Введение
Изучение опыта зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что мировая экономика, в условиях активного внедрения цифровых технологий, становится все более динамичной и конкурентной. Ведущие страны мира дают новый импульс деятельности по инвестированию экономики знаний. Вложения в эту отрасль догоняют по своему объёму инвестиции в основной капитал. Возрастающая роль разработки и внедрения новых технологий требует качественно нового уровня непрерывного, в течение всей жизни, обучения и повышения квалификации. Для повышения эффективности в традиционных для субъектов РФ отраслях производства, развития новых отраслей с целью занятия передовых позиций в новом технологическом укладе, требуется разработка стратегии совершенствования использования знаний. Проводниками идей, по эффективной реализации потенциалов цифровой экономики, выступают креативные, обладающие инновационным мышлением, целеустремленные кадры, неукоснительно следующие положением государственной политики, а не порождающие информационную асимметрию, которая усложняет организационное и экономическое взаимодействие, мешая внедрению инноваций [1, 2].
Авторитетные отечественные ученые-экономисты придерживаются той точки зрения, что экономика представляет собой своеобразную соединительную ткань, обеспечивающую пространственное единство страны. При этом главным заинтересованным лицом в процессе обеспечения комплексного, перспективного развития территорий, выступает государство, а экономика, принимает участие в решении поставленных задач, в качестве ключевой подсистемы, обеспечивающей властные структуры, бизнес-сообщество и социум трудовыми ресурсами, отвечающими современным требованиям. Результаты проводимого исследования призваны способствовать: определению горизонтов технологических изменений; разработке сценариев и перспектив развития; раскрытию необходимых трансформаций в системе управления и выявлению концептуальных положений, раскрывающих роль человеческого капитала в дальнейшем совершенствовании цифровых, информационных и иных технологий [1-5].
Материалы и методы исследования
В ходе исследования применены современные методы качественного анализа, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Комплексный подход позволил применить метод системного, сравнительного анализа статистического, монографического и текстового материала, включая контент-анализ публикаций в СМИ, а также, метод экспертных оценок. Авторы пришли к выводу о том, что подходы сторонников либерализма к процессу формирования системы стратегического планирования социально-экономическим развитием страны являются необоснованными, а высказываемые мнения о переоценке возможностей цифровых технологий и недостаточно полной и объективной оценке существующих рисков, слабо аргументированы и архаичны. Инновационные подходы, как демонстрируют происходящие в глобальном мире изменения, носят активный характер трансформаций, а складывающийся мировой порядок строится на расширении функций государства и переходе к устойчивому экономическому росту, которой может быть обеспечен только благодаря внедрению современных прорывных цифровых технологий и экономической активности государства, бизнеса, социума и граждан. К сожалению, в настоящее время, многие отечественные отрасли, регионы и предприятия отстают в деятельности по внедрению прорывных технологий, что вызвано недостаточной активностью процесса формирования количества и качества трудовых ресурсов, обладающих необходимым объемом компетенций и навыков, низким уровнем конструирования инфраструктуры и ведения НИОКР. Приоритетной задачей выступает инклюзивный экономический рост, охватывающий все население страны на базе реализации «социального тонуса» и полной цифровизации бюджетного процесса.
Результаты исследования и их обсуждение
Сложившаяся ситуация требует новой парадигмы поведения людей, способных принимать и отстаивать реализацию масштабных, инновационных и системных решений. Необходимо обеспечить перевод управления отечественной экономикой из режима функционирования в режим развития. Мировой положительный опыт убедительно демонстрирует, что ответом на внешние и внутренние вызовы, может выступать только интеграция потенциалов государства, бизнес сообществ, социумов и отдельных личностей.
Ответственные работники органов государственной власти должны в полной мере отдавать себе отчет в том, что для создания и реализации перспективных национальных проектов следует использовать российские разработки, но прагматично учитывающие мировые достижения.
Только люди авторитетные, пользующие всесторонним доверием, как со стороны научного сообщества, так и со стороны представителей предпринимательских структур, а также социумов, способны нейтрализовать развернутую компанию, связанную с попытками дискредитации деятельности отечественных органов власти, путем проведения различных идеологических атак и расширения воздействия с применением широкого круга экономических санкций.
Практическое внедрение в реальную социально-экономическую жизнь общества потенциалов цифровой экономики и получение эффективных результатов, позитивно влияющих на совершенствование условий труда и отдыха конкретного человека – вот главные ориентиры для современных государственных служащих.
Отмечая положительные сдвиги в реализации отечественной парадигмы цифровой экономики, следует отметить слабое вовлечение в процесс достижений мировой и отечественной науки. Перспективные идеи не обрели формулировки конкретных целей и задач, а программы лишены конкретики и отличаются декларативным характером. Медленными темпами происходят трансформации принципов, методов и технологии управления. Неоправданная инертность сохраняется в организационных отношениях, инновационные решения, связанные с преобразованиями наблюдаются редко. Эволюция смещения центра тяжести реформ в сфере управления кадрами, по направлению информационно-коммуникационных технологий, персонификации и автоматизации не приобрела прорывного характера.
Продолжается кадровая политика, по инерции переносящая устаревший зарубежный опыт. Проявляется неспособность к принятию самостоятельных инновационных решений, отдается предпочтение копированию существующей практики.
Не найден компромисс между процессами глобализации, стандартизации и рациональным сохранением уникальности, своеобразия особенностей национальной культуры. Игнорируются положения концепции о конвергентном развитии страны, сформулированной, в свое время, академиком А.Д. Сахаровым, связанной с необходимостью использования всего положительного, что было выработано предшествующими периодами [6-8].
С учетом наличия многочисленных проблем в демографической сфере страны, касающихся фактора количества и качества трудовых ресурсов, не проводится целенаправленная работа по сохранению талантливых кадров, игнорируется процесс преобразования политики управления талантами в политику управления потоком талантов.
Не получила развитие система, объединяющая идеи карьерного роста в классическом понимании, с возможностями использования потенциалов «цифровых людей», нацеленная на развитие инновационного мышления кадров, способных креативно мыслить, решать задачи с использованием нетрадиционных подходов, опирающихся на высокие технологии.
Академик РАН Полтерович В.М, выявил ряд проблем, которые способствуют развитию современных кризисных явлений, таких как замедление экономического роста и углубление неравенства. В качестве мер, направленных на нейтрализацию проблем, ученый, опираясь на сформулированную им концепцию коллаборативной демократии, предложил гармоничное развитие взаимоотношений власти и общества, позволяющее активное участие граждан в принятии решений и совершенствование системы управления. Эффективность предлагаемых мер обеспечивается внедрением технологий цифровой экономики и наделением участников отношений необходимым уровнем компетенций и навыков [3].
Член-корреспондент РАН Клейнер Б.Г, сформулировал миссию системной экономики, которая заключается в исполнении роли единой теоретической платформы для развития экономической теории, экономической политики, хозяйственной практики и сферы управления экономикой. Кроме того, определил требования, которые предъявляются к экономике как подсистеме общества, а также продемонстрировал развитие четырехзвенной модели общества, представляющей собой взаимодействие государства, социума, экономики и бизнеса. Выявил качества, которыми должна обладать экономика, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к ней со стороны других подсистем [1, 2].
Президент России, Путин В.В., на заседании Совета Безопасности страны (27 сентября 2021 года) поставил задачи по совершенствованию системы стратегического планирования, используя потенциалы цифровой экономики. Система должная базироваться на соответствующей структуре и механизмах, во главу угла которых, должен быть положен специальный алгоритм, способный корректировать в автоматическом режиме, программы и планы в случае изменения ситуации. На пресс-конференции (23 декабря 2021 года) Президент определил следующие важнейшие драйверы роста страны: сбережение народа, развитие инфраструктуры и повышение производительности труда [9, 10].
Премьер-министр России, Мишустин М.В., в соответствии с поручением Президента, принял документ, регламентирующий систему сбора данных для составления динамических межотраслевых балансов и консолидирующий всю систему управления органами власти с использованием потенциалов цифровой среды [11, 12].
Сальников В., эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), рассматривая меры принимаемые органами власти по совершенствованию системы стратегического планирования, сформулировал следующее мнение. В условиях рынка, автоматизировать процесс внесения данных невозможно, а осуществление подобной работы потребует создать новую науку – статистику, опирающуюся на новые данные и новые методы обработки и формирования сводных аналитических показателей [13].
Коровникова Н.А., старший научный сотрудник ИНИОН РАН, анализируя теоретико-методологические подходы и практическое применение цифровой экономики, делает вывод о том, что стремительное развитие цифровых трансформаций делает данное направление исключительно актуальным. Опыт развитых стран и реализация в отечественной практике программы «Цифровая экономика на 2017-2030 гг.», создает уникальные форматы межведомственного характера, комплексности, поощрения развития предприятий и отраслей, социальной среды поддержки населения. Влияние цифровизации предполагает трансформацию внутренней организационной среды и непрерывное повышение квалификации персонала [14].
Шарко Е.Р., преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, в своем исследовании, объединяет идеи карьерного роста в традиционном проявлении, с потенциалом и возможностями «цифровых людей», обладающих системным мышлением, способностью ставить четкие цели и достигать их. Подобная система, убедительно демонстрирует автор, масштабирует эффективность коллектива, обеспечивая решение самых сложных задач [15].
Коргова М.А., профессор ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, в исследовании отечественной модели кадрового менеджмента, находящейся, по мнению ученого, в стадии развития, отмечает неустойчивый, противоречивый характер ее становления. В работе с персоналом, пока не в полной мере задействована наука, перспективные идеи не переведены на язык конкретных задач, а программы носят декларативный характер [16].
Волконский В.А., профессор ИНП РАН уверен, что в настоящее время, проблема кадрового обеспечения органов отечественной власти, является важнейшей. Для работы во властных структурах, требуется подбирать людей, отличающихся глубоким патриотизмом, креативностью, способностью бороться за свои идеи [17].
Выводы
Современный этап развития мировой экономики, связанный с активным внедрением потенциалов цифровых технологий, выдвигает требование к переосмыслению роли государства, изменению его функций. Органы государственной власти, для решения проблем внедрения инновационных технологий, формирующих новую социально-экономическую среду и перспективную проекцию развития страны, обязаны обеспечить процесс современными управленческими кадрами, наделенными инновационным мышлением и высокими моральными качествами.
Для достижения эффективных конечных результатов, выстраиваемая система привлечения, подготовки и совершенствования кадров, должна опираться на генерацию знаний, непрерывное развитие компетенций, навыков, их фокусирование на деятельности, принося конкретный, практически измеримый результат, повышающий качество жизни конкретных людей и переводящий общество на новый цивилизационный уровень.
Отвечающая современным требованиям, инновационная кадровая политика, должна стать главной несущей конструкцией социально-экономического развития страны. Проводимая политика, безусловно, должна учитывать положительные мировые наработки, в тоже время, должна быть суверенной, что определяется опорой на традиции, отечественный опыт и менталитет.
Базовыми элементами, лежащими в основании, выстраивания кадровой системы, выступают следующие составляющие: структурно-институциональное обеспечение инновационной деятельности; непрерывное совершенствование инновационной инфраструктуры; постоянное обновление и насыщение сферы инноваций высококвалифицированными кадрами.