Введение
Мировой рынок медицинского туризма в последние годы стал активно развиваться, что в первую очередь связано с желанием современных людей поддерживать свое здоровье и при этом путешествовать. Часто медицинский туризм выбирают для путешествия в другие страны, так как там более высокое качество медицины, при этом цены достаточно демократичные, либо есть виды медицинских услуг, которые не оказывают в России. Однако в период пандемии COVID-19 выезды за границу стали в большинстве случаев невозможными, что привело к росту развития медицинского туризма внутри страны. Кроме того, вложения Правительства РФ в систему здравоохранения привело и к росту качества оказываемых услуг.
В настоящее время развитие международного медицинского туризма для России также осложнено ситуацией со специальной военной операции на Украине, что привело не только к ограничению на перелеты в страны, наиболее развитые в области медицинского туризма, но и невозможностью оплачивать счета за рубежом в силу санкций в финансовой сфере. Поэтому перспективность развития медицинского туризма в регионах России является в настоящий момент очень высокой.
Целью исследования является исследование вопросов развития регионального медицинского туризма в современных условиях.
Материалы и методы исследования
В научной литературе вопросы исследования развития медицинского туризма рассматриваются различными авторами. Часть авторов рассматривают теоретические аспекты развития медицинского туризма. Так, в частности Гринева О.О., Чурлей Э.Г. [1] рассматривают вопросы методологии проведения исследований на рынке медицинского туризма, а Агаева С.И. [2] изучает сущность, экономическую роль и виды медицинского туризма. Также есть авторы, которые исследуют историю развития медицинского туризма (например, Мозокина С.Л., Латышева А.А. [3]) и особенности взаимодействия участников рынка медицинского туризма (например, Левченко Т.П., Григорьева Ж.В. [4]). В результате в научной среде сформировался достаточно обширный класс исследований в области теоретического освещения вопросов сущности и развития медицинского туризма.
С другой стороны, вопросы тенденций развития медицинского туризма в Российской Федерации с практической точки зрения также уже исследуются современными авторами, среди которых стоит выделить работы Захаровой Е.Н., Гисиной О.Г., Кальницкой О.В. [5], Сафиной Е.Р. [6], Ковригиной Е.Ю., Никифоровой Ю.А. [7], Семеновой З.А., Чистобаева А.И., Грудцина Н.А. [8] и др.
Однако стоит отметить, несмотря на большой пласт исследований, посвященных вопросам развития медицинского туризма в Российской Федерации в данных исследованиях чаще всего наблюдается существенная нехватка статистических данных, что не позволяет адекватно оценить текущее развитие, а отсутствие в данных исследованиях ориентация на международную практику наиболее развитых в данном направлении стран приводит к невозможности формирования перспектив развития медицинского туризма в России.
Целью данного исследования выступает изучение развития медицинского туризма в регионах России и оценка перспективности данного направления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические исследования в области развития медицинского туризма;
2) определить методику анализа развития медицинского туризма;
3) провести анализ развития медицинского туризма в регионах России;
4) определить перспективы развития регионального медицинского туризма в России.
Объектом исследования в статье выступает региональный медицинский туризм, а предметом исследования – перспективы развития регионального медицинского туризма в России.
Методы исследования: контент-анализ, хронологический анализ, статистический анализ, обобщение, сравнение.
Теоретические исследования в области развития медицинского туризма
В современной литературы вопросы медицинского туризма рассматриваются достаточно часто, что во многом говорит о том, что данное направление стало популярным. Для дальнейшего исследования вопросов развития регионального медицинского туризма в первую очередь важно определить понятие и сущность медицинского туризма.
Медицинский туризм представляет собой вид туризма, направленный на организацию медицинского обслуживания пациентов за пределами места его постоянного пребывания [2].
Как и в других видах туризма выделяют въездной и выездной медицинский туризм. Под въездным медицинским туризмом подразумевается посещение конкретной страны иностранными гражданами с целью получения медицинской услуги. Под выездным понимаются поездки граждан из одной страны в другую с целью получения лечения. Выездной и въездной туризм также называют международным туризмом [2].
В международной практике разделение по видам медицинского туризма строится по-другому. Типология медицинского туризма представлена на рисунке 1.
Представленная типология позволяет увидеть, что современный медицинский туризм может быть очень разносторонним.
Участниками рынка медицинского туризма выступают [9]:
− туроператор;
− турагент;
− медицинская организация;
− санаторно-курортные организации;
− туристы.
Стоит отметить, для адекватного развития медицинского туризма в России необходимо иметь качественную модель инфраструктурного обеспечения процесса оказания услуги. В данном случае необходимо выстраивать взаимосвязь между различными ресурсами, необходимыми для правильного и перспективного развития медицинского туризма. Для этого необходимы следующие ресурсы [10]:
− материально-технические;
− кадровые;
− маркетинговые;
− информационные;
− цифровые;
− финансовые.
В целом в современной литературе рассматривается большое количество информации о сущности и классификации медицинского туризма.
Рис. 1. Типология медицинского туризма Составлено автором по [9]
Методы анализа развития туризма
В современной практике проведения исследований вопросов медицинского туризма были рассмотрены методы, используемые различными авторами для проведения своих исследований. В результате было выявлено, что для оценки развития медицинского туризма чаще всего используются следующие методы:
1. Метод экспертных интервью [1], который позволяет оценить мнение различных экспертов по текущей ситуации на рынке медицинского туризма. Для проведения интервью составляется анкета, по которой проводится опрос. В результате проводимого опроса осуществляется контент-анализ информации и выводятся главные результаты;
2. Метод статистического анализа [11, 12]. В основном исследуются на международном уровне данные статистики по развитию медицинского туризма. в отечественных исследований данных очень мало, так как наблюдается нехватка статистической информации. Чаще всего данные берутся за несколько последних лет, сопоставляются между собой и формируются аналитические выводы.
3. Графический метод [11, 12]. Используется для представления статистических данных в виде графиков, что позволяет проводить анализ более наглядно.
4. Контент-анализ [13-19]. Данный метод предполагает анализ текущих исследований различных СМИ, информационных и аналитических агентств и формирования выводов по результатам проведенного анализа. Данный метод позволяет сформировать выжимку из обширных заключений и сравнить с другими исследованиями.
В рамках данной статьи проводится анализ развития регионального медицинского туризма с использованием методов статистического анализа, графического анализа, контент-анализа.
В рамках проводимого исследования в первую очередь важно определить динамику количества туристов сферы медицинского туризма в РФ в целом за последние 5 лет (рисунок 2).
Оценка показывает, что в 2020 и 2021 годы существенно увеличилось количество внутренних туристов по медицинскому туризму. Также в 2018 году наблюдается рост количества внутренних медицинских туристов, что связано с развитием инвестиций в России в области здравоохранения.
Стоит отметить, что после развития пандемии объемы внутреннего медицинского туризма в России существенно выросли, что связано в первую очередь с невозможностью летать в другие страны, так как закрыты границы, однако, при этом стоит выделить, что развитие постпандемийного туризма в стране также есть, однако более медленными темпами, чем за границей.
Важно понимать, что динамика развития медицинского туризма по регионам страны в также требует исследования статистических показателей по показателям работы предприятий санаторно-курортного лечения по федеральным округам (рисунок 3).
Оценка показывает, что фактически, наибольшее количество медицинских туристов в России приезжают в Центральный федеральный округ (31%) и Южный Федеральный округ (21%), что в первую очередь связано с развитой инфраструктурой медицинского туризма. В данных регионах находится наибольшее количество санаторно-курортных учреждений (рисунок 4).
Рис. 2. Динамика туристов сферы внутреннего медицинского туризма в России, 2017-2021 гг. Составлено автором по [12]
Рис. 3. Структура санаторно-курортного лечения в России по Федеральным округам по количеству туристов, 2021 г., % Составлено автором по [12]
Рис. 4. Структура санаторно-курортных учреждений по федеральным округам РФ, в % Составлено автором по [12]
30% всех санаторно-курортных учреждений России находится в Южном Федеральном округе.
Это позволяет сделать вывод о том, что фактически в отдаленных регионах России вопросам развития инфраструктуры медицинского туризма практически не уделяется внимание.
Результаты исследования и их обсуждение
Несмотря на то, что медицинский туризм в России в целом показывает положительную динамику стоит выделить, что на региональном уровне у данного направления туризма есть свои проблемы:
1) Нехватка квалифицированных кадров, способных оказывать высокотехнологичную медицинскую помощь. Несмотря на то, что в настоящий момент Правительство РФ активно развивает систему здравоохранения, основные результаты данных усилий видны в первую очередь в центральной части России, в то время как в регионах остаются проблемы. Квалифицированные кадры стараются переехать в западную часть страны, это приводит к нехватке специалистов в целом в системе здравоохранения регионов. Эту проблему стоит решать вопросами государственной поддержки переезда квалифицированных медицинских специалистов с Запада в регионы, повышением уровня оплаты труда.
2) Нехватка информационного освещения о возможностях получения медицинских услуг на территории регионов, либо в соседних регионах. Чаще всего население обращается за медицинскими услугами по месту жительства, так как не знает о возможностях. Отсутствие рекламы, и грамотного информирования населения приводит к тому, что население предпочитает путешествовать за границу, так как много о ней знает. Для решения данной проблемы необходимо внедрение единой методики информирования населения о возможностях медицинского туризма. Также можно включить данные направления в программу туристического кэшбека.
3) Нехватка высокотехнологичного оборудования, что не позволяет проводить достоверную диагностику пациентам, а следовательно, нет возможности оказывать качественную услугу. Для решения данной проблемы в настоящий момент осуществляются серьезные инвестиции со стороны государства.
4) Недостаточно развитая инфраструктура медицинского туризма в регионах. В частности, в регионах наблюдается нехватка комплексных медицинских центров, где можно было бы пройти полное обследование, при этом проживать на территории медицинского центра. Слабо развит околомедицинский сервис. Для развития данного направления в первую очередь необходимо организовать оценку медицинского туризма, с целью выявления наиболее важных проблемных зон, изучения мнения потребителей. Тогда появится возможность планомерно предлагать развитие медицинского туризма в России на межрегиональном уровне.
5) Слабо развита цифровая поддержка медицинских туристов в регионах. Чаще всего, чтобы получить медицинскую услугу необходимо записываться либо по телефону, либо через своего лечащего врача. Также нет единой информационной базы по регионам о специализированных медицинских центрах. Все это вызывает трудности в доступе к качественным медицинским услугам в регионах. Для этого важно сформировать единую цифровую платформу, где можно было бы не только получить информацию, но и осуществить покупку медицинского тура.
6) Нехватка услуг переводчиков и консеьерж-сервсов. Развитие рынка медицинского туризма предполагает во всем мире возможность общения с куратором, который отвечает за ведение туриста от момента покупки тура до получения им конечной услуги. Это требует не только развития дополнительных услуг, но и формирования новых образовательных направлений в ВУЗах.
В целом можно сделать вывод, что развитие медицинского туризма на региональном уровне в России имеет огромное количество проблемных зон и в тоже время весьма перспективно, так как альтернатив для российских граждан становится с каждым годом все меньше. Проработка выделенных направлений позволит расширить и пакеты услуг и создать необходимую инфраструктуру развития медицинского туризма в регионах страны с учетом их специализации и рекреационных возможностей.
Заключение
В результате проведенного исследования становится понятным, что в настоящий момент вопросы медицинского туризма остро рассматриваются в России, так как фактически наблюдается невозможность выездного медицинского туризма, то начался активный подъем внутреннего медицинского туризма. при этом важно отметить, что наибольшая активность медицинского туризма традиционно представлена в Центральном и Южном федеральных округах, что связано с серьезной инфраструктурой медицинского туризма.
Другие регионы имеют большое количество проблем в данной сфере, однако обладают не меньшим рекреационным потенциалом, но нужны инвестиции. Несмотря на то, что в России в настоящее время уделяется огромное внимание вопросам развития системы здравоохранения, остаются нерешенными проблемы размещения туристов, отсутствия околомедицинских сервисов, нехватка персонала, недостаточное информирование населения. Все эти проблемы необходимо решать для дальнейшего развития медицинского туризма в регионах.