Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

CONJUNCTURE OF THE PHARMACEUTICAL MARKET OF RUSSIA

Ovod A.I. 1 Zyukin D.A. 2 Mamaev A.A. 3
1 Kursk state medical university
2 Kursk state agricultural academy named after I.I. Ivanov
3 JSC «Cardiosystempharma»
The key task of development of pharmaceutical industry in Russian Federation is to increase the level of self-sufficiency of the country in all major pharmacological groups of pharmaceutical products, which in addition to increasing national security will also reduce the country’s dependence on the emerging foreign policy and relations with importing countries. Under conditions of limited financing of pharmaceutical production development inside the country, localization of production of foreign companies on its territory becomes the key direction. All this contributes to the change in the domestic pharmaceutical market conditions in recent years, which determines the relevance of the research. The study assesses changes in the domestic pharmaceutical market conditions in the current economic environment, identifying the main trends and their causes. It is established that the forced changes in the domestic pharmaceutical market, which occurred in recent years on the background of foreign political instability, caused changes in the market conditions. First of all, it affected the ratio of imported and domestic drugs on the market: if before the share of sold imported drugs was at 70%, in 2019-2020 this figure was reduced to 56%, and in physical terms – to 31%. Only as a result of localization of pharmaceutical production inside the country it was possible to reduce the volume of net imports in recent years, which is an important step towards reducing the import dependence of the country and increasing the availability of pharmaceutical products for the population by reducing the cost of circulation.
rf pharmaceutical market
sales volume
share of imported drugs
share of domestic drugs
share of localized drugs
original drugs
generics
average prices

Введение

Вопросы развития отечественного фармацевтического рынка в рамках реализации стратегии импортозамещения на фоне ухудшения политической ситуации уже долгие годы остаются актуальными [1]. Ключевой задачей становится повышение уровня самообеспечения страны по всем основным фармакологическим группам фармацевтических товаров, что помимо роста национальной безопасности, также снизит и зависимость РФ от складывающейся внешней политики и взаимоотношений со странами-импортёрами [2, 3]. Однако уровень инвестиционной активности фармацевтической индустрии является достаточно низким, что связано с особенностями отрасли, определяющими высокий срок окупаемости инвестиционных проектов, тем самым определяя низкую степень привлекательности индустрии для бизнеса [4]. В сложившихся обстоятельствах существенно возросла роль государства изменении конъюнктуры фармацевтического рынка России, в результате чего в условиях ограниченного финансирования развития фармацевтического производства внутри страны, ключевым направлением становится локализация производств иностранных компаний на ее территории [5]. Такой подход позволяет избежать фактической зависимости страны и ее лекарственного обеспечения от состояния и стабильности внешнеторговых и политических отношений [6]. Все это способствует изменению конъюнктуры отечественного фармацевтического рынка в последние годы, чем и обусловлена актуальность исследования.

Цель исследования – провести оценку изменения конъюнктуры отечественного фармацевтического рынка в текущих экономических условиях, выявить основные тенденции и их причины.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовались данные аналитических отчетов DSM Group о развитии фармацевтического рынка России в период 2015-2020 гг. [7]. В рамках исследования дается оценка динамики объемов фармацевтического рынка России в стоимостном и натуральном выражении, а также рассматривается его структура в разрезе основных секторов, выявляется удельный вес каждого в общей массе продаж на рынке. Также для целей исследования проводится сравнительный анализ изменения конъюнктуры фармацевтического рынка РФ в 2015 и 2020 гг. по критерию страны происхождения ЛП (импортные или отечественные/локальные), а также оригинальности ЛП (дженериковые или оригинальные). В качестве базисного периода исследования определен 2015 год, поскольку сопряжен с началом санкционного ограничения РФ и активизации задачи по импортозамещению в фармацевтической отрасли. Ограничен период исследования 2020-м годом, отражающим текущую ситуацию в отрасли, сложившуюся под влиянием пандемии коронавируса. При этом в рамках исследования проводится сравнительная оценка произошедших изменений в 2020 году относительно уровня 2015 года. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных и общенаучные инструменты анализа [8, 9].

Результаты исследования и их обсуждение

Общий объем фармацевтического рынка РФ в стоимостном выражении имеет устойчивую тенденцию к росту с 1395 млрд руб. до 2040 млрд руб. к 2020 году, что характеризует прирост более чем на 46%. Стоит отметить, что усиление тенденции к росту произошло в последние 2 года, за которые прирост составил 21%. Оценка данных в натуральном выражении показала волнообразный характер вариации показателя: в 2017 году произошло скачкообразное увеличение объема продаж с 5,1 млрд уп. до 6,3 млрд уп., при этом максимальное значение было достигнуто в 2018 году, когда объем продаж составил практически 6,4 млрд уп. В последние 2 года отмечается тенденция к снижению числа проданных упаковок до 6018 млн, что связано со снижением абсолютного спроса на фармацевтическом рынке, однако из-за роста цен на фармацевтическую продукцию тенденция к росту стоимостного объема сохранилась (рисунок 1).

В структуре продаж на фармацевтическом рынке в разрезе основных секторов наиболее динамичный рост показывает государственный сектор ЛП, где за 6 лет прирост составил 96,3%, а в 2020 году объем продаж составил 634 млрд руб. В свою очередь, в коммерческом секторе ПЛ динамика роста объёма продаж свидетельствует об увеличении показателя на 52,2%, а его объем в 2020 году составил 1128 млрд руб.

missing image file

Рис. 1. Динамика общего объема фармацевтического рынка РФ в стоимостном и натуральном выражении в 2015-2020 гг.

Изменение структуры фармацевтического рынка РФ в стоимостном и натуральном выражении в 2015-2020 гг.

Показатель

Значение

Изменение

в 2020 г. к 2015 г., %

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Фармацевтический рынок в стоимостном выражении (в ценах конечного потребления)

Динамика, млрд руб.

Государственный сектор ЛП

323

400

447

452

560

634

96,3

Коммерческий сектор ПФ

195

226

241

240

262

279

43,1

Коммерческий сектор ЛП

741

884

941

992

1021

1128

52,2

Структура, %

Доля государственного сектор ЛП, %

23,2

26,3

27,3

26,9

30,4

31,1

7,9

Доля коммерческого сектора ПФ, %

14,0

14,8

14,7

14,3

14,2

13,7

-0,3

Доля коммерческого сектора ЛП, %

62,9

58,9

58,0

58,9

55,4

55,2

-7,6

Фармацевтический рынок в натуральном выражении

Динамика, млн уп.

Госпитальные закупки

1020

882

1038

948

854

841

-17,5

Льготное лекарственное обеспечение

67

144

170

158

195

175

1,6 раза

Коммерческий сегмент ЛП

3998

4896

5066

5219

5124

5002

25,1

Структура, %

Доля госпитальных закупок, %

20,0

17,3

16,6

14,9

13,6

14,0

-6,1

Доля льготного лекарственного обеспечения, %

1,3

2,8

2,7

2,5

3,1

2,9

1,6

Доля коммерческого сегмента ЛП, %

78,5

96,3

80,8

82,0

81,8

83,1

4,6

Самым маленьким по объему и темпа роста является коммерческий сектор парафармацевтики (ПФ), где отмечается прирост за 5 лет на 43,1%, а объем сектора к 2020 году вырос до 279 млрд руб. При этом в стоимостном объеме продаж подавляющая доля приходится на коммерческий сектор ЛП, однако за исследуемый период отмечается снижение его удельного веса с 63% до 55%, что связано с активным ростом государственного сектора, доля которого выросла с 23% до 31%. Коммерческий сектор ПФ является наименее значимым в общей стоимостной структуре, его доля во всем рассматриваемом периоде не превышает и 15% и имеет тенденцию к снижению, что связано с особенностями парафармацевтики как элемента фармацевтического рынка, поскольку она не обладает статусом ЛП (таблица).

Оценка динамики рынка в натуральном выражении показала, что число упаковок ЛП в рамках госпитальных закупок имеет волнообразный характер изменения, но сохраняет общую тенденцию к снижению на 17,5% за 6 лет до 841 млн уп. Активную тенденцию к росту показывает сектор льготного лекарственного обеспечения, где за исследуемый период произошло увеличение числа проданных упаковок в 1,6 раза, а их число к 2020 году достигло 175 млн в сравнении с 67 млн уп. в 2015 году. Коммерческий сектор ЛП, являющийся одним из самых крупных, также показывает высокую динамику роста: за 6 лет прирост составил более 25%, при этом наибольшее число проданных упаковок в данном секторе отмечается в 2018 году – 5,2 млрд уп., а к 2020 году показатель снизился до чуть более 5 млрд руб. В результате, в структуре продаж в натуральном выражении на фармацевтическом рынке РФ во всем рассматриваемом периоде лидирует коммерческий сегмент ЛП, удельный вес продаж на котором в общей структуре является подавляющим и к 2020 году вырос до 83% в сравнении с 79% в 2015 году. Второй по величине доля проданных упаковок относится к сектору государственных закупок, однако отмечается снижение его удельного веса с 20% до 14% к 2020 году. Самым малочисленным в структуре количества проданных упаковок является сектор льготного лекарственного обеспечения, доля которого выросла до 2,9%.

В структуре отечественного фармацевтического рынка в разрезе происхождения лекарственных средств в стоимостном выражении подавляющая доля приходится на импортные ЛП, однако произошло снижение их удельного веса с 73% до 56%. В свою очередь доля отечественных ЛП выросла с 27% до 44% за счет локализации отечественных производств на территории страны к 2020 году, что позволило снизить долю чистого импорта. Оценка данных в натуральном выражении показала, что среди общего количества проданных на фармацевтическом рынке упаковок ЛП подавляющая доля приходится на отечественные (локализованные), доля которых за 6 лет выросла с 61% до 69%, в то время как удельный вес импортных ЛП снизился с 39% до 31% (рисунок 2).

Оценка изменения структуры рынка за исследуемый период в разрезе оригинальности ЛП показала, что как в стоимостном, так и в натуральном выражении лидируют дженерики, что связано с их ценовым преимуществом перед дорогостоящими оригинальными ЛП, что в свою очередь формирует более высокий спрос. Так, доля продаж дженериков в стоимостном объеме продаж снизилась с 59% до 56%, в то время как удельный вес оригинальных ЛП вырос до 44%. В натуральном выражении удельный вес дженериков превышает 80%, в то время как доля оригинальных ЛП составляет 15-16% (рисунок 3).

В разрезе основных ценовых групп ЛП на отечественном фармацевтическом рынке за исследуемый период отмечается тенденция к росту во всех категориях, за исключением 50-150 руб., где средняя цена снизилась на 4,2% и составила 91 руб. в 2020 году. Самый динамичный прирост отмечается в наименьшей ценовой категории (менее 50 руб.), где средняя цена выросла более чем на 25% и составила 24,7 руб., в то время как в 2015 году показатель составлял 19,7 руб. В группе ЛП со стоимостью 150-300 руб. средняя цена за 6 лет выросла в наименьшей степени – всего на 1% и составила в конце исследуемого периода 217,3 руб. (рисунок 4).

missing image file

Рис. 2. Изменение структуры фармацевтического рынка РФ в разрезе страны происхождения ЛП в 2015 и 2020 гг.

missing image file

Рис. 3. Изменение структуры фармацевтического рынка РФ в разрезе оригинальности ЛП в 2015 и 2020 гг.

missing image file

Рис. 4. Изменение средневзвешенной стоимости упаковки ЛП в разрезе основных ценовых категорий на фармацевтическом рынке РФ в 2015 и 2020 гг.

В категориях ЛП в самой высокой стоимостью (более 500 руб.) отмечается самый невысокий прирост средней цены за 5 лет – 0,7%, в результате чего к 2020 году показатель вырос до 917,5 руб. В ценовой категории 300-500 руб. средняя цена упаковки ЛП выросла на 3,8% и достигла 391 руб. В результате, можно говорить о том, что за исследуемый период не произошло существенного роста цен в большинстве ценовых категорий ЛП, особенно в наиболее дорогостоящих. Исключение составляет группа ЛП со стоимостью, не превышающей 50 руб. за упаковку.

Заключение

Вынужденные изменения на отечественном фармацевтическом рынке, произошедшие в последние годы на фоне внешнеполитической нестабильности, стали причиной изменения рыночной конъюнктуры. В первую очередь это коснулось соотношения импортных и отечественных лекарственных препаратов на рынке: если прежде доля продаваемых импортных лекарств находилась на уровне 70%, то в 2019-2020 гг. удалось снизить данный показатель до 56%, а в натуральном выражении – до 31%. Такой разброс в структуре стоимостного и натурального объема рынка обусловлен тем обстоятельством, что импортные лекарственные средства характеризуется более высокими средними ценами, притом, что физический спрос на них заметно ниже, чем на отечественные аналоги. Только в результате локализации фармацевтических производств внутри страны удалось сократить объем чистого импорта в последние годы, что является важным шагом на пути к снижению импортозависимости страны и повышения доступности фармацевтической продукции для населения за счет снижения издержек обращения, в частности – ввозных пошлин. Говоря об изменении структуры рынка в разрезе оригинальности обращаемых лекарственных препаратов стоит отметить, что дженерики сохраняют свои лидирующие позиции, что обусловлено их очевидными стоимостными преимуществами перед оригинальными препаратами, хотя и наметилась тенденция к увеличению удельного веса последних в структуре продаж. Ожидается, что в условиях снижения реального уровня жизни населения спрос на более дешевые дженериковые препараты увеличится, поскольку они несмотря на то, что зачастую характеризуются более низким качеством включаемых в их состав фармацевтических субстанций, соответствуют заявленному терапевтическому эффекту.