«Весь мир существует
ради ценности личности»
И. Кант
Введение
Гипотеза исследования создания методологии ценностно-ориентированного управления организаций основывается на постулате теории управление, согласно которому в любой организации есть субъект и объект управления. Принятие решений всегда осуществляется лицом с позиций целевых установок, отражающих его собственное видение, сформированное на основе его личных ценностей. С другой стороны, управленческое решение направлено на объект управления, а это – люди независимо от того к они: работники компании, ее клиенты, поставщики и т.п. Управленческое решение, так же и. прежде всего, должно учитывать интересы (ценности) этих людей. Только нахождение баланса ценностей всех стейкхолдеров, участвующих в деятельности организации, способно обеспечить ее успех на рынке.
Современные корпорации имеют сложную структуру управления (собственники – единоличный исполнительный орган – менеджмент), на каждом иерархическом уровне которой у участников есть собственные интересы, предпочтения, согласование которых выражается в корпоративной культуре организации, определяется в миссии компании.
Следовательно методология ценностно-ориентированного управления организации, прежде всего, основывается на изучении ценностей, присущих человеку и их использовании при организации процесса управления. Рассмотрение философский концепций сущности ценности начиная с античного мира и их трансформация в современной действительности приводит к пониманию подходов ученых к формированию концепции управления бизнесом с позиций ценностно-ориентированного подхода, при котором ценность бизнеса сводится к максимизации стоимости капитала собственников, достигаемого за счет эффективного управления – ценностно-ориентированный менеджмент (Value-Based Management – VBM) [1; 2].
Материалы и методы исследования
В ходе выполнения работы были изучены работы российских и зарубежных ученых, связанные с ценностно-ориентированным управлением, в том числе материалы, размещенные на интернет-ресурсах. При изучении указанных материалов, а также проводимом анализе происходящих процессов и в ходе подготовки выводов использовались методы системного анализа, сравнения, системный и комплексный подходы. Это позволило определить содержание термина «ценность», состав элементов системы ценностей индивидуума и организации, а также определить модели влияния стейкхолдеров на деятельность организации. Подбор данных для проводимого анализа, проведение формальных процедур, а также последовательная, комплексная и логическая трактовка выявляемых закономерностей и полученных результатов помогли сформировать информационное наполнение и обоснованность выводов. Для визуализированного, агрегированного и целостного представления информации использовались схемы и таблицы.
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на многообразие многочисленных публикаций по вопросам ценностно-ориентированного управления, отправной точкой понимания и создания методологии ценностно-ориентированного управления организаций кроется в понимании сущности понятия «ценность». В философии, как науки наук, прежде всего, ученые стали разбираться с пониманием содержания этого понятия. Гипотезу зарождения изучения сущности понятия «ценность» можно отнести к древней Греции, где зародилась «аксиология, изучающая вопросы природы ценностей, связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности» [3]. У истоков формирования этого раздела философии стояли древнегреческие ученые Платон, Аристотель, Зенон Китайские и его последователи: Диоген Лаэрция, Хрисипп, Панэтий Родосский. Философская школа «Стоцизма», созданная Зеноном Китайским, основываясь на трудах Платона, Аристотеля фактически сформировала видение греческих философов понимания сущности понятия ценности, как глубинного слоя сознания личности, в которой в значительной мере была предвосхищена современная аксиологическая проблематика соотношения понятия благо -ценность. В табл. 1 представлен основные положения древнегреческих философов, связанные с раскрытием содержания сущности понятия ценности.
Философское течению «Стоцизма», возникшему 300 лет до н.э. во времена раннего эллинизма, в средние века поддержал Мишель де Монтень просветитель, писатель и гуманист эпохи французского Возрождения, главным трудом которого признана книга «Опыты», в которой он отмечает субъективную природу ценности.
Томас Гоббс – английский писатель-гуманист, приравнял ценность человека к понятию «цена», рассматривая «достоинство», как меру его общественной ценности, его цена, с позиций государства. Это стало основой понимания ценности организации, как увеличения ее стоимости (цены) с позиций ее собственников – акционеров, что породило концепцию экономической добавленной стоимости (Economic Value Added – EVA)
Рене Декарт нравственную позиция человека рассматривал как подлинную ценность (valeur), имеющую субъективный характер.
Таблица 1
Содержание понятия ценности древнегреческих философов
Автор |
Сущность понятия ценность / блага |
Платон «Гиппарх» |
Соотношение Ценность-благо «"Благое" есть то ценное, которое помимо прибыльности обладает полезностью, "просто ценное" – только прибыльное, "неценное" – лишенное и прибыльности» [4]. |
Платон «Лисид» |
три рода: - благое (1), - дурное (2) - ни хорошее, ни дурное (3) |
Платон «Законах» |
I. Три типа ценностей; (1) связанное с душевным состоянием», (2) здоровьем (телесное состояние); внешним миром; (3) вторичные ценности [4] |
Аристотель |
ценнее то благо, которое ближе к цели; сравнительная ценность благ соотносится с категорией цели |
Стоики |
|
Зенон Китайский (ранняя Стоя) |
Выделяет компоненты присущие природе человека, что им рассматривается как предпочитаемо, важное, ценное для него. Например, красота, здоровье, красота, богатство и т.п. |
Диоген Лаэрция, (ранняя Стоя) |
а) все, что не порождает конфликтов интересов у человека –«всякое благу содействование согласованной жизни» [4], (б) сохранение экологии –«пользу, содействующую жизни согласно с природой» [4], (в) стоимость товара в качестве возможности его обмена |
Хрисипп (ранняя Стоя) |
Разделение понятий «благо» и «ценность». Утверждается, что благо всегда неизменно, а ценность может изменяться (прирастать или уменьшаться). |
Панэтий Родосский (средняя Стоя) |
благо рассматривается через природные ценности (здоровье, красота и т.п.). |
Источник: составлено автором по материалам [4].
Примерно также трактовал понятия «ценность» Блез Паскаль, выделяя среди человеческих достоинств две системы ценностей, первая определялась социальным статусом и легитимизируемые этим статусом поведение», а вторая – естественными, относящимися к душе или телу человека ценностями.
В «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел» понятие «Valeur» –ценность включает не только как достоинство вещей самих по себе, но и появляется второй компонент, характеризующий их стоимость. Первый компонент связан с нравственным аспектом восприятия вещей, а второй – с позиций его стоимости, что в дальнейшем породило концепцию к оценке компании через рост экономической добавленной стоимости, авторами и разработчиками которой являются Джоел Стерна и Беннет Стюарт.
Вкладом в дальнейшее развитии понимания ценности внес немецкий философ Фридрих Ницше- немецкий философ, культурный критик и филолог, оказавший глубокое влияние на современную философию, рассматривающий под ценностями ориентиры для жизни, имеющие субъективный или культурно-обусловленный характер. Отсюда возникла гипотеза «переоценки ценностей» под влиянием внешних и внутренних факторов.
Значительный вклад в изучения ценностей, присущих человеку, внес М.Рокич, рассматривающий ценности как разновидность устойчивого убеждения, некую цель или способ существования, который предпочтительнее, чем иной [5]. В основе теоретической концепции М.Ротича лежат философские убеждения Блеза Паскаля разделение ценностей на две группы: терминальные и инструментальные. Такая группировка соответствует рассмотрению ценностей с позиций Аристотеля, который сопоставлял сравнительную ценность благ с категорией цели.
Инструментальные ценности- средства характеризуют качества человека, его характер, особенности, связанные с достижением целей, рассматриваемые Зеноном Китайским. Логичные принципы заложенные в теории изучения индивидуальных ценностей человека, позволили М. Ротичу, исследовать направленность личности и определить ее отношение к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, восприятие мира, ключевые мотивы поступков, основу «философии жизни»[5].
Относительно организации ценности также можно разделить на фундаментальный ценности бизнес организации и декларируемые (ценности цели). К фундаментальным ценностям организации относятся принципы, философия, «ноу-хау», квалификация, опыт, традиции, идеология, культура бизнеса. Декларируемые ценности – это миссия, имидж, рост стоимости капитал.
Ценность организации на рынке зависит от ее рыночного предназначения, выражаемого миссией, которая в свою очередь определяется идеологией собственников, и статуса организации, формируемого ее имиджем, создаваемым отношениями с общественностью. Именно собственники для увеличения стоимости организации, стоимости вложенного капитала позиционируют свою компанию на рынке с учетом интересов потребителей и всех стейкхолдеров, заинтересованных в ее деятельности.
Формирование и воздействие общественно значимых ценностей организации определяется личностными ценностями его работников и корпоративными ценностями, зависящими от миссии организации, стратегических целей, установленных ее владельцами. Ценности индивидуумов определяют их интересами, на которые также влияют потребности, связанные с инстинктами человека, что в совокупности формирует у него определенную систему мотивации, должна поддерживаться системой стимулов, направленных на обеспечение целевых установок (рисунок).
При этом важно выстроить внешние и внутренние коммуникации, для чего важно понимание ценностей и потенциального влияния стейкхолдеров на достижение поставленных целей организации.
Особенно для компании важно выстроить внутренние коммуникации с учетом личностных ценностей, потребностей и интересов работников, воздействуя на которые через стимулирования, достичь сбалансированности интересов, что будет способствовать достижению стратегических целей и миссии организации.
Данный аспект, прежде всего, необходимо учитывать, реализуя функцию управления персоналом, в том числе и в части формирования единой корпоративной культуры.
Вопрос взаимодействия со всему стейкхолдерами, включая работников компании, всегда находился под пристальным внимание исследователей, создавшим различны модели, позволяющие оценить их влияние на деятельность организации. В таблице 2 представлены основные модели изучения влияния стейкхолдеров на деятельность организации.
Механизм мотивации и стимулирования ценностно-ориентированного управления Источник: разработано автором по лекции А.В. Райченко
Несмотря на многообразие моделей оценки стейкхолдеров организации, можно выявить общий методологический подход к анализу их влияния на проект.
Взаимодействие со стейкхолдерами предусматривает выполнение различных этапов, представленных в табл. 3.
На втором этапе важно правильно выбрать критерии оценки стейкхолдеров и их группировки. Например, если в качестве критериев оценки влияния выбраны «власть» и «интерес», то можно воспользоваться моделью Менделоу (1991), понимая под властью – возможности влиять на стратегию организации, а интерес – степень заинтересованности стейкхолдеров в успехе организации.
Если в качестве критерия выбраны «взаимодействие» и «угроза» целесообразно выбрать модель Г. Саваж, вызволяющую не только построить матрицу стейкхолдеров по этим параметрам, но и выбрать одну из четырех стратегий стратегии взаимодействия с заинтересованными сторонами: взаимодействия (переговоров, защиты, вовлечения и наблюдения).
Независимо от группы стейкхолдеров важно, использую ту или иную методику, определить их степень влияния на деятельность компании, мотивы их поведения, зависящие о тех ценностей, которые присущие каждому из участников взаимодействующих сторон.
Таблица 2
Модели для оценки влияния стейкхолдеров
Модель |
Автор/упоминание в работах |
Год |
Характеристика |
Модель Брайсона |
Дж. Брайсон |
1995 |
Определяет наиболее значимых стейкхолдеров их ожидание и степень удовлетворения [6] |
Модель Митчелла, Агла и Вуда |
Митчелл Агла Вуд |
- идентификация значимости заинтересованных сторон по параметрам: власть, легитимность, срочность; - требования, интересы стейкхолдера относительно объекта его влияния [7] |
|
Модель Митчелла, Агла и Вуда |
Пэрент и Дипхауз |
2007 |
критерий власти – значимость лица или группы лиц [8] |
Модель Митчелла, Агла и Вуда |
Магнесс |
2008 |
легитимность [9, 10] |
Модель Г. Саваж |
Модель Г. Саваж |
Возможность выбрать стратегии взаимодействия со стейкхолдерами (переговоры защита, вовлечение, оценивая два параметра: угрозы со стороны стейкхолдеров (1); возможность взаимодействия (2) [11] |
|
Менделоу А. |
Модель Менделоу |
1991 |
Оценка стейкхолдеров – матрица по двум параметрам: - власть - интерес [11, 12] |
СПП |
Мельник М.В., Никифорова Е.В., Бурцева К.Ю. |
2010 |
Систематизация интересов внешних и внутренних заинтересованных на основе система сбалансированных показателей Нортона и Каплана [10, 13] |
Карта заинтересованных сторон (карта стейкхолдеров) |
консалтинговая компания Strategic Management Group (SMG) Фурта С.Д., Соломатина Т.Б.[14] Щербаченко П.С. [15] Зильберштейн О.Б. [16], Невструев К.В., Грабарь В.В., Салмаков М.М.[17] Хожаев С.С. |
1997-2022 |
Отражаются ключевые интересы и цели организации и степень влияния на них стейкхолдеров |
таблица интересов |
Интересы стейкхолдера» и «Инструменты влияния». |
||
матрица приоритетов |
интерес стейкхолдера через желание влиять (1) и способность влиять на экономический субъект (2) |
Источник: составлено автором.
Таблица 3
Основные этапы работы со стейкхолдерами организации
Наименование этапов |
Методы, подходы, модели |
1 этап. Составление перечня всех заинтересованных лиц и их группировка по выбранным признакам: органы государственного управления; поставщики, клиенты и т.п. |
Эвристические методы: Метод коллективной генерации идей (КГИ); Метод Дельфи |
2 этап. Определение для каждого стейкхолдера ключевых потребностей/интересов и возможностей влияния на деятельность организации |
Системный анализ, эвристические методы: Дельфи, КГИ |
3 этап. Составление плана и организация работ по управлению стейкхолдеров. |
Методы планирования и организации |
4 этап. Реализации запланированных работ |
Система контроля |
5 этап. Анализ результатов управление и повторение процесса. |
Управление изменениями |
Источник: составлено автором по работе [9]
Заключение
Результаты проведенного исследования показывают необходимость познания ценностей индивидуумов, как первоначального элемента системы взаимоотношений, складывающихся в процессе их взаимодействия. Изучение ценностей позволяет выстраивать систему любой организации, в которой минимизируются сопротивления, мешающие эффективной деятельности. Опыт применения ценностно-ориентированного подхода в управлении организации в различных сферах деятельности и специальных функциях управления (здравоохранении, проектом менеджменте, управлении знаниями, маркетинге) показывает высокую результативность деятельности организаций и эффективность выполняемых функций.