Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INSTITUTIONAL AND AXIOLOGICAL METHODOLOGY OF RESEARCH OF IMPORT SUBSTITUTION POLICY INFLUENCE ON ECONOMIC BEHAVIOR IN CONDITIONS OF INNOVATIVE TRANSFORMATIONS: ON THE EXAMPLE OF COOPERATION BETWEEN RUSSIA AND CHINA

Legchilina E.Yu. 1 Kiriliuk O.M. 1 Jia Cu 2 Guang Xu 2
1 Omsk State Transport University
2 School of Management, Harbin Normal University
Research direction to study the impact of import substitution policy on changes in the economic behavior of personnel in the context of the development of the digital economy based on a generalization of Chinese and Russian experience. The relevance of this study is due to the growing role of the human factor and institutional and axiological aspects in the management of economic behavior in the development of cooperation between China and Russia. The study is carried out within the framework of international scientific cooperation between Harbin Pedagogical University and Omsk State University of empty communication. The first stage of research has been carried out. A comprehensive institutional and axiological research methodology has been formed, the distinctive feature of which is the combination of different methodologies based on a systematic approach. The process of influence of import substitution on economic behavior through the transformation of corporate values and institutions based on the principles of co-evolutionary innovation is considered. The paper presents the author’s view on the concept of the import substitution process based on the generalization of the experience of China’s industrial import substitution policy (Import Substitution Industrialization (ISI)) and the concept of value management, as well as the processes of import substitution in technologies (ISI-Tech) and the processes of import substitution in management systems, communications and relationships (ISI–Hume). Their influence on the change of values and economic behavior is shown.
import-substituting industrialization
values
economic behavior
innovative transformation
institutional and axiological approach

Введение

В настоящее время происходящие в мире технологические, социально-экономические и политические потрясения определяют трансформацию институционально-аксиологического пространства и обуславливают необходимость решения современных острейших социально-экономических проблем. С одной стороны, процессы глобализации определили глобальные инновационные преобразования производственно-технологических процессов, развитию кастомизации производства, внедрению цифровых технологий [6], углублению международного сотрудничества, что привели к кардинальным изменениям труда, рабочих мест и взаимоотношений между работниками и капиталом. С другой стороны, усиление локализации производства, политики имортозамещения, приводят к новым изменениям и трансформациям институционально-аксиологического пространства. В этой связи экономическое поведение предприятий, с учетом системного взаимодействия персонала и технологий, во многом определяется системой ценностей, на которые и должен настраиваться весь спектр стратегических целей развития, что в свою очередь непосредственно отражается на качестве жизни населения. Кроме того, происходящая цифровизация социально-экономических систем также обуславливает изменения в институционально-аксиологическом пространстве, в структуре трудовой деятельности, социально-трудовых процессов и коммуникаций. В силу объективных причин процессов глобализации и цифровизации за последние десять лет расширился круг субъектов (участников) всех социально-экономических процессов (переход от субъектов → к стейкхолдерам), что обуславливает возрастание роли регламентации (институализации) взаимосвязанности стейкхолдеров. Локализация производств, процессы импортозамещения определяют новый круг стейкхолдеров и новые взаимосвязи, что также обуславливает необходимость изменений в системе отношений труда и капитала. То есть, процессы цифровой трансформации и импортозамещения привели к кардинальным изменениям совокупности ценностей не только индивида, но и компании (организации, предприятия, общества), то есть к трансформации институционально-аксиологического пространства социально-экономических систем, что с точки зрения авторов непосредственно влияет экономическое поведение и на качество жизни населения. Обозначенные выше аспекты обусловливают возникновение противоречия в развитии и функционировании социально-экономических систем. Так, с одной стороны процессы глобализации и цифровизации определяют рост развития свобод выбора экономическом поведении стейкхолдеров и развитие новых ценностей, с другой стороны геополитическое факторы и процессы импортозамещения определяют ограничения в поведении стейкхолдеров и таргетирование на национальных ценностях. Кроме того, геополитические факторы и процессы импортозамещения представляют интерес в развитии взаимоотношений и сотрудничества Китая и России. Отмеченные обстоятельства актуализируют тему нашего исследования

Целью исследования является формирование и развитие институционально-аксиологической методологии исследования влияния трансформации ценностей под воздействием импортозамещения на экономическое поведение в условиях инновационных преобразований на основе обобщения опыта России и Китая

Материалы и методы исследования

Методология исследования основана на комплексном, междисциплинарном институционально-аксиологическом подходе, с использованием аналитического метода и синтеза существующих научных подходов, а также на концепции коэволюции, предполагающей развитие взаимодействующих элементов единой системы при сохранении целостности системы (в том числе, как общий результат воздействия факторов окружающей среды и институциональных эффектов). В работе применялись также общенаучные методы исследования.

В основу формирования методологии вошли научные труды российских и зарубежных ученых. Так, одними из важных составляющих стали эволюционные теории развития аксиологического менеджмента в Китае (Child J., Warner M., 2003) [2], концепция управления ценностями (MBV), предложенная учеными из Испании и Китая Dolan S.L., Zhang Y., Zhou Y. (2009) [1], концепция феномена метамодернизма на основе аксиологического подхода (Ван Ден Аккер Р., Гиббонс Э., 2021 г.) [3], концепция кумулятивной накопительной связи между технологическими, ценностными, институциональными и экономическими изменениями (ГУУ, Сазанова С.Л., 2021 г. [7] ), методика сценариев социально-экономического поведения (Лебедева Н.М., 2010 г.). Кроме того, научным коллективом проанализированы многообразные научные труды в области концептуальных взглядов на ценности и аксиологические аспекты социально-экономических систем, в частности Бланшар, К., О’Коннор, М. (2014), концепция Инглхарта Р. и Вельцеля, К. (2011) лежащая в основе многих межстрановых исследований ценностей World Values Survey, теория ценностей целей и ценностей способов М. Рокича. Система ценностных координат голландского ученого Герта Хофстеде, отражающая культурные различия между обществами, например западноевропейскими и восточноазиатскими странами, система поведенческих сценариев и ценностей (культурного и индивидуального уровней поведения) Ш. Шварца.

Авторы рассматривают понятие «импортозамещения», как импортозамещающая индустриализация (Import Substitution Industrialization) на основе обобщения научных подходов российских и китайских ученых. Импортозамещение – это процесс траргетирования производства, потребления и экспорта национальных товаров и услуг на основе развития национальных инновационных технологий и инновационных преобразований [11, 12].

Результаты исследования и их обсуждение

Исследования научного коллектива показали, что эффективная реализация политики развития национальных инновационных технологий и продукции (импортозамещение) в Китае (Import Substitution Industrialization (ISI)) осуществлялась на основе множества изменений, включая трансформацию аксиологического пространства, структурное изменение страны, от привычек и уровня образования граждан [1]. С одной стороны, внедрение новейших технологий в Китае привели к широком развитию западных ценностей, с другой стороны процессы импортозамещающей индустриализации привели к широком распространению инновационных технологий поддерживающих человеко-ориентированный подход в рамках концепции Индустрию 5.0 на основе объединение человеческого и машинного интеллекта. Эти процессы привели к формированию новой цифровой высокотехнологичной аксиологии Китая, и соответственно привели к изменению экономического поведения работников компаний. Кроме того, цифровая трансформация и технологический детерминизм формируют новую цифровую аксиологию, проходя через воронку межпоколенческих ценностей оказывая непосредственное влияние на экономическое поведение работников. Соответственно, проблемы процессов трансформации ценностей в условиях таргетирования национальных технологий и товаров в рамках инновационных преобразований как на личном уровне, так и на уровне компаний характеры как для России, так и для Китая.

Учитывая многоаспектность и междисциплинарность процессов изменения ценностей под воздействием инновационных преобразований в условиях политики импортозамещения, предлагается комплексный институционально-аксиологический подход к исследованию влияния политики импортозамещения (таргетирование национальных технологий и товаров) на экономическое поведение.

Legchilina1.pdf

Рис. 1. Логическая схема влияния политики импортозамещения на экономическое поведение в условиях инновационных преобразований

Legchilina2.pdf

Рис. 2. Логика и компоненты комплексной методологии исследования лияния политики импортозамещения на экономическое поведение

Выбор комплексной методологии обусловлен, тем что, во-первых, авторы рассматривают экономическое поведение как образ, способ, характер экономических действий персонала, коллективов в тех или иных условиях. Экономическое поведение основывается на определенных «фреймах» поведения, так с одной стороны присутствуют четкие рациональные целевые ориентиры (например, максимизация выгоды), а с другой стороны экономическому поведению присуще иррациональное направление на основе ценностно-мотивационных, культурных и иных аксиологических ориентиров. То есть, экономическое поведение является сложным системным процессом, который зависит от ряда более глубоких факторов, в том числе от ценностных и институциональных установок, включая условия формирования экономической культуры и экономического мышления, особенностей сложившихся социально-трудовых отношений и социально-экономических условий.

Legchilina3.pdf

Рис. 3. Процесс влияние импортозамещения на экономическое поведение

Во-вторых, авторы рассматривают корпоративные ценности в классической трактовке (организационные ценности как значимые, общепринятые и разделяемые сотрудниками убеждения и принципы, закрепленные в стандартах и правилах поведения организации). Научный коллектив предполагает, что корпоративные ценности являются наиболее институционализированными.

Научный коллектив авторов, предполагает, что процессы импортозамещения вынуждают компании менять технологии, цепочки создания ценностей, институциональную среду и соответственно ценности, воздействуя на работников приводя к изменению их ценностей на личном уровне. То есть, процессы импортозамещения приводят к трансформации основных компонентов социально-экономических систем компаний: «персонал» ↔ «предприятие» ↔ «стейкхолдеры» ↔ «социально-трудовые процессы» ↔ «отношения (взаимосвязи, коммуникации)» ↔ «институты» ↔ «ценности», которые находятся по отношению друг к другу во взаимозависимости и взаимообусловленности, и с точки зрения авторов меняются на принципах коэволюционной инноватки. Соответственно, можно предположить, что влияние политики импортозамещения на экономическое поведение персонала проявляется через трансформацию институтов и ценностей, формируя определенный «фрейм» экономического поведения.

Методология исследования влияние на экономическое поведение через ценности предполагает формирования определенной модели поведения, на рисунке представлена логика формирования институционально-аксиологической методологии.

Как видно из рисунка 2, методология исследования влияния политики импортозамещения на экономическое поведение призвана дать ответ на общий вопрос: как существующая модель экономического поведения трансформируется в новую? Для этого предполагается поиск ответов на частные вопросы: что выступает причиной начала изменений (с точки зрения нашей гипотезы – это процессы импортозамещения), что трансформируется (это ценности, как на уровне компании, так и на уровне индивида) и как трансформируется (коэволюционно), каков результат трансформации (новый «фрейм» и модель экономического поведения).

Ответы на эти вопросы предполагается обосновать с помощью таких направлений системного подхода, как структурное описание системы корпоративных ценностей и институтов, динамическое описание системы процесса изменений ценностей в условиях импортозамещения. Обобщенно предложенная методология исследования, представлена на рисунке 3.

То есть, процессы импортозамещения в технологиях (ISI–Tech) приводят к изменению социально-трудовых отношений, появлению новых цепочек создания ценности, тем самым формируя новые ценности в трудовом процессе. Процессы импортозамещения в системах управления, коммуникациях и взаимоотношениях (ISI–Hume), формируют новое институциональное пространство и ценности.

Выводы

Таким образом, развиваемая авторами институционально-аксиологическая методология к решению проблем имеет свою уникальность и специфику в данном исследовании, поскольку в фокусе его внимания не макроэкономические и социальные проблемы, а персонал компаний с их потребностями, мотивами, эмоциями, представлениями и верованиями, поступающие иногда алогично и нерационально. Более, того, очень многие их представления, мотивы и модели экономического поведения работников пропитаны определенной аксиологией и институализированы, в которой они прошли социализацию, и это определяет аксиологическую специфику экономических, политических и социальных процессов, идущих на индивидуальном и корпоративном уровнях. Социально-экономические установки и модели экономического поведения персонала и самих компаний имеют важное значение в условиях инновационных преобразований и развития партнерских взаимодействий России и Китая, поскольку в конечном итоге именно они обуславливают развитие данных взаимоотношений между странами.