Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

MЕАNING TAXATION FOR NATIONAL RIVALRY

Zhigulina I.V. 1, 2 Kosova Yu.A. 3
1 LLC Sology Logistika Russia
2 Russian State University of Justice
3 Russian State University of Justice
The article reveals the leading aspects of the national tax policy. In the context of the global crisis of the political system of international relations, national security requires a new approach to monitoring all managed systems, including the tax one. The latter is the basis for indicators of growth of both the economy itself, its efficiency, and stability and resistance to risk. During the formation of the tax system of the Russian Federation, in the ratio of direct and indirect taxation, preference was given to indirect taxation, which has a high fiscal capacity. Historically, value added tax has played an important role in indirect taxation. The article characterizes this tax through the prism of traditional approaches to the functions of taxes as separate economic categories in the system of tax legal relations. The possibility of increasing the efficiency of the regulatory function of the tax system is noted.
tax system
indirect taxation
value added tax
functions of taxes
national stability
efficiency

Введение

Потребности социального развития общества, выполнение государством своих задач и функций обусловили необходимость налогов и сборов, именно они являлись важнейшими источниками бюджетных поступлений и инструментами регулирования экономики. Роль налоговой политики как инструмента макроэкономической стабильности национальной территории возрастает в зависимости от выбора модели управления экономикой, включая и исторический аспект. Взгляды претерпевают изменения исходя и из политической реалии современной обстановки, однако ни одно из направлений экономической теории не отрицает необходимости пристального мониторинга таких параметров как рост, стабильность, эластичность, доходность, риск (волатильность), неравномерность.

Переход экономики РФ к рыночным отношениям, интеграцией в мировую экономику в начале 1990-х годов требовал новой модели налоговой системы и поиском альтернативы налогу с оборота, который в экономике советского периода выступал не только как главный источник доходов бюджета, но и как существенный элемент планового ценообразования. Реформирование происходило на фоне экономического кризиса, сопровождающегося высоким уровнем инфляции. Поэтому в период становления налоговой системы РФ в соотношении прямого и косвенного налогообложения отдавалось преимущество косвенному налогообложению, обладающему высокой фискальной способностью.

Российская Федерация имеет многоуровневую архитектуру государственного устройства, сопровождаемую и сложной налоговой системой, которая подвержена воздействию демпферов (усилителям нестабильности) таких как неравномерность, инфляция, внутрирегиональная абсорбция (величина доли доходов, поступающих в бюджет вышестоящего уровня, в общем объеме налогов рассматриваемой территории). Исходя из этого, необходимо поддерживать перераспределение налогового бремени, чтобы обеспечивать снижение волатильности общей налоговой доходность территории.

По разным оценкам около 50 % рисков собираемости налогов падает на ресурсные отрасли народного хозяйства, которые фактически и дают самый высокий уровень поступления в федеральный бюджет. Поэтому необходимо оптимально диверсифицировать отраслевую структуру экономики, чтобы повысить ее риск-ориентированность.

Регулирование налогового бремени путем гибкой корректировки налогового законодательства, как отражение внешнеполитической ситуации, станет действенными инструментом конкурентной привлекательности национальной территории.

Материалы и методы исследования

В исследовании использованы фундаментальные положения экономической теории, теории финансов, принципы бюджетного федерализма и практика межбюджетных трансфертов. При аналитической обработке данных применялись основы статистических, корреляционно – регрессионных, факторных методик анализ базы данных официальных источников органов государственной власти, ситуационное моделирование. В исследовании используются публикации научных изданий, ресурсы Internet, аналитические публикации ведущих университетов.

Результаты исследования и их обсуждение

Какую бы точку зрения ни занимал современный исследователь, можно предположить, что налоговая система становится неотъемлемой частью макроэкономического регулирования государства. Это может быть как вертикальная модель, при которой гражданское общество обеспечивается социально значимыми публичными услугами, так и горизонтальная модель, при которой сложное государственное устройство призвано перераспределять ресурсы через центральный механизм, свойственный федерациям.

Усиление налоговой нагрузки не будет стимулирующим фактором для роста поступлений фискальных доходов в бюджет, так как высока вероятность ухода в теневой сектор, отсюда следует явственный вывод, что более значимым станет баланс между прямыми и косвенными налогами. Мейнстрим – поддержание платежеспособного территориального спроса населения, отсюда и необходимость государственных расходов. При сбалансированном притоке денежных ресурсов в государственный бюджет налоговая нагрузка может и не меняться, следует лишь поддерживать инвестиционную привлекательность и сбалансировать ставок, особенно на доходы, в том числе и корпораций (аналог налог на прибыль). Снижение налоговой нагрузки будет стимулировать уровень занятости населения. Исходя из данных выводов, важно использовать рычаги воздействия, в зависимости от конкретных маркеров – показателей темпов развития территории.

Системообразующую основу налоговых поступлений более 80 % составляют: налог на прибыль, группа природных налогов – налоги на доходы от природных ископаемых (НДПИ), налог на доходы физических лиц (НДФЛ), и налог на добавленную стоимость (НДС).

Налог на прибыль, так же как и НДС имеет ярко выраженную концентрацию и зависимость от масштаба производства. НДПИ сверх концентрирован в местах добычи ископаемых, а вот имущественные налоги и НДФЛ создает основу для равномерности налоговой системы [1].

В России в зону особого риска для стабильности налоговой системы попадает НДПИ, НП и НДС. Можно рекомендовать НДС в качестве стабилизатора наряду с НДФЛ.

Несмотря на то, что экономико-правовая природа НДС заключается в формировании надбавки к цене товаров, работ, услуг, оплачиваемой конечным потребителем, сама модель налога в качестве объекта налогообложения добавленную стоимость не предусматривает, поскольку НДС уплачивается налогоплательщиками с части стоимости, добавляемой к себестоимости конечного продукта.

Налог определяется как форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и вносится в бюджет по мере их реализации [2].

Кроме того, эта часть добавленной стоимости, создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения [3].

На самом же деле, порядок налогообложения формирует изъятие на «целиковый объект», а не на какую-либо сформированную экономическую разницу (добавку)» [4].

По мнению специалистов, которым можно отнести Шелкунова А.Д., вслед за которым и автор, также отмечает, что «определять налог на добавленную стоимость только через изъятие части добавленной стоимости некорректно». НДС, как форма имущественного изъятия должен взиматься с налогоплательщика в отношении любой торговой операции, совершаемой в целях дальнейшей облагаемой операции, и вне зависимости от размера цены и убыточности операции» [5].

В настоящее время порядок исчисления и уплаты НДС регулируется 21 главой Налогового кодекса (НК РФ) «Налог на добавленную стоимость».

НДС является федеральным налогом и подлежит взиманию на всей территории РФ. Налог подлежит уплате всеми хозяйствующими субъектами, за исключением отдельных категорий налогоплательщиков, которым налоговым законодательством предоставлены определенные преференции.

При этом наличие данных преимуществ со стороны налогового законодательства обязывает налогоплательщиков формировать себестоимость производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, включая в нее НДС, предъявленный поставщиками, поскольку товары, работы, услуги приобретаются для операций, НДС не облагаемых.

Таким образом, у налогоплательщика, используемого право на освобождение от уплаты НДС, по сравнению с налогоплательщиком, не имеющим такого права, себестоимость автоматически увеличивается на 20% стоимости приобретенного имущества, работ, услуг, что в свою очередь к увеличению стоимости конечного продукта.

При таких обстоятельствах в условиях регулируемых экономических отношений оптимизация налогового бремени отдельно взятого экономического субъекта способствует занятию наиболее конкурентной позиции отдельного сегмента рынка.

Однако с позиции государства НДС отвечает всем признакам налога:

- общеобязательный характер, поскольку в соответствии со статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги;

- индивидуальная безвозмездность – отсутствие у лиц, уплачивающих налог, возмещения в виде получения имущества, имущественных или неимущественных прав со стороны государства взамен на их уплату;

- денежная форма изъятия, предполагающая взимание налогов в форме денежных средств, принадлежащих налогоплательщику (за исключением принудительного взыскания налога, которое может обеспечиваться за счет имущества должника) на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

- публичный характер, т.к. конституционная обязанность по уплате налогов носит публично-правовой характер [6].

Рассматривая НДС, один из значительных косвенных налогов, необходимо отметить функции этого налога, как отдельной экономической категории в системе налоговых правоотношений.

Традиционно в экономической литературе выделяют 4 основные функции налогов: фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную [7].

Относительно НДС выше перечисленные функции можно охарактеризовать следующим образом:

1. Фискальная функция. Она является основной, т.к. обеспечивает формирование государственных финансовых ресурсов и материальных условий для функционирования государства. По статистике ежегодно доходы федерального бюджета в виде поступлений НДС составляют порядка 20 процентов от общей величины налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Высокая фискальная функция НДС обеспечивается за счет отсутствия прямой зависимости налога от финансово-экономического результата деятельности хозяйствующего субъекта; наличия широкого спектра операций, представляющих как объекты налогообложения, так и случаев восстановления НДС, ранее правомерно принятого к вычету; связью налога с товарами широкого потребления, поскольку высокий уровень потребления в конечном итоге приводит к увеличению доходов государства в виде налога, а также возможностью скрытого изъятия налога у конечного потребителя путем включения НДС в стоимость товаров, работ, услуг, что делает, в конечном итоге, уплату налога незаметной для потребителя [1].

2. Регулирующая функция. Выступает стимулом для развития отдельных видов деятельности путем предоставления освобождения от обложения НДС (образовательная деятельность, медицина), применения пониженных ставок в размере 10 процентов при реализации социально – значимых товаров (продукты питания, детские товары, печатная продукция и ряд медицинских изделий). Экспортеры товаров, услуг также вправе воспользоваться пониженной ставкой НДС в размере 0 процентов.

Все налогоплательщики, при соблюдении условий, установленных НК РФ, имеют право на налоговые вычеты – возможность уменьшить сумму НДС, исчисленную с налогооблагаемых операций, на суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров, работ, услуг.

Кроме того, данная функция реализуется как мера снижения налоговой нагрузки для организаций с доходами, не превышающими 8 млн. руб. за 12 месяцев, или плательщиков ЕСХН, получивших доходы в объеме, установленном ст. 145 НК РФ.

Таким образом, регулирующая функция НДС выступает инструментом, позволяющим государству влиять на условия производства и реализацию товаров, работ, услуг, создавая некий «налоговый климат» для экономической деятельности как на микро-, так и макроуровнях.

3. Распределительная функция. Заключается в механизме перераспределения финансовых ресурсов посредством налога в установленные законом внебюджетные фонды.

4. Контрольная функция. Тесно связана с мероприятиями налогового контроля, целью которых является проверка полноты и правильности исчисления налога, а также его своевременного перечисления в бюджет.

Из приведенной выше характеристики функций НДС следует вывод о многофункциональности налога, как элемента современной рыночной экономики в его общественном назначении [8].

Начиная с 2000 года, на основании статьи 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации НДС полностью зачисляется в федеральный бюджет. В свое время такое распределение способствовало усилению централизации власти и укреплению федерального бюджета, а сам налог по отношению к данному бюджету приобрел статус твердо закрепленного [9]. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время. Характеристика поступлений в федеральный бюджет представлена в таблице 1.

Таблица 1

Рейтинг налогов по объему поступлений в федеральный бюджет (млрд руб.)

Налог

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

место

млрд руб

место

млрд руб

место

млрд руб

место

млрд руб

НДС

2

3236,3

2

3761,2

2

4481,8

1

4501,0

Налог на прибыль

3

762,4

3

995,5

3

1185,0

3

1091,4

Акцизы

4

911,9

4

861,9

4

523,6

4

1039,2

НДПИ

1

4061,4

1

6060,3

1

6106,4

2

3872,8

Иные

5

45,9

5

46,6

5

83,2

5

199,6

Итого

х

9017,9

х

11742,7

х

12380,0

х

10704,0

Источник: составлено авторами.

По данным ФНС РФ, опубликованным на официальном сайте налоговой службы, доля доходов государства от налоговых платежей в каждом году четырехлетнего периода сохраняется на уровне, превышающем 70 процентов от общего объема доходов федерального бюджета.

Проанализировав данные рейтинговой таблицы, можно сделать вывод о том, что в среднем за период с 2017 года по 2019 год НДС по объему поступлений в бюджет находится на 2 месте, уступая поступлениям по налогу, связанному с нефтегазовой отраслью, и только в 2020 году за счет влияния повышенной основной ставки НДС в течение всего года (тогда как в I квартале 2019 года налог выплачивался за IV квартал 2018 года, по ставке 18%), а также в связи с резким сокращением (почти на 37 процентов) нефтегазовых доходов бюджета, обусловленных снижением цен на энергоносители на мировом рынке, физических объемов добычи и экспорта нефти, а также ростом налоговых расходов, НДС занимает 1 место.

Рост поступлений от налога на добавленную стоимость связан с увеличением объема продаж товаров, работ, услуг в различных отраслях экономики, обусловленного улучшением социально-экономического климата в РФ.

По прогнозным данным Минфина РФ в последующих периодах также ожидается увеличения поступления НДС в бюджет за счет роста импорта.

Однако, несмотря на преимущества НДС как фискального средства пополнения доходной части федерального бюджета, многие ученые подвергают критике механизм 100 процентного зачисления налога в федеральный бюджет с точки зрения эффективности использования регулирующей функции НДС как способа управления государством.

Налоговые изъятия могут подавлять часть производства и потребления с одной стороны, но налоговые преимущества, с другой стороны позволяют государству стимулировать развитие как отдельных предприятий, так и в целом отраслей народного хозяйства.

Централизация НДС в федеральной части бюджета является якорем для стабильности регионального перераспределения ресурсов. А для развитие малого и среднего предпринимательства на уровне региональных и местных властей используется механизм особых экономических зон.

Анализ отраслей экономики Российской Федерации по уровню вклада в валовую добавленную стоимость (ВДС) приведена в таблице 2, составленной авторами на основании открытых источников Федеральной Налоговой Службы Российской Федерации.

Приведенная статистика свидетельствует о более пристальном внимании к налогу на добавленную стоимость как в системе налогов и сборов РФ, так и в структуре доходов федерального бюджета РФ, что делает его одним из бюджет образующих налогов, при этом возможны механизмы, позволяющие повысить эффективность регулирующей функции налога.

Таблица 2

Характеристика доходности отраслей народного хозяйства РФ

Доля отрасли в валовой добавленной стоимости (ВДС)

До 2020 г

Доходность отраслей

Прирост в 2021 г.

менее 5%

Электроэнергетика, Гостиничный бизнес, Государственное управление, Здравоохранение, Образование, ЖКХ

15

8

43

от 5 до 10%%

СХ, Строительство

11

15

6

от 10 до 15%%

Добыча полезных ископаемых, Транспорти Связь, Финансовый сектор

34

47

29

от 15 до 20%%

Обрабатывающее производство

18

20

5

свыше 20%

Оптовая и розничная торговля, Ремонт автотранспорта, Бытовые услуги

22

17

22

   

100

 

104,7

Источник: составлено авторами

Заключение

Пространственный аспект экономики территории характеризует структуру налоговые поступления и разнообразие их доходности. Темп прироста ВВП отражает привлекательность инвестиций. Однако нельзя сбрасывать со счетов и доходность территории для национальных бюджетов. Эффективное управление территорией включает в себя сбалансированные интересы бизнеса и социума. Эти интересы базируются на ресурсной основе постоянных финансовых потоковых процессах, которые предсказуемы и прозрачны. Источником их становятся базовые налоги, среди которых одну из ведущих ролей играют косвенные. Важно найти грань между ставками и вычетами, чтобы бизнес чувствовал себя комфортно и заинтересовано.