Введение
Происходящие в последние годы процессы развития мировой экономики можно охарактеризовать, как трудно прогнозируемые и непредсказуемые, последствия которых представляют собой целый комплекс угроз и рисков для социально-экономических систем различного уровня. Современная экономическая неопределенность стала серьезным вызовом как для национальных экономик, так и для составляющих их территорий, эффективность развития которых определяет локальная специфика, особенности ведения хозяйственной деятельности и бизнес-процессов. Задачи адаптивного развития, в настоящее время, обуславливают научный интерес к понятию «резильентность», как способности многомерной экономической системы к восстановлению и стабилизации после воздействия непредсказуемых кризисов и шоков.
Можно отметить, что новые эмерджентные свойства экономических систем, приобретенные под воздействием неопределенности, стимулировали творческий поиск в экономической науке, в результате которого отдельные постулаты теории устойчивого развития – модели общего равновесия, стали базисом для концепции резильентности, отличающейся восприятием развития с точки зрения адаптивности к динамическим трансформациям нелинейной среды [9, с. 100].
Сложность национально-экономической системы заключается в ее многомерности, по сути это комплекс подсистем различного уровня независимо от их масштаба и территориальной принадлежности. Пространственная дифференциация Российской Федерации сформировала феномен монопрофильных территорий, экономика которых предопределила общесистемную неравномерность развития на региональном уровне [11, с. 62].
В научной литературе монопрофильные территории принято рассматривать с позиции их жизненного цикла, как совокупности этапов развития сменяющих друг друга под воздействием внешних и внутренних факторов, преодоление негативных последствий которых является одной из ключевых задач территориального управления с учетом экономического потенциала и имеющихся ресурсов [3, с. 10].
Представляя собой особый сегмент национальной экономики и присутствуя практически во всех индустриально развитых регионах Российской Федерации, монопрофильные территории являются значимым объектом государственного и муниципального управления, а организационно-экономические отношения, возникающие в процессах обеспечения их резильентности представляют собой актуальную тему современных научных исследований.
Авторы настоящей статьи определили для себя цель, опираясь на постулаты теорий систем и сложности, рассмотреть резильентность монопрофильных территорий, как их способность к восстановлению в условиях современной экономической неопределенности.
Материалы и методы исследования
Методология исследования базируется на применении общенаучных методов эмпирического анализа, аналитической и графической интерпретации данных официальной статистики, кроме того, применялась авторская методика, включающая этапы расчета интегральных показателей монопрофильных территорий и оценки степени их резильентности. Оригинальность методики заключается в том, что она позволяет оценивать резильентность и сопоставлять монопрофильные территории в зависимости от воздействия факторов современной экономической неопределенности.
Материалами исследования послужили научные труды ведущих ученых-экономистов в области региональной экономики, пространственного развития, эконометрики, показатели Росстата, результаты собственных исследований авторов настоящей статьи. Аналитическая интерпретация и оценка резильентности осуществлена на показателях развития монопрофильных территорий Пермского края.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие территорий и городов становится все более специализированной областью научных исследований, зачастую приобретающих междисциплинарный и трансдисциплинарный характер из-за глобальной динамики политических, социальных, экономических, экологических, пандемических и военных процессов [14, с. 206]. В связи с проявляющимися последствиями данной динамики термин «резильентность», в настоящее время, стал чаще использоваться применительно к экономической безопасности различных систем, отодвинув, в определенном роде, вопросы экологии на второстепенный план [7, с. 662]. Так, геополитические события 2022 года заставили многие государства отказаться от ключевых принципов «зеленой экономики» и перегруппировать свои ресурсы и потенциалы для преодоления шоковых потерь и восстановления утраченных экономических позиций.
Для Российской Федерации, столкнувшейся в настоящее время с необходимостью мобилизации всех ресурсов и задействования имеющихся потенциалов, одной из ключевых задач становится обеспечение резильентности монопрофильных территорий, посредством совершенствования механизмов и инструментов управленческой деятельности в границах конкретных географических локаций. Крестовских Т.С. и Бороздин А.К. обосновывают, что государственное регулирование развития монопрофильных территорий должно подняться на более высокий уровень и достичь нового качества менеджмента за счет повышения комплементарного взаимодействия и ответственности отраслевого, регионального, муниципального управления и градообразующих предприятий [4, с. 119].
В научных источниках, посвященных задачам экономического обновления монопрофильных территорий, в качестве практических рекомендаций предлагаются мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности градообразующих предприятий, развитию территориальной инфраструктуры, формированию ТОСЭР [2, с. 419; 12, с. 83]. Особый аспект в данном направлении исследований уделяется вопросам инноваций, технологическому переоснащению производств и социально-экономической трансформации монотерриторий на основе реализации соответствующих стратегий и программ муниципального развития [13, с. 75]. Отдельно отмечается проблематика старопромышленных монотерриторий, наиболее подверженных воздействию последствий кризисов и шоков [6, с. 86]. Выделяются роль и значение цифровой трансформации рынка труда и занятости, посредством создания нетрадиционных для монотерриторий рабочих мест (так называемая «платформенная занятость»), обеспечивающих диверсификацию местной экономики [1, с. 26]. Во многих научных работах упор делается на повышение привлекательности проживания населения в монопрофильных территориях [5, с. 176]. В качестве концептуальных подходов в управлении развитием монопрофильных территорий предлагают, уже ставшие традиционными для отечественной науки, три типа решения. Например, инерционный, санации градообразующего предприятия или его ликвидации [10, c. 18].
В процессе настоящего исследования предлагаем рассмотреть резильентность монопрофильных территорий на примере Пермского края. На рисунке 1 приведен перечень монопрофильных территорий Пермского края и их градообразующих предприятий.
Как мы можем заметить из рисунка 1, процессы индустриализации и промышленного освоения Урала сформировали разноплановый сегмент монопрофильных территорий региона. Из шести моногородов: в Нытвенском и Чусовском округах – основу экономики составляют предприятия металлургии, в Очерском и Александровском – отрасли машиностроения, в Горнозаводском – производство цемента, в Красновишерском до 2014 года – добыча алмазов. Проводимая в регионе реформа объединения городов и муниципальных районов в городские округа обусловила распространение соответствующих норм российского законодательства с моногородов на монопрофильные территории, в связи с чем в нашем исследовании мы и будем руководствоваться данным фактом. Неоднородность и разная отраслевая специализация монопрофильных территорий региона в целях совершенствования управленческого процесса их развития на муниципальном, региональном и федеральном уровнях предполагает оценку их резильентности, которую мы предлагаем осуществить в соответствии с разработанной нами методикой, схематично представленной на рисунке 2.
Рис. 1. Монопрофильные территории Пермского края и их градообразующие предприятия
Рис. 2. Методика оценки резильентности монопрофильных территорий
В качестве временного горизонта для оценки мы избрали период 2013-2020 гг., в котором 2013 год взят в качестве базового, он предшествует условиям современной экономической неопределенности, к которым мы относим обострение геополитической ситуации, нестабильность экономической конъюнктуры на глобальном рынке, последствия пандемии коронавирусной инфекции (Covid-19) и др.
В качестве показателей для оценки резильентности за анализируемый период мы использовали доступные данные официальной статистики, отражающие основные экономические, социально-демографические, инфраструктурные и экологические процессы развития монопрофильных территорий (таблица 1).
Показатели таблицы 1 отражают нарастающую дифференциацию монопрофильных территорий Пермского края в условиях современной экономической неопределенности. Общей тенденцией является сокращение численности населения, вызванное, в первую очередь, миграцией наиболее его активной части в более перспективные места постоянного проживания, что естественным образом отразилось на темпах жилищного строительства. Показатели охраны окружающей среды и инвестиционной активности за рассматриваемый период демонстрируют прямую зависимость от успешности позиционирования градообразующих предприятий в конкурентной среде.
В соответствии с нашими представлениями о важности составляющих резильентности монопрофильных территорий мы присвоили веса анализируемым показателям: объем отгруженных товаров – 0,25; инвестиции в основной капитал – 0,20; численность населения – 0,25; ввод в действие жилых домов – 0,20; выбросы в атмосферу загрязняющих веществ – 0,10.
Таблица 1
Показатели монопрофильных территорий Пермского края в 2013-2020 гг.
Показатели |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Александровский МО |
||||||||
Объем отгруженных товаров, млн руб. |
11583,6 |
11830,8 |
10557,9 |
10722,2 |
12332,4 |
12644,9 |
12512,3 |
11924,1 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
389,1 |
447,1 |
239,0 |
252,3 |
2468,0 |
371,1 |
813,8 |
589,0 |
Численность населения, чел. |
29767 |
29353 |
28889 |
28386 |
27953 |
27307 |
26855 |
26445 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
1,1 |
1,9 |
6,3 |
0,9 |
2,3 |
4,3 |
1,5 |
0,9 |
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн |
5678 |
6178 |
5756 |
6853 |
5988 |
6271 |
4812 |
5599 |
Горнозаводский ГО |
||||||||
Объем отгруженных товаров, млн руб. |
6569,8 |
6883,5 |
7272,9 |
8065,2 |
7817,4 |
9286,5 |
10755,5 |
9647,0 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
377,0 |
386,9 |
258,2 |
223,3 |
399,2 |
1534,4 |
1615,0 |
2066,9 |
Численность населения, чел. |
24939 |
24601 |
24334 |
23984 |
23634 |
23262 |
22889 |
22517 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
8,9 |
1,6 |
2,1 |
2,1 |
2,1 |
1,7 |
3,0 |
3,2 |
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн |
24557 |
27837 |
18523 |
35869 |
31848 |
28477 |
36316 |
33741 |
Красновишерский ГО |
||||||||
Объем отгруженных товаров, млн руб. |
310,6 |
9461,4 |
9911,9 |
9030,7 |
9973,1 |
13527,0 |
13956,1 |
9950,3 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
251,9 |
362,9 |
161,1 |
62,3 |
153,5 |
226,6 |
126,6 |
97,6 |
Численность населения, чел. |
21521 |
21179 |
20797 |
20629 |
20261 |
19749 |
19456 |
19170 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
1,2 |
3,2 |
3,0 |
0,3 |
1,7 |
2,4 |
2,3 |
1,6 |
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн |
11817 |
3822 |
1991 |
1592 |
1632 |
2169 |
4808 |
1800 |
Нытвенский ГО |
||||||||
Объем отгруженных товаров, млн руб. |
9561,6 |
10014,0 |
12341,8 |
13394,4 |
13423,0 |
16704,1 |
16746,6 |
18789,4 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
489,6 |
408,7 |
810,1 |
989,8 |
705,2 |
639,8 |
2563,3 |
2287,9 |
Численность населения, чел. |
42656 |
42476 |
42331 |
42071 |
41647 |
41156 |
40630 |
40207 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
15,0 |
13,3 |
14,0 |
9,1 |
8,9 |
10,3 |
9,6 |
12,6 |
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн |
6468 |
1969 |
5895 |
2021 |
2272 |
4183 |
1439 |
1719 |
Очерский ГО |
||||||||
Объем отгруженных товаров, млн руб. |
1293,3 |
1915,5 |
1872,8 |
1839,2 |
1641,5 |
1797,9 |
1812,2 |
1883,8 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
125,1 |
114,7 |
208,9 |
231,4 |
263,9 |
164,3 |
249,7 |
291,8 |
Численность населения, чел. |
22750 |
22751 |
22761 |
22834 |
22766 |
22678 |
22538 |
22553 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
7,8 |
9,4 |
9,7 |
7,9 |
5,9 |
8,1 |
10,2 |
7,1 |
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн |
4372 |
2948 |
4525 |
5118 |
2908 |
2873 |
4937 |
1158 |
Чусовской ГО |
||||||||
Объем отгруженных товаров, млн руб. |
8752,5 |
8845,6 |
8922,7 |
9044,9 |
8977,4 |
10138,3 |
11082,9 |
11170,3 |
Инвестиции в основной капитал, млн руб. |
692,3 |
2379,5 |
2161,1 |
1014,4 |
910,6 |
535,9 |
1012,4 |
1664,2 |
Численность населения, чел. |
69524 |
69107 |
68650 |
68073 |
67353 |
66381 |
65599 |
64844 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м |
15,2 |
5,8 |
11,8 |
10,1 |
11,1 |
13,6 |
18,2 |
6,6 |
Выбросы в атмосферу загрязняющих веществ, тонн |
32074 |
18747 |
16784 |
15549 |
21048 |
14024 |
16042 |
18919 |
Источник: составлено авторами на основе данных Росстата [8].
Таблица 2
Интегральные показатели резильентности монопрофильных территорий Пермского края в условиях современной экономической неопределенности
Монопрофильные территории Пермского края |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
Александровский МО |
0,628 |
0,667 |
0,755 |
0,599 |
0,839 |
0,737 |
0,657 |
0,616 |
Горнозаводский ГО |
0,707 |
0,557 |
0,536 |
0,595 |
0,592 |
0,714 |
0,803 |
0,815 |
Красновишерский ГО |
0,569 |
0,848 |
0,712 |
0,468 |
0,619 |
0,765 |
0,730 |
0,570 |
Нытвенский ГО |
0,715 |
0,622 |
0,753 |
0,655 |
0,632 |
0,715 |
0,811 |
0,859 |
Очерский ГО |
0,742 |
0,820 |
0,915 |
0,904 |
0,817 |
0,811 |
0,951 |
0,855 |
Чусовской ГО |
0,771 |
0,769 |
0,810 |
0,692 |
0,707 |
0,704 |
0,819 |
0,755 |
Источник: рассчитано авторами.
В соответствии с методикой были осуществлены нормирование выбранных показателей и рассчитаны их интегральные значения (таблица 2).
Графическое сопоставление интегральных показателей резильентности монопрофильных территорий Пермского края в условиях современной экономической неопределенности проиллюстрировано на рисунке 3.
Как мы видим из рисунка 3, начиная с 2017 года Нытвенский и Горнозаводской городские округа демонстрируют положительную динамику интегральных показателей. В то же время интегральные показатели остальных монопрофильных территорий нестабильны и показывают снижение к окончанию анализируемого периода.
Для определения степени резильентности нами были осуществлены соответствующие расчеты, представленные в таблице 3.
Таким образом, в результате проведенного исследования были получены результаты, позволяющие оценить степень резильентности монопрофильных территорий Пермского края. Нытвенский и Горнозаводской городские округа показали высокую степень резильентности, Очерский и Чусовской городские округа – потенциально высокую, а Александровский муниципальный округ и Красновишерский городской округ – потенциально низкую.
Данный методический подход может оказаться востребованным в управленческом процессе, в том числе при корректировке государственной политики в условиях современной экономической неопределенности. Заложенная интервальность оценки резильентности позволяет тиражировать данную методику в субъектах Российской Федерации, а возможность изменять весовые коэффициенты позволяют более комплексно учитывать их региональную специфику. При этом, набор показателей так же может изменяться в соответствии с решением конкретных задач.
Рис. 3. Динамика интегральных показателей резильентности монопрофильных территорий Пермского края в 2013-2020 гг.
Таблица 3
Оценка степени резильентности монопрофильных территорий Пермского края
Монопрофильные территории Пермского края |
Среднее значение ИП |
Среднеквадратичное отклонение |
Абсолютное отклонение |
Коэффициент резильентности |
Степень резильентности |
Александровский МО |
0,687 |
0,077 |
-0,071 |
-0,925 |
Потенциально низкая |
Горнозаводский ГО |
0,665 |
0,103 |
0,150 |
1,461 |
Высокая |
Красновишерский ГО |
0,660 |
0,117 |
-0,090 |
-0,773 |
Потенциально низкая |
Нытвенский ГО |
0,720 |
0,079 |
0,138 |
1,744 |
Высокая |
Очерский ГО |
0,852 |
0,064 |
0,003 |
0,046 |
Потенциально высокая |
Чусовской ГО |
0,753 |
0,045 |
0,001 |
0,027 |
Потенциально высокая |
Источник: рассчитано авторами.
Заключение
По результатам исследования можно сделать вывод, что все монопрофильные территории Пермского края характеризуются снижением численности населения и дифференцированы по степени резильентности. Градообразующие предприятия сохраняют за собой роль «ядра», определяющего социальные, экономические и экологические процессы монопрофильных территорий. Анализ научных источников показал повышенный интерес к данной проблематике в экономической литературе и практике государственного управления, проявляющийся в ряде предлагаемых мер, ориентированных на преодоление негативных тенденций. Хотелось бы заметить, что данные меры имеют устойчивый характер, отличаются превалирующей долей управленческих воздействий тактического характера и не содержат комплексных стратегических решений. По нашему мнению, условия современной экономической неопределенности создают новые возможности для резильентности монопрофильных территорий. Прежде всего это связано с неотлагательным решением вопросов импортозамещения тех видов продукции, которые попали под экономические санкции и контрсанкции. Образующиеся рыночные ниши позволяют многим градообразующим предприятиям монопрофильных территорий восстановить свои экономические возможности и максимально задействовать производственный потенциал. Особенно перспективными в этом направлении выглядят градообразующие организации оборонно-промышленного комплекса, функционирующие за счет государственного заказа, а также предприятия, выпускающие стратегически важные товары для российской экономики, производство которых может поддерживаться за счет целевых кредитов и иных мер государственного стимулирования.
Публикация подготовлена в соответствии с Планом НИР Института экономики УрО РАН.