Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL PARKS IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Shaigardanova R.A. 1 Galiullina G.F. 2 Idiatullina L.V. 2 Grib V.N. 2
1 Ministry of Economy of the Republic of Tatarstan
2 Naberezhnye Chelny Institute, Kazan Federal University, Naberezhnye Chelny; Institute of Economics Ural Academy of Sciences
Industrial (industrial) parks are one of the types of preferential territories that are actively developing on the territory of the Republic of Tatarstan. In these territories, favorable conditions have been created for small and medium-sized businesses to locate and conduct activities, as well as tax and non-tax benefits are provided. However, only industrial (industrial) parks that meet certain requirements under regional legislation can apply for all types of benefits. The placement of production in a preferential territory allows small and medium-sized businesses to receive benefits and direct the released funds to improve the production process, to purchase new equipment and machinery, to increase wages for employees, and more. The effect of the activities of industrial (industrial) parks is also noted at the level of socio-economic development of the regions. So, according to the results of 2021, about 42 thousand jobs were created in the industrial parks of the Republic of Tatarstan, the average salary of employees was 40,949 rubles, and the turnover of enterprises was 404.72 billion rubles. In total, residents of industrial parks paid 65.35 billion rubles in taxes to the budgets of various levels and non-budgetary funds. However, it is important to understand that industrial (industrial) parks are territories with preferences that operate in order to support small and medium-sized businesses, while in special economic zones and territories of advanced socio-economic development, large business companies are mainly registered as residents. The efficiency of industrial parks requires further study, including what support measures have the greatest effect and how to encourage residents to actively engage in import substitution in modern conditions.
regional economy
preferential territories
industrial (industrial) parks
tax benefits
accreditation
state support

Введение

Создание преференциальных территорий является одним из инструментов проведения эффективной региональной политики. Подобные территории характеризуются наличием налоговых льгот, необходимой инфраструктурой и благоприятными условиями для ведения бизнеса. В стране действуют 14 видов преференциальных территорий, в том числе территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные (промышленные) парки, инновационные кластеры, технопарки и т.п. Механизм территорий с преференциальными режимами применяется не только для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, диверсификации экономики, но и для улучшения социально-экономического развития экономики региона в целом [1].

В статье рассмотрена деятельность индустриальных (промышленных) парков на примере Республики Татарстан. Данный регион выбран как один из регионов-лидеров по уровню развития экономики, который обладает крупным индустриально-аграрным комплексом, серьезным промышленным, научным и экономическим потенциалом, что не в малой степени обусловлено влиянием природных, географических и исторических факторов.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось с применением системного подхода, контент-анализа, логических приемов и статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

В научных работах различных авторов аспекты создания, развития, а также анализа и решения проблем индустриальных (промышленных) парков освещаются достаточно часто и разносторонне. Слепкова Т.И. по вышеназванным элементам обращает большое внимание на роль промышленной инфраструктуры в деятельности индустриальных парков. По ее мнению, в настоящее время количество индустриальных парков, обеспеченных полноценной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры невелика, даже среди членов Ассоциации индустриальных парков. Данное положение дел является плачевным, так как промышленная инфраструктура индустриального парка играют ключевую роль в развитии производства, а правильно организованная промышленная инфраструктура напрямую отражается на уровне социально-экономического развития целого региона [2]. Необходимо обращать внимание на то, что в нынешних условиях необходимо соответствовать требованиям инвесторов: в рамках максимально коротких сроков реализовать готовый продукт, которым является индустриальный (промышленный) парк, оснащенный всеми видами промышленной инфраструктуры в необходимом и достаточном объеме. Поэтому создание таких готовых индустриальных парков с комплексом сетей, коммуникаций и развитой транспортной системой, достаточным информационным и материально-техническим оснащением является трендом ближайшего десятилетия [3].

Кузнецова С.Н и Кузнецов В.П. в своей научной работе опираются на мнение о том, что создание промышленных парков и реализация на их территории производственных проектов позволит активизировать переработку и хранение производимой продукции, что будет способствовать снижению логистических затрат и облегчению организационных и иных процессов в целях содействия развития производственной деятельности, кроме этого, данные площадки позволяют повысить инвестиционную привлекательность. Основная цель строительства промышленных парков – ускорение развития бизнеса, а также укрепление промышленного сектора экономики. Промышленные парки создаются с целью социально-экономического развития субъекта и входящих в его состав муниципалитетов, на территории которых эти площадки открывают, это позволяет создать качественную инженерно-транспортную и производственную инфраструктуру [4].

По мнению Г.Ф. Галиуллиной формирование и функционирование территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности, к которым относятся и промышленные парки, надо рассматривать с позиций государственно-частного партнерства [5].

Миронов Д.С. в своей работе обосновывает необходимость в разработке методики анализа функциональной эффективности промышленных парковых структур. Процесс осуществление мониторинга индустриального парка является важным и необходимым фактором его развития. На основе регулярно получаемых показателей и данных, количественно описывающих деятельности предприятий, входящих в его сетевую структуру, можно принимать управленческие решения по коррекции стратегического взаимодействия и тактики развития [6]. Им были предложены критерии оценки эффективности промышленных парковых структур, а также 4 группы критериев оценки эффективности функционирования промышленного парка, которые позволяют с помощью количественных показателей оценить уровень эффективности промышленных парков.

Кузнецова С.Н. в своей монографии рассматривает такую важную тему как инвестиционная привлекательность промышленных парков и особых экономических зон, а также методологию рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и методики оценки промышленных парков и особых экономических зон промышленного типа. В монографии разработаны теоретические основы и практические рекомендации, направленные на стимулирование инвестиционной привлекательности промышленных парков и особых экономических зон в условиях перехода экономики на инновационный путь развития [7].

Также совместно с вышеуказанном автором, Анисимова А.Е., Закунова Е.Д. и Караганова К.А. обращаются к вопросу о необходимости проведения анализа общих трендов развития промышленных парков. Авторы указывают на закономерное развитие индустрии промышленных парков. Приводятся тренды роста промышленных парков: конкуренция инвесторов за спрос и продолжение государственной поддержки. Также авторы прогнозируют, что в ближайшие несколько лет произойдет насыщение страны промышленными парками, рост замедлится, когда их количество настигнет 300 единиц, а когда количество приблизится к 600 – рост остановится [8].

Также не менее интересной является статья Войтюка В.Н., в которой анализируется эффективность функционирования института промышленных парков на разных этапах экономического развития зарубежных стран. Обосновываются новые мировые тренды развития промышленных парков в условиях инновационной экономики, а также идентификация связей между уровнем роста инвестиционной привлекательности промышленных парков и уровнем их поддержки со стороны государства. Анализ основных предпосылок создания и функционирования промышленных парков на территории зарубежных стран свидетельствует о том, что данная форма консолидации производственных сил на локальной территории позволяет реализовать как стратегию максимизации прибыли отдельного промышленного предприятия, так и достижения высоких показателей социально-экономического развития локальной территории в целом [9].

Радыгина С.В. в своей работе отмечает, что индустриальные (промышленные) парки является современным и эффективным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса в промышленном секторе экономики. По ее мнению, индустриальный (промышленный) парк – это специально организованная промышленная площадка для размещения резидентов, обеспечения их производственными помещениями, транспортной и коммунальной инфраструктурой, а также обеспечения комплексом сервисных услуг.

Важно отметить, что механизм индустриальных парков, как один из видов преференциальных территорий, активно используют и зарубежные страны с целью создания благоприятных условия для ведения предпринимательской деятельности [10].

Малый и средний бизнес ежегодно повышают свой интерес к готовым производственным площадям «под ключ», которые позволяют сократить длительность подготовительного (предпроизводственного) этапа и дают возможность предприятиям промышленности в краткие сроки запустить производство.

К индустриальным паркам относятся промышленные парки и агропромышленные парки, также выделяют индустриальные парки государственные и частные. Несмотря на то, что существующие классификации индустриальных парков делятся на виды, их объединяют единые требования к индустриальным паркам, единые требования к управляющим компаниям и общие принципы организации работы. Раскрываются требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации, к индустриальным (промышленным) паркам, описываются особенности аккредитации управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, отнесения их к государственной или негосударственной формам собственности. Рассматривается организационная схема индустриального парка, виды и направления деятельности. Также в работе проводится анализ количества индустриальных (промышленных) парков в Приволжском федеральном округе, их распределения по субъектам Российской Федерации [11]. По ее анализу, Республика Татарстан является регионом-лидером по количеству промышленных парков в данном федеральном округе, за ней следует Республика Башкортостан.

Продолжая исследование развитие индустриальных (промышленных) парков в регионах Приволжского федерального округа, Пелевин О.В. в своей статье приводит оценку влияния инновационных промышленных парков на территориальное развитие Республики Татарстан. Пристальное внимание уделено характеристике результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также пространственным и экономическим эффектам внедрения промышленных парков. Автором дана оценка эффективности муниципальных промышленных парков Республики Татарстан, получивших финансирование из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан по различным показателям [12].

Необходимо отметить, что Республика Татарстан обладает высоким инвестиционным потенциалом и сравнительно низкими инвестиционными рисками, согласно Инвестиционной стратегии Республики Татарстан [13]. В регионе активно используется механизм преференциальных территорий. На 1 апреля 2022 года в республике действуют две особые экономические зоны (промышленно-производственного типа «Алабуга», технико-внедренческого типа «Иннополис»), 4 территории опережающего социально-экономического развития (созданные в моногородах Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь, Зеленодольск, Менделеевск), Камский инновационный территориально-производственный кластер «Иннокам», 94 индустриальных (промышленных) парка (созданные практически во всех муниципальных образованиях),

По итогам 2020 года Республика Татарстан была в на 3-ем месте по всей России по количеству действующих индустриальных (промышленных) парков и является одним из лучших регионов по их развитию. Основная цель создания данных территорий – это формирование благоприятных условий для создания и развития малого и среднего предпринимательства в регионе в виде предоставления резидентам необходимой производственной инфраструктуры, налоговых льгот, арендных ставок. А компании, зарегистрированные в статусе резидентов, открывая производства, привлекают большой объем внебюджетых инвестиций, в том числе иностранных, в республику, создают новые рабочие места и повышают деловую активность. Уполномоченным органом, за которым закреплены функции по созданию и обеспечению деятельности промышленных парков и отвечающим за их развитие, является Министерство экономики Республики Татарстан (далее – Министерство), а именно отдел развития промышленных парков в составе Департамента развития предпринимательства и конкуренции Министерства.

Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.08.2014 № 616 «Об аккредитации субъектов инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан» (далее – ПКМ РТ №616) индустриальный (промышленный) парк – это совокупность объектов промышленной инфраструктуры, включающая в себя объекты недвижимого имущества, полностью или частично находящиеся в собственности Республики Татарстан и (или) муниципального образования и (или) частной собственности, в том числе земельные участки, административные, производственные, складские и иные помещения, объекты инженерной, и (или) энергетической, и (или) транспортной инфраструктуры, обеспечивающие деятельность парка, предназначенные для предоставления условий для работы субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществления промышленного производства и управляемые управляющей компанией.

Налоговые преференции и меры государственной поддержки предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства при наличии аккредитации промышленных парков. Аккредитация представляет собой процедуру определения соответствия субъекта инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства требованиям, заложенным в ПКМ РТ №616. Для такой процедуры созывается специальная аккредитационная комиссия, которая рассматривает заявки и выносит решение по каждому из заявителей.

Минимальными требованиями для деятельности промышленного парка являются:

− наличие управляющей компании;

− общая территория промышленного парка составляет не менее 20 тыс. кв. метров (в федеральном законодательстве – 80 тыс. кв. метров, в региональном законодательстве данное требование снижено для возможности развития промышленных парков на территории небольших муниципальных районов);

− законодательное оформление имущественных прав управляющей компании и (или) резидентов на земельный участок и объекты капитального строительства;

− наличие транспортной доступности;

− наличие инженерной инфраструктуры (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение).

Важнейшей составляющей промышленных парков являются резиденты – субъекты предпринимательства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Республики Татарстан и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором (или иным законным основанием), заключенным с соответствующей управляющей компанией – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющимся собственником объекта инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства или уполномоченным осуществлять его управление на ином законном основании, предоставляющий резидентам во владение и (или) в пользование имущество, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях [14].

Важно отметить, что по сравнению с другими преференциальными территориями (например, ОЭЗ), для размещения своей деятельности на территории промышленного парка не имеются входные барьеры и жесткие требования к бизнес-плану в части объема инвестиций и создания рабочих мест. В этой части индустриальные (промышленные) парки значительно облегчают процесс «входа» на данную территорию для субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом компании имеют возможность получить налоговые и неналоговые преференции сроком до 10 лет, а также другие меры государственной поддержки.

Показатели результативности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан по итогам 2020 и 2021 гг. представлены в табл. 1, 2.

Исходя из табл.2 можно сделать выводы о том, что на начало 2022 года во всех индустриальных (промышленных) парках осуществляют деятельность 1482 организаций-резидента, более 90% из которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Всего создано более 41 тысячи рабочих мест, в том числе более 19 тысячи с которых – в муниципальных районах республики. Отгружено продукции на 404,7 млрд рублей и уплачено налогов во всех уровни бюджета более 63,5 млрд рублей.

Таблица 1

Основные показатели деятельности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан по итогам 2020 года [15]

Наименование индустриального (промышленного) парка

Количество объектов, единиц

Количество резидентов, единиц

Средняя численность работников, человек

Оборот предприятий, тыс.рублей

Объем налоговых отчислений, тыс.рублей

Камский индустриальный парк «Мастер»

1

302

11 638

133 641 206

13096 838

Технополис «Химград»

2

327

9 350

47 062 211

5 555 258

Агропромышленный парк «Казань»

1

243

1 210

2 794 222

35 647

Муниципальные промышленные парки

101

644

12 258

65 603 922

4 870 215

ИТОГО

105

1 516

34 456

249 101 561

23 557 958

Таблица 2

Основные показатели деятельности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан по итогам 2021 года [15]

Наименование индустриального (промышленного) парка

Количество объектов, единиц

Количество резидентов, единиц

Средняя численность работников, человек

Оборот предприятий, тыс.рублей

Объем налоговых отчислений, тыс.рублей

Камский индустриальный парк «Мастер»

1

295

12 156

228 117 237

22 355 489

Технополис «Химград»

2

360

9 600

57 832 476

6 855 399

Агропромышленный парк «Казань»

1

235

810

2 300 000

19 000

Муниципальные промышленные парки

90

592

19 400

116 465 869

36 124 840

ИТОГО

94

1 482

41 966

404 715 582

65 354 728

Если провести сравнительный анализ с показателями 2020 года, положительная динамика наблюдается в целом по всем показателям промышленных парков, за исключением количества резидентов. Здесь важно учитывать тот факт, что количество резидентов сократилось в значительной степени в промышленных парках, расположенных в муниципальных районах, однако стоит обратить внимание на то, что по итогам 2021 года муниципальных парков насчитывалось 90 единиц, а по итогам 2020 года – 101 единица. Это говорит о том, что часть парков прекратила свою деятельность либо была выведена из общего реестра по причине несоответствия критериям, заложенным в ПКМ РТ №616. По этим причинам количество резидентов сократилось на 34 единицы. Так мы наблюдаем прирост рабочих мест на 121,8%, прирост оборота предприятий на 162,5%, а объем налоговых отчислений – на 277,4%, что позволяет нам говорить о наличии положительной динамики в деятельности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан.

По итогам 2021 года одни из лучших показателей зафиксированы за Камским индустриальным парком «Мастер», расположенным в городе Набережные Челны. Также достаточно высокие результаты деятельности показывает Технополис «Химград», объединяющий в себя 2 объекта: индустриальный парк на территории Технополиса Химград и инновационный индустриальный парк – технопарк в сфере высоких технологий «Технополис Химград». Муниципальные промышленные парки включают в себя 90 объектов, которые расположены в 34 муниципальных районах и 2 городских округах (города Казань и Набережные Челны). В части эффективности деятельности данных промышленных парков прослеживается положительная динамика по всем показателям, однако прирост в части количества резидентов и уровня заполняемости парков невелик. Так средняя заполняемость по всем данным паркам составляет всего около 50%, а в среднем на 1 промышленный парк приходится около 6 резидентов. Можно утверждать о том, что резервы для дальнейшего роста велики, необходимо использовать их в правильном направлении.

На сегодняшний день в целях повышения эффективности данного вида преференциальных территорий в муниципальных районах, разработана Концепция повышения эффективности промышленных парков Республики Татарстан, согласованная с Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым.

В рамках данной Концепции приняты 3 закона Республики Татарстан «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций», «О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Татарстан «О транспортном налоге», «О внесении изменений в статьи 1 и 11 Закона Республики Татарстан «Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» [16-18]. Данные законодательные акты приняты для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами аккредитованных промышленных парков, расположенных в муниципальных районах с заполняемостью ниже 70% (без учета крупных республиканских городов Казань и Набережные Челны).

Чтобы воспользоваться налоговыми льготами необходимо заключить соглашение с уполномоченным органом – Министерством в соответствии с принятым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2021 № 507 «Об утверждении порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории индустриального (промышленного) парка» [19].

Подписание соглашения с Министерством позволит управляющим компаниям и резидентам аккредитованных промышленных парков, расположенных в муниципальных районах с низкой заполняемостью, получить следующие налоговые льготы:

− сниженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения (ставка на доходы – 1%, на доходы минус расходы – 5%);

− освобождение от уплаты транспортного налога (0%);

− освобождение от уплаты налога на имущество организаций (0%);

− освобождение от уплаты земельного налога (по решению органов местного самоуправления).

На сегодняшний день часть резидентов и управляющих компаний промышленных парков, соответствующих вышеуказанным требованиям, смогли воспользоваться налоговыми преференциями и высвобожденные средства направить на улучшение инфраструктуры производственных помещений, повышение заработной платы работников и другие.

Также подписание соглашения с Министерством позволит участвовать в дополнительном наборе мер поддержки, направленном на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной отрасли и способствующий повышению эффективности промышленных парков:

− заемы на развитие инфраструктуры промышленных парков (заём «Строительство») в размере до 30 млн рублей под 5% на срок до 5 лет (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.05.2021 №417);

− микрозаймы на льготных условиях;

− субсидирование части затрат по электроэнергии (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2021 №505) [20].

В свою очередь, управляющие компании и резиденты, заключившие соглашения с Министерством, берут на себя обязательства по созданию новых рабочих мест и вложению инвестиций в производственную деятельность. Все вышеуказанные показатели прописываются в соглашении и по итогам года сдается отчетность по исполнению показателей организацией-резидентом или управляющей компанией промышленного парка. В случае не достижения заложенных показателей, соглашение расторгается, а организация лишается возможности пользоваться налоговыми преференциями и другими мерами государственной поддержки.

На 01.04.2022 г. на территории Республики Татарстан аккредитованы 66 промышленных парков, которые соответствуют всем необходимым требованиям и готовы к размещению новых резидентов [21]. Большинство из них не заполнены резидентами даже наполовину, что говорит о необходимости дальнейшей работы в данном направлении. Невозможно не отметить пристальное внимание руководства Республики Татарстан к развитию индустриальных (промышленных) парков, в том числе промышленного производства, субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляя им возможность наравне с такими преференциальными территориями как ОЭЗ и ТОСЭР пользоваться налоговыми льготами и другими мерами государственной поддержки и повышать свою конкурентоспособность [22].

Выводы

Размещение производства на преференциальной территории позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать льготы и направлять высвобожденные средства на улучшение процесса производства, на закупку нового оборудования и техники, на повышение заработных плат работникам и другое.

Эффект от деятельности индустриальных (промышленных) парков отмечается и на уровне социально-экономического развития регионов. Так, по итогам 2021 года в промышленных парках Республики Татарстан создано около 42 тыс. рабочих мест, средняя заработная плата работников составила 40 949 рублей, а оборот предприятий – 404,72 млрд руб. Суммарно резиденты промышленных парков выплатили 65,35 млрд рублей налогов в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Данные показатели значительно ниже, чем результаты действующих в республике ОЭЗ и ТОСЭР. Однако важно понимать, что индустриальные (промышленные) парки – это территории с преференциями, которые действуют в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, в то время как в ОЭЗ и ТОСЭР в основном в качестве резидентов регистрирует компании крупного бизнеса.

Вопросы эффективности деятельности промышленных парков требует дальнейшего изучения, в том числе какие меры поддержки дают наибольший эффект и как стимулировать резидентов активнее заниматься импортозамещением в современных условиях.