Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

RUSSIAN PHARMACEUTICAL MARKET: RESULTS OF TWO YEARS IN PANDEMIC CONDITIONS

Ovod A.I. 1 Hytkina G.A. 2 Zyukin D.A. 3
1 Kursk state medical university
2 Vitebsk state order of Friendship of peoples medical university
3 Kursk state agricultural academy named after I.I. Ivanov
COVID-19 has become a test of strength for the domestic healthcare system and the pharmaceutical industry, which are of strategic importance in ensuring national security. One of the most difficult problems of the domestic pharmaceutical market is its high import dependence. Positive shifts in this direction were achieved due to the localization of imported production in the country. However, the outbreak of the coronavirus pandemic and the subsequent shortage of medicines on the market due to increased demand showed that domestic pharmaceutical production is untenable in the face of epidemiological challenges, largely due to continued dependence on import supplies. The study evaluates the functioning of the Russian pharmaceutical market in the context of the coronavirus pandemic in comparison with the pre-crisis period, identifies the current trends and their causes. It has been established that under the influence of the coronavirus pandemic, the domestic pharmaceutical market has maintained an upward trend in its value. At the same time, the total number of drug packages sold on the market is steadily declining, which is associated with a change in the volume and structure of demand in the pharmaceutical market. Therefore, we can conclude that in the context of a pandemic and a decrease in the income of the population, there was a forced reduction in the consumption of pharmaceutical products. At the same time, the multiple growth in demand for certain types of medicines, which are most applicable in the fight against coronavirus infection, has become a factor in a significant increase in prices, as a result of which the value of sales continues to grow, despite the reduction in consumption.
drug safety
pharmaceutical market
sales volume
sales structure
localized drugs
generics
pandemic

Введение

COVID-19 стал проверкой на прочность для отечественной системы здравоохранения и фармацевтической отрасли, которые имеют стратегически важное значение в обеспечении национальной безопасности. Вместе с тем, данные взаимосвязанные отрасли долгие годы характеризовались наличием ряда системных проблем, решить которые в полной мере не удалось до сих пор [1].

Одной из наиболее сложных проблем отечественного фармацевтического рынка является его высокая импортозависимость. До недавних пор более 70% обращаемых на рынке лекарственных препаратов (ЛП) имели импортное происхождение, в то время как на отечественное производство приходилось не более 30% простейших препаратов [2]. В результате, лекарственная безопасность страны находилась на достаточно низком уровне, что в условиях ухудшения внешнеполитической ситуации было способно поставить под угрозу лекарственное обеспечение населения [3]. Положительных сдвигов данном направлении удалось добиться за счет локализации импортных производств на территории страны, что способствовало снижению объема импорта ЛП. Однако начавшаяся пандемия коронавируса и возникший впоследствии дефицит лекарственных средств на рынке из-за повышения спроса показали, что отечественное фармацевтическое производство несостоятельно в условиях эпидемиологических вызовов, во многом вследствие сохранения зависимости от импортных поставок [4]. Кроме того, на фоне пандемии произошел существенный рост стоимости лекарственных препаратов, что привело к снижению фактического спроса на рынке при сохранении тенденции к росту стоимостного объема продаж [5].

Цель исследования – провести оценку функционирования фармацевтического рынка России в условиях пандемии коронавируса в сравнении с докризисным периодом, выявить сложившиеся тенденции и их причины.

Материал и методы исследования

В ходе исследования были использованы аналитические данные DSM Group об основных показателях функционирования фармацевтического рынка России в период 2018-2021 гг. [6]. В рамках исследования проводится оценка динамики и структуры рынка в натуральном и стоимостном выражении. Выбор в качестве базисного периода 2018-го года обусловлен его предшествующим началу пандемии положением. При этом проводится сопоставление допандемических 2018-2019 гг. с периодом пандемии – 2020-2021 гг., что дает возможность оценить влияние пандемии на тенденции развития фармацевтического рынка России. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных, общенаучные и финансовые инструменты анализа [7, 8].

Результаты исследования и их обсуждение

Общий объем фармацевтического рынка России в стоимостном выражении имеет устойчивую тенденцию к росту с 1,68 трлн. руб. до 2,3 трлн. руб. за последние 4 года, при этом общий прирост составил 36,4%. Оценка динамики по годам показала, что в 2018-2020 гг. ежегодный прирост составлял порядка 10%, однако за последний год отмечается усиление тенденции к росту, в результате чего стоимостной объем рынка вырос на 12,5%. При этом емкость фармацевтического рынка в натуральном выражении показывает отрицательную динамику: если в 2018 году было продано 6,36 млрд. упаковок, то к 2020 году их число снизилось на 5% до 6,01 млрд. упаковок, а в 2021 году – еще на 7,5% до 5,56 млрд. упаковок. В целом, за последние 4 года число проданных упаковок на фармацевтическом рынке России снизилось на 13%. При этом, с учётом тенденции к росту стоимостного объема рынка, можно сделать вывод о том, что фактический спрос на фармацевтическую продукцию в период пандемии снизился, что во многом обусловлено его удорожанием и подтверждается динамичным ростом объемов продаж (рисунок 1).

В структуре фармацевтического рынка в стоимостном выражении во всех трех сегментах сохраняется динамика к росту объема высокими темпами. Коммерческий сектор лекарственных препаратов (ЛП) как наиболее крупнейший на фармацевтическом рынке России к 2021 году достиг 1166 млрд. рублей, что практически на 18% выше уровня базисного периода. При этом за последние 2 года прирост стоимостного объема коммерческого сегмента составил 3,4%. Самую высокую динамику за последние 4 года показывает государственный сегмента рынка, где за 4 года прирост составил более 85%, а показатель достиг 840 млрд. руб. При этом за последние 2 года, сопряженных с началом пандемии, государственный сегмент ЛП вырос более чем на треть, что связано с ростом государственных закупок ЛС из-за ухудшения эпидемиологической ситуации. Коммерческий сектор парафармацевтики (ПФ) также показывает высокую динамику роста стоимостного объема: за 4 года прирост составил более 20%, а показатель к 2021 году достиг 289 млрд. руб. В результате, можно говорить о том, что коммерческий сегмент показывает самые низкие темпы роста за последние 4 года, что во многом обусловлено его большими масштабами, поскольку его удельный вес в общей структуре превышает 50%, хотя и имеет тенденцию к снижению на 8%. При этом в наибольшей степени за 4 года выросла доля государственного сегмента – с 27% до 37%, а удельный вес коммерческого сегмента ПФ снижается и не превышает и 15% (таблица 1).

Ovod2.tif

Рис. 1. Динамика стоимостного объема и емкости фармацевтического рынка России в 2018-2021 гг.

Таблица 1

Динамика стоимостного объема фармацевтического рынка России в разрезе основных сегментов в 2018-2021 гг.

Показатель

Значение

Изменение в 2021 г., %

2018

2019

2020

2021

к 2018 г.

к 2020 г.

Динамика, млрд. руб.

Коммерческий сектор ЛП

992

1021

1128

1166

17,5

3,4

Государственный сектор ЛП

452

560

634

840

85,8

32,5

Коммерческий сектор ПФ

240

262

279

289

20,4

3,6

Структура, %

Коммерческий сектор ЛП

58,8

55,4

55,3

50,8

-8,

-4,5

Государственный сектор ЛП

26,9

30,4

31,1

36,6

9,7

5,5

Коммерческий сектор ПФ

14,3

14,2

13,7

12,6

-1,7

-1,1

Оценка данных в натуральном выражении показала, что снижение в наибольшей степени коснулось коммерческого сегмента, где объем продаж снизился на 13,4% и составил 4,56 млрд. упаковок в 2021 году. При этом наибольшее снижение произошло именно за 2 последних года (-8,9%), а объем продаж снизился с 5,12 млрд. упаковок в 2019 году, что свидетельствует о том, что пандемия стала причиной снижения действительного объема продаж на рынке. Несмотря на это коммерческий сегмент по-прежнему составляет подавляющую долю в общей структуре продаж: на него приходится порядка 82-83% от общего числа проданных упаковок. Количество проданных упаковок в рамках госпитальных закупок за 4 года снизилось на 11%, хотя за 2 последних года и имело тенденцию к небольшому росту на уровне 0,5%. В результате, в 2021 году для госпитальных закупок было продано 845 млн. упаковок ЛП. При этом удельный вес сегмента госпитальных закупок в общей структуре продаж на рынке к 2019 году снижался до 13,8%, а к 2021 году вновь начала расти и составил 15,2%. Сектор льготного лекарственного обеспечения является наименьшим в общей структуре продаж и показывает общую положительную динамику: за 4 года прирост составил 3,4%, а показатель достиг 164 млн. упаковок, что равно менее 3% в структуре рынка (таблица 2).

В структуре фармацевтического рынка России в разрезе происхождения ЛП в стоимостном выражении наибольшая доля приходится на импортные ЛП, хотя за 2 последних года и произошло снижение их доли с 70% до 55%, что обусловлено локализацией производств на территории страны. В результате в 2018-2019 гг. доля отечественных ЛП составляла лишь около 30%, зато в последние 2 года за счет локализации удельный вес произведенных на территории страны ЛП вырос до 45% (рисунок 2).

Таблица 2

Динамика натурального объема фармацевтического рынка России в разрезе основных сегментов в 2018-2021 гг.

Показатель

Значение

Изменение в

2021 г., %

2018

2019

2020

2021

к 2018 г.

к 2020 г.

Динамика, млн. уп.

Коммерческий сегмент ЛП

5257

5124

5002

4555

-13,4

-8,9

Госпитальные закупки

948

854

841

845

-10,9

0,5

Льготное лекарственное обеспечение

158

195

175

164

3,4

-6,5

Структура, %

Коммерческий сегмент ЛП

82,6

83,0

83,1

81,9

-0,7

-1,2

Госпитальные закупки

14,9

13,8

14,0

15,2

0,3

1,2

Льготное лекарственное обеспечение

2,5

3,2

2,9

2,9

0,5

-

Ovod4.tif

Рис. 2. Изменение структуры фармацевтического рынка России в разрезе происхождения ЛП в 2018-2021 гг.

В натуральном выражении доля произведённых в РФ фармацевтических товаров во всем исследуемом периоде является наибольшей, при этом в 2018-2019 гг. показатель составлял 61%, а за последние 2 года вырос до 69-67%. При этом удельный вес импортных ЛП в общем объеме проданных упаковок на фармацевтическом рынке снизился с 39% до 33% к 2021 году, что свидетельствует о реализации стратегии импортозамещения.

Оценка структуры рынка в контексте оригинальных/дженериковых ЛП показала, что как в стоимостном, так и в натуральном выражении подавляющая доля приходится на дженерики. При этом в стоимостном объеме продаж доля дженериков за 4 года снизилась с 61% до 56% при одновременном росте удельного веса оригинальных ЛП в структуре продаж до 44%, что в наибольшей степени обусловлено их общей высокой стоимостью (в сравнении с дженериками) и существенным удорожанием в последние 2 года на фоне пандемии. Это подтверждается структурой натурального объема продаж на фармацевтическом рынке: доля дженериков в общем количестве проданных упаковок превышает 80%, хотя и имеет тенденцию к снижению на 3% за 4 года. При этом удельный вес оригинальных ЛП вырос с 14% до 17% (рисунок 3).

В структуре продаж на рынке в контексте порядка отпуска ЛП за исследуемый период не произошло существенных изменений, лишь только в 2021 году отмечается рост удельного веса продажи рецептурных ЛП, что также связано с изменением структуры продаж на фоне пандемии. В результате, в стоимостном выражении удельный вес рецептурных ЛП вырос с 64% до 71%, при этом только за последние 2 года прирост составил 4% (рисунок 4).

Ovod3.tif

Рис. 3. Изменение структуры фармацевтического рынка России в разрезе оригинальности ЛП в 2018-2021 гг.

Ovod1.tif

Рис. 4. Изменение структуры фармацевтического рынка России в разрезе порядка отпуска ЛП в 2018-2021 гг.

В натуральном выражении доля рецептурных ЛП в общем количестве проданных упаковок к 2021 году выросла до 49%, но по-прежнему не является наибольшей поскольку безрецептурные лидируют. В результате, можно говорить о том, что лидирующая позиция рецептурных ЛП в стоимостном объеме продаж связана с их существенно более высокой стоимостью в сравнении с безрецептурными, что подтверждается структурой объема продаж натуральных.

Заключение

Под влиянием пандемии коронавируса отечественный фармацевтический рынок сохранил тенденцию к росту своего стоимостного объема, который в 2021 году достиг 2,3 трлн рублей. При этом общее число продаваемых на рынке упаковок ЛП устойчиво снижается и за 4 года сократилось с 6,36 млрд. до 5,56 млрд. упаковок, что связано с изменением объема и структуры спроса на фармацевтическом рынке. Следовательно, можно сделать вывод о том, что в условиях пандемии и сокращения доходов населения, произошло вынужденное сокращение потребления фармацевтической продукции. При этом многократный рост спроса на отдельные виды ЛП, которые наиболее применимы в условиях борьбы с коронавирусной инфекцией, стал фактором существенного роста цен, в результате чего стоимостной объем продаж продолжает расти, несмотря на сокращение потребления. Несмотря на главенствующее положение коммерческого сектора РП, в последние 2 года самую высокую динамику показывает государственный сектор ЛП, что также связано с повышением нагрузки на систему здравоохранения и ростом объёмов государственных закупок. Доля локализованных ЛП в 2021 году составила 45% в стоимостном объеме продаж и 67% – в натуральном, что свидетельствует о реализации стратегии импортозамещения, однако говорить об автономии в сфере лекарственного обеспечения преждевременно. В структуре рынка, как и прежде, преобладают дженерики, на которые приходится более 80% от общего числа проданных упаковок, хотя в последние 2 года и наметилась тенденция к росту объемов продаж оригинальных ЛП. Также сохраняется тренд к росту продаж рецептурных ЛП, особенно в 2021 году, что с наибольшей степенью вероятности обусловлено изменением структуры спроса на рынке в условиях борьбы с коронавирусом.