Введение
В настоящее время происходящие в мире технологические, социально-экономические и политические потрясения определяют трансформацию институционально-аксиологического пространства и обуславливают необходимость решения современных острейших социально-экономических проблем. С одной стороны, процессы глобализации определили глобальные инновационные преобразования производственно-технологических процессов, развитию кастомизации производства, внедрению цифровых технологий [6], углублению международного сотрудничества, что привели к кардинальным изменениям труда, рабочих мест и взаимоотношений между работниками и капиталом. С другой стороны, усиление локализации производства, политики имортозамещения, приводят к новым изменениям и трансформациям институционально-аксиологического пространства. В этой связи экономическое поведение предприятий, с учетом системного взаимодействия персонала и технологий, во многом определяется системой ценностей, на которые и должен настраиваться весь спектр стратегических целей развития, что в свою очередь непосредственно отражается на качестве жизни населения. Кроме того, происходящая цифровизация социально-экономических систем также обуславливает изменения в институционально-аксиологическом пространстве, в структуре трудовой деятельности, социально-трудовых процессов и коммуникаций. В силу объективных причин процессов глобализации и цифровизации за последние десять лет расширился круг субъектов (участников) всех социально-экономических процессов (переход от субъектов → к стейкхолдерам), что обуславливает возрастание роли регламентации (институализации) взаимосвязанности стейкхолдеров. Локализация производств, процессы импортозамещения определяют новый круг стейкхолдеров и новые взаимосвязи, что также обуславливает необходимость изменений в системе отношений труда и капитала. То есть, процессы цифровой трансформации и импортозамещения привели к кардинальным изменениям совокупности ценностей не только индивида, но и компании (организации, предприятия, общества), то есть к трансформации институционально-аксиологического пространства социально-экономических систем, что с точки зрения авторов непосредственно влияет экономическое поведение и на качество жизни населения. Обозначенные выше аспекты обусловливают возникновение противоречия в развитии и функционировании социально-экономических систем. Так, с одной стороны процессы глобализации и цифровизации определяют рост развития свобод выбора экономическом поведении стейкхолдеров и развитие новых ценностей, с другой стороны геополитическое факторы и процессы импортозамещения определяют ограничения в поведении стейкхолдеров и таргетирование на национальных ценностях. Кроме того, геополитические факторы и процессы импортозамещения представляют интерес в развитии взаимоотношений и сотрудничества Китая и России. Отмеченные обстоятельства актуализируют тему нашего исследования
Целью исследования является формирование и развитие институционально-аксиологической методологии исследования влияния трансформации ценностей под воздействием импортозамещения на экономическое поведение в условиях инновационных преобразований на основе обобщения опыта России и Китая
Материалы и методы исследования
Методология исследования основана на комплексном, междисциплинарном институционально-аксиологическом подходе, с использованием аналитического метода и синтеза существующих научных подходов, а также на концепции коэволюции, предполагающей развитие взаимодействующих элементов единой системы при сохранении целостности системы (в том числе, как общий результат воздействия факторов окружающей среды и институциональных эффектов). В работе применялись также общенаучные методы исследования.
В основу формирования методологии вошли научные труды российских и зарубежных ученых. Так, одними из важных составляющих стали эволюционные теории развития аксиологического менеджмента в Китае (Child J., Warner M., 2003) [2], концепция управления ценностями (MBV), предложенная учеными из Испании и Китая Dolan S.L., Zhang Y., Zhou Y. (2009) [1], концепция феномена метамодернизма на основе аксиологического подхода (Ван Ден Аккер Р., Гиббонс Э., 2021 г.) [3], концепция кумулятивной накопительной связи между технологическими, ценностными, институциональными и экономическими изменениями (ГУУ, Сазанова С.Л., 2021 г. [7] ), методика сценариев социально-экономического поведения (Лебедева Н.М., 2010 г.). Кроме того, научным коллективом проанализированы многообразные научные труды в области концептуальных взглядов на ценности и аксиологические аспекты социально-экономических систем, в частности Бланшар, К., О’Коннор, М. (2014), концепция Инглхарта Р. и Вельцеля, К. (2011) лежащая в основе многих межстрановых исследований ценностей World Values Survey, теория ценностей целей и ценностей способов М. Рокича. Система ценностных координат голландского ученого Герта Хофстеде, отражающая культурные различия между обществами, например западноевропейскими и восточноазиатскими странами, система поведенческих сценариев и ценностей (культурного и индивидуального уровней поведения) Ш. Шварца.
Авторы рассматривают понятие «импортозамещения», как импортозамещающая индустриализация (Import Substitution Industrialization) на основе обобщения научных подходов российских и китайских ученых. Импортозамещение – это процесс траргетирования производства, потребления и экспорта национальных товаров и услуг на основе развития национальных инновационных технологий и инновационных преобразований [11, 12].
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования научного коллектива показали, что эффективная реализация политики развития национальных инновационных технологий и продукции (импортозамещение) в Китае (Import Substitution Industrialization (ISI)) осуществлялась на основе множества изменений, включая трансформацию аксиологического пространства, структурное изменение страны, от привычек и уровня образования граждан [1]. С одной стороны, внедрение новейших технологий в Китае привели к широком развитию западных ценностей, с другой стороны процессы импортозамещающей индустриализации привели к широком распространению инновационных технологий поддерживающих человеко-ориентированный подход в рамках концепции Индустрию 5.0 на основе объединение человеческого и машинного интеллекта. Эти процессы привели к формированию новой цифровой высокотехнологичной аксиологии Китая, и соответственно привели к изменению экономического поведения работников компаний. Кроме того, цифровая трансформация и технологический детерминизм формируют новую цифровую аксиологию, проходя через воронку межпоколенческих ценностей оказывая непосредственное влияние на экономическое поведение работников. Соответственно, проблемы процессов трансформации ценностей в условиях таргетирования национальных технологий и товаров в рамках инновационных преобразований как на личном уровне, так и на уровне компаний характеры как для России, так и для Китая.
Учитывая многоаспектность и междисциплинарность процессов изменения ценностей под воздействием инновационных преобразований в условиях политики импортозамещения, предлагается комплексный институционально-аксиологический подход к исследованию влияния политики импортозамещения (таргетирование национальных технологий и товаров) на экономическое поведение.
Рис. 1. Логическая схема влияния политики импортозамещения на экономическое поведение в условиях инновационных преобразований
Рис. 2. Логика и компоненты комплексной методологии исследования лияния политики импортозамещения на экономическое поведение
Выбор комплексной методологии обусловлен, тем что, во-первых, авторы рассматривают экономическое поведение как образ, способ, характер экономических действий персонала, коллективов в тех или иных условиях. Экономическое поведение основывается на определенных «фреймах» поведения, так с одной стороны присутствуют четкие рациональные целевые ориентиры (например, максимизация выгоды), а с другой стороны экономическому поведению присуще иррациональное направление на основе ценностно-мотивационных, культурных и иных аксиологических ориентиров. То есть, экономическое поведение является сложным системным процессом, который зависит от ряда более глубоких факторов, в том числе от ценностных и институциональных установок, включая условия формирования экономической культуры и экономического мышления, особенностей сложившихся социально-трудовых отношений и социально-экономических условий.
Рис. 3. Процесс влияние импортозамещения на экономическое поведение
Во-вторых, авторы рассматривают корпоративные ценности в классической трактовке (организационные ценности как значимые, общепринятые и разделяемые сотрудниками убеждения и принципы, закрепленные в стандартах и правилах поведения организации). Научный коллектив предполагает, что корпоративные ценности являются наиболее институционализированными.
Научный коллектив авторов, предполагает, что процессы импортозамещения вынуждают компании менять технологии, цепочки создания ценностей, институциональную среду и соответственно ценности, воздействуя на работников приводя к изменению их ценностей на личном уровне. То есть, процессы импортозамещения приводят к трансформации основных компонентов социально-экономических систем компаний: «персонал» ↔ «предприятие» ↔ «стейкхолдеры» ↔ «социально-трудовые процессы» ↔ «отношения (взаимосвязи, коммуникации)» ↔ «институты» ↔ «ценности», которые находятся по отношению друг к другу во взаимозависимости и взаимообусловленности, и с точки зрения авторов меняются на принципах коэволюционной инноватки. Соответственно, можно предположить, что влияние политики импортозамещения на экономическое поведение персонала проявляется через трансформацию институтов и ценностей, формируя определенный «фрейм» экономического поведения.
Методология исследования влияние на экономическое поведение через ценности предполагает формирования определенной модели поведения, на рисунке представлена логика формирования институционально-аксиологической методологии.
Как видно из рисунка 2, методология исследования влияния политики импортозамещения на экономическое поведение призвана дать ответ на общий вопрос: как существующая модель экономического поведения трансформируется в новую? Для этого предполагается поиск ответов на частные вопросы: что выступает причиной начала изменений (с точки зрения нашей гипотезы – это процессы импортозамещения), что трансформируется (это ценности, как на уровне компании, так и на уровне индивида) и как трансформируется (коэволюционно), каков результат трансформации (новый «фрейм» и модель экономического поведения).
Ответы на эти вопросы предполагается обосновать с помощью таких направлений системного подхода, как структурное описание системы корпоративных ценностей и институтов, динамическое описание системы процесса изменений ценностей в условиях импортозамещения. Обобщенно предложенная методология исследования, представлена на рисунке 3.
То есть, процессы импортозамещения в технологиях (ISI–Tech) приводят к изменению социально-трудовых отношений, появлению новых цепочек создания ценности, тем самым формируя новые ценности в трудовом процессе. Процессы импортозамещения в системах управления, коммуникациях и взаимоотношениях (ISI–Hume), формируют новое институциональное пространство и ценности.
Выводы
Таким образом, развиваемая авторами институционально-аксиологическая методология к решению проблем имеет свою уникальность и специфику в данном исследовании, поскольку в фокусе его внимания не макроэкономические и социальные проблемы, а персонал компаний с их потребностями, мотивами, эмоциями, представлениями и верованиями, поступающие иногда алогично и нерационально. Более, того, очень многие их представления, мотивы и модели экономического поведения работников пропитаны определенной аксиологией и институализированы, в которой они прошли социализацию, и это определяет аксиологическую специфику экономических, политических и социальных процессов, идущих на индивидуальном и корпоративном уровнях. Социально-экономические установки и модели экономического поведения персонала и самих компаний имеют важное значение в условиях инновационных преобразований и развития партнерских взаимодействий России и Китая, поскольку в конечном итоге именно они обуславливают развитие данных взаимоотношений между странами.