Введение
Измерение человеческого капитала осуществляется с целью анализа экономического роста, оценки долгосрочной устойчивости страны, измерения результатов и производительности сектора образования, распределению человеческого капитала между субъектами рыночной экономики.
В экономической литературе определение человеческого капитала различается, но в большинстве случаев акцент сделан на экономическую отдачу в виде более высоких доходов и экономического роста [1]. В тоже время, инвестиции в человеческий капитал приносят неэкономические выгоды в виде улучшения здоровья населения, повышение социальной ответственности и благосостояния и прочие важные для общества преимущества.
В отличие от основного капитала, который изнашивается в процессе использования, человеческий накапливается в виде компетенций по многим каналам. В течение всей жизни в различных ситуациях, посредством всех институтов социализации личности, через формальное и неформальное образование, на рабочих местах, даже через повседневную жизнь происходит накопление и развитие человеческого капитала [2].
Измерение запасов человеческого капитала может преследовать несколько целей, в частности – лучше понять факторы, способствующие экономическому росту, оценить долгосрочную устойчивость данного пути развития страны, а также оценить результаты и производительность сектора образования. Хотя все эти аспекты подчеркивают важность измерения общих запасов человеческого потенциала, все же недавние дискуссии по проблематике «помимо ВВП» стали причиной повышенного внимания к распределению человеческого капитала среди домохозяйств и индивидов, а также к вытекающим из него благам, невыражаемым в денежной форме [3].
Современное разнообразие подходов к измерению человеческого капитала затрудняет обработку результатов показателей как внутри страны, так и между ними. Исследование и систематизация методологических подходов к измерению человеческого капитала стало целью настоящей работы.
Материалы и методы исследования
Понятие человеческого капитала включает множество элементов, которые переплетены между собой, взаимообуславливают и дополняют друг друга, имея причинно-следственные связи между каждым типом инвестиций и соответствующие выгоды. Это означает, что объединение всех элементов в единую меру человеческого капитала методологически и методически сложная задача.
Одним из способов исследования человеческого капитала является изучение его составляющих в отделении от самого человека. Например, статус здоровья рассматривается как капитал здоровья [4], чтобы отличить связанные со здоровьем расходы между целями потребления и инвестициями. Особое внимание уделяется исследователями инвестициям в человеческий капитал в форме образования и его экономической отдаче.
Цель измерения человеческого капитала многогранна, в том числе для целей политики в области образования, учета экономического роста и анализа производительности, учета национального богатства, построения вспомогательных счетов, оценки устойчивости и измерения благосостояния и социального прогресса.
Даже само определение человеческого капитала, принятое организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), фокусируется на экономическом измерении получаемой пользы.
Результаты исследования и их обсуждение
ОЭСР предложил основные компоненты человеческого капитала (рисунок). Компоненты очень многогранны, они явные и неявные, личные и межличностные, диагностируемые и не диагностируемые, но в целом оказывающие влияние на будущую компетентность личности.
Методологические подходы в измерении человеческого капитала, чаще всего ориентированы на физические и денежные меры.
Ряд стран использует количественные показатели статистики образования, например, распределение населения по категориям образования, средняя продолжительность обучения и пр. Только несколько стран собирают качественные показатели, используя результаты исследования Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся и Программы международной оценки компетенций взрослых. Среди отдельных показателей человеческого капитала включают уровень грамотности взрослого населения, коэффициент охвата школьным образованием, среднюю продолжительность обучения в школе и др. [5].
Применяемый единый физический показатель человеческого капитала не позволяет целостно измерить различные аспекты способностей и компетенций, а в некоторых случаях недостаточно определяет взаимосвязь между образованием и запасом человеческого капитала [6]. В тоже время, денежные показатели, наоборот, объединили множество аспектов, влияющих на человеческий капитал. Например, оценки по доходному подходу позволяют сопоставить значимость демографических (возрастно-половая структура населения), образовательных факторов (количество людей с разным уровнем образования, коэффициент охвата) и факторов рынка труда (занятость населения) вероятность и заработок) [3].
Формирование и содержание человеческого капитала [3, с.10]
Затратный подход можно сравнить с непрерывной инвентаризацией основного капитала. Запас человеческого капитала измеряется как накопленная стоимость всех затрат, понесенных на его формирование, рассматриваемых как инвестиции в человеческий капитал. Имея в доступе данные о государственных и частных расходах на формальное образование, а также расходов на обучение без отрыва от производства, затратный подход относительно легко применять. В тоже время затратный подход не может учесть индивидуальные особенности образовательного процесса личности и будущее появление человеческого капитала, воплощенного в более компетентных людях.
Наиболее известное применение стоимостного подхода представлено Кендриком для Соединенных Штатов. Кендрик включал расходы на воспитание детей, расходы на образование и другие расходы, которые считаются имеющими образовательную ценность, стоимость студенческого времени, (т. е. заработок, упущенный студентами во время учебы). И. Эйснер, и Кендрик включили в свои оценки накопления человеческого капитала альтернативные издержки времени, проведенного учащимися в школе, а также фактические затраты на образование, понесенные как домохозяйствами (например, расходы на обучение и учебные материалы), так и правительствами (например, расходы на обучение и учебные материалы). расходы на заработную плату и инвестиции образовательных учреждений). Кендрик включил в инвестиции в человеческий капитал все расходы домохозяйств, связанные с воспитанием детей в возрасте до 14 лет, а также половину расходов домохозяйств на здоровье и безопасность, а другую половину рассматривал как потребление. Из-за отсутствия эмпирических данных для выбора нормы амортизации Кендрик использовал модифицированный метод двойного уменьшаемого остатка, а Эйснер использовал линейную амортизацию [7].
Подход измерения человеческого капитала, основанного на доходном методе, измеряет человеческий капитал как текущую стоимость ожидаемых будущих трудовых доходов, которые могут быть получены в течение жизни людей, живущих в настоящее время. Объединяя влияние широкого круга факторов (демография, смертность, образование и аспекты рынка труда), этот подход позволяет сравнивать относительную важность этих факторов и делать из оценок полезные выводы для политики. Йоргенсона и Фраумени [8].
Подход на основе дохода на протяжении жизни считается более перспективным для включения человеческого капитала в СНС в будущем. В тоже время не самым лучшим. Общеизвестно, что рынок труда не всегда функционирует идеально, так ставка заработной платы, используемая в качестве косвенного показателя способности зарабатывать, не всегда равна предельной стоимости определенного типа человеческого капитала. Собственно, сама заработная плата может уменьшаться в период экономического спада.
Выводы
В одном из докладов ОЭСР, человеческий капитал определяется как «знания, навыки, умения и другие особенности, заложенные в людях, которые способствуют созданию личного, социального и экономического благополучия» [3]. Данное определение включает различные навыки и умения, которые приобретаются на основе обучения и опыта, однако могут также включать и прирожденные качества. Некоторые аспекты мотивации и поведения, а также физическое, душевное и психическое здоровье также рассматриваются в этом более широком определении в качестве человеческого капитала.
Компоненты человеческого капитала, предложенные ОЭСР, отражают его многогранный характер. Например, они включают как общие навыки, так и навыки выполнения конкретной работы, притом, как неявные, так явные. Они охватывают не только когнитивные навыки, которые традиционно признавались на основании исследований в этой области, но и некогнитивные навыки, такие как глубоко личные и межличностные, которым придается все более важная роль в современном обществе.
В настоящее время многие страны используют определения человеческого капитала, которые сосредоточены на производительных способностях отдельных лиц и ограничивают измерение формальным образованием и экономической отдачей, получаемой отдельными лицами.
Все подходы к измерению человеческого капитала, имеют сильные и слабые стороны. Тем не менее, денежные показатели, полученные на основе подходов, основанных на затратах и доходах, возможно, должны иметь основной статус. Потому что эти показатели более сопоставимы с показателями для традиционного капитала, охватываемого СНС, а построение последней является одной из основных задач национальных статистических управлений.
До настоящего времени денежные показатели человеческого капитала, основанные на подходе дохода на протяжении всей жизни, в основном использовались для учета национального богатства [9], для измерения результатов сектора образования [10], для выявления движущих сил эволюции человеческого капитала [11] и для решения вопросов, связанных с благополучием и качеством жизни [3]. Данный подход применяется для стран с относительно более богатыми данными.
По-прежнему, остаются актуальными задачи по совершенствованию следующих аспектов данных в области измерения человеческого капитала:
1) обеспечение качества и доступности данных, необходимых для применения подхода на основе дохода на протяжении жизни;
2) наличие данных в разбивке по возрасту, полу и уровню образования;
3) уровень детализации данных о расходах на образование и образовательных продуктах с целью обеспечения соответствия международным статистическим классификациям, используемым в настоящее время в СНС [3].