Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

RESILIENCE OF MONO-PROFILE TERRITORIES IN THE CONTEXT OF MODERN ECONOMIC UNCERTAINTY

Ionova I.G. 1 Fedoseeva S.S. 2 Balandin D.A. 2
1 Perm State University
2 Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Perm branch
The article summarized scientific sources on the issues of resilience of economic systems. The main problems of the modern development of mono-profile towns and territories are considered. The modern conditions of economic uncertainty are determined. An assessment of the resilience of mono-profile territories of the region in the conditions of modern economic uncertainty is given on the example of the Perm Krai. It has been established that the mono-profile territories of the Perm Krai are differentiated by the level of economic development, determined by the competitiveness of the city-forming enterprise. At the same time, the general trend is a decrease in the population due to the migration of its most active part. Based on the author’s methodology, the degree of resilience of mono-profile territories of the region is determined. The proposed methodological approach is universal and promising for use in the management process, including when adjusting public policy in the face of modern economic uncertainty. The conclusion is formulated that the conditions of modern economic uncertainty create new opportunities for the resilience of mono-profile territories. First of all, this is due to the urgent solution of import substitution issues. The emerging market niches allow many city-forming enterprises of mono-profile territories to restore their economic opportunities and make the most of their production potential. Particularly promising in this direction are the city-forming enterprises of the military-industrial complex, which produce strategic types of products for the Russian economy.
resilience
mono-profile territories
modern economic uncertainty
economic systems
region

Введение

Происходящие в последние годы процессы развития мировой экономики можно охарактеризовать, как трудно прогнозируемые и непредсказуемые, последствия которых представляют собой целый комплекс угроз и рисков для социально-экономических систем различного уровня. Современная экономическая неопределенность стала серьезным вызовом как для национальных экономик, так и для составляющих их территорий, эффективность развития которых определяет локальная специфика, особенности ведения хозяйственной деятельности и бизнес-процессов. Задачи адаптивного развития, в настоящее время, обуславливают научный интерес к понятию «резильентность», как способности многомерной экономической системы к восстановлению и стабилизации после воздействия непредсказуемых кризисов и шоков.

Можно отметить, что новые эмерджентные свойства экономических систем, приобретенные под воздействием неопределенности, стимулировали творческий поиск в экономической науке, в результате которого отдельные постулаты теории устойчивого развития – модели общего равновесия, стали базисом для концепции резильентности, отличающейся восприятием развития с точки зрения адаптивности к динамическим трансформациям нелинейной среды [9, с. 100].

Сложность национально-экономической системы заключается в ее многомерности, по сути это комплекс подсистем различного уровня независимо от их масштаба и территориальной принадлежности. Пространственная дифференциация Российской Федерации сформировала феномен монопрофильных территорий, экономика которых предопределила общесистемную неравномерность развития на региональном уровне [11, с. 62].

В научной литературе монопрофильные территории принято рассматривать с позиции их жизненного цикла, как совокупности этапов развития сменяющих друг друга под воздействием внешних и внутренних факторов, преодоление негативных последствий которых является одной из ключевых задач территориального управления с учетом экономического потенциала и имеющихся ресурсов [3, с. 10].

Представляя собой особый сегмент национальной экономики и присутствуя практически во всех индустриально развитых регионах Российской Федерации, монопрофильные территории являются значимым объектом государственного и муниципального управления, а организационно-экономические отношения, возникающие в процессах обеспечения их резильентности представляют собой актуальную тему современных научных исследований.

Авторы настоящей статьи определили для себя цель, опираясь на постулаты теорий систем и сложности, рассмотреть резильентность монопрофильных территорий, как их способность к восстановлению в условиях современной экономической неопределенности.

Материалы и методы исследования

Методология исследования базируется на применении общенаучных методов эмпирического анализа, аналитической и графической интерпретации данных официальной статистики, кроме того, применялась авторская методика, включающая этапы расчета интегральных показателей монопрофильных территорий и оценки степени их резильентности. Оригинальность методики заключается в том, что она позволяет оценивать резильентность и сопоставлять монопрофильные территории в зависимости от воздействия факторов современной экономической неопределенности.

Материалами исследования послужили научные труды ведущих ученых-экономистов в области региональной экономики, пространственного развития, эконометрики, показатели Росстата, результаты собственных исследований авторов настоящей статьи. Аналитическая интерпретация и оценка резильентности осуществлена на показателях развития монопрофильных территорий Пермского края.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие территорий и городов становится все более специализированной областью научных исследований, зачастую приобретающих междисциплинарный и трансдисциплинарный характер из-за глобальной динамики политических, социальных, экономических, экологических, пандемических и военных процессов [14, с. 206]. В связи с проявляющимися последствиями данной динамики термин «резильентность», в настоящее время, стал чаще использоваться применительно к экономической безопасности различных систем, отодвинув, в определенном роде, вопросы экологии на второстепенный план [7, с. 662]. Так, геополитические события 2022 года заставили многие государства отказаться от ключевых принципов «зеленой экономики» и перегруппировать свои ресурсы и потенциалы для преодоления шоковых потерь и восстановления утраченных экономических позиций.

Для Российской Федерации, столкнувшейся в настоящее время с необходимостью мобилизации всех ресурсов и задействования имеющихся потенциалов, одной из ключевых задач становится обеспечение резильентности монопрофильных территорий, посредством совершенствования механизмов и инструментов управленческой деятельности в границах конкретных географических локаций. Крестовских Т.С. и Бороздин А.К. обосновывают, что государственное регулирование развития монопрофильных территорий должно подняться на более высокий уровень и достичь нового качества менеджмента за счет повышения комплементарного взаимодействия и ответственности отраслевого, регионального, муниципального управления и градообразующих предприятий [4, с. 119].

В научных источниках, посвященных задачам экономического обновления монопрофильных территорий, в качестве практических рекомендаций предлагаются мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности градообразующих предприятий, развитию территориальной инфраструктуры, формированию ТОСЭР [2, с. 419; 12, с. 83]. Особый аспект в данном направлении исследований уделяется вопросам инноваций, технологическому переоснащению производств и социально-экономической трансформации монотерриторий на основе реализации соответствующих стратегий и программ муниципального развития [13, с. 75]. Отдельно отмечается проблематика старопромышленных монотерриторий, наиболее подверженных воздействию последствий кризисов и шоков [6, с. 86]. Выделяются роль и значение цифровой трансформации рынка труда и занятости, посредством создания нетрадиционных для монотерриторий рабочих мест (так называемая «платформенная занятость»), обеспечивающих диверсификацию местной экономики [1, с. 26]. Во многих научных работах упор делается на повышение привлекательности проживания населения в монопрофильных территориях [5, с. 176]. В качестве концептуальных подходов в управлении развитием монопрофильных территорий предлагают, уже ставшие традиционными для отечественной науки, три типа решения. Например, инерционный, санации градообразующего предприятия или его ликвидации [10, c. 18].

В процессе настоящего исследования предлагаем рассмотреть резильентность монопрофильных территорий на примере Пермского края. На рисунке 1 приведен перечень монопрофильных территорий Пермского края и их градообразующих предприятий.

Как мы можем заметить из рисунка 1, процессы индустриализации и промышленного освоения Урала сформировали разноплановый сегмент монопрофильных территорий региона. Из шести моногородов: в Нытвенском и Чусовском округах – основу экономики составляют предприятия металлургии, в Очерском и Александровском – отрасли машиностроения, в Горнозаводском – производство цемента, в Красновишерском до 2014 года – добыча алмазов. Проводимая в регионе реформа объединения городов и муниципальных районов в городские округа обусловила распространение соответствующих норм российского законодательства с моногородов на монопрофильные территории, в связи с чем в нашем исследовании мы и будем руководствоваться данным фактом. Неоднородность и разная отраслевая специализация монопрофильных территорий региона в целях совершенствования управленческого процесса их развития на муниципальном, региональном и федеральном уровнях предполагает оценку их резильентности, которую мы предлагаем осуществить в соответствии с разработанной нами методикой, схематично представленной на рисунке 2.

missing image file

Рис. 1. Монопрофильные территории Пермского края и их градообразующие предприятия

missing image file

Рис. 2. Методика оценки резильентности монопрофильных территорий

В качестве временного горизонта для оценки мы избрали период 2013-2020 гг., в котором 2013 год взят в качестве базового, он предшествует условиям современной экономической неопределенности, к которым мы относим обострение геополитической ситуации, нестабильность экономической конъюнктуры на глобальном рынке, последствия пандемии коронавирусной инфекции (Covid-19) и др.

В качестве показателей для оценки резильентности за анализируемый период мы использовали доступные данные официальной статистики, отражающие основные экономические, социально-демографические, инфраструктурные и экологические процессы развития монопрофильных территорий (таблица 1).

Показатели таблицы 1 отражают нарастающую дифференциацию монопрофильных территорий Пермского края в условиях современной экономической неопределенности. Общей тенденцией является сокращение численности населения, вызванное, в первую очередь, миграцией наиболее его активной части в более перспективные места постоянного проживания, что естественным образом отразилось на темпах жилищного строительства. Показатели охраны окружающей среды и инвестиционной активности за рассматриваемый период демонстрируют прямую зависимость от успешности позиционирования градообразующих предприятий в конкурентной среде.

В соответствии с нашими представлениями о важности составляющих резильентности монопрофильных территорий мы присвоили веса анализируемым показателям: объем отгруженных товаров – 0,25; инвестиции в основной капитал – 0,20; численность населения – 0,25; ввод в действие жилых домов – 0,20; выбросы в атмосферу загрязняющих веществ – 0,10.

Таблица 1

Показатели монопрофильных территорий Пермского края в 2013-2020 гг.

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Александровский МО

Объем отгруженных товаров, млн руб.

11583,6

11830,8

10557,9

10722,2

12332,4

12644,9

12512,3

11924,1

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

389,1

447,1

239,0

252,3

2468,0

371,1

813,8

589,0

Численность населения, чел.

29767

29353

28889

28386

27953

27307

26855

26445

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

1,1

1,9

6,3

0,9

2,3

4,3

1,5

0,9

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн

5678

6178

5756

6853

5988

6271

4812

5599

Горнозаводский ГО

Объем отгруженных товаров, млн руб.

6569,8

6883,5

7272,9

8065,2

7817,4

9286,5

10755,5

9647,0

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

377,0

386,9

258,2

223,3

399,2

1534,4

1615,0

2066,9

Численность населения, чел.

24939

24601

24334

23984

23634

23262

22889

22517

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

8,9

1,6

2,1

2,1

2,1

1,7

3,0

3,2

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн

24557

27837

18523

35869

31848

28477

36316

33741

Красновишерский ГО

Объем отгруженных товаров, млн руб.

310,6

9461,4

9911,9

9030,7

9973,1

13527,0

13956,1

9950,3

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

251,9

362,9

161,1

62,3

153,5

226,6

126,6

97,6

Численность населения, чел.

21521

21179

20797

20629

20261

19749

19456

19170

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

1,2

3,2

3,0

0,3

1,7

2,4

2,3

1,6

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн

11817

3822

1991

1592

1632

2169

4808

1800

Нытвенский ГО

Объем отгруженных товаров, млн руб.

9561,6

10014,0

12341,8

13394,4

13423,0

16704,1

16746,6

18789,4

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

489,6

408,7

810,1

989,8

705,2

639,8

2563,3

2287,9

Численность населения, чел.

42656

42476

42331

42071

41647

41156

40630

40207

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

15,0

13,3

14,0

9,1

8,9

10,3

9,6

12,6

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн

6468

1969

5895

2021

2272

4183

1439

1719

Очерский ГО

Объем отгруженных товаров, млн руб.

1293,3

1915,5

1872,8

1839,2

1641,5

1797,9

1812,2

1883,8

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

125,1

114,7

208,9

231,4

263,9

164,3

249,7

291,8

Численность населения, чел.

22750

22751

22761

22834

22766

22678

22538

22553

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

7,8

9,4

9,7

7,9

5,9

8,1

10,2

7,1

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн

4372

2948

4525

5118

2908

2873

4937

1158

Чусовской ГО

Объем отгруженных товаров, млн руб.

8752,5

8845,6

8922,7

9044,9

8977,4

10138,3

11082,9

11170,3

Инвестиции в основной капитал, млн руб.

692,3

2379,5

2161,1

1014,4

910,6

535,9

1012,4

1664,2

Численность населения, чел.

69524

69107

68650

68073

67353

66381

65599

64844

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м

15,2

5,8

11,8

10,1

11,1

13,6

18,2

6,6

Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн

32074

18747

16784

15549

21048

14024

16042

18919

Источник: составлено авторами на основе данных Росстата [8].

Таблица 2

Интегральные показатели резильентности монопрофильных территорий Пермского края в условиях современной экономической неопределенности

Монопрофильные территории Пермского края

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Александровский МО

0,628

0,667

0,755

0,599

0,839

0,737

0,657

0,616

Горнозаводский ГО

0,707

0,557

0,536

0,595

0,592

0,714

0,803

0,815

Красновишерский ГО

0,569

0,848

0,712

0,468

0,619

0,765

0,730

0,570

Нытвенский ГО

0,715

0,622

0,753

0,655

0,632

0,715

0,811

0,859

Очерский ГО

0,742

0,820

0,915

0,904

0,817

0,811

0,951

0,855

Чусовской ГО

0,771

0,769

0,810

0,692

0,707

0,704

0,819

0,755

Источник: рассчитано авторами.

В соответствии с методикой были осуществлены нормирование выбранных показателей и рассчитаны их интегральные значения (таблица 2).

Графическое сопоставление интегральных показателей резильентности монопрофильных территорий Пермского края в условиях современной экономической неопределенности проиллюстрировано на рисунке 3.

Как мы видим из рисунка 3, начиная с 2017 года Нытвенский и Горнозаводской городские округа демонстрируют положительную динамику интегральных показателей. В то же время интегральные показатели остальных монопрофильных территорий нестабильны и показывают снижение к окончанию анализируемого периода.

Для определения степени резильентности нами были осуществлены соответствующие расчеты, представленные в таблице 3.

Таким образом, в результате проведенного исследования были получены результаты, позволяющие оценить степень резильентности монопрофильных территорий Пермского края. Нытвенский и Горнозаводской городские округа показали высокую степень резильентности, Очерский и Чусовской городские округа – потенциально высокую, а Александровский муниципальный округ и Красновишерский городской округ – потенциально низкую.

Данный методический подход может оказаться востребованным в управленческом процессе, в том числе при корректировке государственной политики в условиях современной экономической неопределенности. Заложенная интервальность оценки резильентности позволяет тиражировать данную методику в субъектах Российской Федерации, а возможность изменять весовые коэффициенты позволяют более комплексно учитывать их региональную специфику. При этом, набор показателей так же может изменяться в соответствии с решением конкретных задач.

missing image file

Рис. 3. Динамика интегральных показателей резильентности монопрофильных территорий Пермского края в 2013-2020 гг.

Таблица 3

Оценка степени резильентности монопрофильных территорий Пермского края

Монопрофильные территории Пермского края

Среднее значение ИП

Среднеквадратичное отклонение

Абсолютное отклонение

Коэффициент резильентности

Степень резильентности

Александровский МО

0,687

0,077

-0,071

-0,925

Потенциально низкая

Горнозаводский ГО

0,665

0,103

0,150

1,461

Высокая

Красновишерский ГО

0,660

0,117

-0,090

-0,773

Потенциально низкая

Нытвенский ГО

0,720

0,079

0,138

1,744

Высокая

Очерский ГО

0,852

0,064

0,003

0,046

Потенциально высокая

Чусовской ГО

0,753

0,045

0,001

0,027

Потенциально высокая

Источник: рассчитано авторами.

Заключение

По результатам исследования можно сделать вывод, что все монопрофильные территории Пермского края характеризуются снижением численности населения и дифференцированы по степени резильентности. Градообразующие предприятия сохраняют за собой роль «ядра», определяющего социальные, экономические и экологические процессы монопрофильных территорий. Анализ научных источников показал повышенный интерес к данной проблематике в экономической литературе и практике государственного управления, проявляющийся в ряде предлагаемых мер, ориентированных на преодоление негативных тенденций. Хотелось бы заметить, что данные меры имеют устойчивый характер, отличаются превалирующей долей управленческих воздействий тактического характера и не содержат комплексных стратегических решений. По нашему мнению, условия современной экономической неопределенности создают новые возможности для резильентности монопрофильных территорий. Прежде всего это связано с неотлагательным решением вопросов импортозамещения тех видов продукции, которые попали под экономические санкции и контрсанкции. Образующиеся рыночные ниши позволяют многим градообразующим предприятиям монопрофильных территорий восстановить свои экономические возможности и максимально задействовать производственный потенциал. Особенно перспективными в этом направлении выглядят градообразующие организации оборонно-промышленного комплекса, функционирующие за счет государственного заказа, а также предприятия, выпускающие стратегически важные товары для российской экономики, производство которых может поддерживаться за счет целевых кредитов и иных мер государственного стимулирования.

Публикация подготовлена в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.