Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

1 1 1 1 1 1
1
-

Введение

Для успешной внешнеэкономической деятельности регионов на данный момент стратегически важным является пристальное внимание к экспорту продукции. Экспорт, в стабильном развитии характеризует субъекты рынка как конкурентоспособные, владеющие определенным набором компетенций и усиливающие свой инновационный потенциал. Взаимовыгодный обмен для хозяйствующих субъектов способствует интернационализации бизнеса, повышению узнаваемости бренда производимой продукции на мировом рынке, притоку иностранных инвесторов и капитала для производства конкурентоспособной экспортоориентированной продукции.

Республика Калмыкия, в отличие от Краснодарского и Волгоградского края, Астраханской области и других представителей ЮФО с мощным экспортным потенциалом, в последнее время малоэффективна и находится на нижних позициях в структуре совокупного экспорта. Объяснением этому является совокупность причин, для устранения которых республике крайне необходимо разрабатывать собственную стратегию развития внешнеэкономической деятельности и поддержки экспорта.

Цель исследования заключается в определении перспектив внешнеэкономической деятельности Республики Калмыкия

Материал и методы исследования

Методология проведенного исследования основана на системном подходе. В качестве инструмента исследования использовались методы диалектики и синергетики, предметно-логического, функционального и ситуационного анализа, экономико-статистического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Одним из основных доходообразующих сегментов народного хозяйства в Калмыкии является АПК, предоставляющий наибольшее количество рабочих мест для населения. В отрасли сельского хозяйства занято более 22,5% от общей численности занятых в экономике, задействована примерно десятая часть основных производственных фондов и создается до 31,6% валового регионального продукта. За счет продукции сельского хозяйства формируется более двух третей всего фонда товаров народного потребления.

По состоянию на 01.04.2018 г. сельскохозяйственным производством занимаются 80 сельскохозяйственных предприятия, 3466 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 60 тысяч личных подсобных и индивидуальных хозяйств населения, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции.

При этом республика имеет земельный фонд, распределение и назначение которого во многом обусловлено характером рельефа и почвенно-климатическими условиями. По состоянию на 1 января 2017 г. площадь земель сельскохозяйственного назначения в Республике Калмыкия составила 6929,9 тыс. га. По сравнению с 2015 годом площадь земель сельскохозяйственного назначения в целом увеличилась на 12,4 тыс. га за счет земель запаса. В структуре земель сельскохозяйственного назначения наибольшую долю от общей площади данной категории составляют сельскохозяйственные угодья – 87 % или 6028,6 тыс. га.

Динамика роста объёма производства сельскохозяйственной продукции за десять лет имела поступательную тенденцию как результат реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Калмыкия на 2013 – 2020 годы (табл., рис. 1).

За 2017 год объем валовой продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств составил 25 897,8 млн. рублей или 101,1% в сопоставимой оценке к уровню 2016 года. По состоянию на 01.06.2018 г. производство валовой продукции за январь-май 2018 года в хозяйствах всех категорий составило 5096,0 тыс. рублей.

Динамика и структура валовой продукции в хозяйствах всех категорий

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Хозяйства всех категорий

9684,4

10294,3

11131,2

14029,6

15654

18880,6

20022,8

21072,8

25157,6

25897,7

Сельскохозяйственные предприятия

1115,1

2461,3

2077,8

2844,2

2243,9

2405,5

2501,4

2948,5

3410

3509,6

Хозяйства населения

4663,4

5505,5

6026,7

7069,2

8779,8

10611,6

11932,1

11650,6

13922,8

14026

Крестьянские (фермерские) хозяйства

2630,6

2327,5

3026,7

4116,2

4630,3

5863,5

5589,3

6473,7

7824,8

8362,1

Doc23.pdf

Рис. 1. Динамика валовой продукции сельского хозяйства в РК

Doc24.pdf

Рис. 2. Численность КРС и МРС в РК

На динамику валового объема производства продукции сельского хозяйства повлияло увеличение производства продукции животноводства и растениеводства.

Животноводство было и остается стратегической отраслью сельского хозяйства Республики Калмыкия, на его долю приходится более 80% производства валовой продукции. Состояние развития животноводства республики за период 2008-2017 гг характеризуется следующими показателями (рис. 2).

В 2017 году численность крупного рогатого скота по сравнению с 2008 годом выросла на 34% (на 112,9 тыс. голов). Поголовье овец и коз выросло на 6% (146,5 тыс. голов).

Динамика численности крупного рогатого скота показывает, что наибольший рост наблюдался в период с 2010 по 2015 г. г.

Снижение поголовья скота предыдущие два года стало следствием ряда причин:

– диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и продукцию промышленности (ГСМ, техника, оборудование);

– добровольный или заявительный характер учета поголовья (в том числе в личных подсобных хозяйствах, которым в 2011 г. выдавались субсидии на закупку кормов);

– штрафные санкции при превышении норм нагрузки скота на пастбища.

Кроме выше перечисленного, косвенную роль сыграло распространение в 2016 году нового заболевания крупного рогатого скота – нодулярного дерматита. В результате многие хозяйства республики ликвидировали поголовье, не имея уверенности в эффективности профилактической вакцинации.

В структуре поголовья скота традиционно на хозяйства населения приходится: крупного рогатого скота (43,6%), овец и коз (40,4%). В крестьянских (фермерских) хозяйствах сконцентрировано 40,1% крупного рогатого скота и 39,5% овец и коз.

Основными продуктами животноводства является производство крупного рогатого скота на убой (в убойном весе) а также овец и коз на убой (в убойном весе), тыс. тонн.

В целом, объем производства скота и птицы на убой (в убойном весе) за десятилетний период вырос в 1,7 раз. С 37,8 тыс. тонн в 2008 году до 64,14 тыс. тонн в 2017 году. Рост произошел преимущественно за счет увеличения производства мяса КРС в 2,2 раза или 20,9 тыс. тонн ежегодно, а также за счет роста производства баранины в 1,7 раз или на 9,3 тыс. тонн в год.

Тенденции роста сельскохозяйственного производства также были обусловлены вводом в эксплуатацию следующих инвестиционных проектов:

– строительство мясоперерабатывающего комплекса в Сарпинском районе ООО Митеко. Стоимость проекта составила 170,0 млн. рублей, проектная мощность 2 510 тонн в год;

– строительство ООО «Арлтан» в п. Яшкуль скотоубойного цеха мощностью 10 тонн готовой продукции в сутки (60 голов КРС или 600 голов мелкого рогатого скота). Общая стоимость проекта – свыше 21,0 млн. рублей, из них государственная поддержка составила 3,9 млн. рублей.

Важным фактором будущего развития отрасли является применение интенсивных технологий выращивания и откорма молодняка КРС, которое полностью зависит от организации кормопроизводства и уровня обеспеченности поголовья кормами.

Приоритетные направления отрасли:

- развитие импортозамещающих подотраслей сельского хозяйства, включая овощеводство и плодоводство;

- экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия по мере насыщения ими внутреннего рынка;

- минимизация логистических издержек и оптимизация других факторов, определяющих конкурентоспособность продукции с учетом рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности по зонам и регионам страны в рамках вступления в ВТО;

- в сфере производства – скотоводство (производство молока и мяса) как системообразующая подотрасль, использующая конкурентные преимущества республики, в первую очередь наличие значительных площадей сельскохозяйственных угодий;

- в экономической сфере – повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- в социальной сфере – устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

- в сфере развития производственного потенциала – мелиорация земель сельскохозяйственного назначения, введение в оборот неиспользуемой пашни и других категорий сельскохозяйственных угодий;

- в институциональной сфере – развитие интеграционных связей в агропромышленном комплексе и формирование продуктовых подкомплексов, а также территориальных кластеров;

- в научной и кадровой сферах – обеспечение формирования инновационного агропромышленного комплекса.

Развитие агропромышленного комплекса республики в ближайшей перспективе необходимо направить на:

- увеличение объемов производства высококачественной говядины за счет интенсификации мясного скотоводства;

- строительство новых и модернизацию имеющихся предприятий по переработке продукции животноводства.

Увеличение объемов производства высококачественной говядины подразумевает решение следующих задач:

1) расширение кормовой базы для обеспечения поголовья скота высококачественными кормами в необходимом объёме. Для этого необходимо:

– залужение неиспользуемой малопродуктивной и малоценной пашни на площади до 100 тыс. га (необходимый объём финансирования – 450,0 млн. руб.);

– коренное улучшение пастбищ на площади 500,0 тыс. га (необходимый объём финансирования – 2 500,0 млн. руб.);

– ввод в эксплуатацию 20,0 тыс. га земель регулярного и инициативного орошения, проведение реконструкции земель лиманного орошения на площади 40,0 тыс. га (необходимый объём финансирования – 284,0 млн. руб. в год).

2) Организация интенсивного доращивания и откорма молодняка сельскохозяйственных животных.

На сегодняшний день численность маточного поголовья КРС в республике составляет 325,3 тыс. голов. При этом есть возможность довести численность молодняка крупного рогатого скота на откорме до 150,0 тыс. голов и получить не менее 60,0 тыс. тонн высококачественной говядины.

Стратегической целью развития сельского хозяйства до 2030 года является превращение Республики Калмыкии в высокотехнологичный экспортно-ориентированный сельскохозяйственный регион.

За период 2011 по 2017 годы внешнеэкономическую деятельность в сельском хозяйстве Республики Калмыкия вели 15 хозяйствующих субъектов, включающих как различные хозяйственные общества, фермерские хозяйства так и индивидуальных предпринимателей. В настоящее время в республике разработан ряд мероприятий направленных на поддержание роста сельскохозяйственных животных. Важным и значимым событием в животноводческой отрасли республики в рассматриваемом периоде стало утверждение в 2015 году Советом по селекционным достижениям нового заводского типа крупного рогатого скота калмыцкой породы – «Айта», выведенной в ООО ПЗ «Агробизнес» Целинного района Республики Калмыкия.

Крупными сельскохозяйственными предприятиями, специализирующимися на производстве продукции животноводства, являются АО Племзавод «Улан-Хееч» Яшкульского района (племенной завод по разведению грозненской породы овец, а также племенной репродуктор по разведению крупного рогатого скота калмыцкой породы), АО ПЗ им. А. Чапчаева (племенной завод по разведению крупного рогатого скота калмыцкой породы), СПК ПЗ «Первомайский» Черноземельского района (племенной завод по разведению грозненской породы овец и племенной репродуктор крупного рогатого скота калмыцкой породы), СПК ПР «Полынный» Юстинского района (племенной репродуктор по разведению каракульской породы овец, также генофондное хозяйство по разведению калмыцкой породы лошадей).

Животноводческая продукция, производимая этими предприятиями, пользуется достаточно высоким спросом, как на российском рынке, так и за пределами страны. Это обусловлено высоким качеством и экологичностью производимой продукции, благодаря отсутствию вредных производств на территории республики. На данный момент бренд «Калмыцкое мясо» хорошо узнаваем среди потребителей.

Продажа племенных животных, в том числе овец Калмыцкой породы также может стать одним из высокорентабельных производств. Особенность калмыцких овец в их неприхотливости, высокой продуктивности и отличных вкусовых качествах баранины.

Страны, импортирующие продукцию из республики, показаны на рисунке 3.

Doc25.pdf

Рис. 3. Страны-импортеры и виды продукции

Так, в Армению осуществлялась поставка овец. В Азербайджан, Грузию, Казахстан и Южную Осетию – крупно-рогатый скот. Латвия и Монголия это одни из основных покупателей лошадей Ахалтекинской породы, выращиваемых калмыцкими товаропроизводителями. Экспорт сельскохозяйственной продукции на этот период был представлен КРС, овцами и лошадьми. Отдельные хозяйства экспортировали козий пух и говядину.

На рисунках 4 и 5 показана динамика экспорта сельхозтоваропроизводителями Республики Калмыкия в страны СНГ и ближнего зарубежья.

Резкое ухудшение эпизоотической ситуации по нодулярному дерматиту сельхозживотных также оказало негативное воздействие на объем экспорта к 2017 году. В 2017 г. экспортная поставка 354 голов крупно-рогатого скота была произведена только в Грузию обществом с ограниченной ответственностью «Агробизнес».

Существенный вклад в экспортный компонент экономики региона в республике вносят субъекты малого и среднего предпринимательства. Среди компаний – экспортеров, выступающих ключевыми участниками экспортной деятельности в республике за период 2011 – 2017г.г. значатся: СПК «Цаган-Усн», СПК «Эрдниевский», ОАО ПЗ им. Чапчаева, ООО «Агробизнес», ООО «Агрофирма Адучи» и др.

При рассмотрении экспортного потенциала республики был составлен перечень потенциальных экспортеров сельскохозяйственной продукции. В данный перечень вошли 20-ть предприятий расположенных в 3-х хозяйственных зонах республики.

В Западной зоне 1 хозяйствующий субъект – СПК «Новая Победа».

Doc26.pdf

Рис. 4. Динамика экспорта сельхозживотных (в нат. изм.)

Doc27.pdf

Рис. 5. Динамика экспорта сельхозпродукции (кг)

В Центральной зоне 9 хозяйств: АО ПЗ им. А.Чапчаева, АО «Сарпа», СПК «Ханата», СПК «Плодовитое», ООО «КФХ «Альтаир», ООО «АФ Уралан», ООО «АФ ПИК ПЛЮС», ООО «Агробизнес», ООО «Агрофирма Адучи».

В Восточной зоне 10 предприятий: АО племзавод «Улан-Хееч», НАО ПЗ «Кировский», СПК «Цаган-Усн 1», СПК «Эрдниевский», СПК «Харба», СПК «Полынный», СПК «Юста», СПК ПЗ «Первомайский», АО ПЗ «Черноземельский», СПК «Улан-Хол».

Несмотря на различное территориальное размещение и специализацию, эти предприятия испытывают одни и те же трудности:

1. Высокие экспортные затраты при продвижении продукции на зарубежные рынки;

2. Юридические сложности при оформлении экспортных операций;

3. Недостаточная компетентность и информированность работников при осуществлении внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов;

4. Не достаточно развитая транспортно-логистическая инфраструктура республики.

В тоже время, необходимо учитывать такие тренды современного развития:

1. Расширение мирового рынка несырьевой продукции, включая продовольствие;

2. Повышение привлекательности российской продукции в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Южной Азии, Латинской Америки и некоторых стран Восточной Европы;

3. Цифровизация и относительная прозрачность проведения международных сделок. Расширение каналов сбыта за счет электронных площадок и привлечения инновационных технологий;

4. Стремление российских производителей к охвату международных рыночных сегментов и увеличению объемов экспорта.

На основании вышеперечисленных ключевых проблем и трендов современного развития, выделим приоритетные задачи и мероприятия по оптимизации экспорта в Республике Калмыкия:

1. Снижение экспортных затрат хозяйствующих субъектов при продвижении продукции на зарубежные рынки:

- помощь товаропроизводителям республики в привлечении государственной финансовой поддержки.

2. Преодоление административных барьеров, сдерживающих экспортную деятельность в регионе:

- Мониторинг барьеров, сдерживающих экспортную деятельность в регионе;

- Организация круглых столов с привлечением представителей федеральных органов власти по решению проблем экспорта в регионе;

- Консультативная поддержка предприятий, ведущих экспортную деятельность по подготовке документации по экспортной деятельности контролирующим органам;

- Проведение на сайтах kalmykia invest.com и mcx.rk08.ru форумов B2B и B2G (взаимосвязь экспортеров между собой и с представителями власти по проблемам, сдерживающим экспортную деятельность в регионе).

3. Построение международной системы сбыта продукции:

- Создание на территории республики экспортного кооператива, способствующего эффективному продвижению региональной продукции на международный рынок;

- Продвижение продукции через инновационные каналы сбыта продукции. Расширение объемов электронной коммерции;

- Увеличение количества проводимых в Республике Калмыкия международных выставок и ярмарок для брендирования региональной продукции и ее узнаваемости на международных рынках;

- Учет экспортоориентированных организаций по степени их подготовки к экспортной деятельности (потенциальные и реальные). Предоставление информации по предприятиям, ориентированным на экспорт в виде электронных портфолио на едином портале Республики Калмыкия.

4. Увеличение мирового и странового рыночного сегмента региональным экспортом:

- Организация эффективной коммуникации с российскими и зарубежными торговыми представительствами, центрами науки и культуры. Увеличение количества взаимосвязей с иностранными посольствами по вопросам экспорта;

- Включение представителей организаций-экспортеров в состав официальных делегаций Правительства Республики Калмыкия за рубеж, в том числе возглавляемых высшими должностными лицами Республики Калмыкия;

- Проведение дней международного бизнеса в Республике Калмыкия;

- Организация бизнес-миссий за рубеж с участием экспортеров Республики Калмыкия;

5. Повышение квалификации работников предприятий, ведущих или планирующих экспортную деятельность. Повышение уровня их информационной обеспеченности в сфере экспортной деятельности.

Выводы

Оценка социально-экономического развития Республики Калмыкия позволяет констатировать, что имеющийся административный, экономический и социальный потенциал региона используется не в полной мере. Отрицательная динамика экспорта и импорта свидетельствует о неэффективности внешнеэкономической деятельности Республики Калмыкия, которая при должном развитии, может стать одним из основных драйверов роста экономики региона, учитывая его выгодное приграничное положение.

Внешнеэкономическое сотрудничество региона может и должно создавать благоприятные условия для достижения поставленных общих стратегических целей. Однако при успешной в целом деятельности в исследуемой сфере еще не выработаны окончательные и четкие методические ориентиры формирования стратегии ВЭД региона и его внешнеэкономической политики. В связи с этим необходим переход от управления внешнеэкономической деятельностью как самостоятельным объектом хозяйствования к управлению ей как составной частью общей стратегии регионального развития.

Главная задача стратегии внешнеэкономического сотрудничества состоит в поддержании таких взаимоотношений между национальной экономической системой и ее окружением, которые позволяют добиваться поставленных целей, соответствуют внутренним возможностям и внешним требованиям. Основными задачами стратегии развития внешнеэкономической деятельности являются:

  • разработать систему поддержки экспорта, включающую финансовые, организационные, маркетинговые и информационные инструменты;
  • обеспечить рост экспорта сельхоз продукции с высокой добавленной стоимостью;
  • усовершенствовать региональное инвестиционное законодательство и другую нормативную базу в сфере поддержки и привлечения бизнеса;
  • наладить механизм продвижения и реализации инвестиционных проектов;
  • обеспечение открытости экономики субъекта для привлечения внутренних и внешних инвестиций, в том числе от иностранных инвесторов, направленных на структурную перестройку экономики;
  • дальнейшее развитие международного гуманитарного сотрудничества (культура, образование, наука, спорт, экология), в том числе формирующего базу для дальнейшего экономического роста;
  • развитие системы межрегионального транспортного коридора.