Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

THE IMPACT OF STATE SUPPORT ON THE RETURN ON EQUITY OF AGRICULTURAL ORGANIZATIONS

Tishurov S.A. 1 Grigoriev N.V. 2
1 Novosibirsk State University
2 Krasnoyarsk State University
The expansion of the three-factor model of the return on equity indicator due to the introduction of the indicator of state support allows us to highlight the impact of new factors – returns in the form of revenue from each ruble of public funds and the share of state support in the organization’s assets. The analysis according to the data of agricultural organizations of the Novosibirsk region allows us to consider the indicators introduced into circulation theoretically and practically significant, because for a number of periods the influence of the factors introduced by the author on the resulting indicator was decisive. State support of agricultural organizations in the Novosibirsk region created an adequate response in the form of outstripping revenue growth not for all periods of the analyzed range. The state’s participation in the expansion of the property and production potential of agricultural organizations in the Novosibirsk region is defined as insignificant and has negative dynamics.
return on equity
state support
efficiency of state support
return on sales
revenue to state support
share of state support in assets
capital multiplier

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что, с одной стороны, рентабельность собственного капитала (финансовая рентабельность) признаётся едва ли не главным показателем рентабельности, эффективности деятельности коммерческой, в т.ч. сельскохозяйственной, организации, т.к. обобщает различные стороны хозяйственной деятельности организации [1], с другой стороны, сельское хозяйство функционирует во многом благодаря государственной поддержке [2].

Среди исследований, посвящённых влиянию государственной поддержки на эффективность сельскохозяйственной организации, в т.ч. по показателю рентабельности собственного капитала, можно выделить публикации А.Т. Стадника, С.А. Шелковникова, С.Н. Матвиенко и др. [3, 4]. В научных трудах обозначенных и ряда других авторов, это влияние формализуется в т.ч. через так называемый «эффект государственной поддержки» (эффект субсидирования), который показывает прирост рентабельности собственного капитала за счёт государственной поддержки (по аналогии с эффектом финансового рычага). «Эффект государственной поддержки» является составной частью «эффекта внешнего финансирования» [5] (свидетельствующего о мере прироста рентабельности собственного капитала за счёт кредитного финансирования и государственной поддержки). Вместе с тем, непосредственное, факторное выражение влияния государственной поддержки на целевой показатель рентабельности собственного капитала должного распространения не получило.

Целью исследования является формализованное представление влияния государственной поддержки на значение показателя рентабельности собственного капитала и анализ влияния факторов государственной поддержки на финансовую рентабельность сельскохозяйственных организаций Новосибирской области.

Материалы и методы исследования

Исследование выполнено по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности сельскохозяйственных организаций Новосибирской области за 2011-2020 гг. в составе бухгалтерского баланса и отчёта о финансовых результатах (прибылях и убытках). Методы исследования – моделирование, расширение, расчёт абсолютных и относительных показателей (коэффициентов). Основой для построения авторской четырёхфакторной модели послужила трёхфакторная модель рентабельности собственного капитала фирмы «Дюпон».

Результаты исследования и их обсуждение

Модель рентабельности собственного капитала от фирмы «Дюпон» – трёхфакторная, мультипликативная, что позволяет применять различные приёмы факторного анализа и выделить влияние факторов рентабельности продаж (по чистой прибыли), (коэффициента) оборачиваемости активов и мультипликатора капитала (рассчитываемого как отношение среднегодовой суммы активов к среднегодовой сумме собственного капитала):

Рск = Рпр × Коб.акт × МК, (1)

где Рск – рентабельность собственного капитала, %;

Рпр – рентабельность продаж (по чистой прибыли), %;

Коб.акт – коэффициент оборачиваемости активов, оборотов;

МК – мультипликатор капитала, руб/руб.

Дополнив существующую трёхфакторную модель рентабельности собственного капитала показателем государственной поддержки, получим следующий результат:

Рск = (ЧП / В × 100) × (В / ГП) ×

× (ГП / А) × (А / СК), (2)

где ЧП – чистая прибыль, млн руб.;

В – выручка, млн руб.;

ГП – государственная поддержка, млн руб.;

А – активы (среднегодовая величина), млн руб.;

СК – собственный капитал (среднегодовая величина), млн руб.

Оставив неизменными показатели рентабельности продаж и мультипликатора капитала, получим два новых соотношения – (В / ГП) и (ГП / А):

Рск = Рпр × (В / ГП) × (ГП / А) × МК, (3)

Соотношение (В / ГП) показывает соответственно степень превышения выручкой величины государственной поддержки. Нормативных ограничений по данному показателю (соотношению) не устанавливается, но очевидно, что даже в условиях увеличения государственной поддержки показатель выручки должен расти опережающими темпами и при проведении факторного анализа негативная динамика обозначенного соотношения будет расцениваться отрицательно, т.к. это способствует снижению целевого показателя. Иными словами, сельскохозяйственная организация, несмотря на получение государственных средств (субсидий), по-прежнему должна рассчитывать прежде всего на собственные силы, увеличение продаж собственной продукции (товаров, работ, услуг).

Второе вводимое соотношение (ГП / А) даёт возможность проследить вклад государства в имущественный потенциал сельскохозяйственной организации (по показателю итога баланса) и при прочих равных условиях увеличение государственной поддержки именно в части пополнения суммарных активов, расширения имущественного (производственного) потенциала будет способствовать росту рентабельности вложений собственников (имеющихся и потенциально новых) в бизнес сельскохозяйственной организации.

Используя представленный аналитический инструментарий, можно рассчитать влияние факторов, в т.ч. связанных с государственной поддержкой, на изменение результирующего показателя рентабельности собственного капитала сельскохозяйственных организаций Новосибирской области за 2011-2020 гг. (таблица).

Проведём анализ факторов изменения результирующего показателя рентабельности собственного капитала, акцентируя внимание прежде всего на факторах, связанных с государственной поддержкой сельскохозяйственных организаций.

По итогам 2011 г. рентабельность собственного капитала сельскохозяйственных организаций Новосибирской области возросла с 13,93% до 15,44% (на 1,51 процентных пункта (п.п.)), а фактор отношения выручки к государственной поддержке был единственным фактором, оказавшим отрицательное воздействие, величина которого была, однако, полностью перекрыта совокупным влиянием остальных факторов.

Сохранение отрицательного влияния фактора выручки к господдержке по итогам 2012 г. свидетельствует о том, что соотношение темпов роста выручки и государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Новосибирской области снова было неадекватным (107,09% против 120,40% в 2011 г. и 107,72% против 125,51% в 2012 г.) (вместе с тем, основным фактором негативных изменений в 2012 г. было падание рентабельности продаж (-5,18 п.п.), рентабельность сократилась до 10,32%).

Отрицательное влияние фактора выручки к господдержке по итогам 2013 г. обусловлено тем, что в условиях увеличения государственной поддержки (на 11,27%) выручка сельскохозяйственных организаций Новосибирской области сократилась (на 2,43%). Вместе с тем, значение финансовой рентабельности возросло – до 12,94%.

По итогам 2011-2013 гг. влияние фактора удельного веса государственной поддержки в среднегодовой величине активов сельскохозяйственных организаций Новосибирской области было положительным, однако непосредственно значение показателя остаётся невысоким – 0,05, т.е. на каждый рубль активов приходилось лишь 5 коп. государственной поддержки.

В 2014-2015 гг. выделяемые автором факторы являлись наиболее крупными, определяющими изменение результирующего показателя (до 16,88% (+3,95 п.п.) по итогам 2014 г. и 17,06% (+0,18 п.п.) по итогам 2015 г.). Так, по итогам 2014 г. фактор отношения выручки к государственной поддержке составил 4,15 п.п., что вкупе с влиянием фактора роста рентабельности продаж (2,07 п.п.) существенно перекрыло отрицательное влияние факторов отношения господдержки к активам (-2,11 п.п.) и мультипликатора капитала (-0,16 п.п.). В 2015 г. сумма влияния факторов выручки к государственной поддержке, а также рентабельности продаж (2,21 п.п. и 0,08 п.п.), превысила сумму влияния факторов доли государственной поддержки в активах и мультипликатора капитала (-1,17 п.п. и -0,94 п.п. соответственно).

Влияние факторов на рентабельность собственного капитала сельскохозяйственных организаций Новосибирской области за 2011-2020 гг., %

Фактор

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Рпр

2,26

-5,18

3,45

2,07

0,08

-1,67

-2,12

-2,11

0,88

2,89

В/ГП

-1,79

-1,45

-1,70

4,15

2,21

-0,60

1,16

-0,32

10,81

-0,57

ГП/А

0,36

1,30

0,43

-2,11

-1,17

0,62

-2,31

-0,20

-10,50

0,60

МК

0,68

0,21

0,43

-0,16

-0,94

-0,43

-0,03

0,32

0,38

0,63

Итого

1,51

-5,12

2,62

3,95

0,18

-2,09

-3,31

-2,32

1,58

3,54

По итогам 2016 г. только увеличение направления государственных средств в активы сельскохозяйственных организаций создавало основу для роста целевого показателя (0,62 п.п.), однако итоговое значение рентабельности составило 14,97% (-2,09 п.п.), чтобы было обусловлено падением чистой рентабельности продаж (влияние фактора -1,67 п.п.), сокращением отдачи в виде выручки с каждого рубля государственной поддержки (-0,60 п.п.), а также ослаблением мультипликатора капитала (-0,43 п.п.).

В 2017 г. направленность влияния вводимых автором в модели (3) факторов изменилась на противоположную – рентабельность собственного капитала сократилась до 11,66% (на 3,31 п.п.) по причине сокращения доли государственной поддержки в активах (-2,31 п.п.), падения рентабельности продаж (-2,12 п.п.) и дальнейшего ослабления мультипликатора капитала (-0,03 п.п.) в условиях увеличения отдачи по выручке с 1 руб. государственной поддержки (1,16 п.п.), что, однако, было явно недостаточным для перекрытия совокупного негативного влияния обозначенных выше факторов.

По итогам 2018 г. сложилась ситуация, в целом нетипичная для предыдущих и последующих периодов – оба фактора государственной поддержки оказали негативное воздействие – и выручка с рубля государственной поддержки, и удельный вес государственной поддержки в среднегодовой сумме активов. В первом случае это объясняется отставанием темпа роста выручки по сравнению с темпом роста государственной поддержки (106,17% против 109,90%), во втором случае – тем, что рост имущественного потенциала сельскохозяйственных организаций Новосибирской области обеспечивался преимущественно за счёт иных источников, не государственной помощи (темп роста государственной поддержки 109,90%, темп роста среднегодовой суммы активов 112,28%; на каждый рубль активов стало приходиться уже 4 коп. государственных средств).

Резкое сокращение государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Новосибирской области в 2019 г. (до 2106 млн руб. против рекордных 3718 млн руб. годом ранее) привело к получению экстремальных значений влияния факторов, связанных с государственной поддержкой – (плюс) 10,81 п.п. по соотношению выручки к государственной поддержки и -10,50 п.п. по удельному весу государственной поддержки в активах. Т.е. даже в условиях сокращения государственной поддержки, сельскохозяйственные организации Новосибирской области смогли обеспечить рост продаж, однако этот положительный результат был в значительной степени (но не полностью) нивелирован сокращением удельного веса государственной поддержки расширения имущественного потенциала сельскохозяйственных организаций. Тем не менее, сальдо данных факторов положительно (0,31 п.п.), что вкупе с положительным влиянием факторов роста рентабельности продаж и увеличения мультипликатора капитала (0,88 п.п. и 0,38 п.п. соответственно) дало возможность нарастить финансовую рентабельность с 9,35% до 10,92% (на 1,58 п.п.).

По состоянию на конец 2020 г. рентабельность собственного капитала сельскохозяйственным организациям Новосибирской области удалось довести до 14,47% (на 3,54 п.п.), в т.ч. за счёт роста рентабельности продаж (2,89 п.п.), увеличения доли государственной поддержки в активах (0,60 п.п.) (непосредственно сумма государственной поддержки возросла до 2585 млн руб.) и увеличения мультипликатора капитала (0,63 п.п.) в условиях снижения отдачи от государственной поддержки в виде выручки (-0,57 п.п.). Вместе с тем, необходимо отметить, что на каждый рубль активов сельскохозяйственных организаций Новосибирской области в 2019-2020 гг. приходилось лишь 2 коп. государственных средств в то время как в 2011-2016 гг. 5 коп.

Заключение

Таким образом, вводимые автором в научный оборот и деловую практику факторы государственной поддержки оказывают ярко выраженное влияние на изменение результирующего показателя рентабельности собственного капитала, что свидетельствует об их высокой теоретической и практической значимости. В соответствии с полученными по итогам 2011-2020 гг. результатами можно сделать вывод о том, что государственная поддержка расширения имущественного потенциала сельскохозяйственных организаций области была недостаточной и не создавала при этом нужного импульса для опережающего роста производства и продаж.