Введение
Начало XXI века было ознаменовано стремительным развитием технологий и структурной перестройкой экономики. В разных континентах и странах они проходили неодинаково, но общее направление, связанное с развитием интеллектуальных ресурсов и новых технологий является ключевым. Отличительными особенностями мирового хозяйства в современных условиях является построение новой экономической модели базирующейся на знаниях. Сегодня исследователи дискутируют о вхождение в новую постиндустриальную экономику, для которой основным драйвером является научное творчество. Инновационная деятельность, является ключевым фактором развития экономики и ни одно государство не может обеспечить рост экономики без коммерциализации достижений НТП (научно-технического прогресса). Малый бизнес, является неотъемлемой частью экономики страны и ключевым субъектом инновационной деятельности. Участие малого и среднего бизнеса происходит в разных формах.
Цель исследования разработка теоретических и методических подходов по формированию условий для развития малых инновационных предприятий.
Материалы и методы исследования
Методологическую базу исследования составляют системный подход и анализ. В работе использованы методы структурно-логического, сравнительного и графического анализа. Необходимо отметить, что в работе обоснована необходимость рассмотрения инновационного предпринимательства как отдельную структуру в экономической системе страны. Эти аспекты определяют необходимость проведения дальнейших иследований в данной области.
Результаты исследования и их обсуждение
Малый предпринимательские структуры создают инновационные продукты
В странах c развитой экономикой в секторе малого предпринимательство осваивается около 70% инноваций [1]. По экспертным оценкам, в США на одного работника сферы малого предпринимательства приходится в 16 раз больше изобретений, чем на сотрудника крупного предприятия [2]. Исходя из исследований проведенных учеными США, малое предпринимательство использует из выделяемых средств на исследования и разработки всего 5%, но создает около 50% инноваций [3]. В этой связи, необходимо подчеркнуть, что малые предпринимательские структуры создают инновационные продукты в сегментах с низкими барьерами входа на рынок [4]. В малых предпринимательских структурах инновационной сферы, жизненный цикл товара обычно не превышает 8 лет, в тоже время для крупных предприятий такая цифра в среднем около 15 лет [5]. В этой связи , очень часто малый бизнес становится лидером в области инноваций с таких отраслях как : ИКТ, информатика, биомедицина и т.д. [4].
По данным статистики, малых предпринимательских структур инновационного сектора было зарегистрировано 2,19 тысяч с 2009 года по 2021 год (рисунок 1). Общее количество малых и средних предприятий по состоянию на февраль 2022 год составило 5899102 тысяч единиц [6]. Самое большое количество вновь образованных малых инновационных предприятий наблюдалось в период 2011-2012 (рисунок 1). Несмотря на имеющуюся государственную поддержку, последние годы количество таких предприятий сокращалось и достигло нижней планки в 30 единиц к концу 2020 года.
Рис. 1. Динамика создания малых инновационных предприятий в период 2009-2021гг. Составлено по материалам [7]
Рис. 2. Распределение созданных хозяйственных партнерств по Федеральным округам РФ
Показатели инновационной деятельности в РФ (2010-2019 гг.)
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Уровень инновационной активности организаций (%) |
9,5 |
10,4 |
10,3 |
10,1 |
9,9 |
9,3 |
8,4 |
14,6 |
12,8 |
9,1 |
Удельный вес организаций, осуществляющих технологическое инновации в общем числе организаций (%) |
8,9 |
8,9 |
9,1 |
8,9 |
8,8 |
8,3 |
7,3 |
20,8 |
19,8 |
21,6 |
Промышленное производство (%) |
9,3 |
9,6 |
9,9 |
9,7 |
9,7 |
9,5 |
9,2 |
19,6 |
18,5 |
20,0 |
Деятельность в сфере ИКТ, разработка ПО, консультационные услуги, деятельность в области ИТ (%) |
10,8 |
9,9 |
10,3 |
10,3 |
9,5 |
9,4 |
7,7 |
15,7 |
14,3 |
17,9 |
Уровень инновационной активности малых предприятий (%) |
5,1 |
4,8 |
4,5 |
5,2 |
5,8 |
|||||
Удельный вес затрат на ИД в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий (%) |
0,9 |
1,0 |
0,6 |
0,8 |
1,0 |
|||||
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг малых предприятий (%) |
1,5 |
2,1 |
1,6 |
1,6 |
2,4 |
Распределение малых инновационных предпринимательских структур по Федеральным округам
По данным представленным на рисунке 2, можно констатировать, что в настоящее время наблюдается тенденция к снижению численности малых инновационных предприятий. Самая низкая доля созданных инновационных предприятий в Северо-Кавказском ФО (3,81%) и Дальневосточном ФО (5,13%), а высокая в Центральном ФО (32,93%) и Сибирском ФО (18,03%)
Анализируя представленные данные в таблице, можно сделать вывод о том, что численность малых инновационных предприятий находится на очень низком уровне. К сожалению, аналогично низким является и уровень инновационной активности малых предприятий (таблица).
Инновационная активность на отечественных предприятиях
В настоящее время, к большому сожалению, уровень инновационной активности отечественных предприятий примерно в два раза ниже, чем в европейских странах По исследованиям (ИСИЭЗ) Института статистических исследований экономики знаний, уровень инновационной активности в 2020 году вырос по сравнению с предыдущим годом [9]. Несмотря на усилия прилагаемые Правительством РФ в этом направлении, наша страна находится в третьем десятке рейтинга среди европейских государств. Последствия пандемии Коронавируса, к счастью положительно сказались на инновационном развитии России. Уровень инновационной активности организаций оказался на отметке 10,8% (+1,7% к предыдущему году). В исследуемом периоде (2016-2020 гг.) максимальное значение было в 2017 году (14,6%). IT-сфера в 2020 году продемонстрировала прирост на 10,2%/, а в промышленном производстве инновационная активность составила 16,2%. В 2020 году, затраты на инновационную деятельность в РФ выросли на 8,3%, что больше на 8,2% чем в предыдущем году. Промышленные предприятия показали самые высокие темпы прироста (17,7%), а производители лекарственных препаратов выросли в 2,7 раза. Затраты в сфере услуг выросли на 91,3% , что обусловлено интересом к медицинским технологиям. Интенсивность инноваций в 2020 году составила 2,3% , что на о,2% выше чем в предыдущем году. По данному показателю, Россия вошла в топ 10 стран. Объем произведенной инновационной продукции в 2020 году вырос на 5,7 % и в целом основной прирост произошел из-за сферы услуг (22%). Также рост в 2,6 раза показала область транспортировки и в 1,8 раза сфера здравоохранения. По результативности инноваций, наша страна продолжает уступать ведущим европейским странам. Индикаторы, самые бдтзкие к мировому уровню демонстрируют производители автомобилей 17,2%, оборудования 23,0%, лекарственных препаратов 12,2% [9]. Премьер-министр Мишустин М. в 2020 году подписал постановление, о поддержке инноваций в промышленности. Государство обязуется субсидировать часть затрат на НИОКР, как и ранее и конечной целью инновационного продукта должно стать серийное производство. Правительство нашей страны осознает серьёзности ситуации, и в настоящее время делает определенные шаги для коррекции вектора инновационного развития. Суть этих направлений сформулирована в нескольких документах, речь в которых идет о следующем:
• сохранение и популяризация российской науки для обеспечения безопасности страны;
• акцентирование внимания ученых на приоритетных направлениях, необходимых для инновационного развития;
• создание эффективной научной инновационной системы
Возможные промежуточные итоги принятых документов, будут видны в ближайшее время. В этой связи, можно констатировать, что для создания копии модели инновационной системы состоящей из венчурных фондов, университетов, крупных фирм, финансирующих проекты – в Росси не было условий. Также необходимо выделить, что большинство инновационных систем работают при условии избытка предложений, а в современной России пока это не происходит.
Еще одним немаловажным аспектом инновационного развития предпринимательства можно считать управление инновациями. Власти регионов, ответственные за развитие инноваций зачастую сводят государственную поддержку инноваций к проведению разного рода конкурсов нововведений. Исходя из этого, к большому сожалению можно констатировать:
• давление государственных органов на крупные предприятия привело к имитации процесса «поддержки инноваций»;
• формулирование проблем, которые необходимо решить переносят на инноватора, что категорически неприемлемо;
• полное отсутствие текущих проблем у организаторов конкурса, которые необходимо решить.
В этой связи, проведение конкурсов инновационного развития необходимо изменить с целью обозначения свойств и параметров объектов в требуемом состоянии после инноваций. Такой процесс гармонично сочетается с практикой по последовательному достижению уровня продуктов и технологий. Если требуется публичное равнение испытания или экспериментальной проверки, то проводится конкурс.
Теоретическая значимость работы заключается в развитии научного предоставления об инновационных предпринимательских структурах, что позволит повысить конкурентные преимущества малого бизнеса и сократить издержки производства. Научно-практическая значимость заключается в возможности применения результатов исследования инновационными предпринимательскими структурами в современных условиях
Заключение
Важными стимулами для внедрения нововведений являются конкурентные преимущества отечественной продукции, сокращение издержек и расширение доли рынка. Исходя из этого, стержнем инновационного процесса являются товары и услуги, оказывающие влияние на новшества в экономике. В этой связи, чтобы решить текущие проблемы инновационного предпринимательства необходимо:
• разрабатывать новые венчурные программы финансирования;
• развивать национальную инновационную систему;
• совершенствовать законодательную базу в области инноваций;
• готовить квалифицированные персонал для развития инноваций в России;
• улучшить экономические условия для роста качества и количества инновационного предпринимательства.
Данный список решения вопросов и проблем можно продолжать исходя из законодательной базы и созданных условий. Разрешение указанных вопросов поможет сдвинуть инновационное предпринимательство в мертвой точки.