Введение
Предприятия сельхозмашиностроения занимают одно из ведущих мест в составе реального сектора экономики России и играют главную роль в обеспечении механизации и технического перевооружения сельского хозяйства страны. В последние годы резко обострилась конкурентная борьба на рынке сельхозмашин в результате усиления позиций зарубежных компаний, организовавших свои производственные подразделения на территории России. Примером может служить международная компания «John Deere», которая является мировым производителем машин и оборудования для сельского хозяйства, создавшая через свои дочерние компании сеть предприятий с аналогичным видом деятельности. В России производит сельхозтехнику ООО «ДжонДирРусь», головной офис которого находится в Московской области, а филиал – в г. Оренбурге.
В ряде регионов предприятия сельхозмашиностроения составляют основу их экономики, обеспечивают занятость значительной части населения. Так, например, в Ростовской области – это ООО«КЗ«Ростсельмаш», на котором трудятся свыше 6тысяч человек, а продукция предприятия поставляется не только на отечественный рынок, но и в целый ряд зарубежных стран.
Пандемия COVID-19 также оказала свое негативное влияние на результаты деятельности предприятий, производящих сельхозтехнику, хотя и в меньших размерах по сравнению со сферой сервиса.
В сложившейся ситуации острую актуальность приобретает проблема улучшения использования экономического потенциала предприятий сельхозмашиностроения, как основы для повышения их конкурентоспособности в сложных условиях турбулентной экономики.
Анализ публикаций, связанных с исследованием экономического потенциала предприятий, позволил выявить довольно многочисленные дискуссии среди ученых и практических работников, по поводу его понятия, структуры, что вызывает необходимость более детально рассмотреть эту категорию.
В этимологическом плане слово «потенциал» происходит, с одной стороны, от французского слова «potential», т.е. «могущий быть», а с другой стороны, от латинского термина «potentia», которое трактуется как «сила» или «мощь».
Проведение хронологической стратификации различных подходов к изучению понятия «потенциал» позволяет сделать вывод, что его экономическая интерпретация получила свое развитие в конце 1980-х и начале 1990-х годов, когда появились работы таких известных российских экономистов, как Белоусов А.А. [1], Плышевский Б. [2], Пшеничников А.А. [3].
До настоящего времени среди исследователей экономического потенциала отсутствует единое мнение по поводу его сущностного содержания. Вместе с тем, можно выделить три принципиально различных подхода к его трактовке: ресурсный, результативный и целевой (стратегический) (таблица 1).
В настоящее время вопросы формирования, оценки и улучшения использования экономического потенциала промышленных предприятий также активно рассматриваются на страницах экономической печати [9, 10, 11].
Системная интеграция указанных подходов позволяет охарактеризовать экономический потенциал как определенную совокупность различных видов ресурсов, которые используются предприятием для достижения эффективных результатов своей деятельности, как в текущем, так и в стратегическом периодах.
Для системного исследования понятия экономического потенциала следует охарактеризовать его структурные компоненты. В этом отношении существуют самые различные предложения, их систематизация и учет специфики предприятий сельхозмашиностроения позволяют предложить следующий вариант (рисунок).
Таблица 1
Характеристика подходов к определению содержания экономического потенциала предприятия
Автор, источник |
Определение экономического потенциала |
Ресурсный подход |
|
Сосненко Л.С. [4] |
Совокупность ресурсов, которыми обладает хозяйствующий субъект |
Тимофеева Ю.В. [5] |
Совокупность ресурсов предприятия и также возможностей их использования |
Результативный подход |
|
Жигунова О.А. [6] |
Интегральная характеристика реальных возможностей предприятия обеспечивать свое устойчивое развитие |
Симионов А.Ю. [7] |
Способность предприятия к созданию и активному использованию своих материальных и нематериальных активов, трудовых ресурсов для обеспечения своей конкурентоспособности |
Ценовой (стратегический подход) |
|
АшимбаевТ.А. [8] |
Способность предприятия обеспечивать свое долговременное функционирование на рынке и достигать стратегических целей путем использования различных ресурсов |
Структура экономического потенциала предприятия сельхозмашиностроения
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что экономический потенциал предприятия сельхозмашиностроения – это комплексное понятие, которое включает ряд структурных элементов, что предполагает его системное улучшение использования.
Цель исследования состоит в обосновании основных направлений улучшения использования экономического потенциала предприятий сельхозмашиностроения в современных условиях.
Материалы и методы исследования
В качестве методов исследования были использованы статистические, динамические методы и методы анализа, синтеза, индукции и дедукции.
Результаты исследования и их обсуждение
Предлагается комплексный подход к выработке основных направлений улучшения использования структурных элементов предприятий сельхозмашиностроения (таблица 2).
Таблица 2
Основные направления улучшения использования структурных элементов предприятий сельхозмашиностроения в современных посткризисных условиях
Субпотенциал |
Направления улучшения использования |
1. Производственный |
1.1 Техническое перевооружение, реконструкция, модернизация производственных процессов изготовления сельхозтехники 1.2 Использование контрактов жизненного цикла для повышения уровня загрузки производственных мощностей 1.3 Организация выбора поставщиков комплектующих для сельхозтехники с использованием рейтинговой системы |
2. Кадровый |
2.1 Совершенствование материальной мотивации персонала за счет организации оплаты его труда по KRI – ключевым показателям эффективности 2.2 Организация оплаты работников интеллектуального труда с использованием грейдов 2.3 Совершенствование денежной нематериальной мотивации персонала за счет организации негосударственного пенсионного страхования 2.4 Организация непрерывного обучения различных категорий персонала с использованием цифровых форматов 2.5 Реализация социальных программ, направленных на создание комфортных и безопасных условий труда 2.6 Совершенствование системы подбора и отбора работников за счет использования рекрутинга |
3. Управленческий |
3.1 Повышение квалификации топ-менеджеров в сфере управленческой деятельности 3.2 Целенаправленное обучение управленческого резерва |
4. Финансовый |
4.1 Использование многоканального финансирования с использованием инструмента государственно-частного партнерства 4.2 Внедрение системы выявления и управления финансовыми рисками 4.3 Использование факторинга для уменьшения дебиторской задолженности |
5. Инновационный |
5.1 Организация на предприятиях специализированных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью 5.2 Организация корпоративных венчурных фондов 5.3 Подготовка и реализация инновационных проектов различной направленности 5.4 Организация премирования персонала за активную инновационную деятельность |
6. Интеллектуальный |
6.1 Содействие в получении инноваторами охранных документов на разработанные ними объекты интеллектуальной собственности 6.2 Создание надлежащих условий для развития творческой компоненты работников интеллектуального труда 6.3 Внедрение адекватных специфике интеллектуального труда моделей материальной и нематериальной мотивации |
7. Инвестиционный |
7.1 Получение инвестиций на льготных условиях из федерального и регионального фондов развития производства 7.2 Использование лизинга как источника дополнительного привлечения инвестиций 7.3 Получение государственных субсидий как производителей сельхозтехники для отечественного аграрного сектора |
8. Маркетинговый |
8.1 Совершенствование методов прогнозирования спроса на сельскохозяйственную технику 8.2 Внедрение CRM-систем для взаимоотношений с существующими и потенциальными покупателями сельскохозяйственной техники 8.3 Использование метода бенчмаркинга для изучения мнения основных категорий покупателей о качестве сельхозтехники 8.4 Совершенствование организационно-экономического механизма проведения маркетинговых исследований за счет использования digital-маркетинга 8.5 Использование digital-инструментов для продвижения сельхозтехники на внутренний и внешний рынки |
9. Цифровой |
9.1 Формирование и развитие цифровых компетенций у персонала предприятий 9.2 Перевод взаимоотношений с покупателями сельхозтехники в цифровой формат 9.3 Цифровая трансформация основных, вспомогательных и бизнес-процессов управления 9.4 Развитие интеллектуальных систем учета |
Заключение
Предприятия сельхозмашиностроения играют решающую роль в обеспечении аграрного сектора страны передовой техникой, чем способствуют решению проблемы ее продовольственной безопасности. В современных посткризисных условиях сохранения и дальнейшее укрепление конкурентоспособности отечественных производителей сельхозтехники актуализирует необходимость улучшения использования их экономического потенциала в разрезе отдельных структурных элементов. При этом должны быть учтены прогрессивные решения по всем направлениям менеджмента и маркетинга.