Введение
Рынок транспортных услуг предполагает непосредственное удовлетворение потребностей клиентов в своевременном оказании услуг в перевозках, что является основной задачей транспорта. Динамичное развитие и функционирование транспорта гарантирует рыночный обмен, увеличение числа экономических связей, повышение темпов экономического роста, обеспечение экономической целостности и повышения уровня жизни людей.
Транспортная отрасль обладает огромными объемами данных, которые востребованы в развитии бизнеса, а так же в улучшении использования имеющихся ресурсов деятельности компаний. Согласно официальному сайту www.rzd.ru, для совершенствования управления грузовыми либо пассажирскими перевозками, повышения качества предоставляемых услуг, именно транспортная сфера имеет возможность привносить новые ценности в удовлетворение потребностей [1,2,3,4].
Ускоренное развитие цифровизации бизнеса – свидетельство о наличии прогрессивных технологий. Для этого в приоритете стоит непосредственное взаимодействие всех элементов государственной системы. Переход к цифровым технологиям порождает развитие новых технологий, которые в свою очередь способны оказывать воздействие на предложение и спрос.
Материал и методы исследования
В статье использованы методические и теоретические разработки в области цифровизации сервисного обслуживания грузовладельцев. Проанализирована закономерность развития цифровой трансформации на транспорте. Исследование основано на открытых информационных ресурсах, научной литературе, статистических материалах. В ходе исследования использовались: сравнительные; Системный анализ; статистический и экономический метод.
Тенденции развития цифровой экономики
Потребители услуг и товаров в полной мере влияют на прибыльность и эффективность компаний, вынуждая ориентироваться на личные нужды и желания. Используя потенциальные преимущества применения информации и коммуникационных технологий, позволяет логистическим компания оптимизировать выбор транспортных услуг, которые лучше всего будут соответствовать их потребностям. Например, за счет листинга онлайт-платформ, доступных во всех режимах, в реальном времени можно выставлять счета, получить подтверждение о доставке товара и т.п. [3,5]. Развитие информационной поддержки позволяет предоставлять более подробную информацию для экспедиторов и транспортных операторов в области оптимизации транспортировки, например, система отслеживания позволяет перенаправить груз при затруднениях на выбранном ранее маршруте, либо перегруза на другой вид транспорта. Переход на безбумажные технологии и перевод от бумажных документов к электронным, позволяет выполнять все административные задачи онлайн. Создание единой платформы позволяет транспортным игрокам один раз вводить необходимую информацию, а данные автоматически становятся доступными для всех заинтересованных сторон, которых они выбирают. Использование модульных загрузочных устройств в сочетании с подбором инструментов спроса и предложения на транспортные мощности могут обеспечить объединение грузов в одном транспортном устройстве, увеличивать коэффициенты загрузки транспортных средств, а также общую эффективность всей логистической системы [6,7].
Сегодня термин «цифровизация» используют почти в каждой бизнес-структуре. Ключевыми этапами цифровизации принято считать:
1. Оцифровку потока входящей информации;
2. Создание цифровой инфраструктуры, включающей в себя внедрение цифровых технологий, как технологического прогресса, введения новых правил, устоев или процессов, и переходов на цифровой формат;
3. Цифровые модели, состоящие из элементов процесса, при котором предметная область формализуется на основе IT-технологиях.
4. Цифровую трансформацию – кардинальный переход различных элементов (от услуг и продуктов до корпоративной культуры) организации к чему-то новому.
5. Цифровую логистику включает в себя цифровые тенденции – это глобализация деятельности и увеличение логистических организаций в результате договора по слиянию и поглощению, также развитие роли IT-технологий в логистике и УЦП.
Рис. 1. Развитие цифровой трансформации
Цифровая трансформация в логистике
В процессе цифровизации изменяются методы управления бизнесом, что оказывает влияние и на логистическую отрасль. В настоящее время она находится на стадии развития, предлагая новые технологические решения, направленные на рост эффективности. Современные технологии в цифровой логистике способствуют эффективной работе логистических компаний. Они помогают улучшить производственный процесс и осуществить новые логистические решения, которые раньше были невозможны. Высокий уровень цифровых технологий становится достаточно популярным в логистической сфере, теперь из рядов вспомогательного класса цифровизация занимает ряд основных средств, что значительно снижает затраты на осуществление перевозок, также повышает конкурентоспособность организации [5,6,7,8,9]. Географические информационные технологии являются самыми перспективными в логистической сфере. Такие платформы позволяют контролировать движение транспорта, измерять габариты груза, также имеется центр контроля перевозок груза, например GroozGo, Loginet и др. По статистическим данным известно, что 35% от суммы всех заказов являются онлайн-заказы, но также известно, что 94% потребителей рассматривают грузы на интернет-площадках и агрегаторах. На сегодняшний день трендом на рынке является комплексность предложения, на данных платформах потребители могут не только отследить свой груз, но и застраховать его. К актуальным сервисам также относят IoT и blockchain. Так как технологии развиваются, у компаний накапливаются большие объемы смешанных данных, которые можно использовать для улучшения внутренних и внешних процессов. С данной проблемой помогает справиться сервер Big Data (большие данные) [1,5,6,7,9,10].
Усиление роли цифровизации на современном этапе развития вызвано определенной траекторией мирового развития в сфере логистики на основе распространения цифровых технологий, что привело к кардинальным изменениям в работе с субъектами транспортного рынка. Толчком развития цифровых сервисов для транспортной отрасли явилось введение системы ГЛОНАСС, введение платежей Платон и опыт по мониторингу перевозок в ходе Чемпионата мира по футболу, который проводился в Российской Федерации в 2018 г. [1,2,3,5,8,12].
Рис. 2. Этапы развития цифровой логистики
Ключевыми моментами в логистике стали:
− Big data;
− автономные системы;
− оцифровка информации.
Цифровые технологии
Цифровизация, как и многие современные тенденции воспринимается двояко (табл. 1).
Таблица 1
Преимущества и недостатки цифровизации
Преимущества |
Недостатки |
− автоматизация рабочих процессов; − снижение административных затрат; − увеличение коэффициента загрузки; − уменьшение воздействия на окружающую среду; − повышение уровня безопасности; − повышение конкурентоспособности компаний; − лучшее обслуживание транспортных средств инфраструктуры. |
− существующие системы обработки данных фрагментированы и редко совместимы; − «Цифровое рабство»; − сбои оборудования; − техническая неграмотность людей; − отсутствие взаимосвязанных систем и недостаточная уверенность в защите конфиденциальных данных |
Стоит отметить, что стремительно происходит рост подготовленности Российской Федерации к цифровизации. Информационно-телекоммуникационные технологии благоприятно воздействуют на цифровизацию в различных сферах деятельности, при планомерном урегулировании вопросов, связанных с нормативной средой цифровой экономики.
Цифровая экономика – это система экономических отношений, которая ведет к конкурентному преимуществу компаний с высоким уровнем цифровизации.
Цифровизация операционных и договорных процессов в транспортной сфере призвана: изменить поведение потребителей транспортных услуг, ликвидировать нехватку квалифицированных специалистов, обеспечить доступность новых технологий всем участникам, модернизировать федеральные законы и нормативно-правовые документы в сфере защиты данных и трудовом законодательстве. В таблице 2 представлены некоторые цифровые технологии, использующиеся в транспортной отрасли [4,9,11].
Рис. 3. Основополагающие инструменты цифровизации
Таблица 2
Цифровые технологии в транспортной отрасли
Технология |
Функциональная составляющая |
Open Shuttle |
Интерактивная система комплектации груза с помощью интерактивных тележек |
Pick to light |
Информационная технология, созданная для облегчения процесса сборки заказов и увеличения производительности. |
SARTRE |
Программа, предусматривающая единое дистанционное управление транспортных средств. |
Pick by light |
Информационная технология с использованием световых указателей, для облегчения работ роботизированных средств. |
Стратегии цифровой логистики
Современное развитие логистики неразрывно связано с внедрением цифровых технологий. Существуют различные стратегии цифровой трансформации логистики: часть сценариев связана с входом на рынок новых игроков, являющихся источниками интенсификации цифрового развития отрасли, в то время как существуют сценарии, при которых уже действующие организации выступают драйверами цифровой трансформации логистики.
Выстраивается модель информационного взаимодействия в сервисной деятельности, для которой характерно:
1. Обеспечение информационного взаимодействия в форме общения между сторонами;
2. Субъект (грузовладелец) информационного взаимодействия рассматривается как клиент и вступает во взаимодействие в целях получения услуги с другим субъектом (транспортная компания), который является оператором соответствующих услуг;
3. Услуга может быть описана как информационный процесс, который не имеет материальной природы, но приносит клиенту (грузовладелец) некоторую пользу в ходе реализации;
4. Реализация услуги требует определенных интеллектуальных, информационных и физических ресурсов.
Таблица 3
Стратегии цифровой транспортной логистики
Признак |
Характеристика |
Физические интернет-технологии (глобальная логистическая система) |
− прогрессирующая система, развивающаяся благодаря интернет-технологиям, инфраструктурам и бизнес-инновациям; − новейшие перспективы для взаимодействия с организацией, оказывающей логистические услуги; − гарантирует наиболее устойчивые и достоверные каналы поставок |
Блокчейн и big data |
Универсальный и многоуровневый механизм учета активов, формируемый последовательный ряд блоков данных |
Цифровые технологии |
Доставка товаров изготовителем до места назначения с помощью роботизированной техники, а также новых систем наблюдения за местонахождения груза |
Венчурный капитал |
− инвестирование средств крупных компаний, предоставляемые логистические услуги, в новые; − услуги, предоставляемые на более высоком уровне; − партнеры рынка гарантируют собственную конкурентоспособность, а также оказывают содействие в формировании логистики |
Рис. 4. Модель информационного взаимодействия в сервисной деятельности
Таким образом, на рисунке 4, с учетом особенностей информационного взаимодействия сервисной деятельности представлена модель сервисной деятельности с учетом перехода к цифровым технологиям.
Результаты исследования и их обсуждение
Так как в течение последних лет логистика является одной из наиболее динамично развивающихся сфер обслуживания, в современном мире появилось множество логистических провайдеров, которые предоставляют комплексные услуги по доставке грузов. Данные услуги принято называть 3PL логистика.
Third Party Logistics (в переводе с английского – логистика третьей стороны) подразумевает предоставление комплекса услуг, в который входит:
− организация и управление транспортировкой;
− маркировка грузов;
− учет складских запасов;
− подготовка товарно-таможенной документации;
− упаковывание;
− обеспечение складского хранения;
− погрузка/разгрузка;
− доставка товара в пункт назначения.
Взаимодействие транспортных компаний и грузовладельцев носит длительный характер, происходит совместное обслуживание, требующее совместной вовлеченности субъектов. Возникающее интерактивное взаимодействие сторон обуславливает создание и развитие сервисных инновации, необходимость обмена информацией между сторонами. В связи с этим, необходимо применение цифровых технологий для осуществления основной деятельности, административных, организационных и экономических функций в режиме on-line с помощью автоматизированного оборудовании для установления потенциальных взаимосвязей и каналов совместной деятельности. Введение систем самообслуживания, оказания услуг в режиме on-line способствует модернизации поведенческих характеристик транспортных компаний и грузовладельцев [2-4, 11-14].
Транспортное обслуживание грузовладельцев с применением современных информационно-цифровых технологий гарантирует:
− упрощение внутренних процессов с более широким применением цифровых решений;
− увеличение выручки за счет расширенного взаимодействия с клиентами по цифровым каналам;
− расширение возможностей для on-line -маркетинга;
− снижение бизнес-рисков за счет on-line -платежей;
− снижение негативного эффекта от нехватки квалифицированных специалистов;
− снижение стоимости обслуживания клиентов;
− удовлетворение потребностей клиентов посредством совершенно новых перспективных услуг.
Цифровые решения внедряются во всех направлениях транспортно-логистической отрасли, способствуя созданию новых источников дохода, путем внедрения новых бизнес-моделей, типов операций, маркет-плейсов и услуг.
Заключение
Таким образом, повышение качества транспортного обслуживания грузовладельцев с помощью цифровых технологий, гарантирует транспортным компаниям расширение возможностей для персонализации и полного удовлетворения потребностей сторон, что является основой создания фундаментальных взаимоотношений.
Ошибки, допущенные в логистике, могут нанести ущерб клиентскому опыту, задержать рост бизнеса и подорвать прибыль. Чтобы решить многие из этих проблем, компании часто поручают выполнение своих логистических операций сторонней логистической компании, также известной как 3PL или сторонний поставщик логистических услуг.