Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

QUANTITATIVE IMPACT OF PRODUCTION COSTS ON PRODUCT SALES REVENUEIN AGRICULTURE

Zhminko A.E. 1 Trofimenko K.S. 1 Ivanova D.A. 1
1 Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin
This article reveals the meaning of such concepts as costs, revenue, sales, namely, how the cost of products affects the volume of revenue, taking into account the pricing of agricultural products. The phenomenon of economic efficiency of production, ways to increase it and the impact of this factor on the economic condition of the organization and, in particular, on the change in revenue volumes, production efficiency are also considered, thanks to this it becomes possible to find ways to optimize production and reduce costs, that is, various resources. Our statistical research allowed us to qualitatively and quantitatively determine and analyze how the costs of agricultural production currently affect revenue volumes, which allowed us to formulate a conclusion about the close relationship between these indicators. For the most complete consideration of the issue, the peculiarities of agriculture were considered. Also, based on the above conclusions, we were able to identify or in other words define the tasks that need to be set before production in order to improve the current situation of product creation, to find ways to develop the current direction.
costs
revenue
agriculture
enterprise
price
pricing
economic efficiency
market price
products
sales
sales of products

В изучаемом аграрном секторе главной задачей является обеспечение населения страны продовольствием в необходимом объеме, а промышленности сырьем. В настоящее временя в условиях формирования рыночной экономики решением поставленной задачи будет являться повышение эффективности производства в сельском хозяйстве. Основным фактором является уровень эффективности, который и определяет степень удовлетворения потребностей населения. Из этого следует, что базой является формирование экономических основ отраслевого роста в рыночных условиях и образование новых эффективных методов хозяйствования. В общем в изучении экономики сельского хозяйства так же изучаются действия объективных законов экономики и формы их образование в сельском хозяйстве.

Экономическая наука изучает производственные отношения в отрасли сельского хозяйства во взаимной связи с другими сферами материального производства, опирается на результаты исследования различных наук.

В сельском хозяйстве существуют свои особенности, а поскольку аграрный сектор является одним из важнейших и жизненно необходимых отраслей мы должны безусловно их учитывать.

Приведем и рассмотрим основополагающие факторы, влияющие на величину выручки в сельском хозяйстве, поскольку от ее количества зависит финансовые результаты организаций.

Использование земли. В сопоставлении с другими средствами производства земля не изнашивается, а также может улучшать свои качественные параметры, если производится поддержание качественного состава земли.

Живые организмы. Растения и животные, которые развиваются на основе законов биологии; результаты сельскохозяйственного производства зависят от почвенно-климатических условий. Они являются специфическими средствами производства в сельском хозяйстве.

Сезонность сельскохозяйственного производства. Фактор оказывает значительное влияние на организацию производства, использование техники и трудовых ресурсов, а созданная продукция непосредственно используется в сельском хозяйстве.

Производства в качестве его средства (корма, молодняк скота и др.). Как правило, перемещают орудия производства, например, машины, а не предметы труда, такие как растения.

Общественное разделение труда в сельском хозяйстве проявляется по-иному, чем в промышленности.

Наличие большого числа сельскохозяйственных товаропроизводителей; Этот фактор создает условия для высокой конкуренции на рынке продуктов.

Особенности сельского хозяйства, перечисленные выше определяют характер действия общих законов экономики и указывают на необходимость их учета при организации аграрного производства.

Актуальной задачей в современных условиях является повышение экономической эффективности. Это позволяет найти новые возможности для улучшения темпа роста производств. Само понятие эффективности выражает форму цели производства. Этот показатель отражает полезный эффект от пользования различными ресурсами. Повышение эффективности соответствует получению большего объема продукции на условную единицу ресурсов, которые были затрачены на производство. Характеристика экономической эффективности заключается в соотношении полученного эффекта или, другими словами, результата с учётом как использованных ресурсов, так и общих затрат. Это является необходимым, так как результаты производства зависит как от затрат, так и от общей массы ресурсов, которые включены в процесс производства. С помощью экономической эффективности можно показать то, какими ресурсами достигнут экономический эффект. Из этого следует, что чем больше эффект и при этом меньше затрачено ресурсов, тем выше будет экономическая эффективность.

Для народнохозяйственной эффективности сельскохозяйственного производства оценка происходит с позиции потребностей населения в продуктах питания, а промышленности – в материалах, также экономического вклада отрасли в решение поставленных задач.

В отраслевой эффективности оценивается экономическая результативность в применении потенциала ресурсов и ресурсов, которые потребляются в сельском хозяйстве. Отраслевая эффективность отражает результативность использования ресурсного потенциала и потребленных ресурсов в сельском хозяйстве.

Рассматривая другие виды эффективности, можно отметить, что они аналогичны отраслевой, но при этом определяют эффективность частных элементов отрасли методом сопоставления полученного результата с общим объёмом используемых ресурсов и затрат.

Также стоит отметить, что сама сущность экономической эффективности сельскохозяйственной организации может быть выражена через ее критерии и показатели. Увеличение экономической эффективности сельского хозяйства даёт возможность повысить производство сельскохозяйственной продукции, учитывая, что ресурсный потенциал останется на том же уровне, при этом имея возможность сократить трудовые и материальные затраты, которые приходятся на единицу продукции.

Рост экономической эффективности демонстрирует, что рост эффекта происходит быстрее по сравнению с ресурсами из чего следует, что на единицу полученного эффекта приходиться меньшее количество общественного труда. Повышение эффективности в сельскохозяйственном производстве является необходимостью, которая связана с постоянным ростом потребностей людей в разнообразной продукции, а промышленность в сельскохозяйственном сырье.

Издержки предприятия на производство и реализацию продукции складываются из прямых (переменных), зависящих от объемов производства, и косвенных постоянных затрат. Следовательно, меры, направленные на повышение продуктивности земель, являются одним из основных источников снижения себестоимости продукции и повышения эффективности производства.

Основным показателем экономической эффективности является себестоимость продукции. В этом показателе отражаются все стороны хозяйственной деятельности, накапливаются итоги использования всех ресурсов производства. Так же от уровня себестоимости зависит значение финансового результата деятельности совершенной предприятием, темпы расширенного производства, экономическое положение субъектов хозяйствования.

Исследование себестоимости продукции, работ, услуг имеет существенное значение в системе управления затратами. Оно позволяет исследовать направления изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от стандартных, возможность выявить резервы снижения себестоимости продукции, а также дать оценку работы предприятия по использованию потенциального снижения себестоимости продукции предприятия.

Анализ затрат на производство и реализацию продукции необходим для того, чтобы получить следующую информацию для принятия менеджерских решений:

- какой итоговый доход дает каждое из направлений деятельности предприятия;

- какую прибыль приносит та или иная группа выпускаемой продукции или отдельный вид продукции;

- насколько эффективно используются ресурсы в производстве и какие есть пути влияния на недостаточную эффективность использования ресурсов;

- насколько эффективной является действующая система ценообразования и сбыта готовой продукции;

- какие методы планирования и управления затратами следует предпочесть на данном этапе работы предприятия.

Проведенный анализ влияния затрат в основном производстве в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий на выручку от продажи продукции на один гектар сельскохозяйственных угодий с применением регрессионного анализа в центральной агроклиматической зоне Краснодарского края позволил получить следующие результаты.

Для анализа отобраны средние и крупные аграрные товаропроизводители, образующие однородную совокупность. Средняя выручка на один гектар сельскохозяйственных угодий в 2020 г. по 60 организациям составляет 72,71 тыс. руб., по всей изучаемой совокупности выручка колеблется в пределах от 55,36 тыс. руб. до 90,06 тыс. руб. согласно среднего квадратического отклонения. Величина затрат в основное производство в расчете на один гектар сельскохозяйственных угодий колеблется от 54,68 тыс. руб. до 8,54 тыс. руб.

Регрессионный анализ позволил определить количественное влияние фактора на результат производства в сельском хозяйстве.

В математической статистике методы получения наилучшего приближения к исходным данным в виде аппроксимирующей функции получили название регрессионного анализа.

Основными задачами регрессионного анализа являются установление зависимости между переменными и оценка значений зависимости переменной.

В экономических исследованиях часто заданному значению одной переменной может соответствовать множество значений другой переменной.

Регрессионный анализ представляет собой анализ форм связи, устанавливающих количественные соотношения между случайными величинами изучаемого случайного процесса.

Так, затраты на один гектар сельскохозяйственных угодий оказывают прямое среднее влияние на выручку, то есть повышение затрат приводит к росту выручки в производственном аграрном секторе. Затраты на 61,1 % оказывают влияние на результат производства. Кроме того, корреляционно-регрессионный анализ позволил определить, что повышение величина затрат на одну тысячу рублей в расчете на единицу площади приведет к увеличению выручки один гектар на 0,74 тыс. руб., а увеличение затрат на один процент обусловит рост выручки на единицу площади на 0,7 %.

Корреляционно-регрессионный анализ, сам по себе не вскрывает полностью всех причинно-следственных связей. Основой его адекватности является качественный анализ, основанный на учёте специфики иисследуемых социально-экономических явлений, и процессов.

Для того чтобы анализировать, планировать и прогнозировать хозяйственно-экономическую деятельность предприятия как раз применяют корреляционно-регрессионный анализ.

Корреляционно-регрессионный анализ – широко распространенный метод стохастического моделирования, который используют для исследования формы связи между случайными величинами изучаемого процесса. Данный анализ отличается от других методов исследования модели тем, что он изучает взаимосвязи всех показателей процесса, при этом учитывая влияние посторонних, случайных факторов.

В социально-экономическом прогнозировании этот метод применяют для построения условных прогнозов.

Методы корреляционного и регрессионного анализа используются обычно в комплексе.

С помощью корреляционного анализа измеряют тесноту связи между варьирующими переменными и выявляют факторы, оказывающие наибольшее влияние на результативный признак.

Регрессионный анализ предназначен для выбора формы связи и типа модели для определения расчетных значений зависимой переменной (результативного признака)

Основным качественным показателем, влияющим на результат, служит цена на продукцию, являясь важной составляющей частью экономического механизма, который определяет качественную организацию работы. Показатель уровня цены объясняет нам возмещение издержек производства, а также величину получаемой прибыли. Определение цены выражается в денежной стоимости товара. Формирование цены происходит под влиянием взаимосвязи спроса и предложения, с учетом общей суммы затрат на производство и выпуск продукции.

Цены, которые имеют экономическое обоснование обязаны обеспечивать эквивалентный обмен между отраслями промышленности и производства. Учитывая данные факторы важным становиться роль государства в регулировании цен на производимую продукцию. Свое воздействие на экономику цены осуществляют непосредственно через выполнения ряда важнейших функций. Самое главное, это учетная и измерительная функции, это позволяет определить стоимостные показатели. Такие как стоимость валовой и товарной продукции, материальные и денежные затраты и др.

Цена, служит денежным выражением стоимости товара или услуги, которая косвенно отражает стоимость затраченных в процессе производства и реализации продукции ресурсов, является звеном, которое связывает производство и потребление, отражает количество денежных ресурсов, которые продавец согласен предложить, а покупатель готов приобрести за единицу товара.

Формирование рыночной цены в сельском хозяйстве, как и в других отраслях, происходит под воздействием спроса, предложения и производственных издержек. Ее максимум, в первую очередь, определяется уровнем спроса на сельскохозяйственную продукцию, а минимум, в свою очередь – общим объёмом производственных затрат. Ценообразование – комплекс мероприятий, выполняемый организацией, которые направлены на формирование цены продукта (товара). Важнейшим условием политики ценообразования является определение оптимальной, справедливой цены на продукцию, которая удовлетворит не только производителя, но и покупателя.

В сельском хозяйстве также выделяют ряд факторов, влияющих на ценообразование, свойственных только этой отрасли:

- изменение цены на сельскохозяйственную продукцию незначительно оказывает влияние на уровень спроса на неё, иными словами, прослеживается низкая эластичность спроса на сельскохозяйственную продукцию

- высокий уровень издержек на продукцию сельского хозяйства с значительной степенью деления структуры и уровня затрат по регионам, климатическим областям и видам производимой продукции.

Ценообразование базируется на определенных методах, которые включают:

- установление цены на основе учета средних издержек производства плюс прибыль;

- обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли;

- установление цены с учетом реальной стоимости продукции исходя из реакции покупателей на размер цены на реализуемую продукцию;

- определение цены на основе сложившихся средних цен.

Задачи дальнейшего увеличения и повышения экономической эффективности производства сельскохозяйственной продукции, требуют совершенствования ценообразования. Прежде всего, необходимо установление цен на сельскохозяйственную продукцию, при этом постоянно учитывая растущую стоимость материальных ресурсов промышленного производства и обеспечения эквивалентности. Требуется уточнение границ ценовых зон, а также дифференциация цен с учетом природно-экономических условий, качества реализуемой продукции.

Дифференциация цен заключается в установлении на товар системы цен, изменяющихся в зависимости от рыночных условий.

Дифференциация цен – это установление отличающихся друг от друга (иногда значительно) цен на одну и ту же услугу (товар) в зависимости от ее (его) свойств или в следствие так называемой ценовой дискриминации организаций-монополистов, работающих в какой-либо области рынка.

Таким образом, для успешной работы организаций аграрного сектора экономики необходима разработка финансовой стратегии, которая представляет собой сложную многофакторно-ориентированную модель действий и мер, необходимых для достижения поставленных перспективных целей в общей концепции развития в области формирования и использования финансово-ресурсного потенциала организации, учитывающую риски невыплат, снижение инфляции, что актуально в условиях нынешнего экономического состояния в стране.