Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1
1
-

Введение

Одной из важных задач пространственного развития является максимальное раскрытие потенциала отдельных территорий. Развитию ряда территорий во многом может способствовать их приграничное положение, которое создает наиболее благоприятные условия для осуществления внешнеэкономического сотрудничества. Однако следует отметить, что возможности приграничного сотрудничества напрямую зависят от характера взаимоотношений сопредельных территорий, режима границы, уровня социально-экономического развития приграничных территорий. Кроме этого, следует отдельно отметить важность осознания региональными органами власти необходимости выделения приграничных территорий в отдельный объект управления, требующий использования особых инструментов, несводимых к единым и определяемых спецификой разных участков приграничья.

С развитием дальневосточных приграничных территорий связывают перспективы развития России в целом, определяемые переориентацией внешнеэкономических связей с Запада на Восток. Усилия, прилагаемые к развитию макрорегиона в целом, носят впечатляющий характер, чего нельзя сказать о приграничных территориях, относящихся к мезо- и микроуровню приграничья – к которым относятся муниципальные районы и населенные пункты, границы которых совпадают с государственными. В своем большинстве эти территории являются слаборазвитыми и неперспективными с точки зрения осуществления внешнеэкономического сотрудничества. Среди факторов, определяющих возможности формирования контактных зон в приграничье необходимо выделить закрытость границ и необустроенность приграничной инфраструктуры. Кроме этого, особенности хозяйственного освоения и развития Дальнего Востока, предопределили экономическую и социальную неконкурентоспособность данных территорий, ввиду отсутствия экспортоориентированных производств в большинстве из них.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что приграничные территории без поддержки Центра не способны самостоятельно преодолеть кризисность своего развития, превратиться в зону контакта, поэтому региональная политика в их отношении ставит своей целью преодоление негативных последствий былой барьерной функции границ, относительной изолированности и периферийности приграничных территорий.

Выбор в качестве объекта исследования приграничных муниципальных образований Амурской области объясняется тем, что декларируемые властями конкурентные преимущества региона, связанные с близостью к странам АТР, в частности к КНР, используются не в полной мере, а в ряде территорий вообще являются фактором, усиливающим периферийность территорий.

Цель исследования. Целью данной работы является разработка концептуально-логической модели управления устойчивым развитием приграничных муниципальных образований на основе интенсификации использования потенциала приграничного положения.

Материал и методы исследования

Концепция устойчивого развития возникла в поисках ответа на глобальные вызовы современности. Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, с момента опубликования доклада «Наше общее будущее», подготовленного Международной комиссии по окружающей среде и развитию, возглавляемой Г.Х. Брундтланд. В основу доклада была положена концепция устойчивого эколого-социально-экономического развития, объединившая экономическую, социальную и экологическую составляющие развития территориальных систем.

Необходимым условием перехода к устойчивому развитию является организация взаимодействия ее ресурсных подсистем (экологической, экономической и социальной). В настоящее время сложилось несколько подходов в рамках концепции устойчивого развития, в силу различных мнений по поводу значимости данных подсистем (рис. 1).

Выражая собственное отношение к концепции устойчивого развития, считаем, что особое значение среди составляющих имеет социальная, выполняющая системообразующую функцию, так как человек является одновременно производителем материальных ценностей и источником прямого или косвенного воздействия на окружающую среду.

Естественной ареной взаимодействия экономической, социальной и экологической подсистем служит территория. А.Г. Гранберг определяет территорию как: «Ограниченная часть твердой поверхности Земли, характеризующаяся определенной площадью, географическим положением и другими признаками» [7, С. 15].

Doc35.pdf

Рис. 1. Теоретические подходы в рамках концепции устойчивого развития

Таким образом, в качестве объекта исследования могут быть выбраны территории отдельных стран, территории регионов, а также территории местных сообществ. В российском законодательстве к территориям «местного сообщества» принято относить муниципальные образования. Однако как отмечают Е.Г. Анимица, Я.П. Силин, Н.В. Сбродова: «…понятие «местное сообщество» шире, чем юридическое определение «муниципальное образование» [1, С. 24].

Обзор научных исследований показал, что общими для всех муниципальных образований РФ проблемами являются недостаточный уровень социально-экономического развития, периферийное положение и соответственно, низкий уровень жизни населения. Поэтому переход муниципальных образований к устойчивому развитию в большей степени связан с комплексным решением острых экономических и социальных проблем [6, 8, 15].

В последнее время в исследованиях, посвященных устойчивому развитию территорий, встречаются работы, в которых дальнейшие перспективы их развития рассматриваются с позиции способности к саморазвитию [11, 13, 14].

Значительное количество отечественных исследований посвящено анализу факторов и источников саморазвития регионов и муниципальных образований, при этом многие авторы используют категорию «потенциал саморазвития [5, 9].

В рамках данного исследования в качестве фактора саморазвития предлагается рассматривать географическое положение, в частности приграничное положение, в котором, по мнению автора, заложен мощный потенциал приграничного сотрудничества, способный при целенаправленной региональной политике обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие муниципальных образований.

Вопросы исследования влияния приграничного положения на развитие территорий имеют давнюю историю. Категория «приграничное положение» была рассмотрена в рамках концепции экономико-географического положения, разработанной отечественными исследователями [3, 10]. В зарубежных исследованиях понятие «географическое положение», а также его важность для развития стран и районов было рассмотрено в трудах географов и экономистов [12, 17].

В современных научных исследованиях нет однозначного ответа о характере влияния приграничного положения на развитие территорий. Так, Божко Л.Л. отмечает, что непосредственная близость границы определяет новые условия развития приграничных территорий: влияние фактора государственной границы проявляется в наличии составляющих, обеспечивающих устойчивое конкурентное преимущество приграничной территории и создающих благоприятные условия для дальнейшего развития [4, С. 80].

Ряд исследователей отмечают благоприятное влияние «приграничности» на развитие территорий, но при этом, указывая на необходимость проведения специальной региональной политики. Автор И.П. Черная пишет: «В решении проблем дальневосточных приграничных регионов на пути к переходу к устойчивому развитию особую роль может сыграть приграничное сотрудничество, но «не как «подручное» средство для «латания дыр» местной экономики, а как стратегический конкурентный ресурс территории, развитие которого при эффективном управлении может стать основой для создания необходимых условий превращения конкурентных недостатков территории в ее сравнительные преимущества» [16, С. 25].

Другие авторы отмечают, что приграничное положение региона не дает однозначного преимущества в его развитии. Так авторы Бадарчи Х.Б. и Дабиева Д.Ф. по результатам оценки влияния фактора приграничности, проведенного на макро- и мезоуровнях приграничья, сделали вывод о том, что «уровень социально-экономического развития приграничного региона имеет явную связь с особенностями граничащего государства. Приграничное положение региона не дает однозначного преимущества в его развитии, скорее, наоборот, в современных условиях оно является определенным препятствием» . Кроме того, как отмечают авторы, потенциал приграничного положения многими регионами России не используется в достаточной мере [2].

Несмотря на то, что мнения исследователей расходятся в вопросах влияния приграничного положения на территориальное развитие, они солидарны в том, что положение вблизи государственной границы дает территориям специфический потенциал приграничного положения.

Когда мы говорим о потенциале приграничного положения территории, то, безусловно, хочется отталкиваться именно от положения по отношению к границе. Тем самым, речь идет о том, что ее отличает от других территориальных образований, являющихся внутристрановыми, удаленными от границы.

Потенциал представляет собой некую возможность, поэтому в рамках данного исследования под «потенциалом приграничного положения» мы будем понимать внутренний конкурентный ресурс приграничной территории, определяющий ее возможности приграничного взаимодействия с сопредельной территорией, реализация которых требует создания определенных условий экономического, правового, организационного характера.

Реализация имеющегося потенциала приграничного положения особенно важна для дальневосточных регионов, территориальная удаленность которых предопределяет ограниченность возможностей развития экономических связей с другими регионами страны. В тоже время их транспортно-географическое положение создает наиболее благоприятные условия для развития внешнеэкономических связей со странами тихоокеанского региона, среди которых наибольшие перспективы для развития приграничного сотрудничества складываются с Китайской народной республикой.

К настоящему времени накоплен богатый опыт использования и развития приграничного потенциала, как на региональном, так и на муниципальном и поселенческом уровнях. Достигнутые результаты, однако, далеко не в полной мере его исчерпывают и соответствуют сложившимся и перспективным потребностям.

Приграничные территории всех уровней существенно дифференцированы. Наличие значительных различий в природно-климатических условиях, структуре экономики и системы расселения, сочетание в приграничье высоко урбанизированных территорий и удаленной депрессивной периферии, демографической ситуации и развитии инфраструктуры приграничных связей, делает их в значительной мере уникальными объектами планирования и требует персонифицированного подхода к их развитию. Тем самым, существенно возрастает значение анализа процессов, происходящих на приграничных территориях. Практика показывает, что низкий уровень научного и информационного обеспечения приводит к тому, что многие острые проблемы развития упускаются, что, в конечном итоге, чревато тяжелыми и болезненными проблемами и предполагает проведение постоянной коррекции.

Управление устойчивым развитием муниципальных образований предполагает необходимость выявления и оценки условий и факторов, обусловливающих их текущее состояние и тенденции развития. В связи с этим возникает необходимость комплексной оценки территориальных детерминант, с точки зрения их влияния на устойчивое развитие, позволяющей разработать эффективные организационно-экономические мероприятия по повышению их устойчивого развития, с учетом имеющегося потенциала.

Результаты исследования и их обсуждение

Основой для разработки стратегических направлений устойчивого развития приграничных муниципальных образований, а также формулировки конкретных мероприятий по их внедрению должна стать концептуально-логическая модель.

Модель – это концептуальный инструмент, ориентированный в первую очередь на управление моделируемым процессом или явлением. Моделирование давно уже стало неотъемлемым элементом экономического образа мышления. Экономисты рассматривают модели как упрощенные теории, позволяющие изучать взаимосвязи между различными экономическими индикаторами.

Таким образом, предназначение концептуально-логической модели управления устойчивым развитием приграничных муниципальных образований заключается в том, чтобы предать идее устойчивого развития конструктивный характер.

Автором предлагается концептуально-логическая модель управления развитием муниципальных образований приграничья, которая представляет собой условное отображение реальной действительности и изображает процесс стратегического управления ими, ориентированного на обеспечение их устойчивого, сбалансированного развития на основе интенсификации эндогенного фактора (потенциала приграничного положения) (рис. 2).

Особенностью разработанной модели является обоснование направлений устойчивого развития приграничных муниципальных образований: во-первых, с учетом их неоднородности; во-вторых, с учетом особенностей, накладываемых их приграничным положением.

Doc36.pdf

Рис. 2. Концептуально-логическая модель управления развитием муниципальных образований приграничья

Таким образом, в ее основу заложены типологический и пространственный подходы к исследованию устойчивого развития муниципальных образований.

Необходимость совместного применения двух подходов обоснована следующими обстоятельствами:

1. Муниципальные образования существенно дифференцированы. Наличие значительных различий в природно-климатических условиях, структуре экономики и системы расселения, сочетание в приграничье высоко урбанизированных территорий и удаленной депрессивной периферии, развитии инфраструктуры приграничных связей, определяет необходимость дифференцированного подхода к программированию их развития. Тем самым, существенно возрастает значение анализа происходящих процессов на их территории. Практика показывает, что низкий уровень научного и информационного обеспечения приводит к тому, что многие острые проблемы развития упускаются, что, в конечном итоге, чревато тяжелыми и болезненными проблемами и предполагает проведение постоянной коррекции.

2. Основным ресурсом приграничных территорий является их географическое положение, которое отражает значение и предназначение территории во взаимодействии с другими (внешними) территориальными единицами и предопределяет «функции места». Поэтому в приграничных муниципальных образованиях проблема устойчивости имеет свою специфику, так как они в наибольшей мере испытывают воздействие неустойчивой внешней среды, что требует при реализации государственной региональной политики выработки специальных инструментов их развития, с учетом идентификации выполняемых ими функций.

По мнению автора, главная цель устойчивого развития - повышение качества жизни населения, на основе расширенного воспроизводства, которое достигается при взаимодействии и целостном развитии экономической, социальной и экологической подсистем.

Оценка устойчивого развития муниципальных образований приграничья включает в себя анализ уровня асимметрии устойчивого развития муниципальных образований с использованием обобщающих показателей, классификацию муниципальных образований по схожести проблематики развития с использованием метода кластерного анализа, а также анализ использования факторов потенциала приграничного положения муниципальными образованиями и в целях устойчивого развития (рис. 3).

В качестве основных исходных положений устойчивого развития автором определены следующие принципы:

1) принцип интенсификация использования эндогенных факторов предполагает рассмотрение приграничного положения территорий в качестве фактора саморазвития, в котором, заложен мощный потенциал приграничного сотрудничества, способный при целенаправленной региональной политике обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие территорий;

2) принцип сбалансированности интересов. Устойчивое развитие приграничных муниципальных образований на основе интенсификации использования потенциала приграничного положения предполагает сбалансированность национальных, региональных и местных интересов. Практика реализации региональной политики зарубежных стран, направленной на гармоничное и равномерное развитие своих территорий, свидетельствует о том, что ресурс приграничного положения, можно использовать в качестве фактора развития, обеспечивающего устойчивое сбалансированное развитие территорий с опорой на возможности интенсивно развивающихся сопредельных стран. Российские регионы делают лишь первые шаги в приграничном сотрудничестве, нащупывая как возможные направления взаимодействия, так и механизмы обеспечивающие эффективность связей. При этом развитие пограничных регионов традиционно рассматривается с геополитических позиций, а в таком ракурсе экономическая и социальная эффективность отходит на второй план. И объективные, и субъективные ограничения не позволяют высоко оценивать модернизирующий эффект приграничного положения регионов России.

Doc37.pdf

Рис. 3. Методика оценки устойчивого развития приграничных муниципальных образований

Разработанная модель базируется на управлении устойчивым развитием приграничных муниципальных образований с применением стратегического подхода.

Выводы или заключение

Предложенная концептуально-логическая модель управления устойчивым развитием приграничных муниципальных образований необходима для того, чтобы предать идее устойчивого развития конструктивный характер и является основой для разработки стратегических направлений устойчивого развития приграничных муниципальных образований, а также формулировки конкретных мероприятий по их внедрению.