Введение
Пандемия коронавирусной инфекции повлияла на изменения правил игры на мировом рынке энергоресурсов и вызвала рецессию в системе экономик всех без исключения стран, восстановительные процессы в которой будут продолжаться еще довольно длительное время. Одним из основополагающих факторов восстановления баланса в системе экономики отдельных государств является корректировка действующей энергетической политики, которая коррелирует с важнейшими социально-экономическими показателями развития, выступает одним из приоритетов национальной и экономической безопасности и определяет уровень благосостояния населения [1–3].
Общая ситуация на рынке характеризуется турбулентностью, вследствие колебания цен на рынке нефти, изменения личного потребления, ориентира на производство энергетики на основе возобновляемых источников энергии, снижение экономической активности в целом. В условиях введения жесткого карантина в странах мира, вследствие пандемии, уменьшился спрос на электроэнергию в промышленных целях и, одновременно, прослеживается рост потребности со стороны населения из-за введения дистанционного обучения в образовательных учреждениях, необходимости организации трудовой деятельности сотрудников компаний в удаленном формате, а также использовании различных форм взаимодействия в режиме онлайн [4].
Влияние процессов цифровизации общества влечет изменение потребности в энергоресурсах, а также повышает спрос на различные виды энергии, производимой на основе возобновляемых источниках энергии, что позволяет управлять экологическими рисками и способствует производству экологически чистой продукции (работ, услуг). То есть новый этап развития на мировой арене, который предполагает комплексный учет макроэкономических шоков, а также совершенствование действующей инновационно-инвестиционной политики, способной оперативно реагировать на общемировые тенденции [5].
Цель исследования заключается в исследовании основных трендов на международном рынке энергоресурсов, включая динамику спроса на энергоресурсы в целом и в частности на энергоресурсы на основе возобновляемых источников энергии, сложившихся в условиях влияния коронавирусной пандемии. Особое внимание уделено анализу бюджетов стран – участников международного рынка в части НИОКР в сфере низкоуглеродной энергетики, а также тенденциям политики стран в сфере низкоуглеродной энергетики, что позволило выделить четыре группы стран по уровню размера НИОКР в расчете на 1 тыс. ВВП и выделить основные приоритетные направления развития биоэнергетики с учетом влияния макроэкономических шоковых событий.
Материалы и методы исследования
Для выполнения исследования с целью изучения специфики ситуации на мировом энергетическом рынке с учетом современных вызовов коронавирусной инфекции, были использованы информационные сведения международного энергетического агентства в части прогнозных темпов ВВП, темпов потребления электроэнергии, в том числе и на основе возобновляемых источников энергии, а также данных о НИОКР в сфере низкоуглеродной энергетики государств мира, а также сведения, содержащиеся в открытом доступе в сети Интернет и периодических изданиях, отражающих современные тенденции на рынке энергоресурсов. В качестве методологической базы исследования были использованы методы анализа, синтеза, обобщения информации, структурно-функциональные, табличной и графической визуализации фактологической информации.
Результаты исследования и их обсуждение
Ситуация в мире, вызванная пандемией коронавируса, привела к рецессии экономик ведущих стран мира, что вызвало усиление внимания со стороны правительств к различного рода стимулирующим мерам для устранения шоковых последствий. Это в результате приведет, по прогнозам МВФ, к увеличению ВВП в 2021 году на 6% при существенном пандемии в 2020 году по сравнению с уровнем 2019 года (рис. 1).
Рассматривая ситуацию внутри отдельных стран, то следует отметить, прежде всего, результативность Американского плана спасения – прогнозный уровень ВВП превысит уровень до начала пандемии. При этом, ситуация в странах Европейского союза неоднозначна на фоне применения новых пакетов санкций, низкого уровня вакцинации населения и результативность новых стимулирующих мер по восстановлению экономику только к концу 2021 года позволит получить эффект [6].
На фоне данных тенденций объемы производства по результатам 2021 года планируются ниже данных 2019 года (на 2,3%). В свое время в Китае за счет введения активных государственных мер по сдерживанию пандемии COVID-19, темпы роста экономики имеют устойчивую тенденцию к росту за счет увеличения внутреннего спроса и оперативного реагирования на мировую ситуацию [7].
Пандемия коронавируса затронула все без исключения сегменты экономики, в частности, в секторе энергетики падение спроса составило более 4% по сравнению к уровню 2020 года, что наглядно представлено в таблице 1.
Рис. 1. Изменение уровня мирового ВВП за 1998-2020 гг., % Источник: Информация международного энергетического агентства
Таблица 1
Изменение спроса на энергоресурсы на мировом рынке, % [8]
Страна |
2019/2020 г. |
2020/2021 г. |
2019/2021 г. |
Китай |
3,7 |
7,8 |
11,8 |
Индия |
-1,8 |
8,2 |
6,2 |
Северная Америка |
-3,5 |
2,3 |
-1,3 |
Африка |
-1,4 |
2,1 |
0,7 |
Европа |
-3,5 |
-0,5 |
3,1 |
Остальные страны мира |
-2,2 |
2,9 |
0,7 |
В мире |
-0,9 |
4,5 |
3,5 |
Как видим, на протяжении последних трех лет, только в Китае прослеживается устойчивая тенденция к росту потребности в энергоресурсах – 11,8% к уровню 2019 гг. Наиболее стремительный рост в целом за анализируемый период наблюдается в Индии (6,32%), странах Европы (3,1%), в то время, как в целом в мире тренд отмечен на уровне 3,5%.
На основе предварительных оценок международного энергетического агентства, рост спроса за счет принятия комплекса мер поддержки экономики, произойдет в США на 2%, в Германии, Франции, Италии и Испании на 3%, Японии – на 1%, странам Юго-Восточной Азии – на 5% по сравнению с уровнем 20250 года [8].
На мировом рынке наблюдается положительная траектории производства электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которая приведет удовлетворению почти половины прироста потребностей (табл. 2).
Можно говорить о том, что для современной энергетической политики развитых стран свойственен вектор биоэнергетики, о чем свидетельствует постоянный рост НИОКР (например, в 2020 году общий размер вложений составил 22,5 млрд долл.) [9].
По результатам за 2020 год общий объем НИОКР в области низкоуглеродной энергетики составил 26,6 млрд долл., что превышает уровень 2015 года на 5,5 млрд долл. или на 26,1% (табл. 3).
Рассматривая структуру вложений в низкоуглеродную энергетику на мировом рынке, следует сказать, что наибольший удельный вес приходится на страны Северной Америки и Европы. Следует констатировать, что по всем рассматриваемым странам наблюдается рост финансирования: по Северной Америке – на 34,3%, Японии, Корее, Австралии и Новой Зеландии – на 15,6%, Европе – на 14,7%, Китаю – в 1,6 раза, за исключением снижения вложений по остальным странам, хотя и незначительно.
Из официальной статистической информации международной энергетической ассоциации, размеры исследований на низкоуглеродную энергетику в мире в 2020 году составили 21,6 млрд долларов США и за последние три десятилетия увеличились на 82,2%, что и видно на рисунке 2.
Таблица 2
Изменение производства энергии на основе ВИЭ в мире, тВ/ч [8]
Вид энергии |
2019/2020 г. |
2020/2021 г. |
Солнечная энергия |
153 |
145 |
Ветровая энергия |
175 |
275 |
Биотопливо |
40 |
72 |
Водород |
114 |
140 |
Уголь |
-437 |
476 |
Газ |
-101 |
58 |
Ядерная энергия |
-105 |
51 |
Нефть |
-35 |
-19 |
Таблица 3
Динамика государственного бюджета НИОКР в области низкоуглеродной энергетики в мире, 2015-2020 гг. [9]
Страны мира |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Северная Америка |
7,0 |
6,9 |
7,0 |
8,1 |
8,5 |
9,4 |
Япония, Корея, Австралия и Новая Зеландия |
3,2 |
3,1 |
3,2 |
3,7 |
3,6 |
3,7 |
Европа |
7,5 |
7,3 |
8,0 |
8,0 |
8,9 |
8,6 |
Китай |
2,5 |
2,4 |
3,2 |
3,8 |
4,1 |
4,0 |
Остальные страны мира |
0,9 |
0,7 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
Итого в мире |
21,1 |
20,4 |
22,2 |
24,4 |
25,9 |
26,6 |
Рис. 2. Динамика финансирования НИОКР в сфере низкоуглеродной энергетики в странах-членах МЭА, 1974-2020 гг., млрд долл. США [9]
Таблица 4
Группы стран по уровню размера НИОКР в расчете на 1 тыс. ВВП [9]
Диапазон оценок |
|||
[0,03;0,2] |
[0,2;0,4] |
[0,41;0,59] |
[≥0,59] |
Мексика (0,03) Австралия (0,06) Ирландия (0,07) Турция (0,08) Испания (0,08) Словакия (0,1) Эстония (0,11) Новая Зеландия (0,11) Болгария (0,12) Польша (0,12) |
Португалия (0,24) Италия (0,26) Корея (0,34) Нидерланды (0,35) Германия (0,36) Австрия (0,38) |
Великобритания (0,41) Греция (0,42) США (0,42) Литва (0,44) Дания (0,46) Швеция (0,46) Франция (0,51) Бразилия (0,53) Швейцария (0,56) |
Япония (0,59) Финляндия (0,61) Канада (0,62) Бельгия (0,64) Норвегия (1,1) |
I группа |
II группа |
III группа |
IV группа |
Этому способствует изменение направленности политики развитых стран в сторону биоэнергетики, что в результате приведет к сокращению выброса углекислого газа в атмосферу и способствует снижению влияния различных экологических рисков.
Проводя межстрановый анализ размера НИОКР в расчете на единицу ВВП, нами были выделены четыре группы стран (таблица 4).
I группа стран является самой многочисленной, с диапазоном оценок от 0,03 до 0,12. Причем одинаковые значения свойственны для двух замыкающих стран- Болгарии и Польши. К явным аутсайдерам можно отнести Мексику, Австралию, Ирландию, Турцию и Испанию, показатель в которых меньше 0,1.
К странам второй группы относятся 6 стран, лидером среди которых является Австрия (0,38), а замыкает группу Португалия (0,24).
В третью группу стран входят государства со значением показателя от 0,41 до 0,56. Лидером данной группы является Швейцария (0,56), а наименьшее значение показателя в группе свойственно для Великобритании (0,41).
Среди стран – лидеров по уровню размера НИОКР в расчете на 1 тыс. ВВП следует отметить Норвегию (1,11), Бельгию (0,64), Канаду (0,62), Финляндию (0,61), Японию (0,59) [9].
Рассматривая направления совершенствования энергетической политики следует, на наш взгляд, на уровне отдельно-взятых государств более детально подходить к совершенствованию действующей системы оперативного выявления макроэкономических угроз, а также прогнозированию их последствий на уровень развития отдельных отраслей и социально- экономическое положение страны в целом.
Рис. 3. Предлагаемый механизм корректировки энергетической политики государства Источник: предложено авторами
Всю совокупность факторов, определяющих современные тенденции в энергетическом секторе необходимо детализировать на группы и систематизировать макроэкономические угрозы в разрезе каждой из групп для оценки вероятности наступления шоковых событий с целью их устранения или выработки инструментов, направленных на снижение их последствий (рис. 3).
Представленный механизм корректировки энергетической политики государства может быть дополнен приемами экономико-математического моделирования, что позволит получить прогнозные значения социально-экономических показателей на основе метода сценариев.
Для совершенствования энергетической политики необходимо рассматривать современные инновационные возможности, например, возможности перехода на альтернативные виды электроэнергии, но с обязательным условием, оценки социально-экономических и экологических потребностей.
При этом, обязательным условием является проведение систематического мониторинга всей совокупности стресс-факторов, определяющих ситуацию в отрасли, что может быть реализовано на основе современных цифровых платформ.
Таким образом, можно сказать о том, что вопросы энергетической политики относятся к приоритетным направлениям развития государства и требуется особый подход к управлению с целью оперативного реагирования на тенденции мирового рынка.