования активно использовались теоретические методы, такие как анализ и синтез, индукция и дедукция. На основе абстрактно-логического метода выстроены взаимосвязи между экономическими терминами, сформулированы авторские трактовки существующих определений.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросы муниципальной экономики достаточно подробно исследованы в работах ученых, однако, в настоящее время отсутствует единый терминологический подход, отражающий не только суть данной категории, но и процессы, которые может затрагивать данное понятие. Анализ термина «муниципальная экономика» следует провести на основании изучения работ ученых-экономистов в разные исторические периоды развития государства и сделать выводы о том, насколько понятийный аппарат затронули эволюционные преобразования.
Исследование мнения различных авторов в отношении термина «муниципальная экономика» рассмотрим в таблице. Анализ проведем с использованием деления исследуемых терминов на периоды их авторского опубликования, причем период 1 – труды авторов, изданные с 1910-1930 гг. , 2 период работы авторов, которые были изданы в 1931- 1999 гг., 3 период – 2000- 2015 гг., а 4 период – это 2016-2022 гг.
Отметим, что часто источником, где отражен термин, является современная научная работа.
Таким образом, на основе изученных терминов и авторских подходов к понятию «муниципальная экономика» следует отметить наличие определенных отождествлений терминологии, а именно авторы, труды которых были изданы в первом периоде, активно исследовали хозяйственную деятельность муниципалитетов (городов), а также устройство городского самоуправления, то есть в качестве муниципалитета определяется именно территория города, упуская при этом необходимость формирования системы управления сельскими территориями.
Также в работах исследователей применяется чаще всего понятие «муниципальное хозяйство», как форма управления теми ресурсами и процессами, которые происходят в процессе жизнедеятельности населения на городских территориях. Позже в работах ученых термин «хозяйство» был изменен на «управление». По нашему мнению, данный подход требует более глубокого осмысления, так как понятие хозяйство намного шире экономики.
Терминологический анализ понятия «муниципальная экономика» и смежных определений с учетом деления на временные интервалы
Автор/авторы |
Формулировка термина |
Примечание |
1 Период (1910-1930 гг.) |
||
И.Х. Озеров [1] |
Городское самоуправление – определенный союз публичного хозяйства в системе государства, требующий формирование финансовой базы |
Автор в своих трудах высказывает активную позицию о необходимости постоянного развития и расширения земского и городского самоуправления. Отмечает необходимость укрепления финансовой основы местного самоуправления |
Л.А. Велихов [2] |
Муниципальное хозяйство ориентировано на хозяйственную деятельность города, которая играет решающую роль в развитии, благоустройстве территории города, а также материальном и духовном благосостоянии населения |
Ученый в своих трудах уделял особое внимание тому, что муниципальное хозяйство предполагает развитие городов. В данный период отмечалось, что только города могут иметь свои развитые муниципальные структуры управления. Следует отметить, что если муниципальное образование не в полной мере удовлетворяет потребности населения, то и классифицироваться так не может. |
2 период (1931 -1999 гг.) |
||
А.Г. Воронин [3] |
Муниципальное хозяйство – предприятия, осуществляющие на территории муниципального образования хозяйственную деятельность. |
В определении авторов впервые появляется, упоминаем о том, что развитие муниципального образования зависит именно от деятельности субъектов хозяйствования, функционирующих на конкретной территории. |
Н.А. Емельянов [4] |
Местное самоуправление – особая форма публичной власти и социально-политического управления, строящаяся на принципах самоорганизации и самодеятельности. |
Автор отмечает, что власть на территории муниципального образования должна иметь принцип самостоятельного регулирования. |
В.В. Еремян [4] |
Местное самоуправление предполагает наличие четкое правовой базы, обеспечивающей ее полную самостоятельность |
В работе автора делается особый акцент на необходимость проработки организационного обеспечения местного самоуправления. |
3 период (2000-2015 гг.) |
||
М.Б. Горный и др. [4] |
Муниципальное хозяйство – это совокупность организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих на территории МО хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение общественных потребностей населения. |
Определение авторов схоже с терминологией в работе А.Г. Воронова и отражает то, что муниципальное хозяйство всегда должно быть ориентировано на удовлетворение общественных потребностей населения. |
О.В. Жигарь [4] |
Муниципальная экономика – это система экономических отношений, в которые вступают органы местного самоуправления в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг на территории муниципального образования. |
Автор утверждает, что муниципальный сектор может существовать только в рамках четко выстроенной системы взаимоотношений между государственными и частными секторами. |
Ю.В. Филиппов Т.Т. Авдеева [4] |
Муниципалитет – городское управление, которое берет на себя ответственность общественной власти, а деятельность, связанная с управлением хозяйственными ресурсами называется муниципальным хозяйством. |
Автор в терминах делает попытку разделения системы управления на деятельность связанную с распределением финансовых ресурсов и в целом общественную власть |
4 период (2016-2022 гг.) |
||
Ю.В. Рагулина [5] |
Муниципальная экономика – это совокупность экономических ресурсов муниципального образования (МО), обеспечивающих удовлетворение жизненных потребностей населения и отношений по их использованию |
Авторами отражается необходимость управления ресурсами в рамках определенной территории (муниципальное образование). |
С.В. Вобленко [6] |
Городское муниципальное хозяйство – самостоятельная хозяйственная деятельность муниципального образования по организации решения вопросов местного значения, в целях удовлетворения публичных потребностей членов местного сообщества. |
В рамках работы автор определяет необходимость удовлетворения потребностей членов местного сообщества. Требуется уточнение, кого относить к членам местного сообщества. |
Исследования авторов в период с 1931-1999 гг. ориентированы на глубокое познание принципов устройства местных территорий, ученые делают акцент на том, что муниципальные хозяйства в своем территориальном развитии функционируют за счет тех субъектов хозяйствования, которых на них располагаются. Авторами отмечается, что у муниципальных образований должна быть определенная степень свободы в части управления территориями.
Третий исследуемый период с 2000 по 2015 гг. отражает мнение авторов о том, что в рамках функционирования муниципалитетов следует выстраивать системы взаимоотношений между властью, бизнесом и населением. Также отмечается, возможность выделения общественной власти. Отметим, что использование термина «муниципальная экономика» широко связано с понятиями местное и городское самоуправление. Однако, по нашему мнению, следует очень четко определиться, что муниципалитет включает в свое территориальное расположение, городские и сельские поселения, которые входят в виды муниципальных образований.
По нашему мнению, муниципальная экономика – это система взаимоотношений, возникающих в рамках рационального управления ресурсами муниципальных образований (муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, внутригородское муниципальное образование, городское и сельское поселение), реализуемых органами местного самоуправления и направленная на удовлетворение общественных потребностей населения с учетом уровня социально-экономического развития территории.
Представим схематичное отражение компонентов термина «Муниципальная экономика» (рисунок 1). Далее перейдем к проработке тех компонентов термина «муниципальная экономика», без которых невозможно представить это определение в виде комплексной трактовки. Любое территориальное устройство требует разработки и реализации системы, которая ориентирована на решение комплекса задач по его управлению. В настоящее время термину муниципальное управление отводится особое внимание, так как развитие данных территорий несет особый вклад в экономическую и социальную стабильность государства в целом.
Рис. 1. Схематичное отражение авторской дефиниции «муниципальная экономика» (составлено автором)
Рассмотрим, какие процессы предполагается осуществлять в рамках муниципального управления. Необходимость самостоятельного управления городами и селами активно отстаивалась во все периоды исторического развития Российского государства, например, еще в Средневековье и на Руси значительная часть территорий городов считалась «самоуправляемой». По нашему мнению, это связано с устойчивым пониманием того, что именно население, которое проживает на своей территории, будет принимать максимально эффективные решения для развития муниципалитета с учетом тех особенностей, которые наблюдаются в процессе жизнедеятельности города или села.
Так авторы, А.Д. Моисеев, Л.В. Московцева и А.С. Шурупова понимают под термином муниципальное управление – новую систему управления муниципальной собственностью и социальной сферой, которая пришла в Российскую Федерацию на смену командно-административному типу управления [7]. В рамках данной трактовки не совсем корректно отмечено то, что управление направлено только на собственность или имущество и социальные вопросы, причем не дается пояснения, что авторы понимают под данными объектами управления. В рамках осуществления деятельности муниципалитета, по нашему мнению, управлять необходимо и трудовыми ресурсами, материальными и природными благами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что авторами часто отождествляются термины муниципальное управление и местное самоуправление. Однако, по нашему мнению, это не совсем верно, с точки зрения того, что понятие «местное самоуправление» шире, так как ориентировано на реализацию власти народом, то есть главным действующим лицом является население муниципального образования. В рамках же муниципального управления требуется организация деятельности органов местного самоуправления, которые через муниципальных должностных лиц будут реализовывать вмененные функциональные обязанности. Термин «местное самоуправление» четко закреплен в законодательстве Российской Федерации в законе об общих принципах организации местного самоуправления в РФ и сводится к форме осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно новым нормам Конституции органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
На основе проведенного исследования дефиниции «муниципальное управление» считаем возможным выделить основные отличительные особенности данного процесса хозяйствования [8]:
- местное самоуправление реализуется через конкретный вид деятельности – муниципальное управление, который имеет определенные особенности;
- деятельность по муниципальному управлению должна быть реализована только в рамках конкретного муниципального образования и ориентирована на непосредственное развитие экономической, социальной и политической сфер деятельности определенной территории;
- существует законодательное регулирование, определяющее нормы, правила и особенности осуществления муниципального управления.
Рассмотрим на рисунке 2 взаимосвязь компонентов и элементов процесса муниципального управления, осуществляемого на территории муниципального образования.
Таким образом, основная цель постановки системы муниципального управления на территории города или села – это обеспечение жизнедеятельности общества, а задача должна быть сведена к повышению качества жизни населения конкретного муниципального образования.
Далее рассмотрим, какие территории в рамках законодательного регулирования в Российской Федерации следует относить к муниципальным образованиям.
Рис. 2. Взаимосвязь компонентов муниципального управления (составлено автором)
В Федеральном законе № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в статье 2 основные термины и понятия приводится определение муниципальных образований, под которым понимают, городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Так ранее на рисунке 1 была представлена данная классификация муниципальных образований.
В рамках терминологического анализа понятия «муниципальная экономика» и смежных экономических категорий было выявлено, что:
- недопустимо отождествление и неверная трактовка определений «муниципальная экономика», «муниципальное хозяйство», «муниципальное управление», «система местного самоуправления»;
- требуется авторская трактовка термина «муниципальная экономика», которая была сформулирована на основе глубокого эволюционного анализа данного определения учеными экономистами;
- социально-экономическое развитие территорий города и села невозможно без формирования эффективной системы муниципального управления, которая должна быть построена на взаимосвязи компонентов и элементов, выявленных и сгруппированных в рамках данного исследования.
Заключение
В ходе исследования был проведен глубокий анализ терминов, которые могут быть положены в основу разработки системы управления муниципальными образованиями, социально-экономическое развитие, которых очень важно с точки зрения повышения качества жизни на территории современного государства. При этом в целом муниципальная экономика как наука требует дальнейшей глубокой проработки теоретико-методологических основ, так как экономические преобразования предполагают повышение качества управления городами и селами, в рамках построения максимально результативной, с точки зрения нововведений, концепции развития социально-экономической политики территорий государства.