Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

DESIGNING A PROMISING SYSTEM FOR PROVIDING THE DIGITAL ECONOMY WITH HUMAN RESOURCES

Krutikov V.K. 1, 2 Kosogorova L.A. 2 Dorozhkina T.V. 3 Tatarchenko К.R. 3
1 Kaluga state University. K.E. Tsiolkovsky
2 Institute of Management, Business and Technology
3 Kaluga state University. K.E. Tsiolkovsky
Within the framework of the study of the transformation of the domestic economy and the social sphere, carried out in the conditions of full digitalization of the budget process, which is designed to increase the level of efficiency of public administration, the relevant topic is the provision of all management systems in the digital environment with human resources with modern competencies and skills. According to the authors, the system of national goals formulated in the official document, defined by the presidential decree of July 21, 2020, in which digital transformation is recognized as a priority direction of state policy, can be achieved only if there is the necessary quantity and quality of labor resources with innovative thinking. Based on the results of the conducted research, relying on domestic and foreign positive experience, the authors have developed recommendations related to the establishment of requirements for persons involved, during the passage of public service, in the implementation of specific projects, programs and plans. First of all, it is noted that they have the ability and will to create a balanced, holistic strategic planning system, which is based on a structure that automatically uses algorithms that adequately respond to changes in the socio-economic situation.
human resources management
innovation activity
digital economy
human resources
personnel value
strategic planning system
analytical digital platform

Введение

Изучение опыта зарубежных стран позволяет сделать вывод о том, что мировая экономика, в условиях активного внедрения цифровых технологий, становится все более динамичной и конкурентной. Ведущие страны мира дают новый импульс деятельности по инвестированию экономики знаний. Вложения в эту отрасль догоняют по своему объёму инвестиции в основной капитал. Возрастающая роль разработки и внедрения новых технологий требует качественно нового уровня непрерывного, в течение всей жизни, обучения и повышения квалификации. Для повышения эффективности в традиционных для субъектов РФ отраслях производства, развития новых отраслей с целью занятия передовых позиций в новом технологическом укладе, требуется разработка стратегии совершенствования использования знаний. Проводниками идей, по эффективной реализации потенциалов цифровой экономики, выступают креативные, обладающие инновационным мышлением, целеустремленные кадры, неукоснительно следующие положением государственной политики, а не порождающие информационную асимметрию, которая усложняет организационное и экономическое взаимодействие, мешая внедрению инноваций [1, 2].

Авторитетные отечественные ученые-экономисты придерживаются той точки зрения, что экономика представляет собой своеобразную соединительную ткань, обеспечивающую пространственное единство страны. При этом главным заинтересованным лицом в процессе обеспечения комплексного, перспективного развития территорий, выступает государство, а экономика, принимает участие в решении поставленных задач, в качестве ключевой подсистемы, обеспечивающей властные структуры, бизнес-сообщество и социум трудовыми ресурсами, отвечающими современным требованиям. Результаты проводимого исследования призваны способствовать: определению горизонтов технологических изменений; разработке сценариев и перспектив развития; раскрытию необходимых трансформаций в системе управления и выявлению концептуальных положений, раскрывающих роль человеческого капитала в дальнейшем совершенствовании цифровых, информационных и иных технологий [1-5].

Материалы и методы исследования

В ходе исследования применены современные методы качественного анализа, с использованием информационно-коммуникационных технологий. Комплексный подход позволил применить метод системного, сравнительного анализа статистического, монографического и текстового материала, включая контент-анализ публикаций в СМИ, а также, метод экспертных оценок. Авторы пришли к выводу о том, что подходы сторонников либерализма к процессу формирования системы стратегического планирования социально-экономическим развитием страны являются необоснованными, а высказываемые мнения о переоценке возможностей цифровых технологий и недостаточно полной и объективной оценке существующих рисков, слабо аргументированы и архаичны. Инновационные подходы, как демонстрируют происходящие в глобальном мире изменения, носят активный характер трансформаций, а складывающийся мировой порядок строится на расширении функций государства и переходе к устойчивому экономическому росту, которой может быть обеспечен только благодаря внедрению современных прорывных цифровых технологий и экономической активности государства, бизнеса, социума и граждан. К сожалению, в настоящее время, многие отечественные отрасли, регионы и предприятия отстают в деятельности по внедрению прорывных технологий, что вызвано недостаточной активностью процесса формирования количества и качества трудовых ресурсов, обладающих необходимым объемом компетенций и навыков, низким уровнем конструирования инфраструктуры и ведения НИОКР. Приоритетной задачей выступает инклюзивный экономический рост, охватывающий все население страны на базе реализации «социального тонуса» и полной цифровизации бюджетного процесса.

Результаты исследования и их обсуждение

Сложившаяся ситуация требует новой парадигмы поведения людей, способных принимать и отстаивать реализацию масштабных, инновационных и системных решений. Необходимо обеспечить перевод управления отечественной экономикой из режима функционирования в режим развития. Мировой положительный опыт убедительно демонстрирует, что ответом на внешние и внутренние вызовы, может выступать только интеграция потенциалов государства, бизнес сообществ, социумов и отдельных личностей.

Ответственные работники органов государственной власти должны в полной мере отдавать себе отчет в том, что для создания и реализации перспективных национальных проектов следует использовать российские разработки, но прагматично учитывающие мировые достижения.

Только люди авторитетные, пользующие всесторонним доверием, как со стороны научного сообщества, так и со стороны представителей предпринимательских структур, а также социумов, способны нейтрализовать развернутую компанию, связанную с попытками дискредитации деятельности отечественных органов власти, путем проведения различных идеологических атак и расширения воздействия с применением широкого круга экономических санкций.

Практическое внедрение в реальную социально-экономическую жизнь общества потенциалов цифровой экономики и получение эффективных результатов, позитивно влияющих на совершенствование условий труда и отдыха конкретного человека – вот главные ориентиры для современных государственных служащих.

Отмечая положительные сдвиги в реализации отечественной парадигмы цифровой экономики, следует отметить слабое вовлечение в процесс достижений мировой и отечественной науки. Перспективные идеи не обрели формулировки конкретных целей и задач, а программы лишены конкретики и отличаются декларативным характером. Медленными темпами происходят трансформации принципов, методов и технологии управления. Неоправданная инертность сохраняется в организационных отношениях, инновационные решения, связанные с преобразованиями наблюдаются редко. Эволюция смещения центра тяжести реформ в сфере управления кадрами, по направлению информационно-коммуникационных технологий, персонификации и автоматизации не приобрела прорывного характера.

Продолжается кадровая политика, по инерции переносящая устаревший зарубежный опыт. Проявляется неспособность к принятию самостоятельных инновационных решений, отдается предпочтение копированию существующей практики.

Не найден компромисс между процессами глобализации, стандартизации и рациональным сохранением уникальности, своеобразия особенностей национальной культуры. Игнорируются положения концепции о конвергентном развитии страны, сформулированной, в свое время, академиком А.Д. Сахаровым, связанной с необходимостью использования всего положительного, что было выработано предшествующими периодами [6-8].

С учетом наличия многочисленных проблем в демографической сфере страны, касающихся фактора количества и качества трудовых ресурсов, не проводится целенаправленная работа по сохранению талантливых кадров, игнорируется процесс преобразования политики управления талантами в политику управления потоком талантов.

Не получила развитие система, объединяющая идеи карьерного роста в классическом понимании, с возможностями использования потенциалов «цифровых людей», нацеленная на развитие инновационного мышления кадров, способных креативно мыслить, решать задачи с использованием нетрадиционных подходов, опирающихся на высокие технологии.

Академик РАН Полтерович В.М, выявил ряд проблем, которые способствуют развитию современных кризисных явлений, таких как замедление экономического роста и углубление неравенства. В качестве мер, направленных на нейтрализацию проблем, ученый, опираясь на сформулированную им концепцию коллаборативной демократии, предложил гармоничное развитие взаимоотношений власти и общества, позволяющее активное участие граждан в принятии решений и совершенствование системы управления. Эффективность предлагаемых мер обеспечивается внедрением технологий цифровой экономики и наделением участников отношений необходимым уровнем компетенций и навыков [3].

Член-корреспондент РАН Клейнер Б.Г, сформулировал миссию системной экономики, которая заключается в исполнении роли единой теоретической платформы для развития экономической теории, экономической политики, хозяйственной практики и сферы управления экономикой. Кроме того, определил требования, которые предъявляются к экономике как подсистеме общества, а также продемонстрировал развитие четырехзвенной модели общества, представляющей собой взаимодействие государства, социума, экономики и бизнеса. Выявил качества, которыми должна обладать экономика, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к ней со стороны других подсистем [1, 2].

Президент России, Путин В.В., на заседании Совета Безопасности страны (27 сентября 2021 года) поставил задачи по совершенствованию системы стратегического планирования, используя потенциалы цифровой экономики. Система должная базироваться на соответствующей структуре и механизмах, во главу угла которых, должен быть положен специальный алгоритм, способный корректировать в автоматическом режиме, программы и планы в случае изменения ситуации. На пресс-конференции (23 декабря 2021 года) Президент определил следующие важнейшие драйверы роста страны: сбережение народа, развитие инфраструктуры и повышение производительности труда [9, 10].

Премьер-министр России, Мишустин М.В., в соответствии с поручением Президента, принял документ, регламентирующий систему сбора данных для составления динамических межотраслевых балансов и консолидирующий всю систему управления органами власти с использованием потенциалов цифровой среды [11, 12].

Сальников В., эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), рассматривая меры принимаемые органами власти по совершенствованию системы стратегического планирования, сформулировал следующее мнение. В условиях рынка, автоматизировать процесс внесения данных невозможно, а осуществление подобной работы потребует создать новую науку – статистику, опирающуюся на новые данные и новые методы обработки и формирования сводных аналитических показателей [13].

Коровникова Н.А., старший научный сотрудник ИНИОН РАН, анализируя теоретико-методологические подходы и практическое применение цифровой экономики, делает вывод о том, что стремительное развитие цифровых трансформаций делает данное направление исключительно актуальным. Опыт развитых стран и реализация в отечественной практике программы «Цифровая экономика на 2017-2030 гг.», создает уникальные форматы межведомственного характера, комплексности, поощрения развития предприятий и отраслей, социальной среды поддержки населения. Влияние цифровизации предполагает трансформацию внутренней организационной среды и непрерывное повышение квалификации персонала [14].

Шарко Е.Р., преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова, в своем исследовании, объединяет идеи карьерного роста в традиционном проявлении, с потенциалом и возможностями «цифровых людей», обладающих системным мышлением, способностью ставить четкие цели и достигать их. Подобная система, убедительно демонстрирует автор, масштабирует эффективность коллектива, обеспечивая решение самых сложных задач [15].

Коргова М.А., профессор ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ, в исследовании отечественной модели кадрового менеджмента, находящейся, по мнению ученого, в стадии развития, отмечает неустойчивый, противоречивый характер ее становления. В работе с персоналом, пока не в полной мере задействована наука, перспективные идеи не переведены на язык конкретных задач, а программы носят декларативный характер [16].

Волконский В.А., профессор ИНП РАН уверен, что в настоящее время, проблема кадрового обеспечения органов отечественной власти, является важнейшей. Для работы во властных структурах, требуется подбирать людей, отличающихся глубоким патриотизмом, креативностью, способностью бороться за свои идеи [17].

Выводы

Современный этап развития мировой экономики, связанный с активным внедрением потенциалов цифровых технологий, выдвигает требование к переосмыслению роли государства, изменению его функций. Органы государственной власти, для решения проблем внедрения инновационных технологий, формирующих новую социально-экономическую среду и перспективную проекцию развития страны, обязаны обеспечить процесс современными управленческими кадрами, наделенными инновационным мышлением и высокими моральными качествами.

Для достижения эффективных конечных результатов, выстраиваемая система привлечения, подготовки и совершенствования кадров, должна опираться на генерацию знаний, непрерывное развитие компетенций, навыков, их фокусирование на деятельности, принося конкретный, практически измеримый результат, повышающий качество жизни конкретных людей и переводящий общество на новый цивилизационный уровень.

Отвечающая современным требованиям, инновационная кадровая политика, должна стать главной несущей конструкцией социально-экономического развития страны. Проводимая политика, безусловно, должна учитывать положительные мировые наработки, в тоже время, должна быть суверенной, что определяется опорой на традиции, отечественный опыт и менталитет.

Базовыми элементами, лежащими в основании, выстраивания кадровой системы, выступают следующие составляющие: структурно-институциональное обеспечение инновационной деятельности; непрерывное совершенствование инновационной инфраструктуры; постоянное обновление и насыщение сферы инноваций высококвалифицированными кадрами.