Введение
В конце 2009 г. в РФ вступил в силу, принятый правительством страны Федеральный Закон № 381 от 28.12 2009 г. «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – ФЗ №381) для развития национальной торговли. Этот нормативный правовой акт применяется в равной степени во всех субъектах Российской Федерации. Следует отметить, что 85 субъектов Российской Федерации имеют разную степень социально-экономического развития, численность населения, ресурсы, промышленность и т. д. Безусловно, что степень развития торговли, торговая инфраструктура, уровень обеспечения доступности товаров для населения и т. п., тоже различаются по субъектам РФ. Таким образом, анализируя состояние и структуру торгового рынка по регионам, можно констатировать, что для развития внутренней торговли конкретного региона необходима разработка соответствующей стратегии развития.
Цель исследования состоит, во-первых, – в проведении анализа степени увеличения оборотов оптовой и розничной торговли, оборота розничной торговли посредством метода «Разложения Блиндера – Оахаки» до и после вступление в силу ФЗ №381, во-вторых, – в интерпретации данной степени увеличения оборотов в зависимости от демографических, экономических и конкурентных факторов.
Материал и методы исследования
В декабре 2009 г. вступил в силу, принятый правительством, ФЗ №381. Целями настоящего ФЗ №381 являются развитие торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров в соответствии с ч.2 ст. 1. В соответствии со ст. 10, ст. 19 ФЗ №381 задача состоит в минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов посредством размещения нестационарных торговых объектов, что позволяет обеспечить доступность товаров для населения [11]. Таким образом Российское правительство позволяет осуществлять развитие национальной торговли благодаря поддержке производства различных потребительских товаров российскими предприятиями, обеспечению конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, обеспеченности покупательного спроса потребителя.
По данным РОССТАТа в 2001 г. оборот оптовой и розничной торговли в России составил 8600 млрд руб. Затем наблюдалась тенденция поступательного роста оборота и его увеличение до 48666 млрд руб. в 2010 г. В 2020 г. оборот оптовой и розничной торговли поднялся до 101195 млрд руб. Если говорить о численности предприятий оптовой и розничной торговли, то можно видеть другую тенденцию. В 2009 г. численность предприятия оптовой и розничной торговли увеличивалась до 1846 тыс. единиц с 1271 тыс. единиц в 2001 г. Однако в 2019 г. численность предприятия оптовой и розничной торговли уменьшилась до 1 084 тыс. единиц, и в 2020 г. их численность упала до 937 тыс. единиц из-за COVID-19 [10, 13].
Приморский край, который является крупным регионом в Дальневосточным федеральным округе, называют воротами в Азию. Благодаря высокой плотности населения в Приморском крае был сформирован активный потребительский рынок, на котором представлены разнообразные отечественные и импортные товары. В Приморском крае оборот оптовой и розничной торговли, оборот розничной торговли постепенно повышался. В 2009 г. оборот оптовой и розничной торговли в крае составил 435 864 миллиона рублей, что в 5,2 раза больше по сравнению с 2001 г. Также в 2021 г. оборот оптовой и розничной торговли в Приморском крае составил 1 571 442 миллиона рублей, что также в 3,6 раза больше по сравнению с 2009 г. Розничная торговля показала аналогичную тенденцию с оборотом оптовой и розничной торговли. В 2009 г. оборот розничной торговли в Приморским крае увеличился в 4,9 раза по сравнению с 2001 г., в 2020 г. её оборот составил 434 689 миллионов рублей, что в 2,6 раза больше по сравнению с 2009 г. (рисунок). В Приморском крае численность предприятий в сфере оптовой и розничной торговли выросла с 15379 единиц в 2001 г. до 25479 единиц в 2015 г. После этого, однако, численность предприятий в сфере оптовой и розничной торговли постепенно сокращалась, особенно в 2020 г. их численность снизилась до 16007 единиц из-за COVID-19 [10, 13].
Обеспеченность населения торговыми площадями современных форматов в Приморском крае постепенно увеличивалась. По состоянию на 2011 г. торговая площадь составляла 29,7 квадратных метров на 1000 человек, в 2020 г. данная торговая площадь увеличивалась до 112 квадратных метров на 1000 человек населения [12]. По состоянию на 01 января 2017 г., исходя из норм минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов, фактическая обеспеченность в Приморском крае составила 730 квадратных метров на 1000 человек, что превысило на 152,3% по сравнению с нормами минимальной обеспеченности 479 квадратных метров на 1000 человек. Фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных товаров, составила 220 квадратных метров на 1000 человек, и фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа непродовольственных товаров 505 квадратных метров на 1000 человек [5]. По состоянию на 01 января 2020 г. в случае минимальной обеспеченности населения площадью стационарных торговых объектов по Приморскому краю фактическая обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов составила 820 квадратных метров на 1000 человек, это на 171,2% больше по сравнению с нормативами минимальной обеспеченности 479 квадратных метров на 1000 человек [4].
Обороты торговли с 2001 г. по 2020 г. в Приморском крае Источник: составлено автором по [13]
Таблица 1
Структура торговой сети Приморского края в 2015 г. – 2020 г. (единица)
Категория |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Стационарная розничная торговая сеть |
10271 |
10318 |
10441 |
10492 |
10449 |
10246 |
Оптовая торговая сеть |
358 |
355 |
349 |
355 |
352 |
339 |
Мелкорозничная торговая сеть |
4986 |
5181 |
5029 |
5181 |
5199 |
5257 |
Рынки |
22 |
25 |
24 |
22 |
20 |
20 |
Источник: составлено автором по [6].
Следует отметить, что, если рассматривать суммарную обеспеченность населения площадью торговых объектов, то можно констатировать, что минимальная обеспеченность населения торговыми площадями была обеспечена в Приморском края. Однако, если рассматривать минимальную обеспеченность населения торговой площадью по некоторым городским округам и муниципальным районам, то можно видеть в ряде районов необеспеченность населения необходимой минимальной площадью. В 2017 г. обеспеченность населения площадью стационарных торговых объектов, на которой осуществляется продажа продовольственных и непродовольственных товаров, не доходила до норматива в Пограничном и Яковлевском районах. В 2020 г. в Яковлевском районе вновь обеспеченность населения площадью стационарных торговых по продовольственным и непродовольственным товарам не была удовлетворена. Также, подобная необеспеченность часто наблюдалась в сфере непродовольственных товаров [4, 5]. Оценивая неравномерность территориального размещения объектов торговли в городе, необходимо рассматривать не только количественную составляющую обеспеченности жителей торговыми площадями, но и товарную направленность торговых предприятий [2].
Открытие торговых магазинов современных форматов в Приморском крае постоянно увеличивалось. С 2017 г. по 2020 г. быстро росло количество супермаркетов современных форматов таких как: «Реми Сити», «Экономыч», «Раз Два», «Близкий», «Самбери» и т. д. (таблица 2).
Таблица 2
Структура торговли Приморского края
Категория |
Количество предприятий (ед.) |
|
1 января 2017 года |
1 января 2020 года |
|
1. Гипермаркеты |
5 |
6 |
2. Супермаркеты |
77 |
103 |
3. Универсамы |
53 |
54 |
4. Универмаги |
16 |
15 |
5. Торговые дома |
32 |
29 |
6. Торговые центры |
189 |
194 |
7. Торговые комплексы |
30 |
30 |
8. Молл |
- |
325 |
9. Продовольственные магазины |
2812 |
2736 |
10. Непродовольственные магазины |
4652 |
4433 |
11. Магазины товаров повседневного спроса |
2493 |
2552 |
12. Комиссионные магазины |
27 |
24 |
13. Магазины–дискаунтеры, магазины-склады |
55 |
70 |
Источник: составлено автором по [7, 8].
Необходимо подчеркнуть, что изменение структуры торговли повлияло на то, что для потребителей основным положительным фактором стало существенное увеличение количества форматов современной торговли, которые позволили снизить цены (по сравнению с традиционными форматами) и повысить качество обслуживания [1]. Также трансформировалось восприятие потребителем цен и ценности товаров [9], а супермаркеты современных форматов предоставили потребителю разнообразный выбор товаров и обслуживания.
В работе разработана методика для оценки уровня развития внутренней торговли территории, и проанализированы статистические данные о торговом развитие территории после вступления в силу ФЗ №381, а также факторы, которые влияли на торговое развитие в Приморском крае. В данной работе для анализа был использован метод «Разложения Блиндера – Оахаки (Blinder-Oaxaca decomposition)» (далее – метод разложения). Метод разложения представляет собой статистический метод разбиения двух группового различи. [16, 17]. Метод разложение показывает, как различия в переменной результата между группами или с течением времени могут быть разделены на объяснённые и необъяснимые части.
Посредством данного метода возможно проводить анализ уровня развития торговли на территории Приморского края после вступления в силу ФЗ №381, также, можно узнать после проведенного анализа, как независимые переменные влияют на степень развития внутренней торговли после вступления в силу ФЗ №381 в результате анализов. Точка отсчета времени установлена в 2010 г., с учетом метода разложения на два периода: до вступления в силу ФЗ №381 с 2001 г. по 2009 г., после вступления ФЗ №381 с 2010 г. по 2019 г.
Рассмотрим статистический анализ с учётом изменения оборотов оптовой и розничной торговли, оборота розничной торговли в Приморском крае после вступления в силу ФЗ №381, используя следующую формулу (модель линейной регрессии) (1):
(1)
где R – зависимой переменной (оборот торговли, оборот розничной торговли); β0 – константа регрессии, βn – векторы соответствующих коэффициентов регрессии; GRDP – валовой внутренний продукт региона торговли в Приморском крае; LF – доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения в Приморском крае; Population – общая численность населения в Приморском крае; Income – cреднедушевые денежные доходы населения в Приморском крае; IND – численность предприятия оптовой и розничной торговли, численность малых предприятий по оптовой и розничной торговли в Приморском крае; i – Приморском крае; t – каждые годы (с 2001 г. по 2019 г.); u – термин ошибки (error term).
Зависимая переменная R используется как значение логарифма в статистическом анализе. Изменение оборотов оптовой и розничной торговли в соответствии с ФЗ №381 выделяло на разрыв c независимой переменной, и на разрыв переменной, которую невозможно предсказать с помощью независимой переменной в Приморском крае. Группа А отображает обороты оптовой и розничной торговли с 2001 г. по 2009 г., и группа В отображает обороты оптовой и розничной торговли с 2010 г. по 2019 г., уравнения оборотов оптовой и розничной торговли двух групп является формулой (1). Формулу (1) можно упростить формулой (2) для группы А и формулой (3) для группы В.
До вступления в силу ФЗ №381 (с 2001 г.
по 2009 г., группа А): (2)
После вступления в силу ФЗ
№381 (с 2010 г. по 2019 г., группа В):
(3)
где R – оборотов оптовой и розничной торговли, оборота розничной торговли в Приморском крае; X – вектор независимых переменных в формуле (1); ε – термин ошибки (error term). Разрыв между группой А и группой В является формулой (4). В формуле (4) E(R) означает средний оборот оптовой и розничной торговли. Формула (4) переформируется посредством формул (2) и (3), в результате искомый разрыв оборота торговли имеет вид формулы (5)
(4)
(5)
Первая часть () представляет разницу производительности независимых переменных (GDP, population и т. д.) до и после вступления в силу ФЗ №381. Вторая часть ( этого уравнения теперь обозначает необъяснимое групповое различие.
Данные РОССТАТа с 2001 г. по 2019 г. используются для анализа метода разложения. Переменные установлены с учётом демографических, экономических и конкурентных факторов. Переменные выбирались с учётом исследования влияния факторов на оптовый и розничный рынок и в ретроспективе обращались в своих научных исследованиях российские и зарубежные авторы: Подсумкова Л.А., Горская Ю.А [3], Штакал А.К.[14], исследование «PwC» [9], Джон. Р. Щхите, Кевин. Д. Грай [15], Ким Геунбае, Лим Быеонгхун [19].
Таблица 3
Формирование переменных и их объяснение
Категория |
Название переменных |
Единица |
Объяснение переменных |
|
Зависимые переменные |
Оборот оптовой и розничной торговли |
миллион рублей |
Ежегодный оборот оптовой и розничной торговли |
|
Оборот розничной торговли |
миллион рублей |
Ежегодный оборот оптовой и розничной торговли |
||
Независимые переменны |
Демографический фактор |
Общая численность населения |
тысяча человек |
Ежегодная общая численность населения |
Доля населения в трудоспособном возрасте |
% |
Ежегодная доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения |
||
Экономический фактор |
ВРП |
миллион рублей |
Приморским крае |
|
Среднедушевые денежные доходы |
рубль |
Ежегодные среднедушевые денежные доходы населения в месяц |
||
Конкурентный фактор |
Численность предприятия оптовой и розничной торговли |
Единица |
Ежегодная численности предприятия оптовой и розничной торговли |
|
Численность малого предприятия |
Единица |
Ежегодная численность малого предприятия от оптовой и розничной торговли |
Таблица 4
Определение основных переменных и основных статистических данных за период с 2001 г. 2019 г.
Основные переменные и их дефиниция |
Среднее значение |
Среднеквадратическое отклонение |
Ежегодный оборот оптовой и розничной торговли (миллион рублей) |
667 850 |
512 371 |
Значение логарифма оборота оптовой и розничной торговли |
13,05 |
0,94 |
Ежегодный оборот розничной торговли (миллион рублей) |
203 171 |
132 198 |
Значение логарифма оборота розничной торговли |
11,96 |
0,80 |
Ежегодный ВРП (миллион рублей) |
458 474 |
289 393 |
Значение логарифма ВРП |
12,78 |
0,79 |
Ежегодная численность население в трудоспособном возрасте (тыс. человек) |
1 229,21 |
94,31 |
Ежегодная общая численность населения (тыс. человек) |
1 978,89 |
65,95 |
Доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения |
62,04 |
2,97 |
Ежегодные среднедушевые денежные доходы населения (рубль) |
18 447,51 |
11 916,65 |
Значение логарифма среднедушевых денежных доходов населения |
9,53 |
0,87 |
Ежегодная численность предприятий оптовой и розничной торговли (единица) |
21 592,68 |
3 104,64 |
Ежегодная численность малых предприятий в сфере торговли (единица) |
11 589,74 |
3 855,73 |
В таблице 4 приведены описания переменных, использованных в эмпирическом анализе, и основные статистические данные. В таблице 4 представлены данные, показывающие среднегодовые обороты оптовой и розничной торговли (первый зависимый переменный) с 2001 г. по 2019 г. За данный природ среднегодовой оборот оптовой и розничной торговли составлял 667 850 миллион рублей в Приморском крае. В случае среднегодовых оборотов розничной торговли (второй зависимый переменный) с 2001 г. по 2019 г., средний показатель Приморского края составил 203 171 миллион рублей. В статистическом анализе значения логарифма оборотов оптовой и розничной торговли, значения логарифма оборотов розничной торговли были использованы, и в таблице были показаны их среднее значение логарифма.
В разложении факторов по изменению оборотов оптовой и розничной торговли до и после вступления в силу ФЗ №381 были использованы значения логарифма ВРП, общая численность населения, доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения, значения логарифма ежегодных среднедушевых денежных доходов населения, численность предприятий оптовой и розничной торговли, численность предприятий розничной торговли в сфере торговли. Рассмотрим средние значения независимых переменных, которые использовались в статистическом анализе: среднее значение ВРП в Приморским крае за период с 2001 г. по 2019 г. составил 458 474 миллион рублей. Средняя доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения в Приморском крае составила 62,0%. Рассмотрим ежегодные среднедушевые денежные доходы населения за период с 2001 г. 2019 г., в Приморском крае составлены 18,447 рублей. За период с 2001 г. 2019 г. средняя численность предприятий оптовой и розничной торговли в Приморском крае составила 21 593 единицы. За период с 2001 г. 2019 г. средняя численность малых предприятий в сфере торговли в Приморском крае составила 11 590 единиц.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ метода разложения использовался для объяснения того, в какой степени предрасполагающие характеристики, позволяющие демографический фактор, экономический фактор, конкурентный фактор [18].
Таблица 5
Результаты анализа разложения с учётом факторов после вступлением в силу ФЗ №381
Категория |
Разложение факторов по разнице оборотов оптовой и розничной торговли (значение логарифма) |
Разложение факторов по разнице оборота розничной торговли (значение логарифма) |
||
Value |
% |
Value |
% |
|
Log R (оборот оптовой и розничной торговли, после вступления в силу ФЗ №381) |
13,792 |
12,581 |
||
(0,137) |
(0,102) |
|||
Log R (оборот оптовой и розничной торговли, до вступления в силу ФЗ №381) |
12,228 |
11,278 |
||
(0,196) |
(0,187) |
|||
Difference in mean log R |
1,565*** |
100,0 |
1,303*** |
100,0 |
(0,239) |
(0,214) |
|||
Due to productivity difference |
1,726*** |
110,3 |
1,485*** |
114,0 |
(0,252) |
(0,215) |
|||
Значение логарифма ВРП |
0,153 |
9,8 |
0,491*** |
37,7 |
(0,345) |
(0,124) |
|||
Доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения |
0,416*** |
26,6 |
0,173*** |
13,3 |
(0,096) |
(0,036) |
|||
Общая численность населения |
-0,200 |
-12,8 |
0,031 |
2,4 |
(0,192) |
(0,074) |
|||
Значение логарифма среднедушевых денежных доходов населения |
1,336*** |
85,4 |
0,724*** |
55,6 |
(0,514) |
(0,145) |
|||
Численность предприятий оптовой и розничной торговли |
0,021 |
1,3 |
0,066* |
5,1 |
(0,045) |
(0,035) |
|||
Due to other difference |
-0,161* |
-10,3 |
-0,183*** |
-14,0 |
(0,087) |
(0,028) |
Источник: составлено автором
Результаты анализа разложения, которые были показаны в Приморском крае до и после вступления в силу ФЗ №381, приведены в таблице 5. Во втором столбце таблицы 5 были показаны результатов разложения разницы оборотов оптовой и розничной торговли (значение логарифма) до и после вступления в силу ФЗ №381. В третьем столбце таблицы 5 показаны результаты разложений разницы оборота розничной торговли Приморского края.
Как видно из таблицы 5, разница значения логарифма оборотов оптовой и розничной торговли в Приморском крае увеличилась на 1,565 единиц (около 819 000 миллион рублей) после вступления в силу ФЗ №381. Наблюдаемая (объяснимая) разница оборотов оптовой и розничной торговли в Приморском крае увеличилась на1,726 единиц, что составило 110,3%, это интерпретировалось как процентное изменение, и в таблице 5 -10,3% интерпретировалось как разница ненаблюдаемой (необъяснимой) части. Рассмотрим, как можно интерпретировать увеличенные обороты оптовой и розничной торговли в соответствии с наблюдаемыми (объяснимыми) факторами (независимые переменные) после ФЗ №381. В случае Приморского края доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения объяснялась различиями в 0,416 единиц. Это составляло 26,6% (0,416/1,565) различий в средних значениях логарифмов оборотов оптовой и розничной торговли, и затем значение логарифма среднедушевых денежных доходов населения – 85.4% (1,336/1,565) различий в средних значениях логарифмов оборотов оптовой и розничной торговли.
Следует рассмотреть результаты разложений разницы оборота розничной торговли до и после вступления в силу ФЗ №381. В Приморском крае разница значения логарифма оборотов розничной торговли увеличилось на 1,303 единицы (окольно 214,000 миллион рублей) после вступления в силу ФЗ №381. Наблюдаемая (объяснимая) разница оборота розничной торговли в Приморском крае увеличилась на 1,485 единиц, что составило 114,0%, это интерпретировалось как процентное изменение, и в таблице 5 -14,0% интерпретировалось разницей ненаблюдаемой (необъяснимой) части. Рассмотрим, как можно интерпретировать увеличение оборота розничной торговли в соответствии с наблюдаемыми факторами (независимые переменные) после ФЗ №381. В случае Приморского края значение логарифма среднедушевых денежных доходов населения объяснялось различиями в 0,724 единицы, что составляло 55,6% (0,724/1,303) различий в средних значениях логарифма оборотов оптовой и розничной торговли. Затем значение логарифма ВРП объяснялось различиями в 0,491 единица, что составляло 37,7% (0,491/1,303) различий в средних значениях логарифма оборотов оптовой и розничной торговли. Также доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения объяснялась различиями в 0,173 единицы, что составляло 13,3% (0,173/1,303) различий в средних значениях логарифма оборотов оптовой и розничной торговли.
В результате использования метода разложения для показателя «оборотов оптовой и розничной торговли» и «оборота розничной торговли» можно сделать следующие выводы:
1. После вступления в силу ФЗ №381 оборот оптовой и розничной торговли Приморского края увеличился. При этом выяснилось, что средний денежный доход на душу населения и доля населения в трудоспособном возрасте от общей численности населения оказали наибольшее влияние на степень увеличения данного показателя.
2. После вступления в силу ФЗ №381 оборот розничной торговли Приморского края увеличился. При этом выяснилось, что средний денежный доход на душу населения и ВРП оказали наибольшее влияние на степень увеличения данного показателя.
Заключение
В работе были проанализированы степень увеличения оборота оптовой и розничной торговли, оборота розничной торговли, также факторы, влияющие на данную степень увеличения оборота после вступления в силу ФЗ №381. В соответствии с результатами анализа можно констатировать, что ФЗ №381 внёс определённый вклад в увеличении оборотов оптовой и розничной торговли и оборота розничной торговли в Приморском крае. В случае Приморского крае необходима стратегия для обеспечения рабочей силы в сфере торговли, включая стратегию, увеличивающую покупательную способность населения. Также значимость ФЗ № 381 была показана в ВРП, который влиял на степень увеличения оборота розничной торговли. Таким образом необходимо совершенствовать «Стратегию социально-экономического развития Приморского края до 2030 года», которая была утверждена 28 декабря 2018 г., в ответ на текущую ситуацию, например, COVID-19 и введенными санкциями. Очевидно, что необходимо постоянно исследовать оптовую и розничную торговлю, так как она непосредственно влияет на качество жизни населения.