Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

INNOVATIVE APPROACH TO ANALYSIS OF THE MOVEMENT OF CUSTOMER FLOWS

Mayorova E.A. 1 Nikishin A.F. 1 Pankina T.V. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics
When planning the activities of a trade organization, information is required on the attendance of the store and its changes over time, on the trajectories of the movement of visitors and buyers on the trading floor, on their interaction with goods, on the impact of layouts, promotions and other events on consumer behavior. The collection of relevant data and their qualitative analysis are among the most important tasks facing the heads of trade structures. Modern digital technologies are changing established approaches to trading activities and, in particular, creating fundamentally new opportunities for analyzing the movement of customer flows. In this regard, the purpose of the article is to substantiate the possibility of increasing the efficiency of trade and economic activities based on the introduction of innovative technologies in the collection and analysis of data on the movement of consumer flows. As a result, three key areas were identified in which the use of RFID, POS technologies and big data generated with their use allow trade organizations to increase the efficiency of their activities, namely: increasing the efficiency of interaction with visitors and buyers; increasing the efficiency of the sales staff; improving the efficiency of assortment management. It seems that in the future, the drivers for the spread of the practice of analyzing the movement of customer flows based on big data generated using RFID and POS will be: the interest of trade organizations in the maximum possible personification of product and price offers, in improving the quality of service; the interest of trade organizations in replenishing and extracting information about visitors and buyers in real time; gradual reduction in the cost of technologies, reduction of the payback period for investments in them.
trade
retail trade
trade organization
customer flows
movement of customer flows
big data
consumer behavior
innovations

Введение

При планировании деятельности торговой организации, в том числе расстановки торгового оборудования, планограмм, численности и графика работы сотрудников, мероприятий по стимулированию продаж требуется информация о посещаемости магазина и её изменений во времени, о траекториях движения посетителей и покупателей в торговом зале, об их взаимодействии с товарами, о влиянии выкладки, промоакций и прочих мероприятий на поведение потребителей в магазине. Сбор соответствующих данных и их качественных анализ входят в число важнейших задач, стоящих перед руководителями торговых структур.

Современные ученые активно исследуют проблемы поведения потребителей, фокусируясь в основном на тенденциях его изменения (Е.О. Лукина [1]), в том числе в условиях цифровизации (Б.Е. Токарев и др. [2], А.И. Сахбиева [3], Г.Н. Чернухина [4], А.А. Балясова [5]) и пандемии (M. Olumekor, S.N. Polbitsyn [6]), а также на влияющих на него факторах (И.К. Захаренко [7], С.В. Карпова и др. [8]). Однако вопросы движения покупательских потоков в магазинах изучаются крайне редко. Согласно РИНЦ, несколько статей непосредственно по теме было опубликовано в российских научных журналах примерно десять лет назад (С.А. Чернова [9], Ю. О. Охорзина [10] и др.). Публикаций последних лет, которые учитывали бы возможности современных цифровых технологий, во время подготовки статьи обнаружить не удалось. Представляется, что существует пробел в исследованиях анализа покупательских потоков с учетом современного уровня развития инноваций.

Современная экономическая система трансформируется под влиянием цифровых технологий [11]. В том числе цифровизация стала ключевым драйвером трансформации торговой отрасли. Внедрение больших данных, машинного обучения, нейронных сетей, искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности и других технологий, называемых основными инструментами и методами цифровизации [12], меняет устоявшиеся подходы к ведению торговой деятельности. В частности, новейшие цифровые технологии создают принципиально другие возможности для анализа покупательских потоков. На смену системам анализа трафика, основанным на инфракрасном луче, тепловидении, приходят технологии компьютерного зрения, технологии RFID и POS, которые позволяют получить большие данные о поведении покупателей в магазине. Исследование инновационных подходов к сбору и анализу данных о покупательских потоках с использованием современных цифровых технологий видится актуальным и перспективным в контексте поиска путей повышения эффективности деятельности торговых организаций.

Цель заключается в обосновании возможности повышения эффективности торгово-хозяйственной деятельности на основе внедрения инновационных технологий в сбор и анализ данных о движении покупательских потоков.

Материалы и методы исследования

Работа имеет теоретический характер и направлена на формирование основы для дальнейших эмпирических исследований влияния цифровых технологий на эффективность торгово-хозяйственной деятельности. Возможности и перспективы использования технологий RFID и POS, больших данных при анализе движения покупательских потоков были рассмотрены в контексте взаимодействия с посетителями и покупателями, организации работы сотрудников и управления ассортиментом.

Результаты исследования и их обсуждение

Технологическую основу инновационного подхода к анализу покупательских потоков составляют RFID и POS, позволяющие формировать большие данные. Технологии RFID уже не являются новыми для торговли, но на первых этапах они внедрялись с целью отслеживания товарных запасов и в целом для повышения эффективности цепочек поставок, что широко отражено в научных работах (Д.Ю. Камозин [13], Н.И. Макарчук [14] и др.).

Сейчас сфера применения RFID расширяется за счет сбора данных о поведении покупателей, однако исследования в этой области не распространены. Непосредственно анализ движения покупателей в магазине на основе POS и RFID-данных проводился М. Холод и соавторами [15,16], которые выявили зависимости между скоростью движения покупателя и объемом продаж, между количеством покупаемых товаров и обратной средней скоростью движения человека в конкретном отделе. Н.Ю. Баркова называет применение RFID в маркетинговых исследованиях, а также при непосредственном взаимодействии с покупателями, перспективным, но на сегодняшний день малораспространенным.

Посредством RFID и POS формируются большие данные, под которыми понимаются массивы цифровой информации больших объемов или сложного состава, постоянно возрастающие в динамике, а также технологии, методы, инструменты обработки такой информации [17-19]. Современные потребители активно пользуются цифровыми устройствами, что позволяет торговым организациям накапливать большие объемы информации об их поведении. Инновационные технологии также позволяют отслеживать действия каждого посетителя магазина и не ограничиваться характеристиками выборочной совокупности.

При инновационном подходе к анализу покупательских потоков с использованием технологий RFID и POS, больших данных торговые организации имеют возможность повысить эффективность своей деятельности по трём направлениям.

1. Повышение эффективности взаимодействия с посетителями и покупателями.

Мгновенная идентификация сотрудниками торгового зала постоянных покупателей и их индивидуальных характеристик, в том числе накопленной скидки, ранее приобретенных товаров во время входа в торговый зал позволяет выявлять наиболее лояльных клиентов, увеличивать время и качество их обслуживания, максимально персонализировать программы лояльности. Отслеживание и анализ маршрутов передвижения посетителей по магазину также необходимы для поиска путей повышения удобства совершения покупки, качества обслуживания. Так называемые умные полки и умные примерочные обеспечивают торговую организацию данными о поведении покупателей, в том числе о тех товарах, которые рассматривались, но не были приобретены, что помогает при создании индивидуальных товарных и ценовых предложений. Наконец, упрощается и ускоряется процесс кассового обслуживания.

2. Повышение эффективности работы торгового персонала.

Информация о находящихся в торговом зале потребителях, получаемая в режиме реального времени, позволяет сотрудникам (продавцам-консультантам) повышать качество обслуживания, в частности консультирования и персонального предложения. Составление оптимального графика работы торгово-оперативного персонала предполагает наличие данных о неравномерности покупательских потоков во времени. Кроме того, расширяются возможности минимизации товарных потерь от краж, так как при помощи RFID сотрудник охраны получает соответствующую информацию до выхода покупателя из магазина; также отслеживаются действия посетителей, совершавших попытки краж ранее.

3. Повышение эффективности управления ассортиментом.

Информация о траекториях перемещения посетителей по магазину, в том числе во взаимосвязи с расположением отдельных товарных групп и категорий, формирует аналитическую основу для оптимизации ассортимента, размещения товаров в торговом зале и на торговом оборудовании. RFID-метки помогают отслеживать наличие товаров на полках и вовремя их пополнять. При управлении ассортиментов необходимы данные о реализованном спросе, а также о тех товарах, которые заинтересовали покупателя, но не были им приобретены.

Необходимость внедрения в торговую деятельность современных цифровых инструментов не вызывает сомнения и подтверждается в рамках многочисленных научных исследований (авторы E.A. Krasil’nikova et al. [20], I.A. Ramazanov et.al. [21], V.P. Cheglov et al. [22], S.V. Panasenko et. al. [23], Л.А. Брагин [24], С.В. Панасенко и др. [25]). Дискуссионными остаются конкретные способы их применения и ожидаемые результаты. В то время как рассмотренные в статье технологии традиционно связывают с функционированием цепочек поставок [13,14], их использование при анализе движения покупательских потоков создает значительные резервы повышения эффективности торгово-хозяйственной деятельности. С учетом того, что в России в розничной торговле расходуется примерно 70% доходов домашних хозяйств, отрасль имеет существенное значение для формирование качества жизни населения [26, 27].

Представляется, что дальнейшему распространению практики анализа движения покупательских потоков на основе больших данных, формируемых с применением RFID и POS, будут способствовать такие факторы, как: заинтересованность торговых организаций в максимально возможной персонификации товарного и ценового предложения, повышении качества обслуживания; заинтересованность торговых организаций в пополнении и извлечении информации о посетителях и покупателях в режиме реального времени; постепенное удешевление технологий, сокращение сроков окупаемость инвестиций в них. В то же время следует принимать во внимание проблемы защиты личной конфиденциальной информации о покупателях, технических ошибок с последующими нарушениями в операционной работе, объективных сложностей, связанных с анализом больших данных. Реализация процесса коммерциализации зависит от возможностей организации и компетенций ее сотрудников [28], поэтому важным условием эффективного внедрения цифровых технологий в сбор и анализ данных о движении покупательских потоков является наличие соответствующих трудовых, материальных и нематериальных ресурсов.

Заключение

Современные цифровые технологии создают значительный потенциал для совершенствования анализа движения покупательских потоков. К таким технологиям относятся, в первую очередь, RFID, которые изначально рассматривались теоретиками и практиками торговли в контексте управления цепями поставок. RFID, POS и формируемые при их использовании большие данные обеспечивают торговую организацию аналитической основной для принятия операционных и управленческих решений. Были выделены три ключевых направления, по которым применение RFID, POS, больших данных позволяют торговыми организациям повышать эффективность своей деятельности: взаимодействие с посетителями и покупателями, организация работы торгового персонала, управление ассортиментом.

Наиболее перспективными направлениями дальнейших исследований в сфере анализа движения покупательских потоков видятся следующие: во-первых, проблемы максимально эффективного использования потенциала цифровых технологий, недопущения так называемых «тёмных данных», то есть несоответствия аналитических возможностей организации объемам собираемых больших данных о движении покупательских потоков; во-вторых, проблемы защиты личной информации о покупателях.