Введение
Создание преференциальных территорий является одним из инструментов проведения эффективной региональной политики. Подобные территории характеризуются наличием налоговых льгот, необходимой инфраструктурой и благоприятными условиями для ведения бизнеса. В стране действуют 14 видов преференциальных территорий, в том числе территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), особые экономические зоны (ОЭЗ), индустриальные (промышленные) парки, инновационные кластеры, технопарки и т.п. Механизм территорий с преференциальными режимами применяется не только для привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, диверсификации экономики, но и для улучшения социально-экономического развития экономики региона в целом [1].
В статье рассмотрена деятельность индустриальных (промышленных) парков на примере Республики Татарстан. Данный регион выбран как один из регионов-лидеров по уровню развития экономики, который обладает крупным индустриально-аграрным комплексом, серьезным промышленным, научным и экономическим потенциалом, что не в малой степени обусловлено влиянием природных, географических и исторических факторов.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось с применением системного подхода, контент-анализа, логических приемов и статистического анализа.
Результаты исследования и их обсуждение
В научных работах различных авторов аспекты создания, развития, а также анализа и решения проблем индустриальных (промышленных) парков освещаются достаточно часто и разносторонне. Слепкова Т.И. по вышеназванным элементам обращает большое внимание на роль промышленной инфраструктуры в деятельности индустриальных парков. По ее мнению, в настоящее время количество индустриальных парков, обеспеченных полноценной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры невелика, даже среди членов Ассоциации индустриальных парков. Данное положение дел является плачевным, так как промышленная инфраструктура индустриального парка играют ключевую роль в развитии производства, а правильно организованная промышленная инфраструктура напрямую отражается на уровне социально-экономического развития целого региона [2]. Необходимо обращать внимание на то, что в нынешних условиях необходимо соответствовать требованиям инвесторов: в рамках максимально коротких сроков реализовать готовый продукт, которым является индустриальный (промышленный) парк, оснащенный всеми видами промышленной инфраструктуры в необходимом и достаточном объеме. Поэтому создание таких готовых индустриальных парков с комплексом сетей, коммуникаций и развитой транспортной системой, достаточным информационным и материально-техническим оснащением является трендом ближайшего десятилетия [3].
Кузнецова С.Н и Кузнецов В.П. в своей научной работе опираются на мнение о том, что создание промышленных парков и реализация на их территории производственных проектов позволит активизировать переработку и хранение производимой продукции, что будет способствовать снижению логистических затрат и облегчению организационных и иных процессов в целях содействия развития производственной деятельности, кроме этого, данные площадки позволяют повысить инвестиционную привлекательность. Основная цель строительства промышленных парков – ускорение развития бизнеса, а также укрепление промышленного сектора экономики. Промышленные парки создаются с целью социально-экономического развития субъекта и входящих в его состав муниципалитетов, на территории которых эти площадки открывают, это позволяет создать качественную инженерно-транспортную и производственную инфраструктуру [4].
По мнению Г.Ф. Галиуллиной формирование и функционирование территорий с особым режимом ведения предпринимательской деятельности, к которым относятся и промышленные парки, надо рассматривать с позиций государственно-частного партнерства [5].
Миронов Д.С. в своей работе обосновывает необходимость в разработке методики анализа функциональной эффективности промышленных парковых структур. Процесс осуществление мониторинга индустриального парка является важным и необходимым фактором его развития. На основе регулярно получаемых показателей и данных, количественно описывающих деятельности предприятий, входящих в его сетевую структуру, можно принимать управленческие решения по коррекции стратегического взаимодействия и тактики развития [6]. Им были предложены критерии оценки эффективности промышленных парковых структур, а также 4 группы критериев оценки эффективности функционирования промышленного парка, которые позволяют с помощью количественных показателей оценить уровень эффективности промышленных парков.
Кузнецова С.Н. в своей монографии рассматривает такую важную тему как инвестиционная привлекательность промышленных парков и особых экономических зон, а также методологию рейтинга инвестиционной привлекательности регионов и методики оценки промышленных парков и особых экономических зон промышленного типа. В монографии разработаны теоретические основы и практические рекомендации, направленные на стимулирование инвестиционной привлекательности промышленных парков и особых экономических зон в условиях перехода экономики на инновационный путь развития [7].
Также совместно с вышеуказанном автором, Анисимова А.Е., Закунова Е.Д. и Караганова К.А. обращаются к вопросу о необходимости проведения анализа общих трендов развития промышленных парков. Авторы указывают на закономерное развитие индустрии промышленных парков. Приводятся тренды роста промышленных парков: конкуренция инвесторов за спрос и продолжение государственной поддержки. Также авторы прогнозируют, что в ближайшие несколько лет произойдет насыщение страны промышленными парками, рост замедлится, когда их количество настигнет 300 единиц, а когда количество приблизится к 600 – рост остановится [8].
Также не менее интересной является статья Войтюка В.Н., в которой анализируется эффективность функционирования института промышленных парков на разных этапах экономического развития зарубежных стран. Обосновываются новые мировые тренды развития промышленных парков в условиях инновационной экономики, а также идентификация связей между уровнем роста инвестиционной привлекательности промышленных парков и уровнем их поддержки со стороны государства. Анализ основных предпосылок создания и функционирования промышленных парков на территории зарубежных стран свидетельствует о том, что данная форма консолидации производственных сил на локальной территории позволяет реализовать как стратегию максимизации прибыли отдельного промышленного предприятия, так и достижения высоких показателей социально-экономического развития локальной территории в целом [9].
Радыгина С.В. в своей работе отмечает, что индустриальные (промышленные) парки является современным и эффективным инструментом поддержки малого и среднего бизнеса в промышленном секторе экономики. По ее мнению, индустриальный (промышленный) парк – это специально организованная промышленная площадка для размещения резидентов, обеспечения их производственными помещениями, транспортной и коммунальной инфраструктурой, а также обеспечения комплексом сервисных услуг.
Важно отметить, что механизм индустриальных парков, как один из видов преференциальных территорий, активно используют и зарубежные страны с целью создания благоприятных условия для ведения предпринимательской деятельности [10].
Малый и средний бизнес ежегодно повышают свой интерес к готовым производственным площадям «под ключ», которые позволяют сократить длительность подготовительного (предпроизводственного) этапа и дают возможность предприятиям промышленности в краткие сроки запустить производство.
К индустриальным паркам относятся промышленные парки и агропромышленные парки, также выделяют индустриальные парки государственные и частные. Несмотря на то, что существующие классификации индустриальных парков делятся на виды, их объединяют единые требования к индустриальным паркам, единые требования к управляющим компаниям и общие принципы организации работы. Раскрываются требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации, к индустриальным (промышленным) паркам, описываются особенности аккредитации управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков, отнесения их к государственной или негосударственной формам собственности. Рассматривается организационная схема индустриального парка, виды и направления деятельности. Также в работе проводится анализ количества индустриальных (промышленных) парков в Приволжском федеральном округе, их распределения по субъектам Российской Федерации [11]. По ее анализу, Республика Татарстан является регионом-лидером по количеству промышленных парков в данном федеральном округе, за ней следует Республика Башкортостан.
Продолжая исследование развитие индустриальных (промышленных) парков в регионах Приволжского федерального округа, Пелевин О.В. в своей статье приводит оценку влияния инновационных промышленных парков на территориальное развитие Республики Татарстан. Пристальное внимание уделено характеристике результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, а также пространственным и экономическим эффектам внедрения промышленных парков. Автором дана оценка эффективности муниципальных промышленных парков Республики Татарстан, получивших финансирование из федерального бюджета и бюджета Республики Татарстан по различным показателям [12].
Необходимо отметить, что Республика Татарстан обладает высоким инвестиционным потенциалом и сравнительно низкими инвестиционными рисками, согласно Инвестиционной стратегии Республики Татарстан [13]. В регионе активно используется механизм преференциальных территорий. На 1 апреля 2022 года в республике действуют две особые экономические зоны (промышленно-производственного типа «Алабуга», технико-внедренческого типа «Иннополис»), 4 территории опережающего социально-экономического развития (созданные в моногородах Набережные Челны, Нижнекамск, Чистополь, Зеленодольск, Менделеевск), Камский инновационный территориально-производственный кластер «Иннокам», 94 индустриальных (промышленных) парка (созданные практически во всех муниципальных образованиях),
По итогам 2020 года Республика Татарстан была в на 3-ем месте по всей России по количеству действующих индустриальных (промышленных) парков и является одним из лучших регионов по их развитию. Основная цель создания данных территорий – это формирование благоприятных условий для создания и развития малого и среднего предпринимательства в регионе в виде предоставления резидентам необходимой производственной инфраструктуры, налоговых льгот, арендных ставок. А компании, зарегистрированные в статусе резидентов, открывая производства, привлекают большой объем внебюджетых инвестиций, в том числе иностранных, в республику, создают новые рабочие места и повышают деловую активность. Уполномоченным органом, за которым закреплены функции по созданию и обеспечению деятельности промышленных парков и отвечающим за их развитие, является Министерство экономики Республики Татарстан (далее – Министерство), а именно отдел развития промышленных парков в составе Департамента развития предпринимательства и конкуренции Министерства.
Согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.08.2014 № 616 «Об аккредитации субъектов инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства Республики Татарстан» (далее – ПКМ РТ №616) индустриальный (промышленный) парк – это совокупность объектов промышленной инфраструктуры, включающая в себя объекты недвижимого имущества, полностью или частично находящиеся в собственности Республики Татарстан и (или) муниципального образования и (или) частной собственности, в том числе земельные участки, административные, производственные, складские и иные помещения, объекты инженерной, и (или) энергетической, и (или) транспортной инфраструктуры, обеспечивающие деятельность парка, предназначенные для предоставления условий для работы субъектов малого и среднего предпринимательства и осуществления промышленного производства и управляемые управляющей компанией.
Налоговые преференции и меры государственной поддержки предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства при наличии аккредитации промышленных парков. Аккредитация представляет собой процедуру определения соответствия субъекта инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства требованиям, заложенным в ПКМ РТ №616. Для такой процедуры созывается специальная аккредитационная комиссия, которая рассматривает заявки и выносит решение по каждому из заявителей.
Минимальными требованиями для деятельности промышленного парка являются:
− наличие управляющей компании;
− общая территория промышленного парка составляет не менее 20 тыс. кв. метров (в федеральном законодательстве – 80 тыс. кв. метров, в региональном законодательстве данное требование снижено для возможности развития промышленных парков на территории небольших муниципальных районов);
− законодательное оформление имущественных прав управляющей компании и (или) резидентов на земельный участок и объекты капитального строительства;
− наличие транспортной доступности;
− наличие инженерной инфраструктуры (газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение и водоотведение).
Важнейшей составляющей промышленных парков являются резиденты – субъекты предпринимательства, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории Республики Татарстан и осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства в соответствии с договором (или иным законным основанием), заключенным с соответствующей управляющей компанией – юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, являющимся собственником объекта инфраструктуры имущественной поддержки малого и среднего предпринимательства или уполномоченным осуществлять его управление на ином законном основании, предоставляющий резидентам во владение и (или) в пользование имущество, в том числе земельные участки, здания, строения, сооружения, нежилые помещения, оборудование, машины, механизмы, установки, транспортные средства, инвентарь, инструменты, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях [14].
Важно отметить, что по сравнению с другими преференциальными территориями (например, ОЭЗ), для размещения своей деятельности на территории промышленного парка не имеются входные барьеры и жесткие требования к бизнес-плану в части объема инвестиций и создания рабочих мест. В этой части индустриальные (промышленные) парки значительно облегчают процесс «входа» на данную территорию для субъектов малого и среднего предпринимательства, при этом компании имеют возможность получить налоговые и неналоговые преференции сроком до 10 лет, а также другие меры государственной поддержки.
Показатели результативности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан по итогам 2020 и 2021 гг. представлены в табл. 1, 2.
Исходя из табл.2 можно сделать выводы о том, что на начало 2022 года во всех индустриальных (промышленных) парках осуществляют деятельность 1482 организаций-резидента, более 90% из которых являются субъектами малого и среднего предпринимательства. Всего создано более 41 тысячи рабочих мест, в том числе более 19 тысячи с которых – в муниципальных районах республики. Отгружено продукции на 404,7 млрд рублей и уплачено налогов во всех уровни бюджета более 63,5 млрд рублей.
Таблица 1
Основные показатели деятельности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан по итогам 2020 года [15]
Наименование индустриального (промышленного) парка |
Количество объектов, единиц |
Количество резидентов, единиц |
Средняя численность работников, человек |
Оборот предприятий, тыс.рублей |
Объем налоговых отчислений, тыс.рублей |
Камский индустриальный парк «Мастер» |
1 |
302 |
11 638 |
133 641 206 |
13096 838 |
Технополис «Химград» |
2 |
327 |
9 350 |
47 062 211 |
5 555 258 |
Агропромышленный парк «Казань» |
1 |
243 |
1 210 |
2 794 222 |
35 647 |
Муниципальные промышленные парки |
101 |
644 |
12 258 |
65 603 922 |
4 870 215 |
ИТОГО |
105 |
1 516 |
34 456 |
249 101 561 |
23 557 958 |
Таблица 2
Основные показатели деятельности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан по итогам 2021 года [15]
Наименование индустриального (промышленного) парка |
Количество объектов, единиц |
Количество резидентов, единиц |
Средняя численность работников, человек |
Оборот предприятий, тыс.рублей |
Объем налоговых отчислений, тыс.рублей |
Камский индустриальный парк «Мастер» |
1 |
295 |
12 156 |
228 117 237 |
22 355 489 |
Технополис «Химград» |
2 |
360 |
9 600 |
57 832 476 |
6 855 399 |
Агропромышленный парк «Казань» |
1 |
235 |
810 |
2 300 000 |
19 000 |
Муниципальные промышленные парки |
90 |
592 |
19 400 |
116 465 869 |
36 124 840 |
ИТОГО |
94 |
1 482 |
41 966 |
404 715 582 |
65 354 728 |
Если провести сравнительный анализ с показателями 2020 года, положительная динамика наблюдается в целом по всем показателям промышленных парков, за исключением количества резидентов. Здесь важно учитывать тот факт, что количество резидентов сократилось в значительной степени в промышленных парках, расположенных в муниципальных районах, однако стоит обратить внимание на то, что по итогам 2021 года муниципальных парков насчитывалось 90 единиц, а по итогам 2020 года – 101 единица. Это говорит о том, что часть парков прекратила свою деятельность либо была выведена из общего реестра по причине несоответствия критериям, заложенным в ПКМ РТ №616. По этим причинам количество резидентов сократилось на 34 единицы. Так мы наблюдаем прирост рабочих мест на 121,8%, прирост оборота предприятий на 162,5%, а объем налоговых отчислений – на 277,4%, что позволяет нам говорить о наличии положительной динамики в деятельности индустриальных (промышленных) парков Республики Татарстан.
По итогам 2021 года одни из лучших показателей зафиксированы за Камским индустриальным парком «Мастер», расположенным в городе Набережные Челны. Также достаточно высокие результаты деятельности показывает Технополис «Химград», объединяющий в себя 2 объекта: индустриальный парк на территории Технополиса Химград и инновационный индустриальный парк – технопарк в сфере высоких технологий «Технополис Химград». Муниципальные промышленные парки включают в себя 90 объектов, которые расположены в 34 муниципальных районах и 2 городских округах (города Казань и Набережные Челны). В части эффективности деятельности данных промышленных парков прослеживается положительная динамика по всем показателям, однако прирост в части количества резидентов и уровня заполняемости парков невелик. Так средняя заполняемость по всем данным паркам составляет всего около 50%, а в среднем на 1 промышленный парк приходится около 6 резидентов. Можно утверждать о том, что резервы для дальнейшего роста велики, необходимо использовать их в правильном направлении.
На сегодняшний день в целях повышения эффективности данного вида преференциальных территорий в муниципальных районах, разработана Концепция повышения эффективности промышленных парков Республики Татарстан, согласованная с Президентом Республики Татарстан Р.Н. Миннихановым.
В рамках данной Концепции приняты 3 закона Республики Татарстан «О внесении изменений в статью 3 Закона Республики Татарстан «О налоге на имущество организаций», «О внесении изменения в статью 6 Закона Республики Татарстан «О транспортном налоге», «О внесении изменений в статьи 1 и 11 Закона Республики Татарстан «Об установлении налоговых ставок для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения» [16-18]. Данные законодательные акты приняты для субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами аккредитованных промышленных парков, расположенных в муниципальных районах с заполняемостью ниже 70% (без учета крупных республиканских городов Казань и Набережные Челны).
Чтобы воспользоваться налоговыми льготами необходимо заключить соглашение с уполномоченным органом – Министерством в соответствии с принятым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2021 № 507 «Об утверждении порядка заключения соглашения об осуществлении деятельности на территории индустриального (промышленного) парка» [19].
Подписание соглашения с Министерством позволит управляющим компаниям и резидентам аккредитованных промышленных парков, расположенных в муниципальных районах с низкой заполняемостью, получить следующие налоговые льготы:
− сниженные налоговые ставки по упрощенной системе налогообложения (ставка на доходы – 1%, на доходы минус расходы – 5%);
− освобождение от уплаты транспортного налога (0%);
− освобождение от уплаты налога на имущество организаций (0%);
− освобождение от уплаты земельного налога (по решению органов местного самоуправления).
На сегодняшний день часть резидентов и управляющих компаний промышленных парков, соответствующих вышеуказанным требованиям, смогли воспользоваться налоговыми преференциями и высвобожденные средства направить на улучшение инфраструктуры производственных помещений, повышение заработной платы работников и другие.
Также подписание соглашения с Министерством позволит участвовать в дополнительном наборе мер поддержки, направленном на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной отрасли и способствующий повышению эффективности промышленных парков:
− заемы на развитие инфраструктуры промышленных парков (заём «Строительство») в размере до 30 млн рублей под 5% на срок до 5 лет (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.05.2021 №417);
− микрозаймы на льготных условиях;
− субсидирование части затрат по электроэнергии (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.06.2021 №505) [20].
В свою очередь, управляющие компании и резиденты, заключившие соглашения с Министерством, берут на себя обязательства по созданию новых рабочих мест и вложению инвестиций в производственную деятельность. Все вышеуказанные показатели прописываются в соглашении и по итогам года сдается отчетность по исполнению показателей организацией-резидентом или управляющей компанией промышленного парка. В случае не достижения заложенных показателей, соглашение расторгается, а организация лишается возможности пользоваться налоговыми преференциями и другими мерами государственной поддержки.
На 01.04.2022 г. на территории Республики Татарстан аккредитованы 66 промышленных парков, которые соответствуют всем необходимым требованиям и готовы к размещению новых резидентов [21]. Большинство из них не заполнены резидентами даже наполовину, что говорит о необходимости дальнейшей работы в данном направлении. Невозможно не отметить пристальное внимание руководства Республики Татарстан к развитию индустриальных (промышленных) парков, в том числе промышленного производства, субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляя им возможность наравне с такими преференциальными территориями как ОЭЗ и ТОСЭР пользоваться налоговыми льготами и другими мерами государственной поддержки и повышать свою конкурентоспособность [22].
Выводы
Размещение производства на преференциальной территории позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать льготы и направлять высвобожденные средства на улучшение процесса производства, на закупку нового оборудования и техники, на повышение заработных плат работникам и другое.
Эффект от деятельности индустриальных (промышленных) парков отмечается и на уровне социально-экономического развития регионов. Так, по итогам 2021 года в промышленных парках Республики Татарстан создано около 42 тыс. рабочих мест, средняя заработная плата работников составила 40 949 рублей, а оборот предприятий – 404,72 млрд руб. Суммарно резиденты промышленных парков выплатили 65,35 млрд рублей налогов в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Данные показатели значительно ниже, чем результаты действующих в республике ОЭЗ и ТОСЭР. Однако важно понимать, что индустриальные (промышленные) парки – это территории с преференциями, которые действуют в целях поддержки малого и среднего предпринимательства, в то время как в ОЭЗ и ТОСЭР в основном в качестве резидентов регистрирует компании крупного бизнеса.
Вопросы эффективности деятельности промышленных парков требует дальнейшего изучения, в том числе какие меры поддержки дают наибольший эффект и как стимулировать резидентов активнее заниматься импортозамещением в современных условиях.