Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) признаётся едва ли не главным показателем рентабельности, эффективности деятельности коммерческой, в т.ч. сельскохозяйственной, организации, т.к. обобщает различные стороны хозяйственной деятельности организации [1], с другой стороны, сельское хозяйство функционирует во многом благодаря государственной поддержке [2].
Среди исследований, посвящённых влиянию государственной поддержки на эффективность сельскохозяйственной организации, в т.ч. по показателю рентабельности собственного капитала, можно выделить публикации А.Т. Стадника, С.А. Шелковникова, С.Н. Матвиенко и др. [3, 4]. В научных трудах обозначенных и ряда других авторов, это влияние формализуется в т.ч. через так называемый «эффект государственной поддержки» (эффект субсидирования), который показывает прирост рентабельности собственного капитала за счёт государственной поддержки (по аналогии с эффектом финансового рычага). «Эффект государственной поддержки» является составной частью «эффекта внешнего финансирования» [5] (свидетельствующего о мере прироста рентабельности собственного капитала за счёт кредитного финансирования и государственной поддержки). Вместе с тем, непосредственное, факторное выражение влияния государственной поддержки на целевой показатель рентабельности собственного капитала должного распространения не получило.
Целью исследования является формализованное представление влияния государственной поддержки на значение показателя рентабельности собственного капитала и анализ влияния факторов государственной поддержки на финансовую рентабельность сельскохозяйственных организаций Новосибирской области.
Материалы и методы исследования
Исследование выполнено по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности сельскохозяйственных организаций Новосибирской области за 2011-2020 гг. в составе бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах (прибылях и убытках). Методы исследования – моделирование, расширение, расчёт абсолютных и относительных показателей (коэффициентов). Основой для построения авторской четырёхфакторной модели послужила трёхфакторная модель рентабельности собственного капитала фирмы «Дюпон».
Результаты исследования и их обсуждение
Модель рентабельности собственного капитала от фирмы «Дюпон» – трёхфакторная, мультипликативная, что позволяет применять различные приёмы факторного анализа и выделить влияние факторов рентабельности продаж (по чистой прибыли), (коэффициента) оборачиваемости активов и мультипликатора капитала (рассчитываемого как отношение среднегодовой суммы активов к среднегодовой сумме собственного капитала):
Рск = Рпр × Коб.акт × МК, (1)
где Рск – рентабельность собственного капитала, %;
Рпр – рентабельность продаж (по чистой прибыли), %;
Коб.акт – коэффициент оборачиваемости активов, оборотов;
МК – мультипликатор капитала, руб/руб.
Дополнив существующую трёхфакторную модель рентабельности собственного капитала показателем государственной поддержки, получим следующий результат:
Рск = (ЧП / В × 100) × (В / ГП) ×
× (ГП / А) × (А / СК), (2)
где ЧП – чистая прибыль, млн руб.;
В – выручка, млн руб.;
ГП – государственная поддержка, млн руб.;
А – активы (среднегодовая величина), млн руб.;
СК – собственный капитал (среднегодовая величина), млн руб.
Оставив неизменными показатели рентабельности продаж и мультипликатора капитала, получим два новых соотношения – (В / ГП) и (ГП / А):
Рск = Рпр × (В / ГП) × (ГП / А) × МК, (3)
Соотношение (В / ГП) показывает соответственно степень превышения выручкой величины государственной поддержки. Нормативных ограничений по данному показателю (соотношению) не устанавливается, но очевидно, что даже в условиях увеличения государственной поддержки показатель выручки должен расти опережающими темпами и при проведении факторного анализа негативная динамика обозначенного соотношения будет расцениваться отрицательно, т.к. это способствует снижению целевого показателя. Иными словами, сельскохозяйственная организация, несмотря на получение государственных средств (субсидий), по-прежнему должна рассчитывать прежде всего на собственные силы, увеличение продаж собственной продукции (товаров, работ, услуг).
Второе вводимое соотношение (ГП / А) даёт возможность проследить вклад государства в имущественный потенциал сельскохозяйственной организации (по показателю итога баланса) и при прочих равных условиях увеличение государственной поддержки именно в части пополнения суммарных активов, расширения имущественного (производственного) потенциала будет способствовать росту рентабельности вложений собственников (имеющихся и потенциально новых) в бизнес сельскохозяйственной организации.
Используя представленный аналитический инструментарий, можно рассчитать влияние факторов, в т.ч. связанных с государственной поддержкой, на изменение результирующего показателя рентабельности собственного капитала сельскохозяйственных организаций Новосибирской области за 2011-2020 гг. (таблица).
Проведём анализ факторов изменения результирующего показателя рентабельности собственного капитала, акцентируя внимание прежде всего на факторах, связанных с государственной поддержкой сельскохозяйственных организаций.
По итогам 2011 г. рентабельность собственного капитала сельскохозяйственных организаций Новосибирской области возросла с 13,93% до 15,44% (на 1,51 процентных пункта (п.п.)), а фактор отношения выручки к государственной поддержке был единственным фактором, оказавшим отрицательное воздействие, величина которого была, однако, полностью перекрыта совокупным влиянием остальных факторов.
Сохранение отрицательного влияния фактора выручки к господдержке по итогам 2012 г. свидетельствует о том, что соотношение темпов роста выручки и государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Новосибирской области снова было неадекватным (107,09% против 120,40% в 2011 г. и 107,72% против 125,51% в 2012 г.) (вместе с тем, основным фактором негативных изменений в 2012 г. было падание рентабельности продаж (-5,18 п.п.), рентабельность сократилась до 10,32%).
Отрицательное влияние фактора выручки к господдержке по итогам 2013 г. обусловлено тем, что в условиях увеличения государственной поддержки (на 11,27%) выручка сельскохозяйственных организаций Новосибирской области сократилась (на 2,43%). Вместе с тем, значение финансовой рентабельности возросло – до 12,94%.
По итогам 2011-2013 гг. влияние фактора удельного веса государственной поддержки в среднегодовой величине активов сельскохозяйственных организаций Новосибирской области было положительным, однако непосредственно значение показателя остаётся невысоким – 0,05, т.е. на каждый рубль активов приходилось лишь 5 коп. государственной поддержки.
В 2014-2015 гг. выделяемые автором факторы являлись наиболее крупными, определяющими изменение результирующего показателя (до 16,88% (+3,95 п.п.) по итогам 2014 г. и 17,06% (+0,18 п.п.) по итогам 2015 г.). Так, по итогам 2014 г. фактор отношения выручки к государственной поддержке составил 4,15 п.п., что вкупе с влиянием фактора роста рентабельности продаж (2,07 п.п.) существенно перекрыло отрицательное влияние факторов отношения господдержки к активам (-2,11 п.п.) и мультипликатора капитала (-0,16 п.п.). В 2015 г. сумма влияния факторов выручки к государственной поддержке, а также рентабельности продаж (2,21 п.п. и 0,08 п.п.), превысила сумму влияния факторов доли государственной поддержки в активах и мультипликатора капитала (-1,17 п.п. и -0,94 п.п. соответственно).
Влияние факторов на рентабельность собственного капитала сельскохозяйственных организаций Новосибирской области за 2011-2020 гг., %
Фактор |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Рпр |
2,26 |
-5,18 |
3,45 |
2,07 |
0,08 |
-1,67 |
-2,12 |
-2,11 |
0,88 |
2,89 |
В/ГП |
-1,79 |
-1,45 |
-1,70 |
4,15 |
2,21 |
-0,60 |
1,16 |
-0,32 |
10,81 |
-0,57 |
ГП/А |
0,36 |
1,30 |
0,43 |
-2,11 |
-1,17 |
0,62 |
-2,31 |
-0,20 |
-10,50 |
0,60 |
МК |
0,68 |
0,21 |
0,43 |
-0,16 |
-0,94 |
-0,43 |
-0,03 |
0,32 |
0,38 |
0,63 |
Итого |
1,51 |
-5,12 |
2,62 |
3,95 |
0,18 |
-2,09 |
-3,31 |
-2,32 |
1,58 |
3,54 |
По итогам 2016 г. только увеличение направления государственных средств в активы сельскохозяйственных организаций создавало основу для роста целевого показателя (0,62 п.п.), однако итоговое значение рентабельности составило 14,97% (-2,09 п.п.), чтобы было обусловлено падением чистой рентабельности продаж (влияние фактора -1,67 п.п.), сокращением отдачи в виде выручки с каждого рубля государственной поддержки (-0,60 п.п.), а также ослаблением мультипликатора капитала (-0,43 п.п.).
В 2017 г. направленность влияния вводимых автором в модели (3) факторов изменилась на противоположную – рентабельность собственного капитала сократилась до 11,66% (на 3,31 п.п.) по причине сокращения доли государственной поддержки в активах (-2,31 п.п.), падения рентабельности продаж (-2,12 п.п.) и дальнейшего ослабления мультипликатора капитала (-0,03 п.п.) в условиях увеличения отдачи по выручке с 1 руб. государственной поддержки (1,16 п.п.), что, однако, было явно недостаточным для перекрытия совокупного негативного влияния обозначенных выше факторов.
По итогам 2018 г. сложилась ситуация, в целом нетипичная для предыдущих и последующих периодов – оба фактора государственной поддержки оказали негативное воздействие – и выручка с рубля государственной поддержки, и удельный вес государственной поддержки в среднегодовой сумме активов. В первом случае это объясняется отставанием темпа роста выручки по сравнению с темпом роста государственной поддержки (106,17% против 109,90%), во втором случае – тем, что рост имущественного потенциала сельскохозяйственных организаций Новосибирской области обеспечивался преимущественно за счёт иных источников, не государственной помощи (темп роста государственной поддержки 109,90%, темп роста среднегодовой суммы активов 112,28%; на каждый рубль активов стало приходиться уже 4 коп. государственных средств).
Резкое сокращение государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Новосибирской области в 2019 г. (до 2106 млн руб. против рекордных 3718 млн руб. годом ранее) привело к получению экстремальных значений влияния факторов, связанных с государственной поддержкой – (плюс) 10,81 п.п. по соотношению выручки к государственной поддержки и -10,50 п.п. по удельному весу государственной поддержки в активах. Т.е. даже в условиях сокращения государственной поддержки, сельскохозяйственные организации Новосибирской области смогли обеспечить рост продаж, однако этот положительный результат был в значительной степени (но не полностью) нивелирован сокращением удельного веса государственной поддержки расширения имущественного потенциала сельскохозяйственных организаций. Тем не менее, сальдо данных факторов положительно (0,31 п.п.), что вкупе с положительным влиянием факторов роста рентабельности продаж и увеличения мультипликатора капитала (0,88 п.п. и 0,38 п.п. соответственно) дало возможность нарастить финансовую рентабельность с 9,35% до 10,92% (на 1,58 п.п.).
По состоянию на конец 2020 г. рентабельность собственного капитала сельскохозяйственным организациям Новосибирской области удалось довести до 14,47% (на 3,54 п.п.), в т.ч. за счёт роста рентабельности продаж (2,89 п.п.), увеличения доли государственной поддержки в активах (0,60 п.п.) (непосредственно сумма государственной поддержки возросла до 2585 млн руб.) и увеличения мультипликатора капитала (0,63 п.п.) в условиях снижения отдачи от государственной поддержки в виде выручки (-0,57 п.п.). Вместе с тем, необходимо отметить, что на каждый рубль активов сельскохозяйственных организаций Новосибирской области в 2019-2020 гг. приходилось лишь 2 коп. государственных средств в то время как в 2011-2016 гг. 5 коп.
Заключение
Таким образом, вводимые автором в научный оборот и деловую практику факторы государственной поддержки оказывают ярко выраженное влияние на изменение результирующего показателя рентабельности собственного капитала, что свидетельствует об их высокой теоретической и практической значимости. В соответствии с полученными по итогам 2011-2020 гг. результатами можно сделать вывод о том, что государственная поддержка расширения имущественного потенциала сельскохозяйственных организаций области была недостаточной и не создавала при этом нужного импульса для опережающего роста производства и продаж.