Введение
В основе подхода к определению сущностного содержания понятия «регион», наиболее распространенного в современной отечественной социально-экономической литературе, находится его понимание в качестве части территории государства, для которой характерно наличие достаточно однородных природно-исторических, демографических и социально-экономических условий, формирующих базу для развития определенного производственно-инфраструктурного комплекса [1].
Однако совокупность экономических и социальных процессов, характеризующих регион во всем его многообразии, обретает свое проявление не только в рамках его территориального пространства, но и имманентно, в силу того, что любой регион являет собой открытую систему, затрагивает процессы развития различных региональных образований как в силу их географической близости, так и по причине наличия между ними достаточно тесных социально-экономических взаимодействий.
При этом интересы региона всегда взаимосвязаны с интересами других регионов, а региональные социально-экономические системы выступают элементами целостной социально-экономической системы национального, то есть более высокого уровня.
В этой связи обеспечение поступательного развития взаимодействия между регионами, к числу наиболее эффективных форм которого относится межрегиональная интеграция, выступает в качестве одной из важнейших задач в системе приоритетов деятельности органов управления федерального и регионального уровней.
Цель исследования заключается в анализе современных особенностей организации процессов межрегиональной интеграции и разработке предложений по совершенствованию управления данными процессами с учетом особенностей развития современных социально-экономических систем.
Материалы и методы исследования
Проблематика исследования сущности интеграционных процессов и оценки их эффективности является предметом достаточно широкого изучения как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе.
Истоки интереса к данным вопросам можно обнаружить в классических работах А. Смита и Д. Рикардо, отмечавших неравномерность развития регионов ввиду их наделенности различными формами преимуществ, которые они должны использовать в своих интересах.
Непосредственно важнейшее значение межрегионального взаимодействия в целом и кооперирования, в частности, в системе факторов обеспечения эффективного развития территорий было обозначено среди важнейших постулатов теорий пространственной организации (А. Лёш) и пространственного размещения (У. Айзард) [2].
Широкое внимание различным аспектам проблематики межрегиональной интеграции в отечественной экономической литературе стало уделяться во второй половине 1990-х годов в период преодоления центробежных тенденций, которые были характерные для многих российских регионов в период постсоветской трансформации всей системы социально-экономических отношений.
В частности, коллектив авторов под руководством П.А. Минакира отмечал, что основой эффективной межрегиональной интеграции является ориентация в процессе ее осуществления на достижение состояние связанности интегрируемых регионов, обеспечение причинно-следственной связи деятельности в рамках реализации интеграционных процессов и получение синергетического эффекта вследствие нового качественного уровня территориального взаимодействия [3].
Также на важнейшее значение получения в результате интеграции синергетического эффекта, причем не только для участвующих в ней регионов, но и для страны в целом указывали Л.А. Беляевская-Плитник и Н.Ю. Сорокина, которые определяют межрегиональную интеграцию как процесс конвергенции региональных социально-экономических систем, а также реализуемой на уровне территорий экономической политики [4].
При этом в контексте темы проводимого исследования следует отметить, что многие отечественные и зарубежные авторы указывают на то, что обеспечение эффективного межрегионального взаимодействия, в том числе принимающего форму интеграции, выступает в качестве важнейшего фактора обеспечения эффективности региональной социально-экономической политики [5].
Исследование осуществлено с использованием теоретического анализа научной литературы, описательного метода, системного, структурно-функционального и сравнительного анализа
Результаты исследования и их обсуждение
Одним из важнейших побудительных мотивов к развитию интеграционных процессов является такое явление как межрегиональная дифференциация, являющаяся в значительной степени объективным следствием неравномерной наделенности регионов ресурсным потенциалом и основными производственными факторами, а также разной степенью их успешности в постоянно усиливающейся конкурентной борьбе, имеющей место на уровне территорий. Усилия органов государственного управления, направленные на снижение степени межрегиональной дифференциации, обретают свое проявление в развитии межрегионального взаимодействия, переходящего на определенном этапе в межрегиональное сотрудничество, что формирует в последующем базис для становления различных форм межрегиональной интеграции. Сущностное наполнение содержательной стороны указанных этапов развития межрегиональных отношений иллюстрирует рисунок 1.
Крайне важной чертой интегративных процессов, обретающих свое проявление на межрегиональном уровне, является их дуалистическая природа, источниками которой выступают, с одной стороны, действие рыночных факторов, побуждающих территории к объединению своих усилий в рамках противостояния давлению конкурентной среды и решения общих экономических задач, а с другой – комплекс целенаправленных управленческих воздействий со стороны государственных органов, которые проявляются в формировании нормативно-правовой и институциональной базы, необходимой для обеспечения устойчивого характера интеграционных взаимодействий [7].
При этом к числу важнейших условий и предпосылок, обеспечивающих эффективность межрегиональной интеграции, по мнению специалистов, следует отнести наличие у регионов территориальной и исторической близости, общей инфраструктуры, производственных взаимосвязей, обусловленных общественным разделением труда, ресурсную взаимодополняемость территорий, схожесть проблем регионального развития, достаточно высокую емкость территориальных рынков, наличие сетевого взаимодействия [8].
Кроме того, необходимо учитывать качественно новые и во многом достаточно специфические условия, в рамках которых происходит развитие регионов в рамках формирования основ инновационной и цифровой экономики, к числу которых, в частности, можно отнести следующие [9]:
• активное использование новых технологических возможностей, предоставляемых процессами цифровизации;
• качественное изменение парадигмы, на которой базируются подходы к использованию и воспроизводству ресурсов территориального развития;
• расширение потенциала форм и методов обеспечения интеграционного взаимодействия регионов как внутри государства, так и за пределами его границ.
Рис. 1. Содержание этапов развития межрегиональных отношений [6]
Изменения в рамках реализации подходов к управлению региональным развитием под влиянием факторов трансформации социально-экономических систем [11]
Факторы трансформации внешней среды |
Новые ориентиры управления региональным развитием |
Формирование новых моделей потребительского поведения вследствие социально-демографических изменений |
Системная поддержка потребительского спроса на региональном уровне |
Реализация парадигмы ресурсосбережения, в первую очередь, в рамках энергетического сектора |
Формирование новых подходов к управлению энергопотреблением |
Смена технологических укладов |
Обеспечение технологического и инфраструктурного развития региона на основе его «умной специализации» |
Развитие процессов научного и технологического развития в рамках ориентации на достижение согласованных целевых ориентиров |
Управление формированием профессиональных компетенций специалистов сферы высоких технологий на основе опережающего подхода |
Совершенствование механизмов обеспечения пространственного развития региона |
Мультисекторная оптимизация региональной экономики |
Проявление действия указанных факторов обеспечивает возможность развития моделей межтерриториального сетевого взаимодействия, основанных на использовании инновационного и интеллектуального потенциала, которым обладают регионы, стремящиеся к интеграции. Также получает распространение практика формирования межрегиональных инновационных систем, основанных на сетевом принципе их организации и функционирования [10]. Здесь важно отметить, что активное использование цифровых технологий обеспечивает возможность развитие интеграции между регионами, не связанными признаком территориальной близости. В обобщенном виде новые ориентиры организации деятельности в сфере регионального управления представлены в таблице.
В данном контексте эффективная межрегиональная интеграция в современных экономических условиях, по мнению исследователей, должна представлять собой комплексное явление, включающее следующие направления интеграционных взаимодействий [12]:
• объектная интеграция, подразумевающая формирование новых интегративных образований, участниками которых становятся хозяйствующие и общественные структуры, представляющие различные регионы;
• средовая интеграция, ориентированная на развитие пространственных общностей (например, территориальных или сетевых), в рамках которых развиваются интеграционные процессы;
• процессная интеграция, цель которой заключается в обеспечении эффективной реализации экономических или социальных процессов благодаря возможности более тесного взаимодействия участников этих процессов;
• процессная интеграция, обеспечивающая объединение усилий участников интеграционного взаимодействия в рамках совместной реализации определенных проектов, имеющих для них важное значение.
При этом, по нашему мнению, определяющим фактором успешного развития региональных социально-экономических систем в рамках их интеграции является эффективное использование уникальных особенностей различного профиля, которые есть у одних регионов, стремящихся к интеграционному взаимодействию, но отсутствуют у других. В этой связи ключевым практическим аспектом при реализации интеграционных процессов для конкретного региона является выделение тех элементов его социально-экономической системы, развитие которых может обеспечить наиболее эффективную реализацию конкурентных преимуществ, с одной стороны, характерных именно для данного региона, а с другой, – позволяющих всем регионам, вовлеченных в систему интеграционных взаимодействий, развиваться в рамках парадигмы, характерной для текущего этапа развития социально-экономических систем.
В данном контексте одним из важнейших направлений управления процессами межрегиональной интеграции является обеспечение их пропульсивного развития, предполагающего необходимость формирования т.н. «полюсов межрегионального взаимодействия» в рамках тех отраслей, которые становятся катализаторами импульсных процессов, стимулирующих ускорение поступательной динамики развития всех регионов, вовлеченных в интеграционные процессы. В современных условиях реализация подобного эффекта представляется достижимой в наибольшей степени на основе совместного развития отраслей, основанных на использовании инновационного и человеческого потенциала, которым обладают заинтересованные в развитии интеграционного взаимодействия регионы и который, воплощаясь в форму ключевых региональных компетенций, позволяет обеспечить завоевание устойчивых конкурентных преимуществ на национальном и международных рынках.
При этом обеспечение синергетического эффекта функционирования «полюсов межрегионального взаимодействия» предполагает их институциональное обособление в рамках определенных организационных форм, ключевыми из которых можно назвать межрегиональные кластеры и поликластерные системы, зачастую выстраиваемые в форме сетевых структур.
Важнейшее значение в процессе принятия решений о формировании подобных структур и выбора конкретного отраслевого направления их специализации приобретает базирование на постулате о том, что конечный продукт их деятельности должен, с одной стороны, способствовать повышению конкурентоспособности каждого отдельного региона, участвующего в интеграционном взаимодействии, а с другой стороны, основываться на объективной оценке обеспеченности данных регионов специфическими ресурсами, необходимыми для реализации выбранного направления деятельности.
При этом полюса межрегиональной интеграции должны характеризоваться соответствием следующим признакам:
1. Более высокая, по сравнению с другими секторами экономики, динамика развития, которая обуславливает возможность реализации функции катализаторов экономического развития.
2. Наличие материальных и нематериальных активов, способных обеспечивать получение мультипликативного и синергетического эффектов для экономик взаимодействующих регионов.
3. Активная реализация внешних функций, способствующих повышению конкурентоспособности регионов на национальных и мировых рынках.
По нашему мнению, принципиальный подход к определению направлений формирования полюсов межрегиональной интеграции может быть представлен в схематической форме следующим образом (рисунок 2).
На данной основе представляется возможным определить наиболее перспективные направления межрегиональной интеграции в контексте обеспечения как получения общего экономического эффекта, так и повышения конкурентоспособности отдельных регионов на региональном, национальном и международных рынках.
При этом участие территорий в процессах межрегиональной интеграции является экономически оправданным при условии наличия синергетического эффекта, обретающего свое проявление в том случае, когда объединение имеющихся у этих территорий ресурсов для участия в определенной совместной деятельности позволяет обеспечить достижение ими большего экономического эффекта, чем при раздельном осуществлении этой деятельности, что можно представить в виде выражения (1).
Данный эффект достигается за счет проявления целого комплекса сопутствующих эффектов в процессе совместного использования ресурсов и возможностей, имеющихся у каждой из территорий, участвующих в процессе межрегиональной интеграции, что позволяет обеспечить повышение эффективности региональных экономик и получение ими дополнительных конкурентных преимуществ, которые отличаются большей устойчивостью.
(1)
Рис. 2. Механизм определения направлений формирования полюсов межрегиональной интеграции
Выводы
На основании результатов проведенного анализа представляется возможным сформулировать следующие выводы, позволяющие в обобщенной форме охарактеризовать итоги исследования:
1. Усилия органов власти и управления, направленные на снижение степени межрегиональной дифференциации, обретают свое проявление в развитии межрегионального взаимодействия, переходящего на определенном этапе в межрегиональное сотрудничество, что формирует в последующем базис для становления различных форм межрегиональной интеграции.
2. Источниками дуалистической природы процессов межрегиональной интеграции выступают, с одной стороны, рыночные факторы, побуждающих территории к объединению усилий в рамках решения общих экономических задач, а с другой – комплекс целенаправленных управленческих воздействий со стороны государственных органов федерального и регионального уровней.
3. Определяющим фактором успешного развития региональных социально-экономических систем в рамках их интеграции является эффективное использование уникальных особенностей различного профиля, которые есть у одних регионов, стремящихся к интеграционному взаимодействию, но отсутствуют у других.
4. Одним из важнейших направлений управления процессами межрегиональной интеграции является обеспечение их пропульсивного развития, предполагающего необходимость формирования т.н. «полюсов межрегионального взаимодействия» в рамках тех отраслей, которые становятся катализаторами импульсных процессов, стимулирующих ускорение поступательной динамики развития всех регионов, вовлеченных в интеграционные процессы.