Введение
Занятость характеризует социально-экономическую ситуацию в стране. Ситуация хронической безработицы характерна для дотационных регионов с аграрной специализацией хозяйства. К таковым регионам относится Республика Калмыкия. Занятость и безработица – экономические категории, однако эти понятия многоаспектны, поскольку в их содержании отражается множество демографических, социальных, экономических, производственно-технологических факторов и процессов. Безработица — социально-экономическое явление, подразумевающее отсутствие работы у людей, составляющих экономически активное население.
Цель исследования – провести анализ основных социальных индикаторов экономической безопасности Республики Калмыкия (безработицы и занятости) за 2010-2020 годы.
Материалы и методы исследования
Проведенный анализ занятости и безработицы в Республике Калмыкия в возрасте 15 лет и старше (по данным выборочных обследований рабочей силы в среднем за август-октябрь 2021 г.) показал, что численность рабочей силы в возрасте от 15 лет и старше за август-октябрь 2021 г. составила 134,2 тыс. человек, в их числе 122,2 тыс. человек, или 91,0% рабочей силы, были заняты в экономике и 12,0 тыс. не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные).
Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности рабочей силы, в среднем за август-октябрь 2021 г. составил 9,0%.
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15 лет и старше) за август-октябрь 2021 г. составил 56,6%:
Если рассмотреть регион точечно по районам, то мы увидим, что наибольшее количество вакансий открыто в Целинном районе, на втором месте столица республики – Элиста, третье место в данном списке принадлежит Городовиковскому району.
Экспертный опрос выявил следующие проблемы и тенденции безработицы в сельской местности Республики Калмыкия:
– отсутствие вакансий, дисбаланс на рынке труда. Эксперты отмечают, что в службу занятости «практически не подаются заявки от предприятий и организаций», «спрос и предложение на рынке разбалансированы». В то же время эксперты фиксируют «наличие в ряде отраслей дефицит специалистов»;
– текучесть кадров и миграция населения как следствие стихийного решения сельскими жителями своего трудоустройства не случайна. Представители службы занятости населения, главы сельских муниципальных образований назвали в качестве первостепенной проблемы – отсутствие работы по месту жительства. В связи с этим большая часть трудоспособного населения имеет занятость за пределами сельского поселения. Наиболее ярко это отражается в следующих ответах экспертов: «в селе проживают по большей части старики и школьники», «пенсионеры и бюджетники». При ответе на вопрос, «Где работают их односельчане?» упоминаются следующие регионы: «Элиста, Москва, Север», «Москва, Ставрополь, Сибирь, Питер»; «врач уехал на заработки в Карелию».
Рис. 1. Распределение вакансий по районам в Республике Калмыкия в 2020 году
Таким образом, по результатам проведенного исследования мы выявили по каким причинам люди выбирают работу за пределами региона и какие меры можно принять для снижения текучести кадров из республики. Результаты опроса приведены ниже в виде следующей диаграммы (рис. 2). Проведенный анализ причин работы населения в других регионах, показал, что чаще всего люди выбирают работу в другом регионе из-за более высокой заработной платы, однако другие причины также немаловажные.
Рис. 2. Причины занятости трудоспособного населения Республики Калмыкия в другом регионе (2021 год)
Рассмотрим некоторые программы отраслевых министерств, в той или иной степени регулирующие процессы занятости в сельской местности. Это, в первую очередь, Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года», принятая в 2013 г. и утратившая силу в 2017 г., а также программы «Земский доктор», «Земский фельдшер», направленные на привлечение медицинских кадров в сельскую местность. Однако реализация этих программ проходила с рядом затруднений и выполнялась частично.
Программа «Земский доктор», в частности в Калмыкии, в настоящее время практически не работает. Министерство здравоохранения Республики Калмыкия отмечает, что на сегодняшний день в ведомство практически не поступает заявок на участие в этом проекте. Это связано с тем, что в республике возникли проблемы с финансированием региональной части программы.
По результатам проведенного анализа, к действенным механизмам регулирования занятости можно отнести переобучение, которое дает возможность безработным освоить новую профессию, повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В предлагаемый перечень профессий входят следующие наименования: бухгалтер со знанием «1С: Бухгалтерия»; управление государственными и муниципальными закупками; оператор котельной; слесарь, сварщик, массажист, парикмахер, мастер маникюра, охранник. Обучение проводится в г. Элиста и занимает по времени от 2 недель до 3 месяцев. Во время обучения безработным выплачивается стипендия (за счет федерального бюджета).
Еще одним эффективным инструментом повышения занятости населения является программа самозанятости, когда местные жители (безработные) представляют и защищают перед специальной комиссией бизнес-план какого-либо проекта для получения субсидии (58 800 руб.). Однако эта программа вскоре утратила свою востребованность, поскольку возможность финансирования из дефицитного регионального бюджета резко снизилась. Также среди инструментов управления занятостью населения можно выделить трудоустройство на общественные работы и трудоустройство школьников в каникулярное время.
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, рассмотренные механизмы содействия занятости населения носят в основном реактивный характер, не влияют на решение накопившихся структурных проблем экономики в сфере занятости и безработицы в сельской местности. К сожалению, федеральные программы развития сельских территорий, не имея ресурсной подпитки из региональных бюджетов, как правило дефицитных, также не могут решить весь комплекс сложнейших задач по развитию сельского хозяйства Калмыкии.
К ним относятся: низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктур, вызванный отсутствием частных инвестиций, сложными природно-климатическими условиями; миграция сельского населения, сокращение его общей численности. Отсутствие достойной работы, низкие зарплаты вынуждают сельское население мигрировать в города, соседние регионы, а также искать решение проблемы в сфере неформальной занятости.
Заключение
По результатам проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в прогнозном периоде ожидается рост среднегодовой численности занятых в экономике, которая в 2024 году по консервативному варианту достигнет 111,40 тыс. человек, по базовому варианту – 112,42 тыс. человек.
В рамках Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Калмыкия планируется реализация мероприятий в сферах агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, водоснабжения, социальной сферы, обрабатывающей промышленности. Также для обеспечения защиты граждан от безработицы, содействия в трудоустройстве, а также улучшения условий труда и охраны труда в Республике Калмыкия Правительством Республики Калмыкии реализуется государственная программа Республики Калмыкия «Содействие занятости населения и улучшение условий, охраны труда в Республике Калмыкия».
Государственной программой предусмотрены мероприятия по развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан, организации профессионального обучения по профессиям, востребованным на рынке труда, по содействию в получении незанятыми гражданами работы, соответствующей их потребностям и профессиональным возможностям, путем трудоустройства на временные и общественные работы. Уровень зарегистрированной безработицы сократится к 2024 году по консервативному варианту до 2,40%, по базовому варианту до 2,32%.