Введение
Повышение уровня жизни является одной из наиболее важных стратегических задач, стоящих перед Россией уже долгие годы. Это связано с тем фактом, что в стране сохраняется относительно низкий уровень жизни, что определяется размерами прожиточного минимума и среднедушевых доходов, а также удельным весом населения, находящегося за чертой бедности [1, 2]. Кроме того, сохраняется существенный разрыв между уровнем средней заработной платы в стране, размерами пенсий, пособий и потребительскими расходами, которые с учетом уровня цен в экономике зачастую являются более существенными. Вместе с тем, размер устанавливаемого прожиточного минимума, являющегося базовой величиной, от которой формируются остальные доходные показатели, является крайне низким и не соответствует потребностям современного россиянина [3, 4].
Помимо несовершенства социально-экономической политики страны, свой вклад в снижение уровня жизни населения также вносят и экономические кризисы: мировой кризис 2008 года, кризис на фоне политического конфликта и санкции 2014 года, а также очередной кризис на фоне пандемии коронавируса в 2019-2020 годах, – все это оказывает существенное негативное влияние на экономику страны, способствуя снижению курса рубля и замедлению темпов экономического роста [5, 6]. Как следствие, происходит всплеск безработицы и уровня бедности, а реальные доходы населения снижаются. Частота экономических кризисов не позволяет экономике в полной мере восстановиться после очередной волны и достигнуть докризисного уровня ключевых показателей. В совокупности это стало причиной появления комплекса социально-экономических проблем, в том числе сопряженных с обеспечением достойного уровня жизни в стране, решить которые по-прежнему не удается [7, 8].
Цель исследования – провести оценку тенденций изменения уровня жизни населения России в текущих экономических условиях и определить основные угрозы его снижения.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования использовались данные сборника «Российский статистический ежегодник 2021» об основных показателях уровня жизни в России за период 2014-2020 гг. [9]. В рамках исследования дается оценка динамики номинальной и реальной средней заработной платы и среднедушевых доходов, а также величины прожиточного минимума, численности и доли бедного населения. Кроме того, рассматривается распределение населения по группам среднедушевых доходов, что дает возможность оценить тенденции в изменении уровня жизни населения страны. В качестве базисного периода выбран 2014 год, поскольку отражает социально-экономическую ситуацию в стране до начала экономического кризиса на фоне ухудшения внешнеполитической обстановки. Ограничен период исследования 2020 годом, связанным с началом очередного кризиса на фоне пандемии коронавируса. Исследование проводилось с использованием целого ряда методов и подходов, в том числе: интеллектуальный анализ данных и общенаучные инструменты анализа [10, 11].
Результаты исследования и их обсуждение
За исследуемый период отмечается устойчивая тенденция к росту величины средней заработной платы в стране: если в 2014 году показатель был равен 32,5 тыс. руб., то уже в 2018 году превысил 40 тыс. руб., а в 2020 году – превысил 50 тыс. руб. В результате, можно говорить о том, что в последние годы отмечается тренд к ускорению роста номинальной заработной платы, при этом общий прирост за 7 лет составил 57,8%. Однако более важное значение имеет оценка реальной средней заработной платы, рост которой не обусловлен инфляцией. Анализ динамики реальной средней заработной платы показал, что в 2015 году произошло снижение показателя на 9% относительно уровня базисного периода, что во многом обусловлено ухудшением общеэкономической ситуации в данный период. В последующие годы вновь наметился рост реальной заработной платы, который достиг наибольшего значения в 2018 году, когда увеличение составило 8,5%. Однако в последние 2 года вновь наметилась тенденция к снижению темпов роста реальной заработной платы до 4,8% и 3,8% в 2019-2020 гг. соответственно, однако положительным можно считать тот факт, что сохраняется тенденция к росту реальной заработной платы (рисунок 1).
Рис. 1. Динамика среднемесячной номинальной и реальной начисленной заработной платы в России в 2014-2020 гг.
Рис. 2. Динамика среднедушевых и реальных располагаемых денежных доходов населения России в 2014-2020 гг.
В свою очередь динамика номинальных среднедушевых доходов населения также имеет общую тенденцию к росту в исследуемом периоде, однако темпы ее менее существенны в сравнении со средней заработной платой. Так, в 2014 году показатель был равен 27,8 тыс. руб., а уже в следующем году превысил 30 тыс. руб. В последние годы отмечается замедление темпов роста среднедушевых доходов населения, в результате чего к 2020 году показатель достиг 36,1 тыс. руб., что на 30% выше уровня базисного периода. Вместе с тем оценки реальных располагаемых доходов населения показала, что в исследуемом периоде во всех годах, за исключением 2018-2019 гг. происходило снижение показателя, в том числе в наибольшей степени в 2016 году. После периода роста среднедушевых доходов в 2018-2019 гг. на уровне не более 1%, в 2020 году вновь произошел спад на 2%, что обусловлено началом пандемии коронавируса (рисунок 2).
Прожиточный минимум, как критерий черты бедности, также имеет устойчивую тенденцию к росту: за 7 лет показатель вырос с 8,1 тыс. руб. до 11,3 тыс. руб., что соответствует общему приросту на уровне 39,5%. При этом оценка реального изменения среднедушевого прожиточного минимума показала, что ощутимый прирост произошел в 2015 году – 20,5%. В последующие годы (до вплоть до 2019 года) ежегодный рост реальной величины прожиточного минимума не превышал 2,6%, а в 2019 году вновь произошло ускорение темпов роста показателя до 5,9%. В 2020 году рост реального размера прожиточного минимума снизился до 3,9%, что также обусловлено ухудшением экономической ситуации в стране на фоне очередного кризиса (рисунок 3).
Важным критерием, характеризующим уровень жизни в стране, является численность и доля населения, находящегося за чертой бедности, определяемой прожиточным минимумом. В результате, в 2014 году численность бедного населения принимала наименьше значение и была равна 16,1 млн чел., а уже к 2016 году резко выросла до 19,6 млн чел. на фоне ухудшения социально-экономической ситуации. В последующие годы наметилась тенденция к снижению численности бедного населения, которая сохранилась и в 2020 году, в результате чего к концу исследуемого показатель достиг 17,8 млн чел. При этом удельный вес бедного населения в 2015 году вырос до 13,3%, а в 2020 году составил 12,1%, что выше уровня 2014 года практически на 1%, но ниже, чем в кризисном 2015-м году (рисунок 4).
Оценка изменения структуры населения России по величине среднедушевых доходов показала общую тенденцию к росту удельного веса групп в более высокими средними доходами при одновременном снижении удельного веса групп с самыми низкими доходами.
Рис. 3. Динамика величины прожиточного минимума в среднем на душу населения России в 2014-2020 гг.
Рис. 4. Динамика численности и доли бедного населения в России в 2014-2020 гг.
Распределение населения России по величине среднедушевых денежных доходов в 2014-2020 гг.
Значение |
Изменение, % |
||||||
2014 |
2017 |
2019 |
2020 |
2017/2014 |
2019/2017 |
2020/2019 |
|
Все население, в том числе со среднедушевыми денежными доходами, руб. в месяц: |
100 |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
до 7000,0 |
5,5 |
5,4 |
4,1 |
3,5 |
-0,1 |
-1,3 |
-0,6 |
7000,1 – 10000,0 |
7,4 |
7,3 |
6,1 |
5,6 |
-0,1 |
-1,2 |
-0,5 |
10000,1 – 14000,0 |
11,7 |
11,5 |
10,1 |
9,7 |
-0,2 |
-1,4 |
-0,4 |
14000,1 – 19000,0 |
14,2 |
14,1 |
13 |
12,8 |
-0,1 |
-1,1 |
-0,2 |
19000,1 – 27000,0 |
18,3 |
18,2 |
17,9 |
18 |
-0,1 |
-0,3 |
0,1 |
27000,1 – 45000,0 |
23,2 |
23,3 |
24,6 |
25,3 |
0,1 |
1,3 |
0,7 |
45000,1 – 60000,0 |
8,8 |
8,9 |
10,1 |
10,5 |
0,1 |
1,2 |
0,4 |
60000,0 – 75000,0 |
10,9 |
4,7 |
5,5 |
5,8 |
-6,2 |
0,8 |
0,3 |
75000,0 – 100000,0 |
- |
3,6 |
4,5 |
4,7 |
- |
0,9 |
0,2 |
свыше 100000,0 |
- |
3 |
4,1 |
4,1 |
- |
1,1 |
- |
Стоит отметить, что с 2017 года в структуре населения по величине доходов произошли изменения: если прежде население с самыми высокими доходами включалось в группу свыше 60 тыс. руб., то теперь появились новые градации – 60-75 тыс. руб., 75-100 тыс. руб. и свыше 100 тыс. руб., что связано с закономерным ростом номинального размера среднедушевых доходов с течением времени. В целом за исследуемый период не произошло существенных изменений в структуре населения по группам доходов. К числу положительных тенденций можно отнести снижение доли населения с доходами менее 7 тыс. руб. на 2% за исследуемый период, а с доходами 7-10 тыс. руб. – на 1,8% (таблица).
При этом, как и прежде, самой многочисленной остается группа населения с доходами 27-45 тыс. руб., на которую в 2020 году стало приходится порядка четверти населения страны. Второй по удельному весу является группа населения с доходами 19-27 тыс. руб. – 18% в 2020 году, а третьей по доле – группа с доходами 14-19 тыс. руб. (12,8%). В свою очередь суммарно на группы населения с доходами выше 60 тыс. руб. в 2017 году приходилось 11,35, а к 2020 году показатель вырос до 14,6%. При этом среди групп населения самыми высокими доходами наиболее динамично растет категория 60-75 тыс. руб., доля которой в 2020 году составила 5,8%.
Заключение
Сегодня, как и прежде, в стране сохраняется достаточно низкий уровень жизни населения: несмотря на номинальный рост, реальные среднедушевые доходы не получили существенного увеличения в последние 7 лет и находятся практически на уровне 2014 года, притом, что на фоне кризисных явлений в экономике произошел повсеместный рост цен. Это свидетельствует о том, что фактическое снижение уровня жизни населения продолжается: сегодня порядка 17,8 млн человек находится за чертой бедности, имея доход ниже 11,3 тыс. руб., что составляет боле 12% от общей численности россиян. Несмотря на тенденцию к росту удельного веса групп населения с более высокими доходами при сокращении доли категорий населения с более низкими доходами, достаточно высокий уровень бедности свидетельствует о значимой социально-экономической дифференциации населения, которая на фоне череды экономических кризисов лишь усугубляется.
На фоне пандемии, ставшей угрозой роста бедности, произошло закрытие части бизнеса, снижение реальных доходов и рост безработицы. При этом, в условиях и без того высокой закредитованности, рост ключевой ставки привел к снижению доступности кредитных ресурсов, что фактически лишает население возможности решить свои финансовые проблемы за счет заемных средств в случае возникновения такой необходимости. Все это способствует росту бедности и банкротства среди россиян, притом, что степень участия государства в оказания социальной поддержки малоимущим и социально незащищенным слоям населения является минимальной. Кроме того, реализуемая социально-экономическая политика не содержит мероприятий, способных привести к качественным переменам в вопросах снижения уровня бедности и повышения качества жизни населения, в связи с чем это проблема по-прежнему остается актуальной.