Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

IMPROVING THE MARKETING ACTIVITIES OF PROCESSING ENTERPRISES IN MODERN CONDITIONS

Zinina O.V. 1 Stupina A.A. 2 Olentsova J.A. 3 Dzhioeva N.N. 3
1 Academy of Labor and Social Relations
2 Siberian Fire and Rescue Academy of the Ministry of Emergency Situations of Russia
3 Siberian Federal University
The article sets the task of analyzing and improving the efficiency of sales management for products of processing enterprises. The market is a subject of economic activity and it is conformed to the laws and guided by the rules on trade of the state. Trade in the market has always played an important role in providing the population with food products, and at the moment, the food security of our state largely depends on processing enterprises and their marketing policy. In conditions of high competition in the market, such enterprises are successful whose production and sales system is focused on consumer needs. Today’s dynamically developing economy leads to the fact that firms and organizations are forced to constantly evolve in order not to be left out of progress and business. Saturation of absolutely all markets with goods to such an extent that companies have to literally fight for customers leads to an understanding of the exclusive sales role in the company’s activities. The products or services produced by the company must be optimally sold: that is, considering all the preferences and wishes of customers, and with the greatest benefit. Therefore, the main task of any entrepreneur is to ideally combine the desires of customers and their own production capabilities. In this case, any entrepreneur will have the opportunity to prove to the buyer the undeniable advantages of the product or service. That is why the sales system is central to the system of economic sustainability for the enterprise.
food security
commodity policy
marketing activities
agricultural sector
processing
competitive advantages

Введение

Сбыт является средством достижения поставленных целей предприятия. Именно показатели сбытовой деятельности определяют ключевые факторы успеха работы предприятия: величину доходов, прибыль, уровень рентабельности.

Предлагаемые покупателям ООО ТД «Мясничий» товары являются тем базисом, на котором держится вся деятельность торгового предприятия. Однако современное развитие торговли указывает на опасность однобокого взгляда на управление продвижением товаров, мерчендайзинг. Управление товарами осуществляется для потребителей, для создания и реагирования на спрос потребителей, для удовлетворения потребностей существующих и привлечения потенциальных покупателей. На насыщенном товарном рынке мясных продуктов рискованно забывать о тесной и сложной связи между товарами, покупателями и местом, где происходит товарный обмен. В ответ на потребность покупателей получать в магазине товар определенной, полезной для них формы розничная торговля обеспечивает этим покупателям полезность времени и полезность места [1-3].

Магазины видятся покупателями как удобное место для посещения и приобретения желаемых ими товаров. Потребители используют многоуровневый подход в своей покупательской активности, а поэтому и розничные продавцы в своей деятельности должны использовать такой же многоуровневый подход. Магазинам ООО ТД «Мясничий» необходимо обеспечивать равномерное поступление товаров в те места и в то время, которые хотят их покупатели. Однако эффективность торгового процесса должна быть увязана со стратегическим управлением товарной деятельностью и гарантировать сохранение привлекательности мест продажи товаров для покупателей ООО ТД «Мясничий». Процесс управления товарными брендами опирается, прежде всего, на формирование набора различных, но взаимодополняющих товаров. И этот процесс требует искусного и интегрированного маркетингового подхода, в котором гармонично сочетаются различные виды маркетинговых коммуникаций и предоставляемых покупателям услуг, дополняющих товарное предложение в процессе мерчендайзинга [4-6].

Цель исследования состоит в разработке инструментов и методов сбыта, изучении факторы влияния на процесс сбыта собственной продукции предприятия и совершенствовании сбытовой деятельности перерабатывающий предприятий на примере ООО ТД «Мясничий».

Материал и методы исследования

Информационную основу составили аналитика и исследования рынка перерабатывающей продукции Сибири, данные исследуемого предприятия, и в целом анализ деятельности ООО ТД «Мясничий».

В современных рыночных условиях существует возможность использования внутренних резервов при развитии хозяйственной деятельности на магазинах торговли. Эффективно организованная работа на таких субъектах хозяйствования создает благоприятные условия в удовлетворении потребительских запросов, способствует росту оборота товара и, соответственно, величине прибыли [7-9].

ООО «ТД «Мясничий» представляет собой предприятие по производству мясной продукции с торговой сетью в Сибири. Анализ финансового состояния ООО «ТД «Мясничий» позволяет сделать вывод, что организация характеризуется средней степенью ликвидности и платежеспособности, тип финансового состояния – абсолютно устойчивый.

Итак, объем выручки за 2021 г., по сравнению с предыдущим увеличился на 8,8%, в то же время обращает на себя внимание следующие факторы: прибыль от продаж возросла на 10,1%, чистая прибыль увеличилась на 38,9%. Произошло также значительное увеличение среднегодовой стоимости активов предприятия.

Сегодня проект «Мясничий» располагает собственной фирменной розничной сетью в количестве 37 магазинов, в том числе в формате shop-in-shop, открытых в сети супермаркетов «Командор», «Красный яр», «Пятерочка» и гипермаркетов «Аллея». Все фирменные магазины оснащены цехами по разделке мяса и собственными пекарнями с горячей выпечкой.

«Мясничий» является официальным поставщиком свежего мяса одного из ведущих ресторанных холдингов г. Красноярска – Bellini Group, в состав которого входят 14 лучших заведений общественного питания города. Компания «Мясничий» имеет свой интернет-магазин мясничий24.рф со службой доставки. В 2021 году число посетителей интернет-магазина составило около 36 тысяч, число покупателей в месяц порядка 300 человек со средним чеком покупки 1 900 руб.

Ассортимент продукции ООО «ТД «Мясничий» способен удовлетворить потребности всех слоев населения с любым уровнем достатка.

На рынке ООО «ТД «Мясничий» имеет достаточно выгодные конкурентные преимущества по параметрам «качество», «расположение», «цена и система скидок» и «ассортимент». Также отметим и основные моменты, которые необходимо доработать: «интернет-продажи» и «реклама».

Выделим основные проблемы ООО «ТД «Мясничий»:

- Нет медиа-планов, продвижение товаров нерегулярно;

- Отсутствуют лица, ответственные за пиар-продвижение продукции предприятия;

- Не предусмотрено использование современных средств продвижения в интернете своих товаров и обратной связи с клиентами рынка.

Для повышения эффективности управления сбытом продукции ООО «ТД «Мясничий» можно предложить следующие инструменты:

- составление медиаплана ООО «ТД «Мясничий»;

- создание пиар-службы ООО «ТД «Мясничий», ответственной за реализацию маркетинговых коммуникаций и продвижение предприятия, его товаров и услуг на рынке;

-внедрение современных инструментов роста продаж, конкурентоспособности предприятия и лояльности клиентов – использование социальной сети.

По первому направлению, в рамках обновления маркетинговых коммуникаций ООО «ТД «Мясничий», выделим основные статьи маркетинговых затрат.

Данные о видах рекламы в рамках медиаплана ООО «ТД «Мясничий» и затратах на нее на 2022 г. показаны в таблице 2.

Итого – продвижение продукции магазина в 2022 г. обойдется в 190 тыс. руб., в виде прямых затрат.

Таблица 1

Динамика абсолютных показателей деловой активности ООО «ТД «Мясничий»

Показатели

2020 г.

2021 г.

сумма, тыс.руб.

сумма, тыс.руб.

в % к прошлому году

1. Выручка

514346

559766

108,8

2. Валовая прибыль

150709

179886

119,4

3. Прибыль от продаж

78172

86030

110,1

4. Прибыль до налогообложения

45653

62374

136,6

5. Чистая прибыль

42767

59411

138,9

6. Среднегодовая стоимость активов

111035

269969

243,1

7. Среднегодовая стоимость внеоборотных активов

35883

61694

171,9

8. Среднегодовая стоимость основных средств

24633

39381

159,9

Таблица 2

Рекламный бюджет ООО «ТД «Мясничий» в 2022 г., руб.

Основные статьи расходов

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

2022 год

Всего

55000

50000

39000

46000

190000

1. Прямая реклама

7000

18000

15000

10000

50000

в т.ч. пресса

4000

12000

5000

5000

26000

спонсорство

3000

6000

10000

5000

24000

2. Интернет

29000

14000

12000

14000

69000

в т.ч. реклама Yandex, Google

9000

9000

9000

9000

36000

продвижение в социальных сетях

20000

5000

3000

5000

33000

3. Производство рекламы

11000

3000

2000

2000

18000

в т.ч. баннеры

6000

0

0

0

6000

адаптация рекламных материалов под целевой сегмент

5000

3000

2000

2000

12000

4. Трейд-маркетинг

5000

10000

5000

10000

30000

в т.ч. подарочный фонд

5000

10000

5000

10000

30000

5. Вспомогательные материалы

3000

5000

5000

10000

23000

По второму направлению, в качестве мероприятия по повышению эффективности работы предлагается внедрение должности маркетолога в ООО «ТД «Мясничий», которая будет находиться в подчинении начальника отдела маркетинга. В целях обеспечения эффективной работы с клиентами, формирования их лояльности к организации, а соответственно, положительного имиджа фирмы, для организации эффективной рекламно-информационной деятельности предлагается ввести должность маркетолога в штат ООО «ТД «Мясничий», который будет находиться в подчинении директора [10-12]. Функции и задачи маркетолога предлагается свести к четырем основным:

- отношения с прессой – позиционирование организации и налаживание контактов с представителями СМИ;

- создание групп и сообществ в социальных сетях;

- осуществление коммуникаций с общественностью. Следует обратить внимание на эффективность обратной связи, в т.ч. в социальной сети;

- продвижение интересов организации в различных инстанциях [13-15].

По третьему направлению – это рекламная и PR- деятельность, выраженная в привлечении аудитории в сообщество и обеспечении вовлеченности пользователей в жизнь ООО «ТД «Мясничий».

Рассмотрим социально-экономическую эффективность от предложенных мероприятий в рамках повышения эффективности сбыта.

Текущие затраты на оплату и организацию труда маркетолога составят 455 тыс. руб., единовременные затраты – 75 тыс. руб.

В управлении в социальной сети самое главное – коммуникации с посетителями страницы ООО «ТД «Мясничий», а также распространение обеляющих имидж достоверных сведений. Также бесспорным плюсом является превентивное и не агрессивное формирование положительного имиджа ООО «ТД «Мясничий» путем выкладывания информации о проведенных мероприятиях под патронатом предприятия [16,17].

Эффективность предложенных инструментов по повышению эффективности сбыта в количественном измерении рассчитана и показана в таблице 3. Прогнозы роста основаны на данных маркетинговых, PR и рекламных агентств.

По результатам прогноза (с учетом стоимости мероприятий) планируется рост прибыли на 8073,2 тыс. руб., что позволит значительно снизить убытки предприятия прошлых лет.

На основании оценки мероприятий, на рисунке спрогнозируем будущую конкурентоспособность ООО «ТД «Мясничий».

Таблица 3

Эффективность маркетинговых мероприятий для ООО «ТД «Мясничий» (прогноз на 2022 г.)

Показатель

Величина

Рост количества клиентов (прогноз), %

20,0

Количество клиентов до мероприятий, чел.

168300

Количество клиентов после мероприятий (п.2*п.1/100), чел.

202000

Доход до мероприятий (данные пар.2.1), тыс. руб.

323627

Доход после мероприятий (прогноз – п.4*1+(5/100)), тыс. руб.

339808,4

Затраты до мероприятий (данные пар. 2.1), тыс. руб.

244058

Затраты на проведение мероприятий (190+488,5+108), тыс. руб.

786,5

Затраты после мероприятий (прогноз – п.6*(1+(3/100)+п.7), тыс. руб.

252166,2

Прибыль от продаж до мероприятий (данные пар.2.1), тыс. руб.

79569

Прибыль от продаж после мероприятий ((п.5-п.8))*0,82, тыс. руб.

87642,2

Zinina1.pdf

Многоугольник конкурентоспособности (прогноз на конец 2022 г.)

Можно сделать прогноз, что ООО «ТД «Мясничий» улучшит конкурентные преимущества по параметрам «интернет-продажи» и «реклама», что позволит успешнее конкурировать с лидерами.

Следовательно, проведенная оценка эффективности доказывает положительное влияние предложенных мероприятий на результаты деятельности ООО «ТД «Мясничий», его конкурентоспособность и финансовые результаты.

Вывод

Итак, для эффективного функционирования и развития компания должна постоянно совершенствовать свою систему маркетинговых коммуникаций, используя при этом все доступные для нее средства: современные технические, информационные технологии, которые заметно повышают эффективность коммуникаций и способствуют эффективному решению поставленных задач.

Исследование выполнено в рамках государственной программы поддержки ведущих научных школ (грант Президента Российской Федерации НШ-421.2022.4).