Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

EDUCATIONAL CAPITAL IN THE MODERN ECONOMY OF THE TERRITORIES OF RUSSIA: FEATURES OF FORMATION, USE AND REPRODUCTION

Barlybaev A.A. 1 Sitnova I.A. 1
1 Bashkir State University
The article substantiates the need to study the features of the formation, use and reproduction of educational capital at various levels (individual educational capital, educational capital of an educational organization, educational capital of the territory) in modern conditions. The educational capital of the territory is: a complex of educational organizations of various levels and formats located in this territory; teaching and teaching staff forming the basic, intermediate, higher levels of education of the population of the territory, professional training of the workforce; the total individual educational capital of each of those living in this territory or carrying out activities related in one way or another with the territory. The importance of managing the processes of formation, use and reproduction of educational capital is determined by its significance in the socio-economic development of the territory, its fundamental contribution to the territorial gross product, social well-being and cultural and moral education. The purpose of the study is to analyze the main characteristics of educational capital at various levels to identify the features of its formation, use and reproduction in the modern economy of the territory. The objectives of the study are to systematize the components and characteristics of educational capital at various levels, analyze the features of the formation, use and reproduction of educational capital and develop proposals to improve its level and qualities in modern conditions. The result of the study: the formed system of parameters characterizing the features of the formation, use and reproduction of educational capital; developed proposals to improve the level and quality of educational capital in modern conditions.
educational capital
territory
formation
use
reproduction

Введение

Любая деятельность, независимо от ее субъектно-объектного состава, предполагает осознанное выполнение набора специфичных действий, направленность которых определяется знаниями о данной предметной области, сфере жизнедеятельности, перспективах желаемого состояния социально-экономической системы или осуществляемого процесса, навыками принятия решений [6]. Чем выше качество и уровень знаний, чем обширнее набор навыков и сформированных компетенций, тем более успешны действия и эффективнее результат. Совокупность знаний, навыков и компетенций составляет основу образовательного капитала, который, в зависимости от его обладателя, может быть индивидуальным, корпоративным, коллективным и пр. [1, 4].

В общем виде образовательный капитал может быть определен, как целостная совокупность теоретических знаний, навыков их практического применения, опыта профессиональной и/или иной деятельности, сформированный набор общекультурных и профессиональных компетенций, которыми обладает индивид (индивидуальный образовательный капитал); совокупность специальных образовательных организаций, целью деятельности которых является осуществление образовательного процесса, т.е. процесса передачи знаний обучающимся (образовательный капитал образовательной организации); иные организации, в работе которой задействованы знания, навыки, опыт персонала (образовательный капитал организации); совокупность индивидуального и коллективного знания, навыков, компетенций территории, на которой расположены образовательные организации и проживает население, имеющее образование или получающее образование в образовательных организациях (образовательный капитал территории).

Каждый из перечисленных уровней образовательного капитала имеет набор характеристик, составляющих, показателей эффективности и иных параметров, управление которыми должно стать одной из основных задач лиц, принимающих решения на соответствующем уровне. В конечном итоге образовательный капитал, его уровень и качество, определяет уровень и качество социально-экономического развития, как индивида и образовательной организации, так и территории в целом, что обуславливает актуальность исследования, результаты которого отражены в данной статье.

Цель исследования – комплексный анализ основных характеристик образовательного капитала различного уровня для выявления особенностей его формирования, использования и воспроизводства в современной экономике территории.

Задачи исследования:

1) систематизация основных характеристик образовательного капитала различного уровня;

2) анализ особенностей источников и процессов формирования, направлений использования и способов воспроизводства индивидуального образовательного капитала, образовательного капитала образовательных организаций, образовательного капитала территории;

3) разработка предложений по улучшению уровня и качества образовательного капитала территории в современных условиях.

Материалы и методы исследования

Материалом исследования стали разработки авторов в процессе изучения трансформационных процессов экономики территорий в постсоветский период с середины 1990-х по 2020-е гг. По теме, результаты которой отражены в данной статье, авторами проводились социологические и статистические исследования в Сибайском институте (филиале) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» в 2020-2022 гг.

Исследования проводились при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Правительства Республики Башкортостан (2019-2020 гг.).

Основными методами исследования являются социологический – анализ и интерпретирование результатов анкетирования профессорско-преподавательского состава вуза, опросных листов респондентов – жителей г. Сибай Республики Башкортостан, материалов интервью с руководством системой управления образованием в регионе; аналитический – анализ большого числа статистической информации и нормативно-правовых актов по тематике исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблицах 1-3 приведены результаты систематизации основных характеристик образовательного капитала по уровням.

Основа образовательного капитала любого уровня – индивидуальный образовательный капитал, поскольку именно его носители (владельцы) создают общественно-полезный продукт, участвуют в процессах жизнедеятельности, формируют социальные группы и сообщества, являются создающей составляющей любой социально-экономической системы (таблица 1).

Таблица 1

Индивидуальный образовательный капитал (ИОК)

Наименование

Содержание

Понятие/определение

Совокупность знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, накопленных индивидом в процессе получения образования [5]

Обладатель ИОК

Индивид, обладающий знаниями, умениями, навыками, общекультурными и профессиональными компетенциями. ИОК не отделим от индивида и может быть вовлечен в различные процессы только при его личном присутствии

Состав ИОК

Накопленные знания, умения, навыки, общекультурные и профессиональные компетенции

Ресурсы (источники формирования ИОК)

Финансовые: денежные средства и иные инвестиционные вложения индивида (собственные, привлеченные, заемные), позволившие сформировать ИОК.

Материальные: основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства, вовлеченные в процесс формирования ИОК.

Информационные: совокупность информационных ресурсов, технологий, иных информационных составляющих, способствующих формированию ИОК.

Человеческие (трудовые): знания, созданные ранее и послужившие основой формирования ИОК в процессе получения индивидом образования [3, 7].

Направления использования ИОК

Профессиональная деятельность, общественная деятельность, деятельность, связанная с личным развитием индивида, иная деятельность индивида, осуществляемая с использование сформированного ИОК

Особенности воспроизводства ИОК

ИОК накапливается в течение жизни индивида. Поскольку знания могут устаревать, терять актуальность, становиться ненужными, для воспроизводства капитала необходимо постоянное пополнение базы знаний, совокупности умений, навыков, компетенций. Особенность ИОК является его неразрывная связь с индивидом [8]

Роль и место ИОК в экономике территории

ИОК играет важную роль в экономике территории, поскольку является основной формирования общего образовательного капитала территории, который, в свою очередь, является частью социогуманитарного капитала территории, объединяющего социальные, культурные, человеческие и иные ресурсы территории, связанные с проживающим на территории населением. Поскольку любая деятельность предполагает, в т.ч., использование всех видов капитала с целью получения дохода или вознаграждения, ИОК непосредственным образом является основой всех социально-экономического развития территории, принимая непосредственное участие в формировании валового территориального продукта, территориального богатства, личного и общественного дохода [2]

Показатели экономического развития территории, на которые влияет ИОК

Экономические показатели, основу которых составляет валовой территориальный продукт, создающийся, в т.ч., за счет использования ИОК проживающего на территории населения.

Социальные показатели развития территории, учитывающих уровень знаний специалистов в различных сферах деятельности, обеспеченность квалифицированными кадрами сфер и отраслей экономики территории.

Экологические, культурно-нравственные, иные показатели, формирование которых невозможно без вклада образовательного капитала участников различных социально-экономических процессов на территории

Таблица 2

Образовательный капитал образовательной организации (ОКОО)

Наименование

Содержание

Понятие/определение ОКОО

Преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательной организации, обладающий набором квалификаций, соответствующих профилю образовательных программ [5]; учебно-вспомогательный персонал образовательной организации, обеспечивающий организацию и сопровождение учебного процесса в образовательной организации; иной персонал, способствующий осуществлению образовательных процессов в образовательных организациях

Обладатель ОКОО

Коллектив преподавателей (преподавательский или профессорско-преподавательский состав)

Состав ОКОО

Преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательной организации, учебно-вспомогательный и иной персонал образовательной организации, задействованный в процессе формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала образовательной организации

Ресурсы (источники формирования ОКОО)

Финансовые: ресурсы образовательной организации, бюджетные средства, иные источники финансирования формирования ОКОО

Материальные: основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства образовательной организации, вовлеченные в процесс формирования ОКОО

Информационные: совокупность информационных ресурсов, информационных технологий образовательной организации, способствующих формированию ОКОО

Человеческие (трудовые): знания, созданные ранее и послужившие основой формирования ОКОО [3, 7]

Направления использования ОКОО

Профессиональная деятельность преподавательского или профессорско-преподавательского состава образовательной организации

Особенности воспроизводства ОКОО

ОКОО формируется за весь период работы образовательной организации. В отличие от ИОК, ОКОО более стабилен и не зависит от ухода преподавателей из образовательной организации. За период деятельности образовательной организации формируются устойчивые сообщества педагогов, где происходит обмен опытом и знаниями, что обогащает совокупный образовательный капитал образовательной организации [8]

Роль и место ОКОО в экономике территории

Образовательные организации являются частью социальной инфраструктуры территории, отвлекая на обеспечение системы образования большую часть местных бюджетов [2]

Показатели экономического развития территории, на которые влияет ОКОО

Экономические: валовой территориальный продукт.

Социальные: масштабность и качество сети образовательных организаций территории, участие в различных проектах развития сферы образования территории, качество образования выпускников

Интерес с позиции формирования и воспроизводства образовательного капитала в целом, представляют образовательные организации, целью которых является организация и осуществления образовательной деятельности, т.е. передача знаний младшим возрастным группам населения и, по сути, формирование индивидуального образовательного капитала подрастающих поколений (таблица 2).

Образовательный капитал территории представляет собой: 1) комплекс образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории; 2) преподавательский и/или профессорско-преподавательский состав, формирующий базовый, среднепрофессиональный, высший уровни образованности населения территории, профессиональную подготовку рабочей силы и т.д.; 3) совокупный индивидуальный образовательный капитала каждого из проживающих на данной территории или осуществляющих деятельность, так или иначе связанную с территорией (таблица 3).

Образовательный капитал, как ресурс развития, характеризуется несколькими динамичными этапами (фазами: формирование, использование, воспроизводство. При этом каждый из уровней образовательного капитала имеет свои особенности прохождения данных этапов.

Таблица 3

Образовательный капитал территории (ОКТ)

Наименование

Содержание

Понятие/

определение ОКТ

Совокупность образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории, их обеспеченность преподавательским и профессорско-преподавательский составом, формирующим базовый (школы), средне- профессиональный (организации среднего профессионального образования ), высший (высшие учебные заведения) уровни образованности населения территории, профессиональную подготовку рабочей силы, условия и возможности повышения квалификации, профессиональной переподготовки, получения основного и дополнительного образования жителями, проживающими или получающими образование на данной территории [5]

Обладатель ОКТ

Образовательные организации различного уровня и формата, расположенные на данной территории

Состав ОКТ

Преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательных организаций, учебно-вспомогательный персонал образовательных организаций, расположенных на данной территории, иной персонал иных организаций, каким-то образом задействованный в формировании, использовании и воспроизводстве образовательного капитала территории

Ресурсы (источники формирования ОКТ)

Финансовые: средства бюджетов различных уровней, иные источники финансирования формирования ОКОО.

Материальные: основные фонды, нематериальные активы, оборотные средства образовательных организаций территории, вовлеченные в процесс формирования ОКТ.

Информационные: совокупность информационных ресурсов, информационных технологий образовательных организаций территории, способствующих формированию ОКТ.

Человеческие (трудовые): знания, созданные ранее и послужившие основой формирования ОКТ [3, 7].

Направления

использования

ОКТ

Профессиональная деятельность преподавательского или профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, расположенных на территории

Особенности

воспроизводства ОКТ

ОКТ формируется длительное время и его воспроизводства в значительной степени зависит от политики местных властей, их видения будущего развития территории, понимания важности и значимости создания условий для получения жителями территории образования всех уровней (начального, среднего, высшего), возможности профессионального роста посредством действенной системы переподготовки и повышения квалификации. Чем больше внимания местные власти уделяют системе образования, тем выше приток на территорию желающих получить здесь образование и найти в будущем достойное применение своим знаниям, навыкам, компетенциям [8]

Роль и место ОКТ

в экономике

территории

ОКТ – важнейшая часть капитала территории, ее основной социальный и экономический ресурс, от качества которого зависит уровень и качество жизни населения территории в целом [2]

Показатели экономического развития территории, на которые влияет ОКТ

Экономические: валовой территориальный продукт.

Социальные: уровень и качество развития сферы образования территории

Формирование индивидуального образовательного капитала происходит в процессе получения индивидом знаний об окружающем мире с момента его рождения до момента ухода из жизни. Уровень и качество формируемого образовательного каптал в значительной степени зависит от действия окружающих индивида людей (родители, учителя, друзья, лица, оказывающие влияние на индивида), финансовых возможностей, личных, переданных генетически, особенностей, иных факторов, влияющих на то, как и чему человек учится в детском саду, школе, средне- профессиональном и/или высшем учебном заведении. Индивид, получивший с раннего возраста образование, накопивший к моменту начала профессиональной деятельности более объемный образовательный капитал, имеет гораздо больше возможности своей реализации в будущем.

Формирование образовательного капитала образовательной организации зависит от специфики образовательной организации, позиции руководства и его видения будущего развития образовательной организации. Основные квалификационные характеристики уровня и качества образовательного капитала содержатся в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), определяющих требования, в т.ч., к кадровому обеспечению реализации образовательных программ любого уровня.

Формирование образовательного капитала территории является одной из основных задач руководства территорией, поскольку именно образовательный капитал, как совокупность знаний, навыков, опыта и компетенций людей, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории, находится в основе процесса создания валового территориального продукта; система образовательных организаций различного уровня и ее преподавательский состав в конечном итоге готовят кадры для отраслей и сфер экономики территории; созданные на территории условия для получения высококачественного образования мирового уровня сегодня является важнейшим факторов привлекательности территории для молодежи, ее конкурентоспособности и опережающем развитии.

Использование образовательного капитала происходит в процессе профессиональной, общественной и иной деятельности, связанной с применением полученных знаний, умений, навыков.

Воспроизводство образовательного капитала – задача, решение которой в современных условиях становится залогом успеха развития любой социально-экономической системы, социального сообщества, каждого индивида. Сегодня большая часть знаний устаревает со стремительной скоростью, за короткий период становится неактуальной, ненужной, невостребованной. Постоянное пополнение базы знаний, их актуализация и обновление – требование времени, без учета которого невозможно сохранять конкурентоспособность, быть востребованным и хорошо оплачиваемым. Система образования (образовательные организации начального, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования), подвергшаяся множественной трансформации, проходит сложный путь адаптации к современным условиям и нацелена вернуть свои позиции в общем экономическом пространстве, где действенное и равноправное взаимодействие образовательных учреждений, предприятий и организаций реального и общественного секторов, органов власти всех уровней позволяет каждому участнику данного процесса получить желаемый результат: экономике территории – хорошо подготовленные кадры современных и востребованных профессий и специальностей; вузам – государственные и частные задания (контракты) на подготовку конкретных специалистов с гибким набором компетенций, чье трудоустройство гарантировано стороной контракта, представляющей реальный и общественный сектор экономики территории, а качество и актуальность образования – стороной контракта, представляющей вузы.

Управление развитием территории должно быть основано на разработке управленческих решений, принимаемых людьми, хорошо развирающимися в ситуации, обладающими специальными знаниями по управлению масштабными пространственными системами, имеющими комплексные наборы навыков, профессиональных компетенций. Все это предполагает обладание людьми, принимающими важные для территории решения, образовательным капиталом высокого уровня и качества.

Выводы

Образовательный капитал – понятие, интегрирующее в себе различные составляющие, в т.ч. интеллектуальные, финансовые, материальные, организационные, человеческие и иные ресурсы, так или иначе задействованные в процессах формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала; самих обладателей или носителей образовательного капитала; структурный состав образовательного капитала; источники формирования, направления использования и особенности воспроизводства образовательного капитала.

В зависимости от уровней формирования, использования и воспроизводства образовательного капитала он может быть представлен следующими видами: 1) индивидуальный образовательный капитал, как совокупность знаний, умений, навыков, общекультурных и профессиональных компетенций, накопленных индивидом в процессе получения образования); 2) образовательный капитал образовательной организации, включающий преподавательский или профессорско-преподавательский состав образовательной организации, обладающий набором квалификаций, соответствующих профилю образовательных программ, учебно-вспомогательный персонал образовательной организации, обеспечивающий организацию и сопровождение учебного процесса в образовательной организации; иной персонал, способствующий осуществлению образовательных процессов в образовательных организациях; 3) образовательный капитал территории, состоящий из образовательных организаций различного уровня и формата, расположенных на данной территории, преподавательского и профессорско-преподавательского состава, формирующего уровни образованности населения территории, создающего условия для профессиональной подготовки рабочей силы, повышения квалификации, профессиональной переподготовки, получения основного и дополнительного образования жителями, проживающими или получающими образование на данной территории.

Формирование и воспроизводства образовательного капитала территории является одной из основных задач руководства территорией, поскольку именно образовательный капитал, как совокупность знаний, навыков, опыта и компетенций людей, проживающих и осуществляющих свою деятельность на территории, находится в основе процесса создания валового территориального продукта; система образовательных организаций различного уровня и ее преподавательский состав в конечном итоге готовят кадры для отраслей и сфер экономики территории; созданные на территории условия для получения высококачественного образования мирового уровня сегодня является важнейшим факторов привлекательности территории для молодежи, ее конкурентоспособности и опережающем развитии. Именно образовательный капитал, его уровень и качество, определяет уровень и качество социально-экономического развития, как индивида и образовательной организации, так и территории в целом.