Введение
В нынешних условиях стабильного повышения стоимости автомобильного топлива (бензин и дизельное топливо) остро встает вопрос о переходе на другой вид топлива для многотоннажных автомобилей, так как такие автомобили имеют больший расход топлива (от 15 (ГАЗ – 2310 «Соболь») до 100 литров (МАЗ – 543) на 100 км, в зависимости от массы и грузоподъемности). Поэтому альтернативой бензину и дизелю выступает природный газ [4].
В январе 2022 г. по сравнению с декабрем 2021 г. индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 100,9% (по сравнению с январем 2021 г. – 108,8%), индекс цен производителей) – 103,9% (по сравнению с январем 2021 г. – 106,7%) [1].
В январе увеличение потребительских цен на бензин автомобильный на 1,0% и более отмечалось в 38 субъектах Российской Федерации. Заметнее всего он подорожал в г. Севастополь и Новгородской области – на 1,9% и 1,8% соответственно. Снижение цен на бензин автомобильный наблюдалось в Республике Дагестан – на 0,2%. В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший период цены на бензин автомобильный выросли на 0,8% и 1,2% соответственно. В январе 2022 г. по сравнению с декабрем 2021 г. цены производителей на бензин автомобильный в среднем увеличились на 3,9%. В 12 субъектах Российской Федерации бензин стал дороже. Более всего цены на него выросли в Астраханской области – на 11,3%, Нижегородской области – на 11,2%, Республике Коми и Тюменской области – на 10,6%. Наибольшее снижение цен на бензин отмечено в Республике Башкортостан – на 5,6%.
Потребительские цены на бензин автомобильный в январе 2022 г. в среднем по Российской Федерации превышали цены производителей в 2,3 раза (в январе 2021 г. – в 2,2 раза) [5]. Динамика потребительских цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, в % к декабрю 2020 год, представлена на рисунке 1.
Также в течение последних нескольких десятилетий проблема загрязнения окружающей среды вредными выхлопами становится всё более актуальной. Сегодня наблюдается общий переход к экологической осведомленности, и источники энергии находятся под пристальным вниманием. Современное общество обеспокоено уровнем загрязнённости окружающей среды, уменьшением запасов полезных ископаемых и возрастающая сложность их добычи. Поэтому за превышение коэффициента вредных выбросов в атмосферу владельцы автотранспорта облагаются штрафными санкциями.
В 2020 г. службами мониторинга природной среды зафиксировано 225 случаев экстремально высокого и высокого загрязнения атмосферного воздуха [6] (10 ПДК и более), а также зафиксировано 12 случаев аварийного загрязнения (табл. 1).
Рис. 1. Динамика потребительских цен на бензин автомобильный и дизельное топливо, в % к декабрю 2020 года
Таблица 1
Загрязнение атмосферного воздуха
2020 г. |
В % к |
Справочно |
|
2019 г. |
2019 г. в % к 2018 г. |
||
Число зафиксированных случаев |
225 |
в 3,5р. |
62,7 |
в том числе: |
6 |
150 |
100 |
экстремально высокого загрязнения |
|||
высокого загрязнения |
219 |
в 3,7р. |
61,2 |
Рис. 2. Число зарегистрированных случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха
Кроме того, в 2020 г. зарегистрировано 6 случаев высокого загрязнения атмосферного воздуха по данным непрерывных наблюдений (рис. 2).
Ограниченность природных ресурсов и возрастающая стоимость добычи традиционных видов топлива, а также глобальное загрязнение окружающей среды подталкивает к поиску более бюджетных видов топлива.
Нынешняя геополитическая ситуация также не добавляет стабильности цен на нефть на российском рынке. Из-за специальной военной операции России на Украине и связанных с ней перебоев с поставками нефти мировой спрос на нее в 2022 г. увеличится лишь на 2,1 млн баррелей в сутки (б/с), сообщается в мартовском отчете Международного энергетического агентства (МЭА). В феврале МЭА ожидало роста спроса на 3,2 млн б/с. Общемировой спрос, по оценкам агентства, в 2022 г. составит 99,7 млн б/с (в февральском отчете говорилось о 100,6 млн б/с) [5].
По оценке аналитиков, в январе общие запасы нефти стран – членов ОЭСР сократились на 22,1 млн баррелей до 2,6 млрд баррелей, что стало минимальным уровнем с апреля 2014 г. Запасы отрасли покрыли 57,2 дня форвардного спроса, что на 13,6 дня меньше, чем в 2021 г. По предварительным данным, приводимым в обзоре, за февраль запасы в США, Европе и Японии сократились еще на 29,8 млн баррелей [2]. Консенсус-прогноз спроса на нефть приведен на рисунке 3.
Ожидается, что в 2022 году рост спроса продолжится – в среднем по году на 3,3, 3,6 и 4,2 млн барр./сут. соответственно – и превысит отметку в 100 млн барр./сут. Однако к 2023 году прогнозируется замедление уровня прироста на 1-2 млн барр./сут.
Также в нынешних условиях нарушения логистических цепочек можно наблюдать рост доли грузоперевозок автотранспортом (табл. 2).
Объем перевозок грузов российским транспортом за январь 2022 года составил 557,5 тыс. тонн – на 2,5% больше показателя аналогичного месяца прошлого года. Перевозки автотранспортом увеличились по сравнению с уровнем января 2021 года на 2,6% и составили 403,2 тыс. тонн [3].
Рис. 3. Консенсус-прогноз спроса на нефть, млн барр./сут.
Таблица 2
Перевозки грузов автотранспортом, тыс. тонн
Год/месяц |
Январь |
Февраль |
Март |
2020 |
361 786,6 |
381 410,2 |
405 244,6 |
2021 |
334 004,6 |
353 223,3 |
400 100,3 |
2022 |
342 689,3 |
354 537,1 |
403 159,1 |
Спрос на автомобили на газе ежегодно растет. В 2020 году количество проданных машин с ГБО выросло на 24,5%, а в 2021 году еще больше – на 27%. Однако, среди всей автомобильной базы («Дром») доля машин на газе равна 3,2%. По данным на 1 января 2021 года третий по объему парк в стране находится в Сибири, где «прописано» 5,21 млн автомобилей (12%), из них 1,56 млн – в Иркутской области [4].
Таким образом, цель исследования заключается в изучении эффективности применения ГБО для многотоннажных автомобилей, выявлении преимуществ и недостатков этого вида топлива.
Материалы и методы исследования
В качестве материала исследования в данной статье рассматриваются статистические данные применения установок ГБО на многотоннажные автомобили и бизнес-план перевода грузовых автомобилей на природный газ. Исследование проводилось методами сравнительного анализа и статистической обработки информации.
Результаты исследования и их обсуждение
В таких условиях большую популярность обретают следующие виды авто: авто на ГБО, гибриды, электромобили.
Газобаллонное оборудование автомобиля – дополнительное оборудование, позволяющее хранить и подавать в двигатель внутреннего сгорания газообразное топливо.
Гибридный автомобиль – машина, совмещающая в своей конструкции два типа силовых агрегатов, работающих совместно. Как правило, это двигатель внутреннего сгорания (ДВС) и электродвигатель.
В гибридном автомобиле водитель не может самостоятельно переключить режим езды на топливе или электричестве – компьютер сам выбирает наиболее эффективный режим.
Таблица 3
Сравнительная характеристика типов топлива
Характеристика |
Тип топлива |
||
Газ |
Бензин |
Электричество |
|
Экологичность |
Чаще всего используется пропан-бутан, который считают горючим высокого качества, так как содержит октановое число от ста до ста пяти. Количество вредоносных примесей в составе минимально. |
Высокая концентрация в выхлопах опасной для окружающей среды и людей окиси углерода. |
Очень экологично, отсутствуют вредоносные выхлопы |
Безопасность |
Взрывоопасность смеси, которая при соблюдении правил безопасности эксплуатации и использовании хорошего оборудования сводится практически к нулю. |
При серьезных ДТП бензиновый двигатель чаще всего протекает, что создает опасность взрыва. |
Отсутствует опасность взрыва или утечки топлива |
Экономичность |
Значительно дешевле бензина, что позволяет экономить на транспортных расходах довольно большие суммы средств. При использовании газа замену масла можно проводить реже, поскольку образование нагара намного меньше. Износ газового двигателя на 10-15 % ниже, чем бензинового. |
Расход ниже, чем у газового топлива. |
Очень экономично, т.к. нужно оплачивать только «зарядку» по тарифам электроэнергии региона эксплуатации |
Особенности конструкции |
Газовый баллон занимает довольно много места. В сильные морозы газовый двигатель очень тяжело завести. |
Мощность бензинового двигателя больше, чем газового. |
Электромобилю требуется только зарядка |
Установка на грузовые автомобили |
Актуально при большом расходе топлива и больших пробегах. |
Чаще всего используется дизель, однако принцип работы такой же, расход при больших пробегах и тяжелых авто очень большой |
Неактуально для грузового автотранспорта из-за недостаточного запаса хода и мощности |
Электромобиль – автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от независимого источника электроэнергии, а не двигателем внутреннего сгорания [14].
В таблице 3 приведена сравнительная характеристика типов топлива.
Особой популярностью сейчас пользуется установка ГБО 4 поколения. Весь принцип работы очень схож со штатной топливной системой. Под давлением горючее подается в двигатель через форсунки [7].
Преимущества этого оборудования перед другими комплектациями:
1. Высокое качество сборки и низкий уровень вредных выбросов в атмосферу. Чаще всего используется пропан-бутан, который считают горючим высокого качества, так как содержит октановое число от ста до ста пяти. Количество вредоносных примесей в составе минимально.
2. Безопасность. Газовые баллоны очень прочные (сталь до 5 мм толщины), и даже при столкновении они в десяток раз превышают уровень прочности бензинового бака.
3. Экономичность. Стоимость литра пропан-бутана в два раза ниже бензина. Также данная конструкция позволяет использовать ГБО 4 под разные виды газа: как для компримированного природного газа – метана, так и для сжиженного нефтяного газа – пропан-бутана. Четвертое поколение уникально и тем, что может использоваться как на бензиновых, так и на дизельных двигателях. Из-за столь высокого клиентского спроса ГБО постоянно совершенствуется, а в будущем, может быть, и вовсе заменит бензин [6].
Установка ГБО будет предоставляться не напрямую физическим лицам (хотя такой вариант тоже возможен), а автосервисам, специализирующимся на их установке, поэтому бизнес-модель принимает вид B2B (Business to Business) – это модель коммерческих взаимоотношений, в рамках которой покупателем является не физическое лицо, а юридическое (фирма, компания, организация) [13].
При коммерческой схеме «Бизнес для бизнеса» одна компания приобретает у другой компании какой-либо товар или услугу. Приобретение будет использовано опять же исключительно в коммерческих целях, а не для конечного потребления.
Для развития бизнеса знать, в каком направлении будет менятьcя ситуация на рынке, крайне необходимо. Для этого необходим анализ рынка, поэтому на рисунке 4 представлен анализ потребителей ГБО.
Рис. 4. Анализ потребителей
Как видно из анализа выше, основными категориями потребителей установки ГБО будут являться:
1. Транспортные компании по перевозке грузов – 35%;
2. Компании по долгосрочному прокату с выкупом – 25%;
3. Различные производства, заводы, застройщики – 35%;
4. Частные лица, ИП – 5%.
Для продвижения продукта на рынке необходим качественный маркетинг [8]. Затраты на рекламу приведены в таблице 4.
Так как ГБО – это специфичное оборудование для бизнеса, то наиболее эффективно для продвижения будет использование контекстной рекламы, SEO-оптимизации, Push-сообщений и баннеров. В таблице 6 приведены постоянные и переменные затраты.
Как видно из таблицы полная себестоимость единицы продукции составит 264241 рубль [12].
В таблице 6 приведены основные показатели эффективности проекта.
Стоит отметить, что самыми существенными рисками являются коммерческие риски, риски нехватки квалифицированной рабочей силы и маркетинговые риски.
Таблица 4
Затраты на рекламу
Наименование |
Сумма в месяц, руб. |
Сумма в квартал, руб |
Ведение веб-сайта |
10000 |
30000 |
Создание веб сайта |
50000 |
150000 |
Печать баннера |
3000 |
9000 |
Печать визиток, буклетов |
7000 |
21000 |
Итого |
70000 |
210000 |
Таблица 5
Постоянные и переменные затраты
Постоянные |
Сумма на 1 установку, руб. |
Переменные |
Сумма на 1 установку, руб. |
З/П производственного и административного персонала |
67000 |
З/П научного и инженерно-технического персонала |
26000 |
Аренда помещений |
36000 |
Материалы и комплектующие |
98574 |
Амортизация ОС |
8833 |
Силовая электроэнергия |
23722 |
Амортизация НМА |
778 |
||
Прочие накладные расходы |
3334 |
||
Итого |
115945 |
148296 |
Таблица 6
Основные показатели эффективности проекта
Показатель |
Значение |
Чистая приведенная стоимость (NPV), руб |
5888585,04 |
Индекс доходности PI |
1,9 |
IRR, % |
58 |
Срок окупаемости (простой) |
2,8 |
Дисконтированный срок окупаемости |
1 год 2 квартал |
Таблица 7
Чувствительность к изменению уровня цен
Изменение фактора,% |
Цена, руб |
NPV |
Процент изменения,% |
||
до |
после |
до |
после |
||
20% |
310000,00 |
372000,00 |
5888585,04 |
13155992,93 |
123,42% |
10% |
310000,00 |
341000,00 |
5888585,04 |
9522288,98 |
61,71% |
-10,00% |
310000,00 |
281818,18 |
5888585,04 |
2585217,6 |
-56,10% |
-20,00% |
310000,00 |
258333,33 |
5888585,04 |
-167588,59 |
-102,85% |
Таблица 8
Чувствительность к изменению уровня средних переменных затрат
Изменение фактора,% |
Средние переменные затраты, руб |
NPV |
Процент изменения,% |
||
до |
после |
до |
после |
||
20,00% |
4960629,47 |
5588697,00 |
5888585,04 |
2133784,56 |
-63,76% |
10,00% |
4960629,47 |
5122972,25 |
5888585,04 |
4011184,80 |
-31,88% |
-10,00% |
4960629,47 |
4233861,40 |
5888585,04 |
7595312,53 |
28,98% |
-20,00% |
4960629,47 |
3881039,60 |
5888585,04 |
9017585,44 |
53,14% |
Таблица 9
Чувствительность к изменению уровня общих постоянных затрат
Изменение фактора,% |
Общие постоянные затраты, руб |
NPV |
Процент изменения,% |
||
до |
после |
до |
после |
||
20% |
1535500 |
1842600 |
5888585,04 |
4351674,23 |
-26,10% |
10% |
1535500 |
1689050 |
5888585,04 |
5120129,64 |
-13,05% |
-10% |
1535500 |
1395909,1 |
5888585,04 |
6587180,86 |
11,86% |
-20% |
1535500 |
1279583,3 |
5888585,04 |
7169344,05 |
21,75% |
Для проведения анализа чувствительности необходимо провести сравнительный анализ зависимости конечных значений от изменений фактора влияния: цены реализации и уровня постоянных и переменных затрат (табл. 7, 8, 9). Анализ чувствительности проекта представлен на рисунке 5.
Как видно из графика 5, проект наиболее чувствителен к изменению уровня цен. При уменьшении цены на 20% проект уходит в отрицательную область, и значение NPV становится меньше нуля, чего не наблюдается при изменении уровня постоянных или переменных затрат [8].
Рис. 5. Анализ чувствительности проекта
В ситуации постоянно колеблющихся и изменяющихся цен на топливо владельцев машин начали всерьез задумываться над тем, чтобы установить себе газобаллонное оборудование (ГБО). Это оборудование имеет высокие показатели экономичности и безопасности, а также низкий уровень вредных выбросов в атмосферу, поэтому это оборудование имеет высокие показатели эффективности [11]. Потребителями такой установки могут являться различные быстрорастущие отрасли экономики, а значит, спрос на ГБО будет только возрастать.
Выводы
Таким образом, анализируя вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:
1. В ситуации постоянно колеблющихся и изменяющихся цен на топливо ГБО является очень выгодной альтернативой для владельцев много- и малотоннажных автомобилей, позволяя экономить на больших пробегах.
2. ГБО – это оборудование, позволяющее сократить выбросы вредных веществ в атмосферу, что является одним из приоритетов устойчивого развития России.
3. Внедрение установки ГБО является рентабельным и выгодным приобретением.