Введение
Развитие общества на каждом этапе не может состояться без важнейших носителей и источников развития этого общества – детей. Дети – будущее страны, ее успеха или деградации. Поэтому в разных странах существует общий девиз: «Все лучшее – детям». Несмотря на сложности различных эпох, приоритетом экономики развитых стран является обеспечение детей всеми необходимыми условиями, формирующими здорового, интеллектуально развитого патриота своей страны, готового принять эстафету развития дельнейших успехов из рук старшего поколения.
В последние годы увеличивается интерес к детскому туризму как в России, так и за рубежом. На эту тему пишется много статей, защищаются диссертации, принимаются законодательные акты. Прежде всего, это связано с актуализацией проблемы сохранения здоровья детей. Так, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья «число здоровых дошкольников составляет 5-7%, …свыше 60% имеют функциональные отклонения и физиологическую незрелость» [7]. Анализ информационных источников показывает, что направления исследований авторов можно подразделить на следующие группы: история развития детско-юношеского туризма [например, 2, 3, 8, 11, 16], роли детско-юношеского туризма в развитии регионов [7, 13], вопросам комплексной безопасности [15], проблемам и перспективам развития детского туризма [1, 4, 7, 16], государственной политике в сфере детско-юношеского туризма [6, 14, 17]. При этом рассматривая те или иные стороны развития сферы детского отдыха, авторы указывают, что сегодня налицо несопоставимость либо отсутствие статистических показателей, которые должны отражать состояние развития сферы детского отдыха в России, что не позволяет сделать вывод о реально сложившейся картине в этой сфере, а увеличение в целом затрат на организацию детского отдыха и туризма в России не приводит к желаемым результатам. Разделяя мнение авторов, тем не менее хотели бы обратить внимание, что проведенный ими анализ лишь декларативно и концептуально обосновывает необходимость развития детского отдыха и туризма, предложения носят как правило, локальный, а не системный характер, объединяющий все взаимосвязанные элементы детского отдыха, в работах отсутствует обоснование необходимых расходов на эти цели на перспективу, а также обоснование источников покрытия этих затрат, что делает туризм и отдых для детей неподъемным для значительной части населения России, а, следовательно, не способствует гармоничному развитию здорового ребенка. Более того существующие тенденции развития детского туризма в России, свидетельствующие об уменьшении вовлеченности детей в оздоровление через туризм, по-прежнему отсутствие действенного механизма организации и управления этой важной сферой, отсутствие системного подхода к безопасности отдыха, на что в своих трудах указывали авторы Боголюбова С.А., Боголюбов В.С., Зоричева Н.М., Лось А.В., Гарифуллина Р.С., Сафин Ф.М., Голованов В.П. и многие другие [1, 2, 3, 4, 5 и другие], лишь только усугубляют состояние дел. Это, на наш взгляд, приводит к ухудшению показателей здоровья детского населения. По этой причине проведение всестороннего исследования в исторической ретроспективе и выработка направлений совершенствования механизма организации детского отдыха и туризма является актуальным.
Цель иссдедования. Несмотря на большое количество публикаций, посвященных вопросам развития детского отдыха и туризма, направленного на оздоровление детей и гармонизацию их развития как личности, тем не менее по-прежнему существует не понимание как у государственных структур различных уровней, так и у организаторов отдыха: каким должен быть современный детский отдых? Как его правильно организовать, учитывая мотивы и потребности современного ребенка? Какие механизмы должны быть для этого задействованы? Как оценить реальные затраты и источники их покрытия? Имеющие тенденции детского отдыха и туризма: уменьшение материально-технической базы, ухудшение здоровья детского населения, невозможность организации полноценного массового отдыха, отсутствие достаточного бюджетного финансирования, отсутствие заинтересованности среди бизнес-структур, несогласованность нормативно-правовых документов, а также материальных возможностей семей лишь усугубляют существующую проблему активизации детского отдыха. Обострение ситуации вынуждает вновь на основе анализа развития детского туризма в стране выявить проблемы и факторы и сформулировать направления совершенствования механизма оздоровления детского населения через туризм, учитывая современные тенденции и интересы детей, их семей и общества в целом.
Материал и методы исследования
Для выявления проблем сегодняшнего дня и факторов, их формирующих необходимо провести ретроспективный анализ состояния и перспектив развития детского туризма и отдыха за последние десятилетия.
Поведенный авторами ретроспективный и сравнительный анализ статистических данных различных источников (Росстат, Пенсионный фонд России, Роспотребнадзор и другие) развития детского туризма и отдыха в России за период с 1980-х годов и по настоящее время, а также экспертная оценка и собственный опыт позволили выявить факторы и проблемы организации детского туризма в России. Для нашего анализа мы взяли доперестроечный (1980 год), перестроечный и современный этап
развития детского отдыха и туризма:
1980-й год – достаточно стабильное время для СССР и поэтому лучше можно понять, что могла предоставить и предоставляла детям страна; в годы перестройки (1985-1991 гг.) жизнь сопровождалась исключительно лозунгами: «Новое мышление», «Гласность, демократия, социализм», «Жизнь должна быть лучше» и т.д. По прошествии тридцати лет интересно было проанализировать результаты, которых мы достигли после перестройки, оценить действенность используемого механизма оздоровления детей – будущего страны и ее экономического процветания.
Результаты исследования
и их обсуждение
Обратимся к статистике и данным литературных источников, дающих возможность оценить хотя бы частично состояние дел в этом вопросе. При этом необходимо заметить, что полнокровное развитие здорового и духовно образованного ребенка не может ограничиваться только сферой отдыха. Здесь необходимо говорить об объективной системности и взаимосвязанности различных сторон жизнедеятельности общества. Так, например, необходимо оценить экономическое состояние страны и возможности экономики, обеспечить необходимыми условиями воспитание детей. Очевидно, что в эту систему будут включены и семейные доходы, и в целом семейное благополучие, качество здоровья в стране, в том числе связанное с детским населением, доступность образования, качество окружающей природной и антропогенной среды, питание и другое. Безусловно, все эти показатели взаимосвязаны, но мы в нашей статье остановимся только на существенных, с нашей точки зрения, которые связаны с туризмом и отдыхом детей.
Во-первых, здоровье. За этот период отмечается ухудшение здоровья детского населения, вызванное не столько ухудшением медицинского обслуживания, сколько снижением качества жизни и окружающей среды. Число абсолютно здоровых детей в России не превышает 12%, более чем у половины школьников есть хронические заболевания, сообщили РИА Новости в пресс-службе Роспотребнадзора. За последние десять лет частота нарушений здоровья детей увеличилась в полтора раза, а хронических болезней – в два раза [12]. Самые распространённые отклонения: нарушения сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, органов дыхания, нервной системы и психической сферы, а также расстройства зрения. Наиболее часто встречающиеся хронические заболевания: язвенная болезнь, гастродуоденит, сколиоз, близорукость средней и высокой степени.
Отмечается, что по сравнению с началом 1990-х годов состояние здоровья учащихся ухудшилось в 2,4-2,7 раза, а хронические болезни стали встречаться у них чаще на 40-70%. [9] При этом основными причинами плохого самочувствия россияне назвали работу и стресс, а также нехватку денег на лекарства и профилактику болезней [15]. Сложные экономические условия, безусловно, отразились и на численности детей, и на здоровье родителей, и на здоровье их детей (табл. 1).
Таблица 1
Численность детей в России, млн. чел
Год |
Численность населения, млн. чел |
1980 |
137,5 |
2000 |
145,9 |
2012* |
143 |
2025 (прогноз) |
136,6 (ВТО) |
*Для сравнения на 330 млн. чел населения США приходится 73 млн. детей (25%), в России на 143 млн. чел. только 25 млн. чел (17%).
Во-вторых, организацию детского отдыха и туризма мы не разделяем, поскольку активный отдых проводился исключительно в каникулярный период через пионерские лагеря для детей в возрасте с 7 до 15 лет, так как именно в этом возрасте закладываются основы воспитания подрастающего поколения (Первые пионерские лагеря появились в 1920-е годы. Перед распадом СССР их насчитывалось около 40 тыс.).
Основная цель создания пионерских лагерей заключалась в оздоровлении и отдыхе детей, воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и коллективизма. Октябренок, пионер, комсомолец – вот этапы, которые должен пройти будущий коммунист, кроме того, советский гражданин должен быть здоровым, чтобы защищать Родину, рожать здоровых детей, хорошо трудиться. Как это было… Утренняя зарядка, линейка, дежурство в столовой, конкурсы и мероприятия, вкуснейшее сливочное масло на ломтике не менее вкусного хлеба и граненный стакан с чаем. Вечерняя дискотека, куча друзей, пионерский галстук, исписанный на память новыми приятелями, номера телефонов и адреса. Счастливое советское лето советского пионера…[11]
Число детских лагерей продолжает снижаться (табл. 2). Если в 2010 году их численность составляла 55,7 тыс., то в 2016 году – 52 тыс., а в 2017 году уже 42 тыс. [15]
Таблица 2
Количество детских лагерей и отдохнувших в них детей
1990 |
2010 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Количество лагерей, тыс.ед. |
55,7 |
55,1 |
46,23 (из них 38 – пришкольные) |
45,2 (из них 37 – пришкольные) |
52? |
42 (из них 37 – |
Число отдохнувших, млн. чел. |
7,2 |
5,4 |
4,83 |
4,66 |
4,30 |
4,20 |
Основная причина – изношенность материально-технической базы и не соответствие инфраструктуры требованиям безопасности. В 2017 году из 15 млн. детей, которые могут отдыхать в лагерях по возрасту за две первые смены отдохнуло только 4,2 млн. чел [15] (для сравнения в СССР отдыхало в лагерях около 10 млн. детей [3], а всего системой летнего отдыха (если брать вместе городские, спортивно-оздоровительные, туристские и прочие лагеря) было охвачено 30 млн детей [16]). Возникает естественный вопрос: а что происходит с лагерями в третью смену? Работают они или нет? Статистику по этому поводу мы не нашли.
Современные детские оздоровительные лагеря отличаются от создаваемых в советское время пионерских лагерей тем, что направлены на реализацию познавательных интересов личности ребенка через свободный выбор различных форм деятельности, организованный досуг с учетом потребностей различных слоев общества, детских и юношеских организаций различной направленности, с тесным сотрудничеством с предприятиями, организациями, учреждениями науки и культуры. [8]
Однако, по мнению руководителя комиссии по детско-юношескому и молодежному туризму, летом дети отдыхают в разных лагерях. Но большинство (2/3) – в лагерях дневного пребывания в городах, где вместо оздоровления осуществляется только присмотр и только 8% детей организованно отдыхает в природных условиях летом. Поэтому и здоровье падает из года в год.
Что касается коммерческого детского туризма, то по данным Федеральной службы статистики за 2017 год в лагерях дневного пребывания отдохнули около 2,6 миллиона школьников (81%), 28% – в загородных оздоровительных лагерях, которые приняли 1,2 миллиона школьников. В частных лагерях за 2017 год побывали 419 тысяч детей [15]. Как видим, распределение интересов очевидно: родителей традиционно интересует программа отдыха и цена путевок, от этого напрямую зависит их выбор – отправить ребенка в пришкольный лагерь или загородный, частный или государственный. Вероятно, детей в частных лагерях отдохнуло бы и больше, так как программа отдыха в них гораздо интереснее и насыщеннее, но они дороже, а потому менее доступны для большинства семей.
Почти всегда отдых связан с собственными и существенными затратами граждан. Предприятия крайне не заинтересованы в содержании непрофильных активов, таких как дома отдыха, санатории. Проще выдать премию работнику, чем брать ответственность и затраты за организацию отдыха. И здесь надо заметить, что чем больше начинаешь анализировать развитие детского отдыха и туризма в России, тем больше факторов вскрывается. Например, уменьшение доходов семей и значительное по сравнению с 1980-м годом увеличение стоимости путевки даже с учетом государственной дотации. Если раньше стоимость путевки на смену 21 день стоила 9-12 рублей (10% от общей стоимости) (и это было подъемно для любой советской семьи, имеющей средний заработок в расчете на 1 человека 168,9 рублей в месяц [10]). В СССР обычно каждое более или менее крупное предприятие имело собственный пионерлагерь, куда и отправляло детей своих сотрудников. Большую часть стоимости путёвок оплачивал профсоюз. Поэтому родители платили сравнительно небольшие деньги. Например, путевка в «Артек» (самый дорогой лагерь) стоила 120 рублей, а родители любого пионера, получившего ее, платили за нее либо 60, либо 36 рублей, либо действительно не платили ничего вовсе. Это зависело от обеспеченности семьи [13].
Сейчас стоимость отдыха в детских лагерях варьируется от 17 до 115 тыс. рублей за смену. Наиболее экономичными будут лагеря, расположенные в пригородах или в южной части России. Чем дальше придется ехать, тем дороже обойдется путевка. Помимо месторасположения, на отдых в детском лагере цены устанавливают в зависимости от следующих факторов:
- размеров лагеря;
- условий проживания;
- инфраструктуры;
- количества взрослых, работающих с детьми;
- вариантов и многообразия питания;
- мероприятий и программ отдыха.
Однако здесь надо оговориться: если раньше любая смена продолжалась не менее 21 дня, сейчас есть смены и по две, и даже по одной неделе. Хотя по нормативам Минздрава оздоровление происходит только при отдыхе в течение не менее чем 21 дня. Но статистика считает среди оздоровленных детей и тех, кто только на неделю ездил в лагерь. А того ребенка, кто отдыхал три раза по неделе (если родители решили отправить его на полноценный оздоровительный отдых и купили три путевки продолжительностью неделя каждая), статистика считает за троих детей.
В-третьих, качество услуг в детских лагерях. Конечно, лагеря отличались и месторасположением, и уровнем комфорта, и количеством отрядов. Пионерские лагеря на Черноморском и Азовском побережьях были либо всесоюзными, либо республиканскими («Молодая гвардия» в Одессе был Украинским республиканским лагерем), либо принадлежали крупным и богатым предприятиям и организациям (например, Кировский завод, Управление здравоохранения, Управление торговли, Метрополитен), которые имели достаточно средств, чтобы содержать корпуса, инфраструктуру, обеспечивать хорошее питание и отдых детей.
В настоящее время, несмотря на высокую стоимость путевки, качество обслуживания детей ниже. По данным СМИ мы видим, что происходят массовые отравления, недовольство бытом, организацией программ. На собственном опыте в период отдыха наших детей в ДОЛ «Счастливое детство» (г.Анапа, Краснодарский край) мы ознакомились с деятельностью лагеря и нашли подтверждение опубликованным сведениям.
Для восполнения проблемы недостаточности инфраструктурных объектов для организации массового отдыха в последние годы стали пришкольные летние лагеря. Считается, что пришкольный лагерь выполняет очень важную задачу: сокращает время пребывания ребёнка в каникулярное время без надзора со стороны взрослых. Также задачами пришкольных лагерей являются создание условий для отдыха, оздоровления, творческого развития и образования школьников. Однако помещение школы, само собой, не приспособлено для полноценного отдыха детей. Передвижение по школе ограничено, в распоряжении только аудитории младших классов, актовый и спортивный зал, которые не всегда свободны. В школьном дворе, кроме спортивной площадки, тоже нет специально организованного места для пребывания детей. Материалов для творческих занятий тоже не достаточно, учителя формально занимаются с детьми. Плюс особенности школьной среды не всегда ассоциируется у ребенка с положительными эмоциями. Однако, несмотря на трудности и проблемы организации летнего отдыха в условиях пришкольного лагеря, эта форма работы с детьми в каникулярное время является все более востребованной родителями, которые не могут позволить себе вывезти ребенка на отдых или купить ему путевку в загородный лагерь.
Конечно, в настоящее время принимаются решения на всех уровнях, но внедряются они не системно и осуществляется неэффективный контроль по реализации программ детского отдыха.
Так, введение реестров детских лагерей привело к изменению структуры детского отдыха. Это нововведение, в первую очередь, повысило ответственность организаторов детского отдыха, ведь теперь все необходимые данные о детских лагерях находятся в открытом доступе, и каждый родитель вправе ознакомиться с ними. Это, безусловно, благотворно повлияет на повышение уровня доверия родителей к детскому отдыху, которое было серьезно подорвано после трагических событий на Сямозере в Карелии. С другой стороны, в том числе благодаря многочисленным проверкам и ужесточению требований надзорных органов, порой противоречащих друг другу, сокращению финансирования снижается число организаций отдыха и оздоровления, падает доля частного бизнеса, а в ряде регионов, например, исчезли палаточные лагеря. Но меняется не только это. Сегодня мы ощущаем острую необходимость ввести новый понятийный аппарат в отрасли и разделить лагеря на стационарные и программные. Стационарные – с собственной базой, входящей в реестр. Программные – с отдельной программой детского отдыха, которая проводится на арендованной стационарной базе, входящей в реестр.
У организаторов детского отдыха меняется мнение относительно конкуренции внутри отрасли. Если раньше присутствовала серьезная разобщенность среди организаторов, то сейчас появляются некоммерческие организации, объединяющие игроков отрасли. Например, Ассоциация программных лагерей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Союз организаторов детского активного туризма (СОДАТ), МОО «Содействие детскому отдыху» – все они представляют интересы детского организованного отдыха на различных уровнях.
В дальнейшем, чтобы развивать детский отдых, нужно прилагать огромные усилия. Здесь важно и участие в госпрограммах, и разработка прозрачных законодательных актов, проведение конкурсов и привлечение СМИ для формирования объективного образа лагеря, и организация тематических конференций. Поэтому необходима поэтапная разработка стратегии развития детского отдыха и туризма с широким привлечением заинтересованных сторон, в том числе общественных организаций, родителей и с хорошо проработанным механизмом и контролируемыми показателями.
Как показывает опыт, бюджетные деньги сейчас не рационально используются. По существу, сейчас механизм использования ассигнований носит затратный характер: расходы увеличиваются, а отдача – не заметна. Есть основание полагать, что установление жесткого контроля за расходованием средств бюджета и родителей улучшит результаты, но необходимо еще, чтобы этот механизм опирался на развитие регионов и определялся не остаточным методом, а методом необходимости. Поэтому они, скорее первичны и важнее, чем средства на другие важные отрасли народного хозяйства. Этот наш вывод основан на экспертном, аналитическом методе и собственном опыте.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления
Таким образом, в настоящее время существующие механизмы стимулирования детского отдыха и оздоровления детей носят не системный не комплексный характер, а частичное решение локальных вопросов не приводит к общему положительному результату. Следовательно, необходимо разработать такой механизм обеспечения здорового развития ребенка и естественно семей, который бы, во-первых, повысил эффективность уже используемых средств и, во-вторых, учитывал современные формы и методы организации не только детского отдыха, но и всего того, что связано непосредственно с детьми. В этой связи уместно было бы вновь вернуться к системе социального страхования, где любой родитель мог отправить своего ребенка в выбранный им самим лагерь, покрыв часть стоимости путевки в отличный лагерь за счет средств социального страхования; создавать палаточные лагеря; возрождать детские лагеря или изымать неиспользуемые землю, недвижимость и другое имущество и передавать другому владельцу на конкурсной основе. Развитие на основе активизации и любознательности детей возможно через организацию полноценного активного отдыха ребенка, т.е. через туризм и иную активную деятельность.