Введение
Распространение пандемии коронавируса оказало серьезное влияние на ряд социально-экономических процессов и явлений в мире, в том числе и на потребительскую уверенность населения. Высокая неопределенность относительно сроков и характера пандемии, угрозы потери места работы и снижение уровня доходов населения привели к снижению текущего личного материального положения ухудшению условий для совершения дорогостоящих покупок, формирования сбережений. Пандемия коронавирусной инфекции оказала серьезное воздействие и на эмоциональное состояние населения и домохозяйств в целом. Именно потребительское поведение домохозяйств является одним из важнейших факторов, определяющих перспективы развития экономики. С начала пандемии коронавирусной инфекции в России увеличился пессимизм относительно текущего личного материального положения, материального положения в перспективе, условий для совершения крупных покупок, условий для сбережений, а также снизилась потребительская уверенность.
Цель исследования – провести оценку изменения потребительской уверенности домашних хозяйств под влиянием пандемии коронавирусной инфекции в сложившихся экономических условиях, выявить основные тенденции и их причины.
Материалы и методы исследования
Данное исследование базируется на материалах, статистических данных и результатах исследований отечественных и зарубежных ученых, исследователей, аналитических агентств. В качестве информационной базы были использованы такие ресурсы, как официальные сайты Федеральной службы государственной статистики РФ, Банка России.
В основе проведения исследования лежит анализ динамики индексов потребительской уверенности, который рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.
Результаты исследования и их обсуждение
При формировании систем взаимосвязи государства и общества, оценки политической и социально-экономической ситуации применяется индексный метод, сущность которого состоит в сведении общей социальной информации к единому показателю [1, с.16-17]. Одним из важнейших макроэкономических индикаторов, используемых при оценке настроения потребителей относительно сложившейся ситуации в экономической сфере, является индекс потребительской уверенности.
На рисунке 1 представлена динамика индекса текущего личного материального положения населения Российской Федерации.
По данным, представленным на рисунке 1 видно, что текущее личное материальное положение респондентов ухудшилось в 1 квартале 2020 года, с начала пандемии COVID-19 в Российской Федерации. Что обусловлено, прежде всего, такими факторами, как рост безработицы, снижение темпов роста денежных доходов населения, рост цен на ряд товаров и услуг и т.д. Пандемия коронавируса нанесла серьезный удар, прежде всего, по малому бизнесу, индивидуальным предпринимателям, самозанятым. Также, на текущее личное материальное положение россиян оказала негативное влияние сложившаяся ситуация на рыке труда, повлекшая за собой снижение среднедушевых доходов населения примерно на 11%, в сравнении со значениями непосредственно перед началом пандемии [3, с.83]. По данным Банка России, ухудшение своего материального положения в апреле 202 года отметили 36% респондентов [4, с.2-3].
Следующим индексом, учитываемом в расчете индекса потребительской уверенности населения, является индекс изменения личного материального положения населения за год.
На рисунке 2 отражена динамика изменения личного материального положения населения Российской Федерации.
Данный индекс отражает мнение населения относительно изменения их личного материально положения за прошедший год. Наибольшее снижение значения индекса наблюдается во втором квартале 2020 года: в абсолютном выражении индекс снизил свое значение на 14 пунктов. Также, исследователи отмечают, что на фоне роста численности безработных в 1,3-1,4 раза в течение весны-лета 2020 года в сравнении с аналогичным периодом 2019 года сократились реальные денежные доходы населения [3, с.71].
В марте-апреле 2020 года инфляционные ожидания населения значительно выросли, 75% опрошенных респондентов отметили, что темп роста цен на товары и услуги увеличился относительно января-февраля 2020 года [4, с.2-3].
Рис. 1. Динамика индекса текущего личного материального положения населения РФ Источник: составлено авторами по данным [2]
Рис. 2. Динамика изменения личного материального положения населения РФ за год Источник: составлено авторами по данным [2]
Рис. 3. Ожидаемые изменения личного материального положения через год Источник: составлено авторами по данным [2]
Индекс потребительской уверенности учитывает также и ожидаемые через год изменения личного материального положения респондентов. Данный индекс целесообразно рассмотреть в динамике с индексом ожидаемого изменения цен через год. На рисунке 3 отражена динамика изменения личного материального положения населения Российской Федерации и ожидаемого роста цен через год.
По данным, представленным на рисунке 3 видно, что во втором квартале 2020 года у населения ухудшились ожидания относительно своего материального благополучия и цен на товары и услуги на следующий год. Так, по результатам опроса, проведенного Росстатом, 54,7% респондентов выразили мнение, что цены через год значительно вырастут. Годом ранее на данный вопрос дали тот же ответ 41,4% опрошенных [5, с.44].
Другого рода индексом, входящим в структуру индекса потребительской уверенности, является индекс, отражающий благоприятность условий для совершения крупных покупок. На рисунке 4 отражена динамика индекса, отражающего благоприятность условий для крупных покупок.
Рис. 4. Динамика индекса, отражающего благоприятность условий для крупных покупок Источник: составлено авторами по данным [2]
Рис. 5. Динамика индекса, отражающего благоприятность условий для сбережений Источник: составлено авторами по данным [2]
Рис. 6. Динамика индекса, отражающего потребительскую уверенность населения Источник: составлено авторами по данным [2]
Данные, представленные на рисунке 4 показывают, что во 2 квартале 2020 года, по мнению респондентов, значительно ухудшились условия для совершения крупных покупок. Значение индекса в абсолютном выражении снизилось на 20 пунктов и достигло минимального значения за анализируемый период. Аналогичные изменения выявили эксперты компании Deloitte: треть опрошенных отметили, что стали тратить меньше на покупку мебели, электроники, бытовой техники, строительных материалов, а 45% респондентов оказались вынуждены отложить дорогостоящие покупки [6].
Следующим индексом, учитываемым при расчете индекса, отражающего потребительскую уверенность, является индекс благоприятности условий для сбережений (рисунок 5).
При оценке условий благоприятности для сбережений наиболее негативные настроения у населения наблюдаются также во втором квартале 2020 года: в абсолютном выражении значение данного индекса снизилось на 11 пунктов. На фоне проведения мягкой денежно-кредитной политики и роста уровня инфляции снизилась привлекательность банковских депозитов как одного из инструментов формирования сбережений населения. Тем не менее, несмотря на низкую благоприятность условий для сбережений, в 2020 году наблюдается значительный прирост по данной категории использования денежных доходов: в 2019 году прирост объема сбережений населения РФ, всего составил 2 412 247 млн руб., а в 2020 году 5 763 656 млн руб. При этом значительный рост сбережений населения наблюдается по вложениям в государственные и другие ценные бумаги: в 2019 году прирост составил 19 770 млн руб., а в 2020 году 163 184 млн руб. [7].
Представленные и проанализированные выше 5 индексов объединяются для расчета общего индекса потребительской уверенности (рисунок 6).
Во втором квартале 2020 года индекс потребительской уверенности населения Российской Федерации снижается на 19 пунктов и принимает наименьшее значение за весь анализируемый период, что обусловлено снижением значений в соответствующий период индексов произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок.
Заключение
Пандемия коронавируса оказала влияние на потребительскую уверенность населения Российской Федерации. В большей степени, на потребительскую уверенность повлияли такие явления как рост социальной напряженности в обществе, безработицы и инфляции, неопределенность относительно сроков пандемии и эффективности введенных карантинных мер.
В сложившейся ситуации домохозяйства отмечают ухудшение личного материального благополучия, отказываются от дорогостоящих покупок, сокращают объем расходов, формируют запасы денежных средств и товаров первой необходимости, растут ожидания роста цен и уровня инфляции в экономике. Изменение размера и темпов роста денежных доходов населения, структуры рынка труда, состояния отраслей экономики оказались одними из важнейших факторов, повлиявших на потребительскую уверенность населения Российской Федерации.
Стоит отметить, что значения анализируемых индексов снизились во 2 квартале 2020 года, который оказался наиболее критическим периодом в течение пандемии коронавирусной инфекции на территории РФ. В дальнейшем наблюдается тенденция к возвращению индекса потребительской уверенности к докризисным значениям, что обеспечивается реализуемой адресной государственной поддержкой, мягкой денежно-кредитной политикой и ситуационному введению противоковидных мер.