Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DEVELOPMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN THE CONTEXT OF GLOBAL ECONOMIC CHALLENGES

Panina О.V. 1
1 Financial University under the Government of the Russian Federation
Coronavirus and its economic consequences have largely contributed to a fundamental change in the world economic system. These changes negatively affected not only the social environment, in particular, by reducing the demand for goods and services, but also the business environment, in which many companies found themselves in a difficult position due to the crisis. These phenomena have not bypassed the Russian Federation, where even before that there were significant issues with the functioning of small and medium-sized businesses most affected by the coronavirus. Thus, it has become particularly relevant to highlight some features of the functioning of SMEs in the context of the coronavirus and the post-coronavirus economy and develop a number of recommendations for SMEs in Russia. The main results of the study can be considered the identification of global and national-specific factors of economic development and barriers for SMEs, as well as the development of a number of recommendations for SMEs in a crisis.
small and medium business
crisis
barriers
recommendations
economic situation

Введение

Пандемия коронавируса привнесла много новых явлений в мировую экономику. Эти явления во многом повлияли как на общественную, так и на экономическую составляющую жизни человечества. В новых условиях практически невозможно что-либо планировать или прогнозировать, на то есть две основных причины. Первая из них – непредсказуемость развития ситуации с пандемией в отдельно взятом мировом регионе, стране, ее регионе, городе, районе и т.д. Эта непредсказуемость влияет непосредственно на каждого человека. Второй причиной является турбулентность мировой экономики [1], в условиях которой сложно предсказывать любые экономические процессы на макроуровне, в частности, практически невозможно предсказать экономическую активность, инвестиционную привлекательность и прочие ее компоненты.

Таким образом, можно утверждать, что современные условия – одни из самых сложных для ведения бизнеса в мире. Невозможность предсказать спрос создает невозможность оценить необходимое предложение, если речь идет о крупной компании, и невозможность определить вероятные прибыли или убытки бизнеса. Начинать бизнес в таких условиях становится исключительно рисковым предприятием, более того, в сформировавшихся условиях неочевидно какую сферу предпринимательской деятельности стоит выбрать.

В России ситуация не лучше. Помимо уже перечисленных проблем, существуют национальноспецифические, среди которых можно выделить различия в регулировании мер по предотвращению распространения коронавируса в различных регионах, сложности с электронным документооборотом в отдельных регионах [2], более удачные условия для ведения бизнеса в Центральной России, в особенности в крупных городах, а также сложности с ведением бизнеса в России из-за рубежа. Непредсказуемость будущего в России осложняется неочевидностью принятия тех или иных решений по ограничениям в связи с коронавирусом и сроком их действия.

Все вышеперечисленные особенности современной конъюнктуры рынка формируют необходимость ответа на вопрос о том, возможно ли сегодня успешно организовать и развивать малый и средний бизнес в России.

Для начала необходимо определиться, что рассматриваться будут МСП вне зависимости от огранизационно-правовой формы, поскольку речь идет не о специфике различий в ведении бизнеса, например, между ИП и ООО [3], а о экономической возможности развития МСП в России. Выделим основные барьеры для развития МСП в РФ.

1) Зарегулированность рынка. Этот барьер часто упоминается как основной для МСП [4], хотя авторы придерживаются другого мнения. Рынок в России, действительно, жестко регулируется, но в этом плане он ничем не отличается от иностранных рынков. Стоит отметить, что для отдельных видов предприятий, действительно необходимо снизить количество барьеров, которые необходимо преодолеть для ведения бизнеса, например, для предприятий в сфере сельского хозяйства уже введены упрощенные системы налогообложения – ЕСН. Аналогичные меры необходимо ввести и для МСП в сфере промышленного производства, так как на сегодняшний день существующие бухгалтерский и налоговый учет на них достаточно сложен и требует дополнительных ресурсов для ведения [5].

2) Отсутствие стимулирующих мер на рынке. По мнению авторов, это – основная причина низкой активности МСП в России. Действительно, существуют меры по налоговому стимулированию МСП, направленные на возможность снизить налоги для малых предприятий (для средних предприятий таких мер уже мало) [6], но большинство МСП нуждается в субсидровании, а не в налоговых льготах. При этом, стоит признать, что для государства оценка эффективности субсидирования практически невозможна, что объясняет именно налоговых хврвктер стимулирующих сер.

3) Оппортунизм со стороны регулирующих органов. Несмотря на длительный процесс борьбы с коррупцией в России, глобальных результатов в этом процессе не получено [7]. По сути, реальным результатом стало увеличение нагрузки на чиновников, но те структуры, которые формировали схемы нелегального получения доходов остались практически не затронуты борьбой с коррупцией. Это негативно сказывается на МСП, поскольку большую долю прибыли они вынуждены не резервировать, а направлять на стимулирование коррупционной деятельности контролирующих органов.

4) Отсутствие региональной диверсификации регулирования. Это – неочевидный фактор, но, например, условия создания ООО в Москве, а именно, внесение уставного капитала и та же операция в регионах по-разному сказывается на материальном положении учредителей МСП из-за высокого неравенства доходов населения [8]. Контроль в Москве, с другой стороны, гораздо жёстче, но при этом и прозрачнее, чем в регионах, в связи с чем отсутствие региональной диверсификации – важный барьер для создания МСП в регионах.

5) Монополизация ряда рынков. В России интересы крупных компаний явно представлены в органах управления страны, существует мощное нефтегазовой, пищевое, металлургическое лобби, сохранение монополии для которых является приоритетной задачей. С учетом того, что МСП зачастую гораздо эффективнее крупных предприятий, формируется жесткая конкуренция для последних в случае простых условий работы для МСП. Создание сложных условий и ограничение возможностей развития МСП – один из важных интересов крупного российского бизнеса.

Эти и ряд других ограничений заставляют МСП искать пути выживания в РФ. Оценка того, насколько в России можно эффективно заниматься бизнесом проводится ежегодно и отражается в Doing Business Rating. Аналогичные результаты можно увидеть и при исследовании рейтинга конкурентоспособности экономик WEF. Данные представлены на рисунке.

missing image file

Рейтинги WEF и Ease of Doing Business [9]

Рисунок наглядно демонстрирует улучшение ситуации в России, но тем не менее для МСП вопрос того, насколько можно вести предпринимательскую деятельность в России остается открытым. В декабре 2020 года количество МСП в России находится на уровне октября 2017 года, пережив рост и дальнейшее падение [10], что свидетельствует об ухудшении условий ведения бизнеса в стране.

Провести точное статистическое исследование производства МСП, продукта ими генерируемого, количества сотрудников и т.д. в долгосрочном периоде не представляется возможным из-за несовершенства государственной системы учета МСП, тем не менее, можно дать ряд рекомендаций для МСП, которые начинают работу сейчас.

1) На текущем этапе невыгодно открывать МСП в России из-за высоких рисков и кризисных явлений, преследующих российскую экономику. Открытие МСП в других странах ЕАЭС также выглядит сомнительным из-за схожего экономического положения и сохраняющихся сложностей ведения бизнеса в разных странах ЕАЭС. В случае же открытия МСП необходимо заранее страховать риски его деятельности, в частности, использовать возможности резервирования средств и снижения финансового левериджа [11].

2) Кредитование МСП сегодня развито достаточно слабо, поэтому рассчитывать на заемные средства в начальном периоде деятельности не стоит, более того, как уже говорилось ранее, рекомендуется иметь финансовые резервы.

3) Более сложные условия экономики диктуют необходимость четко выбирать сферу деятельности МСП. В этом контексте невыгодным и рисковым становится открытие точек общественного питания (что было исключительно прибыльным ранее), а также МСП для оказания услуг населению. По сути, выгоднее работать в тех сферах, где фактически существует посредник между МСП и потребителем. К таким сферам относится сельское хозяйство, промышленное производство, логистика.

4) Вторым важным аспектом становится вопрос для кого производить те или иные товары или услуги. Если ранее, несмотря на конкуренцию, ряд МСП мог оказывать одинаковые услуги, то сегодня это становится сложнее. Происходит как обострение конкуренции, так и снижение спроса, вызывающего обострение конкуренции. Таким образом, инновационность становится главной характеристикой открываемого МСП [12].

5) Несмотря на более лояльное отношение государственных органов к МСП в текущих условиях (в частности, речь идет о налоговых кредитах), не стоит рассчитывать на сохранение издержек на таком же уровне. В ближайшие годы экономическая ситуация не будет улучшаться, а скорее ухудшится. Идеальным решением для начала бизнеса будет отложить его на несколько лет, так как сейчас экономическая конъюнктура не соответствует даже минимальным требованиям по принятию риска. Таким образом, необходимо рассчитывать на увеличение издержек и снижение прибыли в ближайшее время.

6) Важной задачей для МСП является получение максимальных льгот от государства в расчетном периоде. Как показывает практика, это может снизить расходы на 10-15% [13]. Расчет возможностей и перспектив получения такой поддержки позволит в будущем сократить расходы и нормализовать деятельность предприятия в соответствии с текущей конъюнктурой.

Выводы

Таким образом, можно заключить, что сегодня развития МСП в России практически невозможно, если сами МСП не являются системно важным звеном экономики, что само по себе происходит редко. Производство уникального продукта, формирование важной социальной роли, наличие возможностей для дальнейшего развития – все это относит МСП к тем предприятиям, которые важны для экономики.

Отдельно стоит упомянуть особые экономические зоны (ОЭЗ). При регистрации МСП стоит рассмотреть возможность регистрации их в этих зонах в зависимости от направления деятельности МСП. Хотя эффективность ОЭЗ и оставляет желать лучшего [14] они сегодня являются одним из тех инструментов, использование которых МСП позволит последним развиваться. Как уже было сказано ранее, наибольшие шансы на развитие сегодня у тех МСП, которые функционируют в сферах инноваций и высоких технологий, поскольку эти отрасли наиболее значимы для дальнейшего развития РФ и получат поддержку и поскольку они позволяют производить уникальный товар, в отношении которого вопрос кому продавать будет стоять менее остро.

Также возможным решением проблемы нехватки спроса может быть создание товаров уникальных характеристик, обладающих теми или иными качествами, позволяющими их отнести к предметам роскоши. Именно наиболее богатые слои населения пострадают от текущего кризиса меньше, поэтому они сохранят платежеспособный спрос. Тем не менее, не стоит забывать, что спрос на роскошь очень ограничен и во многом определяется общим благосостоянием населения, которое в целом падает. Поэтому ниша предметов роскоши в ближайшем будущем будет очень конкурентная.

Ответом на поставленный в статье вопрос будет являются следующее утверждение. В России сегодня можно успешно развивать МСП, более того, развивать их быстро, несмотря на существующие противоречия и сложности, но только при условии, что МСП представляют собой предприятия, выпускающие уникальные товары или услуги, или же продукцию исключительно важную для экономики.