Введение
Дальневосточный регион России сегодня – это территория, которая важна как в экономическом, так и в стратегическом аспектах. В настоящее время геополитическая ситуация в совокупности с эпидемиологической во многом изменила ситуацию в мире, поставив лидеров национальных государств перед выводом: без освоения новых информационных технологий, четкой системы здравоохранения, а также быстрого реагирования на меняющуюся социально-экономическую ситуацию качественный рост экономики невозможен. Удаленность Дальнего Востока от большинства главных экономических центров страны является огромной проблемой инвестиционной привлекательности региона, ее целесообразно решать установлением территории опережающего развития, включая Свободный порт Владивосток, где действуют налоговые и административные преференции, а также льготное финансирование. Данное обстоятельство дало возможность для реализации новых проектов.
Какой бы ни казалась богатой по ресурсной составляющей территория, ее развитие требует внимательного отношения к оптимизации процессов управления. Ведущим драйвером станет активизация инфраструктуры, доступность ее использования, благоприятный режим проживания, невысокий уровень налогов и административных ограничений вхождения на рыночные ниши ведущих отраслей. Инвестирование не должно быть хищническим, так как долгосрочные перспективы создают стабильный рост социально – экономического положения. Уверенность в будущем базируется на эффективном планировании и детальном мониторинге протекания всех процессов. Областью нашего интереса стал Дальний Восток и приарктические территории, обладающие потенциалом и удовлетворяющие условиям наличия разносторонних ресурсов.
Материалы и методы исследования
В исследовании используется сравнительный анализ показателей развития территорий, межтерриториальный баланс федерального бюджета, статистический корреляционно – регрессионный анализ базы данных официальных источников органов государственной власти, программно – целевой подход. В исследовании используются публикации научных изданий, ресурсы Internet, аналитические публикации ведущих университетов.
Результаты исследования и их обсуждения
Территория Дальнего Востока и Якутии в настоящее время активно развивается. Опыт подсказывает, что внимание следует уделять всем многообразным ресурсам. Так усилия направлены на развитие промышленного кластера по добыче и переработке коксующихся углей [1]. Кроме того, началась разработка многих неизведанных крупных месторождений, идет постройка Находкинского завода минеральных удобрений. Важно подчеркнуть, что при помощи создания системы ускоренного развития в данном регионе началась реализация около трех тысяч инвестиционных проектов, где компаниями были заключены соглашения более чем на 6 трлн руб. При этом примерно 70% – это вклады непосредственно в несырьевые предприятия, которые обеспечивают развитие современных технологий, что в свою очередь повлекло к созданию 70 тыс. новых рабочих мест [2]. Здесь отметим, что поиском инвесторов для данных территорий в настоящее время занимается Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики, которая является соединяющим звеном для инвесторов и непосредственно ведет работу по управлению преференциальными режимами.
Следует отметить, что в настоящее время идет разработка новых финансовых механизмов. Так, в 2022-2027 гг. планируется привлечь около 500 млрд руб. в инфраструктурные и социальные проекты, которые разработаны Минвостокразвитием в соответствии с программой «Дальневосточная концессия». Данный механизм позволит использовать бюджетные средства с целью привлечения частных инвестиций в реализацию объектов социальной или же инженерной инфраструктуры.
Кроме всего прочего важно сделать акцент на том, что еще одним стимулом для иностранных инвесторов является создание еще в 2012 году Министерства по развитию Дальнего Востока и Арктики, что способствует поступлению трети прямых иностранных инвестиций именно в дальневосточные регионы. Примечательно, что в данный регион инвестируют 18 стран, включая Китай, Корею и Вьетнам, которые на сегодняшний день являются главными торговыми партнерами России. Здесь важно отметить, что благодаря данным отношениям построены следующие трансграничные переходы: автомобильный мост Россия и Китайскую Народную Республику (КНР) в Амурской области, а также железнодорожный мост Нижнеленинское-Тунцзян в Еврейской автономной области. Через мост в КНР экспортируется уголь, железная руда, а также различные минеральные удобрения, что на сегодняшний день значительно облегчает положение страны на мировом рынке.
Если говорить о развитии цифровых технологий, то в Дальневосточном Федеральном Округе (ДФО) на сегодняшний день действует несколько цифровых сервисов: аквакультура, которая позволяет самостоятельно определять границы рыбоводного участка и подать заявку на его аренду через систему электронных аукционов, а также лесная отрасль, позволяющая контролировать освоение лесных участков и оценивать эффективность проектов по деревообработке. Также еще в 2018 году в Якутии был открыт IT-парк, где зарегистрировано около 110 компаний, которые занимаются компьютерной лингвистикой, облачными технологиями, разработкой различных мобильных приложений и робототехникой [3]. Например, в 2021 году такой парк открылся в Южно-Сахалинске, где участники разрабатывают цифровые решения в транспортную, морскую, а также нефтегазовые отрасли.
Также следует затронуть вопрос освоенности земель в ДФО. Здесь проживает около десяти миллионов человек, хотя огромные площади земель в настоящее время бесхозны, при этом официально оформлены. Для решения данной проблемы государство достаточно активно начало проводить инвентаризацию с целью выявления процента использования земель и при необходимости перераспределить территории в определенные проекты.
Безусловно, перспективы Дальнего Востока связаны прежде всего с наличием огромного числа природных ресурсов. Так, в Сахалинской области доля добычи полезных ископаемых составляет 64%, в Якутии – 50%. При этом в регионах с более высокой транспортной освоенностью, а также довольно развитым научно-производственным потенциалом, велика доля обрабатывающих производств, хранения и перевозки. Например, объем обрабатывающей промышленности Хабаровского края составляет 9% [4].
Важно подчеркнуть, что на сегодняшний день межтерриториальный баланс показывает, что вклад ДФО в российскую экономику достаточно значителен. Так, доля в ВВП России составляет около 7%, где приходится 65% на добычу золота, 74% – рыболовство и 12 % лесозаготовка [5].
Следует отметить, что в 2021 году рост экономики Дальнего Востока составляет чуть больше трех процентов. Именно в прошедшем году начали активно восстанавливаться докризисные объемы производства, а инвестиции в основной капитал достиг 14% как раз при помощи проектов в области добычи полезных ископаемых, а в частности, цинка, золота, меди, а также транспортно-логистического и газохимического комплексов [6]. Обратим внимание, что промышленное производство в 2021 году увеличилось практически на 5%, хотя именно в этот период прослеживалось снижение объемов добычи ресурсов, которые нанимают 30% ВРП. Безусловно, важнейшим рычагом роста промышленного производства на сегодняшний день в регионе является обрабатывающая отрасль.
Ситуация восстановительного роста в регионе за последнее время имеет достаточно положительную тенденцию, но для создания прочного фундамента для развития экономики необходимо удвоить темпы экономического роста на перспективу ближайшего десятилетия. Бесспорно, следует продолжать привлечение инвестиций в объеме 35% Валового регионального продукта (ВРП), которые будут в дальнейшем сопровождаться ростом производительности труда.
Следует отметить, что проблемы и перспективы развития Дальнего Востока рассматривались на государственном уровне, итоги которых были изложены в «Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». В данной стратегии была поставлена задача сформировать в ДФО такую социально-экономическую систему, которая бы обеспечила высокий уровень жизни граждан. Но, несмотря на все принятые меры, изложенные в данном документе, а также существенные положительные изменения в регионе, по сей день остаются некоторые негативные аспекты, которые сдерживают реализацию экономического потенциала округа по истечению 2021 года [7].
На наш взгляд, главными проблемами являются:
• достаточно экстремальные климатические условия в регионе;
• инфраструктурная изоляция;
• низкая плотность населения в определенных районах;
• высокая затратность завоза грузов;
• серьезные экологические проблемы;
• имеют место быть некоторые диспропорции в промышленном развитии территорий, поскольку в структуре производства на сегодняшний день превалируют добывающие отрасли. При этом выгодной статьей дохода является лишь добыча или же первичная переработка сырья;
• неравномерность экономических связей южных и северных районов;
• слабая насыщенность финансовой инфраструктурой
• финансовая зависимость от федерального уровня;
• несоответствие социального обеспечения стандартам оказания публичных услуг (прожиточный минимум);
• необходимость корректировок тарифного регулирования на электроэнергию;
• выравнивание стоимости жилищно – коммунальных услуг со средними показателями для страны.
Отметим, что в конце 2018 года на 4-ом Восточном экономическом форуме в г. Владивостоке президент указал необходимость в разработке национальной программы социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа до 2035 г., на которую возлагались большие надежды. Но за последние 6 лет сельское хозяйство увеличило объем производства всего лишь на 8% при росте в стране на 20%. Сходные показатели в строительстве за тот же период снизились на 5-ую часть, что сказывается на темпах роста ввода жилья в ДФО [8].
Также важно подчеркнуть, что на Дальнем Востоке достаточно много предприятий имеют статус ликвидированных по сравнению с организованными. Так, в 2020 году вновь зарегистрированных предприятий малого и среднего бизнеса было на 10 тысяч меньше, чем проведено процедур банкротств. Это говорить о том, что в регионе недостаточно уделяется внимания базовой основе предпринимательской активности. На наш взгляд, одной из причин отставания региона является низкое качество человеческого капитала. Здесь прослеживается самая низкая среди всех субъектов РФ доля расходов на образование в добавленной стоимости – 3,2%.
Следует также отдельно выделить демографическую ситуацию в ДФО. На показатели демографии в регионе влияют 4 фактора: рождаемость, миграция, качество жизни, а также смертность (здравоохранение). Разработчики программы делают акцент на рождаемости, ставив приоритет повышения ее суммарного коэффициента, в совокупности с повышением оказания медицинских услуг, что сократит уровень смертности. В национальной программе не прослеживаются мероприятия по ее снижению, за исключением общих фраз о развитии дополнительных фельдшерских пунктов. Также следует обратить внимание на увеличение расходов на здравоохранение. Один из ведущих показателей соотношение их в величине валового внутреннего продукта (ВВП). Для Дальнего Востока он в несколько раз ниже, чем в развитых странах.
На сегодняшний день регион практически находится в демографической яме. На рисунке представлена демографическая тенденция, начиная с 2013 года.
Также отметим, что в проекте национальной программы были заложены показатели роста жилищного строительства [9]. В стране в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. планируется ввести 120 млн м2 жилья к 2024 г., в расчете на душу населения необходимо сократить отставание в государственном масштабе до 1,3 раза в ДФО с целью реального увеличение темпов экономического роста. Рост благосостояния неразрывно связан с развитием образования, высококвалифицированный персонал необходим по различным направлениям: рабочие специальности, служащие, в том числе медики и учителя. Для данной цели необходимо увеличить расходы на образование более 6%.
Демографическая тенденция в ДФО Источник: Составлено автором по [5]
Таким образом, можно сделать вывод, что идея национальной программы развития Дальнего Востока на сегодняшний день должна претерпеть существенные изменения с учетом имеющихся проблем и ограничений в стране. Во-первых, многие намеченные планы в период пандемии были приторможены в пользу перераспределения бюджетных средств на здравоохранение, а во-вторых имеющаяся в данной момент геополитическая обстановка заставила Россию сменить вектор партнерских взаимоотношения на мировой арене. Ввиду этого, на наш взгляд, в настоящее время в Национальной программе должны быть добавлены следующие меры по улучшению социально-экономической ситуации на Дальнем Востоке: создание программы привлечения врачей, а также цифровизация здравоохранения; изменение правил предоставления субсидий субъектам ДФО на строительство школ; создание образовательно-производственных кластеров; увеличение бюджетных мест в сфере высшего образования; повышение трудовой мобильности в регионы ДФО; разработка конкретных мер по снижению миграционного оттока постоянного населения, созданию условий для сокращению уровня смертности, повышению миграционной привлекательности и формированию устойчивого миграционного притока населения в регионы Дальнего Востока; увеличение доступности финансирования для инвесторов инвестиционных проектов Дальнего Востока посредством механизма льготного финансирования; проведение работ акционерным обществом «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики» для продвижения экспорта несырьевой продукции; увеличение доли строительства организаций здравоохранения; увеличение оснащенности медицинских организаций; сохранение показателя суммарного коэффициента рождаемости выше среднероссийского уровня в период до 2024 года посредством дополнительных мер поддержки рождаемости; приобретение и оснащение оборудованием учреждений культуры.
Заключение
По мнению авторов для поставленных задач устойчивого роста благосостояния для Дальнего Востока необходимо обеспечивать прирост дополнительных доходов региона ежегодно более 50 млрд. руб. Аналитики открытых источников полагают, что корреляционно – регрессионная взаимосвязь обеспечивает прирост в 1% ВВП в среднем на данный показатель. Большую часть данных средств было бы рационально вложить в рост заработной платы, а также введению дополнительных социальных пакетов в области знаний и малообеспеченным семья, что в конечном счете будет стимулом к росту производительности товаров и услуг.