Введение
В настоящее время мир вступает в исторически новую фазу своего развития. Как отмечают колумнисты John Micklethwait and Adrian Wooldridge из корпорации Bloomberg [1] вторая великая эпоха глобализации подходит к катастрофическому концу, что потребует перепроектирования новой мирохозяйственной модели. Аналогичного мнения придерживается болгарский социолог Иво Христов [2], который подмечает, что мир находится в стадии разрушения старого мирового порядка. Данное обстоятельство требует пересмотра не только существующей экономической модели, но и всего подхода к развитию человеческой цивилизации. Одно из ключевых направлений развития населенных территорий – устойчивое развитие, которое опирается на поиск баланса между экономическими, социальными и экологическими компонентами пространственного развития. Деглобализационные процессы постепенно обнажают несовершенство существующих механизмов устойчивому развитию территорий, что требует от мирового научного сообщества поиска новых решений как гармонизировать компоненты устойчивого развития между собой. По нашему мнению, начинать необходимо с фундаментальных основ – определению методологии к целеполаганию пространственного развития населенной территории. И в основе должен лежать аксиологический (ценностно-ориентированный) подход. По своей сути аксиологический (ценностно-ориентированный) подход к процессу организации государственного управления – это набор принципов, инструментов и методов постановки стратегических целей и задач организации государственного управления базирующийся на признании и подчинении всей системы государственного управления ценностям населения проживающих в стране. [3]
Целью данной работы является аргументация необходимости применения аксиологического (ценностно-ориентированного) подхода к процессу разработки документов стратегического планирования, направленных на пространственное развитие сельских муниципальных образований в условиях деглобализации.
Материалы и методы исследования
Основным методом для аргументации необходимости применения аксиологического (ценностно-ориентированного) подхода к процессу разработки документов стратегического планирования, направленных на пространственное развитие сельских муниципальных образований в условиях деглобализации, стал монографический метод. Информационной базой для проведения исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых; международные и российские нормативные правовые акты, посвященные пространственному развитию муниципальных образований. В частности, Федеральный закон «О стратегическом планировании в РФ» [4], Указы Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации» [5] и «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [6], Стратегии пространственного развития [7], устойчивого развития сельских территорий [8], национальной безопасности Российской Федерации [9] и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
Аксиология – это учение о ценностях и изучение ценностей, в связи с этим аксиологический подход в своей основе содержит понятие «ценность», т.е. значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы или общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизни, интересов и потребностей. Термин «аксиологический подход» применительно к управлению территориями, в частности сельскими муниципальными образованиями, в настоящее время на практике не применяется. В других областях науки под «аксиологическим подходом» как правило, понимается ценностная ориентация при осуществлении какого либо процесса. Термины «аксиологический подход», «ценностно-ориентированный подход» или «ценностный подход» широко применяются в философии, а в практическом плане в педагогике и психологии. Реже применение термина «аксиологический подход» можно наблюдать в праве и политологии [3].
Понятие «пространственное развитие территорий» на законодательном уровне закреплено в двух нормативных правовых актах, в федеральном законе о стратегическом планировании и стратегии пространственного развития. Согласно стратегии пространственного развития, разработанной в соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», под пространственным развитием понимается совершенствование системы расселения и территориальной организации экономики, в том числе за счет проведения эффективной государственной политики регионального развития [7]. Стратегия пространственного развития определяет приоритеты, цели и задачи регионального развития Российской Федерации и меры по их достижению и решению [4].
Как отмечается в Указе президента об основах регионального развития России, пространственное развитие территорий является важнейшим элементом государственной политики регионального развития, в том числе определения основных направлений изменения пространственной структуры экономики России. Ключевая цель пространственного развития – обеспечение равных возможностей для реализации экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках [6]. Если сопоставить заявленную цель пространственного развития, с целью устойчивого развития сельских территорий закрепленной в Стратегии устойчивого развития сельских поселений [8], то можно обратить внимание на то, что в основе пространственного развития лежит принцип устойчивого развития. В частности, в цели устойчивого развития сельских территорий, так же, как и в цели пространственного развития, закреплено что, ключевыми ориентирами развития сельских муниципальных образований являются качество жизни сельского населения, сохранение экономического потенциала сельских территорий. Отличиями в подходах пространственного и устойчивого развития сельским муниципальных образований является то, что в стратегии пространственного развития упор больше делается на экономическое развитие, а в стратегии устойчивого развития на весь спектр жизнедеятельности населения села. На наш взгляд при формировании механизмов пространственного развития, в условиях деглобализации, недостаточно учитывать лишь социально-экономические показатели развития, важно учитывать комплексное влияние социальных, экологических и экономических факторов [10].
Опираясь на стратегии пространственного, а также устойчивого развития сельских территории важно уточнить, что заложенные в стратегиях цели, являются задачами для достижения целей более высокого порядка. Данные цели согласно Федерального закона о стратегическом планировании в Российской Федерации [4] закреплены в стратегиях социально-экономического развития, научно-технологического развития, а также национальной безопасности Российской Федерации. В связи с тем, что стратегия социально-экономического развития была разработана до 2020 года, а ее пролонгация или замена затягивается, то можно говорить, что основу стратегического целеполагания составляют Стратегия научно-технологического развития РФ (утверждена Указом Президента РФ 01.12.2016 № 642) [11] и Стратегия национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента РФ 02.07.2021 № 400) [12].
В ранее проведенном, и опубликованном в журнале Journal of Environmental Management and Tourism, исследовании [13], методом контекстного анализа стратегий национальной безопасности Российской Федерации, а в дальнейшем методами социологических исследований, было выявлено, что основными проблемными ценностными ориентирами (ценностными маркерами) для населения сельских муниципальных образований являются: 1) сохранение возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов; 2) сохранение биоразнообразия природных систем; – имущественное равенство и уровень доходов населения; 3) уровень коррупции; 4) созидательный труд и социальное равенство; 5) доступность и качество образования; 6) культурное развитие людей; 7) обеспечение населения качественным жильем и пищевыми продуктами. Данные ценностные маркеры были определены путем сравнения двух характеристик ценностных маркеров для населения сельских муниципальных образований, а именно: важности конкретного ценностного маркера для человека и его удовлетворённостью текущим состоянием ценностного маркера.
Сопоставляя выявленные проблемные маркеры с задачами и мероприятиями, заложенными в Стратегии пространственного развития Российской Федерации, можно отметить, что в Стратегии пространственного развития обращено внимание всего на 3 проблемных маркера из 7 выявленных, а именно на: 1) создание условий для созидательного труда и социальное равенство; 2) доступность и качество образования; 3) культурное развитие людей. При этом второй и третий маркер упоминаются вскользь. Такая ситуация свидетельствует о том, что в процессе принятия стратегических государственных решений отсутствует системность, а сами решения слабо ориентированы на фундаментальные запросы и ожидания сельского населения. На наш взгляд, исправить данное положение дел возможно благодаря включению в механизм разработки документов стратегического планирования набора принципов, инструментов и методов постановки стратегических целей и задач организации государственного управления базирующийся на признании и подчинении всей системы государственного управления ценностям населения проживающих в стране, т.е. применении аксиологического подхода.
Заключение
Подводя итог вышесказанному можно отметить, что применение аксиологического (ценностно-ориентированного) подхода к процессу разработки документов стратегического планирования, направленных на пространственное развитие сельских муниципальных образований может стать фундаментальным фактором повышения качества и уровня жизни сельского населения. Благодаря вплетению в Стратегию пространственного развития ключевых ценностных маркеров, обозначенных как в Стратегии национальной безопасности, так и других стратегических документов общего целеполагания, можно эффективно и системно влиять на рост экономических, социальных и экологических компонентов устойчивого развития сельских муниципальных территорий.
В завершение нельзя не согласиться с тезисом, закреплённым в Государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий», что при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны [14]. В условиях мировых деглобализационных процессов это может стать определяющим фактором как национальной безопасности, так и месте России в новой мирохозяйственной системе.