Введение
Вопрос вовлечения населения в систематические занятия спортом имеет стратегическое значение с позиции развития нации. Развитие идеи поддержания здорового образа жизни выступает как один из элементов по улучшению качества жизни населения, повышения показателей здоровья граждан, стабилизации демографической ситуации, повышения боеспособности сил страны, продления экономической и социальной активности пожилых граждан, патриотического воспитания молодежи [1, 2].
Начиная с 2015 г., Российская Федерация находится под давлением мирового сообщества, что не могло не сказаться негативно на экономике страны. Несмотря на экономические сложности, реализация проектов в спортивной сфере продолжилась, и страна не отказалась от проведения спортивных мегасобытий, крупнейшим из которых стал Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г. [3].
Распространение коронавирусной инфекции по всему земному шару стало большим испытанием для мировой экономики, вызвавшим ее замедление [4]. Спортивная отрасль понесла существенные убытки от применения ограничительных мер по борьбе с коронавирусом из-за отмены массовых мероприятий и периодического прекращения деятельности спортивных организаций в периоды обострения эпидемиологической ситуации [5]. Пострадали при этом не только организации спортивной отрасли, финансирующиеся за счет государственных средств, но и фитнес-индустрия [6].
И до пандемии финансирование спортивной сферы в России не имело стабильного вектора увеличения, которое осуществлялось не системно, хотя и с общим растущим трендом [7]. В условиях новых вызовов вопрос о наращивании объемов финансирования физической культуры и спорта для дальнейшего улучшения основных показателей массового спорта приобретает еще большую актуальность.
Цель исследования – провести оценку изменения объемов финансирования физической культуры и спорта в текущих экономических условиях, выявить основные тенденции развития массового спорта в федеральных округах страны.
Материалы и методы исследования
В ходе работы были использованы статистические данные Министерства спорта РФ [8]. Исследование проводится в разрезе федеральных округов страны. В рамках исследования дается оценка динамики численности населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, изменение его доли в общей численности проживающих, рассматривается изменение общих объемов финансирования физической культуры и спорта (ФКИС) и объемов финансирования ФКИС в расчете на одного жителя. В качестве базисного периода для исследования выбран 2017 г., когда российская экономика стабилизировалась после кризиса 2015 г., связанного с введением антироссийских санкций на фоне развития ситуации с Крымским полуостровом. Конечный период исследования определяется 2021 г., ставшим вторым годом, прошедшим под влиянием борьбы с коронавирусной инфекцией, характеризующийся множеством ограничений и экономических сложностей. В работе были использованы обобщение и интеллектуальный анализ данных, статистические методы анализа и общенаучные инструменты анализа [9].
Результаты исследования и их обсуждение
Наибольшие объемы численности населения, систематически прибегающего к занятиям спортом, приходятся на ЦФО, где размер показателя в 2021 г. в 4,8 раза больше показателя ДФО, занимающего последнюю позицию среди федеральных округов (рисунок 1).
Самый значительный прогресс в изменении численности населения, систематически прибегающего к занятиями спортом, приходится на СКФО – показатель вырос на 31,9%. Для сравнения в самом крупном по численности округе, ЦФО, показатель увеличился более чем на 5% меньше – на 26,6%. Наименьшая положительная динамика наблюдается в СФО, но это произошло за счет изменений в административном устройстве федерального округа, так как часть территорий СФО перешла в состав ДФО, где показатель вырос на 84,8%. В среднем по Российской Федерации увеличение численности населения, систематически прибегающего к занятиями спортом, составило 30,2%.
Рис. 1. Динамика численности населения, систематически прибегающего к занятиями спортом, в 2017-2021 гг. в разрезе федеральных округов, тыс. чел.
Рис. 2. Динамика доли населения, систематически прибегающего к занятиями спортом, в общей численности проживающих в 2017-2021 гг. в разрезе федеральных округов, %
Что касается изменения доли населения, систематически прибегающего к занятиями спортом, в общем количестве занимающихся, то по состоянию на 2017 г. не было ни одного федерального округа, где она превышала бы 40,0%, а в 2021 г. зафиксировано четыре региона, где она превысила 50,0% (рисунок 2).
В среднем по Российской Федерации в 2021 г. доля населения, систематически прибегающего к занятиями спортом, в общей численности проживающих составила 49,4%. Наибольшее увеличение показателя произошло в ДФО, в большей степени из-за изменения территориального состава федерального округа. Наименьший прирост показателя отмечается по ЦФО. В среднем по стране прирост показателя составил всего 12,7%.
Подобные тенденции в изменении численности населения, систематически прибегающего к занятиями спортом, и его доли в общей численности проживающих стоит оценивать положительно. Несмотря на ухудшение экономической ситуации, введение ограничений на посещение спортивных объектов и на проведение спортивных мероприятий, развитие массового спорта имеет устойчивые положительные тенденции. Связано это с развитием спортивной инфраструктуры, повышением доступности занятий спортом для всех категорий граждан, пропагандой здорового образа жизни и успешным поиском альтернативных способов поддержания развития массового спорта в условиях ограничительных мер [10].
Следовательно, необходимо проанализировать, как менялись объемы финансирования ФКИС как в целом, так и в расчете на одного жителя территориальной единицы (таблица).
В исследуемом периоде финансирование ФКИС в Российской Федерации всегда превышало 500 млрд руб., при этом еще и увеличилось на 24,5 млрд рублей. Наибольшие объемы финансирования приходятся в 2021 г. на ЦФО – это, например, в 1,8 раза превышает показатели в ПФО, занимающего в 2021 г. вторую позицию. В 2017 г. СФО занимал первую позицию по объемам финансирования ФКИС, но в 2021 г. финансирование оказалось почти на 100 млрд меньше. В ПФО, занимавшем в 2017 г. вторую позицию, находилось подавляющее большинство спортивных объектов, задействованных в организации Чемпионата мира по футболу FIFA-2018, поэтому накануне его проведения федеральный округ получил больше средств, чем ЦФО. Стоит также отметить, что ПФО занимает вторую позицию по уровню развития спортивной инфраструктуры и численности населения, систематически занимающегося спортом, после ЦФО, следовательно, на фоне других федеральных округов его потенциал достаточно высок.
Финансирование ФКИС в ЦФО возросло на 60,1 млрд руб., а в СФО сократилось на 99,2 млрд, но причина не только в изменении территориальной структуры, но и в волнообразности финансирования ФКИС в отдельных регионах федерального округа, главным образом, расположенных на территориях, где происходит добыча энергоресурсов. Снижение финансирования ФКИС произошло также в ЮФО и ПФО.
Финансирование ФКИС в расчете на одного жителя достаточно сильно дифференцировано. Лидирует по размеру показателя в 2021 г. УФО. В четырех федеральных округах, в том числе и в ЦФО, уровень финансирования ФКИС в расчете на одного жителя ниже общероссийского уровня. В 2017 г. в ЦФО уровень финансирования ФКИС в расчете на одного жителя составлял всего 2,2 тыс. руб., что было выше только уровня показателя СКФО, а в 2021 г. показатель ЦФО оказался выше уровня трех федеральных округов. Относительно высоким уровнем финансирования ФКИС, помимо УФО, следует считать уровень ДФО и СЗФО, где он превысил 5 тыс. руб. в расчете на одного жителя. Наиболее значительный прирост финансирования ФКИС в расчете на одного жителя произошел в СКФО, что произошло на фоне общего увеличения финансирования ФКИС, которое возросло в 2,6 раза к уровню 2017 г.
Изменение объемов финансирования ФКИС в федеральных округах Российской Федерации в 2017-2021 гг.
Федеральный округ |
Объем финансирования, млрд руб. |
Финансирование в расчете на 1 жителя, руб. |
||||
2017 г. |
2021 г. |
Изменение, млрд руб. |
2017 г. |
2021 г. |
Изменение, руб. |
|
ЦФО |
81,1 |
141,2 |
60,1 |
2231 |
4028 |
1797 |
СЗФО |
51,4 |
70,4 |
19,0 |
3983 |
5591 |
1608 |
ЮФО |
58,6 |
48,8 |
-9,8 |
3836 |
3282 |
-554 |
СКФО |
16,0 |
42,5 |
26,4 |
1765 |
4715 |
2950 |
ПФО |
81,9 |
78,0 |
-3,9 |
2980 |
2960 |
-20 |
УФО |
47,1 |
68,5 |
21,5 |
4100 |
6078 |
1978 |
СФО |
154,5 |
55,3 |
-99,2 |
8595 |
3589 |
-5006 |
ДФО |
27,3 |
37,7 |
10,4 |
4694 |
5060 |
366 |
РФ |
517,8 |
542,3 |
24,5 |
3798 |
4109 |
311 |
Рис. 3. Изменение доли финансирования ФКИС федеральных округов в структуре финансирования ФКИС РФ, %
В целом в рамках страны увеличение финансирования ФКИС составило всего 4,7%, но произошло существенное изменение в структуре распределения средств между федеральными округами относительно уровня 2017 г., что более наглядно представлено в структуре финансирования ФКИС Российской Федерации (рисунок 3).
В 2017 г. почти треть финансирования ФКИС страны приходилась на СФО, в 2021 г. четверть финансирования ФКИС досталась ЦФО. В 2017 г. на СКФО приходилось всего 3,1%, в 2021 г. и разрывы между долями федеральных округов в структуре финансирования ФКИС страны были более резкими, чем в 2021 г. Снижение доли в динамике, помимо СФО, отмечается в отношении ЮФО и ПФО. Наибольший прогресс по увеличению доли финансирования ФКИС с структуре финансирования спорта Российской Федерации принадлежит СКФО, доля которого увеличилась в 2,5 раза, в то время как доля ЦФО возросла в 1,7 раза, УФО – в 1,4 раза, ДФО и СЗФО – в 1,3 раза. Тенденция к выравниванию долей федеральных округов в структуре общего финансирования ФКИС по стране в сторону увеличения является положительной, что способствует снижению уровня дифференциации между территориями.
Заключение
Формирование тенденции дальнейшего роста основных показателей развития физической культуры и спорта Российской Федерации в столь неблагоприятный период времени положительно характеризует политику государственных структур в отношении поддержки спорта. На данный момент к негативному влиянию пандемии и связанных с ней социальных ограничений присоединяются политико-экономические последствия от санкций, существенно сужающие возможности финансирования спортивной сферы и проведения спортивных мероприятий в России.
Не смотря на негативные факторы, в России сохраняется тенденция роста численности населения, систематически прибегающего к занятиям спортом. Соответственно растет также доля этого кластера людей в общей численности населения в разрезе всех федеральных округов. Также удавалось до 2021 года поддерживать финансирование отрасли в стране свыше 500 млрд руб. в год, однако в различных федеральных округах распределение этих средств идет разным образом. В результате, это также влияет на изменение финансирования ФКИС в расчете на одного жителя.
Анализ финансирования по федеральным округам показал, что ЦФО получает самые крупные объемы финансирования, но из-за высокой концентрации населения на территории округа в расчете на одного жителя показатель ЦФО уступает показателю УФО. ЦФО обладает самым мощным потенциалом для развития спорта с позиции доступности спортивной инфраструктуры для населения, так и с позиции количества граждан, систематически прибегающих к спортивным занятиям. В то же время существует необходимость продвижения спорта и развития спортивной инфраструктуры в северных регионах, нуждающихся в создании более привлекательных и комфортных условий для жизни населения и замедления его миграции в Центральную Россию.
Снижение дифференциации в уровне развития физической культуры и спорта на всей территории страны является одной из основных задач развития спорта в целом. Для этого, как мы видим по результатам исследования, государством применяются необходимые меры поддержки, в том числе и поддержание тенденций роста в вопросах финансирования отрасли, что является важным элементом залога сохранения достигнутых результатов и обеспечения условий для благоприятного развития спорта в стране.