Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1
1
-

Введение

Современная Россия в очередной раз стоит перед задачами формирования эффективной демократии, воспитания нового типа молодого гражданина, знающего и умеющего отстаивать свои права, а также соблюдать права других людей. Эти задачи предполагают формирование нового типа эффективной правовой политики и институтов правовой социализации молодежи [6].

Правовая социализация играет важную роль в развитии правовой и социальной системы социума. Для кардинального изменения негативных социальных трендов в сфере выработки у молодых людей навыков правового поведения необходимы комплексные социологические исследования социально-правовых процессов и переход к научнообоснованному регулированию процессов правовой социализации молодежи. С учетом того, что развитие социальных процессов и трансформаций в обществе во многом обусловлено влиянием прошлого, находящего свое отражение в национальной культуре, менталитете, ценностно-поведенческих матрицах, в данном исследовании акцентируется внимание на влиянии институциональных факторов на правовую социализацию молодежи и ход модернизационных процессов в России.

Исследование проблемы правовой социализации начато еще отечественными социологами советского периода. Первые социально-правовые исследования поведения молодежи проводились в контексте изучения социально-правовой активности молодых людей (Андреенкова Н.В., Казимирчук В.П. и пр.). Подчеркивалась ее особая роль в формировании советского человека и социалистического типа личности. Большое влияние на изучение молодежной проблематики в советских исследованиях оказали работы ленинградского социолога Кона И.С. [6].

В современных социологических исследованиях рассматриваются общие вопросы социализации молодежи в контексте изучения проблем социализации личности. Сформировавшимся социологическим направлением является изучение социализационных проблем отдельных категорий и групп российской молодежи: учащихся, студентов, рабочих и пр.

Эффективность государственного управления социологами определяется «как максимизация достижения целей путем использования ограниченных нейтральных средств» [16]. Тем самым эффективность определяется как превышение позитивных благ над негативными издержками и/или последствиями в условиях имеющегося выбора.

С этой точки зрения, вопрос развития правового сознания молодых людей не сводится к проблеме нехватки ресурсов в социуме. Ресурсов у государства, бизнеса и гражданского общества вполне достаточно для достижения целей развития правового государства. По мнению А. Хиршмана [20], эффективное развитие – это не столько вопрос увеличения количества задействованных ресурсов, сколько вопрос мобилизации ресурсов, которые скрыты, разбросаны или плохо используются.

Государственная пропаганда законопослушного образа жизни и правового поведения, повышение уровня информированности молодых людей об объективных последствиях правового нигилизма и противоправного поведения, а также проведение других профилактических мероприятий не требует больших финансовых затрат (хотя необходимо увеличить государственные расходы на устранение институциональных ограничений, создающих препятствия для развития правового сознания населения). Нужна политическая воля и убежденность государственных служащих в необходимости подобной правовой политики в молодежной сфере.

Профилактические меры государственных органов в сфере правовой социализации являются значимыми и эффективными, только если молодой человек может реально убедиться, что правовое поведение в социальном плане способствует достижению успеха и получению признания. Пока же ситуация прямо противоположения.

Просвещенческая деятельность образовательных учреждений должна быть направлена на пропаганду идей правового поведения, правовой ответственности и гражданского согласия [6]. Но невозможно просто в рамках лекционных занятий или семинаров в университетах рассказать молодым людям, что необходимо соблюдать законы и другие нормативно-правовые акты и ожидать, что они изменят свое социальное поведение в соответствии с услышанным.

Невозможно нацелить молодых людей на исполнение законодательства, механически описывая существующие гражданские и политические права, включая неприкосновенность личности и собственности, независимость суда, эффективность правоохранительной системы, свободу СМИ, и ожидать от них правового поведения.

Эффективность правового обучения молодых людей невозможна без квалифицированных и ответственных государственных служащих, способных служить нормой и примером для молодежи.

Основная идея государственной службы заключается в служении обществу, обеспечении устойчивости его развития, в укреплении основ государственности и реализации демократических принципов и условий становления гражданского общества [10] Предполагается, что «государственная власть есть власть служебная, прежде всего и преимущественно по отношению к правам граждан и праву вообще» [11].

Цель исследования состоит в выявлении особенностей влияния институциональных факторов на правовую социализацию российской молодежи в условиях модернизации общества. Исходя из сформулированной цели, в работе необходимо решить следующие исследовательские задачи:

1) проанализировать институциональную роль гражданского общества в развитии правовой социализации российской молодежи;

2) выявить институциональные механизмы развития и совершенствования правовой социализации российской молодежи в условиях модернизации.

Материал и методы исследования

Теоретико-методологической основой исследования в рамках постпозитивистской методологии послужил институциональный подход в социологии, разработанный в трудах российских и зарубежных социологов. Этот подход использовался для анализа институционального аспекта правовой социализации молодежи в российском социуме в сочетании теоретического и эмпирического уровней изучения проблемы [6].

Наряду с методологическим инструментарием социологии институтов в статье использовались концептуальные разработки в области социологии и права молодежи и образования для исследования социализационного влияния учреждений образования, СМИ, неправительственных организаций на становление правовой культуры и правового сознания российской молодежи. При изучении отношения молодых людей к правовым процессам и институтам использовались также положения социологии права.

При изучении темы использовались методы анализа и синтеза, методы аналогии, научного обобщения, а также логический и дедуктивный методы.

Результаты исследования и их обсуждение

Учитывая природную расположенность молодых людей к подражанию социальным стандартам в общественном поведении, для повышения результативности государственной политики в области продвижения правовых идей и ценностей необходимо большее внимание уделять существующим в социуме неформальным правовым институтам [5].

Одной из причин доминирования правового нигилизма и циничного отношения к правовым ценностям и нормам в среде чиновничества является фактическое отсутствие эффективной системы кадровой политики, которая должна заниматься повышением качества государственного управления, фильтрацией административных кадров в соответствии с законодательными требованиями и их карьерой. Кроме того, отсутствует единая административная система объективной оценки кадров с учетом их правовых и общественных знаний и навыков.

Поскольку карьерное продвижение государственного служащего зависит не столько от соблюдения им правовых норм, сколько от принадлежности к неформальным административным и политическим группировкам, сложившаяся институциональная среда фактически демотивирует чиновников к правовому поведению, особенно если ослаблены или даже отсутствуют институты гражданского контроля.

В последние годы государство особое внимание уделяет развитию программ по воспитанию у молодых людей патриотизма, подготовке их к будущей военной и гражданской службе Родине, выработке позитивного отношения к российской истории и культуре [2]. Этот социальный заказ реализуется в виде расширения государственного финансирования, предоставляемого соответствующим учебным заведениям.

Но невозможно воспитать будущих гражданских и политических лидеров, и дать возможность наиболее талантливым молодым людям попробовать себя в общественно значимой работе на благо страны без соответствующего правового образования или, как минимум, качественной правовой подготовки. В ее осуществлении особую роль играет современная система образования, в которой все больше используются современные электронные, личностно-ориентированные и компетентностные педагогические технологии. Использование новых технологий обеспечит повышение качества и доступности образования, упрощение процедур проверки знаний студентов, повышение открытости информации о качестве образовательной деятельности российских вузов. Возможно, это будет способствовать сокращению разрыва между возможностями получения образования у сельской и городской молодежи, поскольку, согласно данным исследователей, накопление образовательных ресурсов у сельской и городской молодежи происходит крайне неравномерно: там, где городская молодежь после окончания школы достигает более высокого уровня образования (преимущественно, высшего) по истечении 10 лет, сельская молодежь характеризуется более низким уровнем образования [9].

Российское государство по показателям государственных расходов на образование значительно отстает от стран Европы, хотя по показателям численности лиц, имеющих высшее образование, Россия порой опережает многие из европейских стран [3]. Речь идет, прежде всего, о качестве образования в России, которое не выдерживает на сегодняшний день международной конкуренции.

По мнению В.Г. Кинелева [8], «за десятилетия Россия прошла в организации и осуществлении просвещения и воспитания путь, на который Западу потребовались столетия». «Догоняющее развитие» позволяет применять используемые на Западе новейшие образовательные технологии эдьютейнмента [19], которые включают как концентрированное обучение специалистов, так и использование развлекающих методов.

Для эффективного правового образования необходимо чаще использовать небольшие группы студентов, больше времени тратить на решение практически ориентированных задач, использовать больше партиципаторных моделей, создающих позитивный образовательный климат. Предполагается, что такие технологии способствуют росту образовательного интереса у студентов. Однако в России не хватает специалистов в этой области.

Для решения этой проблемы необходимо повысить степень интерактивности российской системы образования, посредством развития дистанционных технологий. По силе педагогического воздействия, они могут быть не менее эффективными, чем обучение в студенческой аудитории.

Как подчеркивают исследователи, «качественное образование сегодня – это максимальное развитие индивидуальных творческих возможностей человека, его способностей к самообразованию и самообучению как основной ценностной установки в условиях непрерывного образования» [11]. Такой тип правового образования предполагает освоение индивидом правового способа повседневного мышления, позволяющего реализовать свои потребности институциональными способами, допустимыми с точки зрения правовых норм.

Именно в рамках высших образовательных учреждений молодые люди могут упорядочить свои обыденные представления о праве в единую систему ценностей и понятий, научиться устранять конфликтные и социально напряженные ситуации, действуя в соответствии с законодательством и пр.

Новые образовательные технологии необходимо использовать и на уровне школ. Необходимо вернуть в школьное образование предметы, в которых бы рассматривались правовые вопросы (в советское время в школах преподавался курс по «советскому государству и праву»). Остро стоит и проблема пополнения школьных учебных и соответствующих районных библиотек, которые посещают местные школьники, новой правовой и правозащитной литературой.

Образование должно поощрять чтение правовой литературы как условие формирования правового поведения. С этой целью необходимо расширение существующей системы и создание новых минибиблиотек по правовой и правозащитной тематике при образовательных учреждениях, молодежных лагерях и т.п. Наличие у молодых людей «фоновых» правовых знаний, полученных в соответствующих библиотеках, существенно облегчит организацию просветительской работы с молодежью в области правовой социализации.

Актуальной представляется разработка специальной федеральной программы по развитию системы правовой социализации в соответствии с юридическими и социальными нормами правового и демократического государства. Позитивным примером являлась федеральная программа «Молодежь России» [14], которую нужно дополнить правовым компонентом.

С точки зрения оптимального управленческого воздействия, государственная политика должна строиться на системе приоритетов и мер, направленных на создание социальных условий и институциональных возможностей для успешной правовой социализации молодежи. Реализация такой политики, разработанной органами власти в тесном сотрудничестве с образовательными учреждениями, постепенно поможет трансформировать негативную социально-правовую ситуацию в российском обществе.

Необходимы дальнейшие научные исследования социально-правовых процессов, в том числе процессов социализации молодых людей, которые должны включать подготовку информационно-аналитических материалов по обобщению международного опыта и передовой международной практики в сфере правовой социализации молодежи.

Определение перспектив дальнейших социологических исследований социальноправовой сферы выходит за пределы выбранного предметного ракурса. Но хотелось бы отметить, что в исследовании вопросов правовой социализации акцент нужно делать не столько на правовой проблематике, сколько на анализе сугубо социальных вопросов, которые, по сути, сводятся к проблеме обучения правовым нормам и правовому поведению в условиях институциональных ограничений.

Только на четкой научной основе можно создать институциональный механизм обмена опытом между регионами и достижение экономии от масштаба при использовании разработок и применении институциональной практики других регионов в социальноправовой сфере. По мнению О.А. Уржа [18], «любые изменения в обществе, перестройки, социальные и экономические преобразования должны основываться на абсолютном знании объекта преобразования». На практике многие российские реформы проводятся в условиях дефицита объективной научной информации и/или на основе непроверенных социальных данных. Как утверждают исследователи, «в этих условиях общее планирование образования оказывается невозможным даже при посредничестве государства. Оно способно лишь разработать программы образовательных реформ, опирающиеся на часто противоречащие друг другу принципы генерализации и спецификацию [15].

Улучшение качества государственной политики невозможно без обеспечения системной и независимой оценки качества и доступности государственных мер, их применения с участием гражданских активистов, своевременной коррекции административных мер. Для этого необходимо создание системы социологического мониторинга, который должен быть скоординирован в соответствии с учетом критериев и задач развития правового сознания и правовой компетентности молодых людей.

Мониторинг состояния государственного управления должен осуществляться не реже одного – двух разов в год. Как показывает управленческая практика, как только осуществляется мониторинг за любым социальным или экономическим показателем, он начинает улучшаться.

Как указывает известный специалист в области управления П.Г. Зинченко [17] «социологическая диагностика составляет первый этап в решении проблем управления и является обязательным элементом механизма принятия эффективных управленческих решений».

По мнению Ю Г. Волкова, в современном обществе, в том числе российском, сформировался острый запрос на диагностическое знание как способ распознавания, оценки и анализа реального состояния социальных объектов с целью их стабилизации или изменения [4]. Парадоксы российской действительности, по мнению этого ученого, заключаются в недостаточном использовании потенциала социологической диагностики, которая представляет собой процесс социологической интерпретации и объяснения социальных процессов и явлений, в том числе субъектно-мотивационной сферы деятельности индивидов [5].

В современной социологии существует несколько вариаций описания диагностических процедур. В таблице отражены взгляды на диагностику таких авторов как Алешниковой В.И [1], П.А. Капустина [7] и В.Ш. Раппопорт [13].

Среди различных диагностических процедур и соответствующих методологий не существует заведомо эффективных и заведомо неэффективных. Нет диагностик, которые подходят для любой управленческой ситуации или не подходят вообще. Границы применимости определяются институциональной спецификой в каждом партикулярном случае, особенностями управленческой системы, а также общим социологическим кругозором тех исследователей, которые предлагают управленцам для имплементации конкретные диагностические процедуры.

Поскольку не существует управленческих мер, пригодных к любым институциональным и социокультурным условиям, то комплексный мониторинг должен подразумевать социологический анализ процессов внедрения конкретной управленческой инициативы, а также учет ее ограничений и недостатков, которые можно устранить, не прибегая к дополнительным финансовым вложениям.

Для получения независимых данных о восприятии населением государственной политики необходимо периодическое анкетирование жителей регионов [6]. Анкетирование является одним из эффективных механизмов обратной связи для сбора и выполнения информационных запросов в сфере государственного управления. Именно анкетирование может обеспечить своевременное и полное информирование представителей органов власти об изменениях в установках общественности, о качестве и количестве информационных мер, реализуемых с целью повышения имиджа административных преобразований.

Масштабные социологические исследования позволят повысить эффективность бюджетных расходов и использования государственного имущества, а также оттестировать в пилотном режиме те или иные управленческие меры.

Заключение

Развитие правовой сферы, повышение качества правовой социализации требует не только серьезных финансовых ресурсов, но, прежде всего, существенного повышения эффективности административного функционирования. Без глубоких институциональных реформ расширение финансирования не даст необходимых результатов. И только после того, как все недостатки устранены, можно переходить к масштабированию новой институциональной практики.

Оценка эффективности мер по развитию системы правовой социализации должна осуществляться на основе четких статистических показателей и индикаторов, в соответствии с которыми будет оцениваться качество стратегического планирования государственной политики. Принятые индикаторы должны описывать привлечение в сферу правового просвещения молодежи дополнительных финансовых средств на основе сотрудничества с бизнес-сектором, развитие и закрепление положительных социально-правовых тенденций в обществе, снижение уровня социальной напряженности в социуме, снижение уровня правового нигилизма и цинизма в общественном сознании.

Чем больше органы государственной власти будут использовать мониторинговые процедуры, тем быстрее совершенствовались бы существующие практики обследований и сбора социальных данных о рисках, недостатках и эффектах разрабатываемой и проводимое государственными органами правовой политики, а также повысились бы результативность мониторинговой деятельности и достоверности анализируемых данных. По результатам мониторинга качества управления можно будет изменять существующие или разрабатывать новые показатели для использования с целью рационализации управленческой деятельности и повышения качества соответствующих разрабатываемых документов и нормативноправовой базы в целом.

Для повышения качества мониторинга необходимо проведение целевых информационных компаний, разъясняющих задачи и направления реформ в правовой сфере, необходимость разработки и реализации целевых программ обучения сотрудников органов государственной власти соответствующим компетенциям.

Правовая социализация российской молодежи включает не только получение правовых знаний, но и выработку правовых компетенций, навыков защищать и отстаивать свои права. В данном контексте значительную роль могут и должны играть гражданские организации, обладающие потенциалом обучения молодых людей эффективным навыкам правового поведения в условиях социальных и экономических вызовов модернизационной эпохи, административной неэффективности государственной системы, неготовности и нежелания части чиновничества следовать правовым нормам. Соучастие российской молодежи в деятельности некоммерческих организаций, которое предполагает «погружение» в соответствующую институциональную среду и весь комплекс нормативно-правовых отношений между гражданским обществом и государством, способствует формированию навыков правового поведения и гражданского правосознания, однако, в российской реальности не созданы институциональные условия для реализации структурами и институтами гражданского общества заложенного в них социализационного потенциала. В этих условиях правовая социализация молодежи в России, ограниченная влиянием традиционных социальных институтов (семья, образование), испытывающих продолжительный кризис, и СМИ с их манипулятивными технологиями, по-прежнему будет носить инфантильный характер.

Эффективная правовая социализация молодежи выступает основой высокой правовой культуры общества и источником правовой организации его жизни. Совершенствование правовой социализации молодежи в контексте реализации институциональных направлений предполагает активизацию и оптимизацию социализационного потенциала государственных и гражданских институтов, учреждений и структур в сфере правового обучения, воспитания и образования молодых жителей страны. Гипертрофирование роли государственных органов и системы формального образования приводит к недооценке институциональных возможностей гражданских организаций в развитии системы правовой социализации молодежи [6]. Однако эффективное развитие механизмов правовой социализации молодежи предполагает чёткую работу различных институциональных систем (системы образования, правоохранительные структуры, органы местного самоуправления, гражданские организации и т.д.) на основе транспарентных механизмов, позволяющих успешно и в комплексе развивать навыки правового поведения у молодых людей.

Иными словами, необходимы изменения институционально-регулятивных условий жизнедеятельности общества, с тем, чтобы осуществляемая в России по декларативному сценарию модернизация приняла реальный характер, став источником трансформации институциональных механизмов правовой социализации молодежи.